Меры налоговой поддержки бизнеса в период коронавирусной пандемии
В настоящее время экономика Узбекистана, как и большинства других стран мира, развивается в условиях неопределенности. С одной стороны, это связано с влиянием новой коронавирусной пандемии, с другой – введением вынужденных ограничений, сдерживающих развитие бизнеса.
Надежды на быструю победу над COVID-19 не оправдались ни в одной стране. В Узбекистане также после ослабления карантина с 10 мая по 9 июля т.г. вновь количество выявленных случаев этой болезни стало расти. Поэтому, с 10 июля по 1 августа решением Специальной комиссии по борьбе с коронавирусом вновь введены ограничительные меры, которые касаются в основном сферы услуг, общественного питания, т.е., отраслей, в которых имеет место большое скопление людей. В настоящее время эти меры продлены до 15 августа[1].
Очевидно, что в ближайшие месяцы, а может быть и годы, экономике придется трансформироваться и приспосабливаться к новым реалиям, а правительству принимать гибкие решения по открытию или закрытию отдельных рынков в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Важными задачами государства на текущем этапе развития экономики является недопущение неконтролируемого роста заболеваемости, и, одновременно, поддержка бизнеса в трудное для страны время. На ослабление коронавирусной пандемии нацелено и действие Указа Президента Узбекистана от 25 июля 2020 года[2]. Развитие малого бизнеса в республике входит в число 8 приоритетных направлений для дальнейшего роста национальной экономики[3].
В целях поддержки бизнеса правительством и ключевыми регуляторами задействован широкий арсенал экономических инструментов, включая механизмы налогообложения. Не успев пройти глубокую апробацию, налоговые инструменты постоянно корректируются в зависимости от изменения ситуации в экономике. Сейчас в условиях действия жесткого карантина настало время для поиска и введения новых, более эффективных налоговых стимулов для поддержки малого предпринимательства. В целях обоснованного выбора наиболее действенных рычагов целесообразно рассмотреть, как развивалась налоговая реформа, оценить ее последствия для бизнеса до пандемии и в условиях вынужденных ограничений.
Влияние пандемии на бизнес и принятые меры для его поддержки
С середины марта т.г. на экономику Узбекистана стало оказывать негативное влияние коронавирусной пандемии COVID-19. Рост заболеваемости, а также введенные вынужденные ограничения – стали шоком для всех отраслей и сфер, в том числе – для бизнеса.
В апреле 2020 г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, спад промышленного производства оценивался в размере 28%, в сфере услуг - 39%, экспорта - 23%. По состоянию на 20 апреля т.г. из 380 211 действующих хозяйствующих субъектов из-за карантина не работали на полную мощность 189 239 или около 50% от всех предприятий.
Учитывая нарастание в экономике негативных тенденций, государство с самого начала приняло активную позицию по смягчению последствий коронавируса и поддержке экономики, бизнеса и населения. Так, с марта по июнь 2020 г. в республике было принято 14 указов и постановлений главы государства. В результате более 500 тыс. субъектов предпринимательства и свыше 8 млн. граждан получили льготы в размере 30 трлн сумов[4].
Отраслям экономики было предоставлено 2,3 трлн сумов налоговых льгот и выделено из Антикризисного фонда на их поддержку 3,6 трлн сумов (около 370 млн. долл.США). Эти средства были направлены на минимизацию ущерба для экономики, и в первую очередь, малого и среднего бизнеса. Предприятия этой сферы производят 54% ВВП и обеспечивают 76% занятости в экономике.
Для малого бизнеса были использованы следующие инструменты:
- сокращение ставки социального налога для всех предприятий малого бизнеса с 12% до 1% с 1 мая по 1 июля т.г. (согласно Указа Президента от 20.07.2020 г. № УП-6029 данная льгота продлена до 31.12.2020 г.);
- освобождение (списание за апрель и май месяцы) от налога на имущество и налога на землю субъектов малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и многих предприятий сферы услуг на период июнь-август т.г. (продлено до 31.12.2020 г.);
- списание пени и штрафов по налогам на имущество и землю по состоянию на 15 мая т.г., образовавшиеся с 1 января 2020 года, отсрочка по уплате таможенной пошлины и акцизного налога, взимаемых при ввозе товаров за исключением потребительских товаров сроком до 1 июля т.г.;
- в целях предоставления хозяйствующим субъектам отсрочки по уплате налогов на имущество, землю и водные ресурсы местными органами власти из бюджета выделено 870 млрд сумов.
Общая стоимость всех принятых мер по поддержке населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии оценена в размере 62,6 трлн сумов или более 6,13 млрд долл.США.
В соответствии с Постановлением Президента от 8.06.2020 г. в республике введен новый порядок регистрации и налогообложения самозанятых граждан (бесплатно и удалено). Самозанятые лица получили право уплачивать за 2020 г. только социальный налог в размере не менее 50% от суммы базовой расчетной величины (111 500 сумов). Благодаря этим мерам с 1 июля за первую неделю зарегистрировалось около 44 тыс.чел., а по состоянию на 13 июля - более 101 тыс. граждан.
Новшества, вводимые в сфере налогообложения в первом полугодии 2020 г. завершились принятием Указа Президента Узбекистана «Об отмене отдельных налоговых и таможенных льгот» от 19.06.2020 г.
С 1 июля 2020 г. для всех хозяйствующих субъектов впервые используется механизм возврата им части НДС, уплаченной ими при приобретении материальных и других ресурсов («входной» НДС). Данное новшество позволит оставить в распоряжение субъектов предпринимательства только в III квартале 2020 г. около 700 млрд сумов в виде оборотного капитала. Всего в 2020 г. в распоряжении предприятий за счет предоставления различных налоговых стимулов останется 11 трлн сумов (в 2019 г. – 12 трлн сумов)[5].
Президентом Узбекистана на селекторном совещании 8 июля т.г. перед руководителями регионов поставлена задача реанимировать работу 69 тыс. предпринимателей до конца 2020 г. (70% – в течение 9 месяцев т.г.).
Эффект от принятых мер поддержки бизнеса
По мнению ряда экспертов, принятые в Узбекистане меры по ограничению распространения коронавирусной инфекции позволили избежать худших сценариев, наблюдавшихся в ряде других стран.
Действительно, по предварительным данным, рост ВВП за I полугодие т.г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, оценивается в размере 100,2% (против первоначального прогноза 105,8%), промышленности – 98,1% (105,9%), сферы услуг – 102,6% (107,3%), инвестиции в основной капитал – 87,2%, строительные работы – 107,3%, розничный товарооборот – 100,7%[6].
По состоянию на 1 июля 2020 г. в республике действуют 75,7 тысяч предприятий промышленности, из которых 9 738 – были созданы в январе-июне 2020 года[7]. Это свидетельствует об относительной эффективности принятых мер и улучшение ситуации.
Благодаря смягчению карантина, в мае т.г. возобновили деятельность 18 тыс. предприятий, в июне 2020 года - 30,1 тыс. В то же время, почти 70 тыс. предприятий все еще не вернулись к обычной работе[8]. По сообщению Центробанка у 18 тыс. предприятий, приостановивших деятельность, нарастает задолженность перед коммерческими банками. Доля проблемных кредитов в портфеле банков может увеличиться в несколько раз и после 1 октября т.г. ряд предприятий уже не смогут обслуживать кредиты.
Из всех зарегистрированных предпринимателей по состоянию на 8.07.2020 г. около 23 тысяч – не функционируют, что составляет 24% от их общего числа[9].
В связи с этим, для поддержки бизнеса принят новый Указ главы государства от 20 июля т.г., которым утверждены дополнительные инициативы государства в сфере налогообложения. Так, в соответствии с принятым документом с 1 июля по 31 декабря:
- освобождаются от уплаты налога с оборота предприятия общественного питания и субъекты, предоставляющие помещения в аренду (8%);
- физические лица освобождаются от уплаты налога на доходы, полученные от предоставления в аренду недвижимого имущества;
- приостанавливается порядок применения минимальных ставок арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду (помещения и автотранспорт).
До 31 декабря продлевается действие налоговых льгот, установленных Указом Президента от 18 мая 2020 года №УП-5996.
Однако, несмотря на определенную эффективность принятых мер по поддержке бизнеса, на наш взгляд, они недостаточны для восстановления деятельности в сфере малого предпринимательства. Необходимо учесть, что основная часть предприятий общепита в настоящее время приостановила свою деятельность из-за продления карантина (до 15 августа т.г.) и она не почувствует на себе масштабного эффекта от освобождения от уплаты вышеперечисленных налогов.
Изучение мирового опыта показывает, что действующие фискальные механизмы и меры поддержки бизнеса, принятые во многих странах, оказались недостаточно эффективными к действию в условиях чрезвычайной ситуации и вынужденных ограничений. Правительствам ряда стран приходится многократно вмешиваться в систему государственного регулирования экономики, вводя налоговые льготы, отменяя или снижая ставки налогов, списывая долги по налогам, страховым взносам и штрафным санкциям хозяйствующих субъектов.
По мнению Питера Грина, главы Секретариата Форума по налоговому администрированию ОЭСР, в странах ОЭСР широко используются меры, связанные с переносом сроков уплаты налогов, предоставления отчетности, приоритезацией налоговых действий, изменением политики инспекций, улучшением качества общения с налогоплательщиками[10].
По мнению эксперта, Дэвида Бредберна, начальника отдела налоговой статистики Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР, чрезвычайное реагирование, которое сейчас внедрено во многих странах, никуда не исчезнет при переходе к регулярному режиму после пандемии. Поддержка должна быть оказана, прежде всего, бизнесу, домохозяйствам, сектору здравоохранения и благотворительной деятельности.
По утверждению Сухуа Хуанга, заместителя генерального директора департамента международного налогообложения Государственного налогового управления КНР, в целях поддержки бизнеса необходимо широко использовать метод отсрочки уплаты налогов, в частности по НДС. В связи с пандемией государство предоставило отсрочку его уплаты на 3 месяца. По подоходному налогу получили рассрочку транспортные компании и кейтеринг (ресторанный бизнес). Кроме того, снижена на 50% уплата взносов бизнеса в страховые фонды.
Дополнительные меры, необходимые для поддержки бизнеса
По утверждению специалистов Центра экономических исследований и реформ, «в борьбе с кризисом решающее значение будет иметь господдержка, и не только в виде субсидий или прямых выплат, но и в первую очередь снижения и освобождения от налогов и платежей. Сейчас Узбекистан поддерживает данный вариант поддержки экономики: налоговые и таможенные льготы и отсрочки, ограниченные прямые субсидии…»[11]
Известно, что основополагающим принципом формирования оптимального налогообложения является утверждение, что сумма всех налогов, оплаченных налогоплательщиками, должна быть эквивалентной суммарной ценности услуг государства для налогоплательщиков[12].
Однако, в условиях действия неблагоприятных факторов непреодолимой силы государству целесообразно не только предоставлять льготы по налогу на имущество, использование земли и социальному налогу, но и вернуть часть средств, которые были ранее уплачены налогоплательщиками в госбюджет и страховые социальные фонды. При внедрении данного подхода подавляющая часть налогоплательщиков будет иметь интерес в уплате налогов в полном размере и выходе из «теневой» сферы.
В целях повышения эффективности поддержки бизнеса необходимо продолжить корректировку действия налоговых инструментов. При этом целесообразно учитывать базовые основы налогообложения, установленные цели развития страны, особенности текущей ситуации (распространение COVID-19), отечественный и международный опыт.
Все предлагаемые меры по дальнейшему развитию налогообложения целесообразно сгруппировать по следующим трем периодам: в условиях действия жестких карантинных ограничений (период №1); снятия ограничений и поэтапного восстановления экономики (период №2); посткоронавирусного этапа (период №3).
Действие налоговой политики в условиях периода №1 должно быть направлено, прежде всего, на поддержку наиболее пострадавших субъектов предпринимательства, юридических и физических лиц, а также – малообеспеченных слоев населения. Придерживаясь принципа справедливости, целесообразно освободить от налога на имущество, использование земли и водных ресурсов всех субъектов малого бизнеса на период действия карантина. Можно также рассмотреть возможность возврата малым предприятиям средств по данным налогам, которые были уплачены ими в 1 полугодии текущего года. Источником возврата средств могут послужит средства международных финансовых организаций, которые направлены на поддержку экономики Узбекистана, а также – бюджетные средства.
Расчеты показывают, что в 1 полугодии 2020 г. в Госбюджет страны поступило 2 143,4 млрд сумов в качестве налога на имущество, использование земли и водных ресурсов. Это составляет примерно 3,7% от всех бюджетных средств или 0,8% ВВП (порядка 220 млн. долл.). Учитывая, что субъекты малого бизнеса производят 54% ВВП, то можно предположить, что на долю данной сферы приходится около половины всей суммы вышеперечисленных налогов. В связи с этим государству вполне сможет перечислить на счета малых предприятий сумму в размере чуть более 1 трлн. сумов или 0,02% бюджетных средств (около 100 млн. долл.).
На наш взгляд, есть смысл вернуть малым предприятиям и часть налога с оборота, которая была ими уплачена в 1 полугодии 2020 года. В исследуемом периоде в Госбюджет поступило по данному налогу 629,6 млрд сумов или 1,1% от бюджетных средств. Если всем зарегистрированным предприятиям данной сферы вернуть порядка 50% от этих средств (315 млрд сум), то это позволит им продержаться в условиях карантина и в период восстановления деятельности. В целях повышения эффективности возвращаемых средств можно принять положение, согласно которому в первую очередь они должны быть использованы на погашение задолженности по кредитам, выплату заработной платы, расчеты с поставщиками.
По косвенным налогам можно использовать механизмы снижения их ставок или отсрочек по платежам. Нагрузку по прямым налогам можно оставить без изменения. Это связано с тем, что в случае отсутствия деятельности прибыль и выручка предприятий будут приближаться к «0» и сумма уплачиваемого налога также будет на этом же уровне.
В зависимости от складывающейся ситуации можно использовать механизмы «отсрочки» уплаты подоходного налога или «налоговых каникул» для юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
В случае принятия данных мер, малый бизнес, который сейчас испытывает большие трудности, будет иметь возможность пережить карантин и вернуться к активной деятельности сразу после его отмены. Это будет эффективный долгосрочный сигнал государства бизнесу об оказании действенной поддержки.
Действие налоговой политики в условиях снятия ограничений и поэтапного восстановления экономики (период №2) должно быть направлено на постепенное повышение ставок ресурсных налогов. Если выручка и прибыль начинает расти, то у предпринимателя уже появляется возможность оплачивать ресурсные налоги и налог на имущество. На этом этапе следует отменять «отсрочки», «налоговые каникулы» и «налоговый кредит» по прямым налогам. В этой ситуации можно поэтапно довести ставки косвенных налогов до первоначального уровня.
Действие налоговой политики в период посткоронавирусного развития (период №3) необходимо направить стимулирование роста конкурентоспособности продукции с высокой степенью обработки, внедрение инноваций, обеспечение экологической устойчивости, ресурсо- и энергосбережение, широкое использование альтернативных источников энергии и сокращение выбросов загрязняющих веществ.
В новом, посткоронавирусном этапе развития экономики, главное место должен занимать «человек» и его качественный, высокопроизводительный, защищенный и достойно оплачиваемый «труд» в предпринимательской сфере, в частности в реальном секторе экономики, в отраслях материального производства. Обеспечение повышения качества человеческого потенциала является главным условием расширения выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Для решения этой задачи необходимо нацелить действующие инструменты хозяйственного механизма и рыночной экономики, в том числе – налоговой политики.
Сергей Воронин, доктор экономических наук, главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан
Источники:
[1]https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/26/restrictions-go-on/
[2] О мерах по ослаблению коронавирусной пандемии, коренном совершенствовании системы санитарно-эпидемиологического благосостояния и здравоохранения населения. Указ Президента Узбекистана от 25.07.2020 г.
[3] Президент обозначил 8 ключевых направлений для дальнейшего роста экономики.
https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/09/economy/
[4] Хакимов О. Как Узбекистан борется с пандемией? (14.07.2020).
https://review.uz/ru/post/
[5] https://www.spot.uz/ru/2020/07/09/small/
[6] www.stat.uz
[7] Промышленное производство РУз за январь-июнь 2020 года. www.stat.uz (22.07.2020г.)
[8] https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/14/credits/
[9] https://www.spot.uz/ru/2020/07/09/small/
[10]ОЭСР–Россия: лучшие практики по поддержке бизнеса
https://www.norma.uz/nashi_obzori/oesr-rossiya_luchshie_praktiki_po_podderjke_biznesa
[11] Как Узбекистан борется с пандемией?
https://review.uz/ru/post/kak-uzbekistan-boretsya-s-pandemiey
[12] Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс: 1991.
*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Оставить комментарий