Экономические акценты Послания

Экономические акценты Послания

25 января 2020 года прозвучало Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису.

Предлагаем вниманию читателей основные моменты Послания, связанные с экономикой.

Реформы 2019

Экономическая сфера

«Благодаря самоотверженному труду нашего народа мы достигли весомых результатов в 2019 году – в Год активных инвестиций и социального развития».

В прошлом году темпы экономического роста составили 5,6 процента. Объем производства промышленной продукции вырос на 6,6 процента, экспорта – на 28 процентов. Золотовалютные резервы увеличились на 2,2 миллиарда долларов и достигли 28,6 миллиарда долларов.

Объем прямых иностранных инвестиций составил 4,2 миллиарда долларов, что на 3,1 миллиарда долларов, или в 3,7 раза, больше, по сравнению с 2018 годом. Доля инвестиций в валовом внутреннем продукте достигла 37 процентов.

В прошлом году созданы 93 тысячи новых субъектов предпринимательства, что почти в 2 раза больше, чем в 2018 году. В ходе выполнения программы «Каждая семья – предприниматель» начинающим свой бизнес семьям выделены кредиты в общей сложности на 5,9 триллиона сумов.

В рамках налоговой реформы налоговая нагрузка на заработную плату снижена почти в 1,5 раза. В результате число работающих в официальном секторе экономики увеличилось в течение года на 500 тысяч. Ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 15 процентов. За счет этого в прошлом году в распоряжении налогоплательщиков осталось 2 триллиона сумов.

Впервые Узбекистан получил международный кредитный рейтинг и успешно разместил на мировом финансовом рынке облигации на 1 миллиард долларов. Также впервые за последние 10 лет улучшились позиции Узбекистана в рейтинге кредитного риска ОЭСР. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Узбекистан поднялся на 7 позиций и заняли 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса.

Социальная сфера

Внедрен порядок выплаты в полном размере пенсий работающим пенсионерам. В 2 раза увеличен размер пособий уязвимым и малообеспеченным категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке.

В 2019 году организовано 5 722 государственных, частных и семейных детских сада. В течение одного года охват детей дошкольным образованием увеличился с 38 до 52 процентов. Начали действовать 4 Президентские и 3 Творческие школы нового типа. Созданы 19 новых высших учебных заведений, в том числе 9 филиалов известных зарубежных университетов. В 2019 году в вузы Узбекистана приняты 146 500 студентов, что в 2 раза больше, по сравнению с 2016 годом.

В системе здравоохранения, наряду с государственными медицинскими учреждениями, ускоренно развивается и частный сектор. В результате расширения лечебной деятельности с 50 до 126 видов и предоставления ряда льгот в прошлом году было создано 634 частных медицинских учреждения.

Количество возведенного доступного и комфортного жилья – индивидуальных домов и квартир в многоэтажных домах – в общей сложности составило 34 700, в том числе на селе – 17 100, в городах – 17 600, что почти в 3 раза больше, чем в 2016 году. Пяти тысячам малообеспеченных и нуждающихся в улучшении жилищных условий семей выделено более 116 миллиардов сумов для выплаты первоначальных взносов на приобретение жилья по ипотечным кредитам.

В рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» осуществлена широкомасштабная работа по строительству и благоустройству в 479 селах и аулах, а также 116 городских махаллях. На эти цели было направлено 6,1 триллиона сумов – на 1,5 триллиона сумов больше, чем в 2018 году.

Приоритет 2020 года

«В целях последовательного продолжения и выведения на новый, современный уровень начатой нами работы по развитию сферы науки и просвещения, воспитания нашей молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью, формирования конкурентоспособной экономики предлагаю объявить 2020 год в нашей стране Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики».

В наступившем году необходимо довести уровень охвата детей дошкольным образованием до 60 процентов. На эти цели из бюджета будет выделено 1,8 триллиона сумов. Впервые в нашей стране будет внедрена система подготовки детей к школе с 6-летнего возраста. Из бюджета на эти цели выделяется 130 миллиардов сумов.

В 2020 году за счет 1,7 триллиона сумов бюджетных ассигнований будет возведено 36 новых школ, капитально отремонтировано 211 школ. Предусматривается также создать 55 частных школ с доведением их общего числа до 141. Для подготовки к предстоящему в 2021 году внедрению в Узбекистане международной системы оценки школьного образования будет определено 348 базовых школ, повышена квалификация свыше 6 тысяч учителей.

С нынешнего учебного года внедряется совершенно новая система профессионального образования, будет организовано 340 профессиональных школ, 147 колледжей и 143 техникума.

Охват выпускников школ высшим образованием будет доведен как минимум до 25 процентов в 2020 году и до 50-60 процентов в перспективе. Для увеличения охвата высшим образованием в 2 раза увеличена доля государственных грантов на поступление в вузы.

Высшим учебным заведениям поэтапно будет предоставлена академическая и финансовая самостоятельность. На самофинансирование в этом году перейдут 10 вузов.

В нынешнем году будут приняты меры по широкому развитию фундаментальных и прикладных исследований в таких областях, как математика, химия и биология, геология, созданы все условия для ученых.

В 2020 году мы должны совершить коренной поворот в развитии цифровой экономики. В первую очередь необходимо полностью цифровизировать сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, кадастра, здравоохранения, образования, архивное дело. Учитывая, что в прошлом году завершились работы по подключению всех городов и районных центров к сетям высокоскоростного интернета, в ближайшие 2 года следует обеспечить такой возможностью все села и махалли. С учетом всех этих задач необходимо в двухмесячный срок завершить разработку программы «Цифровой Узбекистан–2030».

Макроэкономическая стабильность

«Во-первых, в текущем году наша главная задача заключается в обеспечении макроэкономической стабильности и сдерживании инфляции в процессе экономических реформ».

Начиная с этого года, мы приступили к внедрению системы инфляционного таргетирования.

Сегодня государство регулирует цены на 37 видов товаров и услуг, что негативно влияет на свободную конкуренцию. В этой связи в дальнейшем основное внимание необходимо уделять не определению цен, а их снижению и повышению качества продукции за счет здоровой конкуренции между предприятиями. Нужно открыть дорогу частному сектору в тех монопольных сферах, где могут быть созданы условия для конкуренции и формирования конкурентной среды. В этой связи необходимо обновить законы о естественных монополиях и конкуренции, а также разработать Стратегию формирования конкурентной среды.

В этом году определена предельная верхняя граница государственного внешнего долга. Отныне будет уделяться серьезное внимание изучению окупаемости и эффективному использованию займов международных финансовых организаций. Кабинету Министров поручается в трехмесячный срок разработать с привлечением международных экспертов проекты законов «О государственном финансовом контроле» и «О государственном долге».

Кабинету Министров в двухмесячный срок необходимо с привлечением зарубежных специалистов глубоко проанализировать факторы возникновения «теневой» экономики и утвердить программу противодействия ей.

Инвестиционная политика

«Во-вторых, для развития экономики высокими темпами нам необходимо последовательно продолжать активную инвестиционную политику».

В нынешнем году будут освоены инвестиции в размере 23 миллиардов долларов с введением в строй 206 новых крупных производственных объектов. В частности, на базе Шуртанского газохимического комплекса будут введены мощности по выпуску жидкого синтетического топлива, в акционерном обществе «Навоиазот» – азотной кислоты, аммиака и карбамида. Предусматривается ввод в эксплуатацию Ташкентского металлургического завода, Сергелийской ветки Ташкентского метрополитена, завершение первого этапа строительства надземного кольцевого метро.

В целях поддержки инвесторов внедряются механизмы рассрочки уплаты налогов, частичной компенсации государством расходов на создание инфраструктуры. Наряду с этим расширена практика вычета при исчислении налога на прибыль расходов на закупку нового технологического оборудования, строительство и модернизацию новых объектов.

Следует провести инвентаризацию около 3 тысяч предприятий с государственной долей и принять меры для кардинального уменьшения участия государства в тех сферах, где развиваются частный сектор и конкуренция. С учетом этих задач Кабинету Министров поручается в двухмесячный срок разработать Стратегию управления и реформирования предприятий с государственным участием.

Одно из эффективных средств привлечения инвестиций – механизм государственно-частного партнерства, его следует широко внедрять в сферах транспорта, энергетики, дорожного строительства, коммунальных услуг, медицины, образования и других.

В настоящее время строительная отрасль стала одним из важных драйверов экономики. Необходимо гармонизировать нормы и правила в сфере строительства с международными стандартами, внедрять современные строительные технологии и материалы, кардинально реформировать систему подготовки кадров. Кабинету Министров поручается в двухмесячный срок разработать стратегию развития строительной отрасли до 2025 года.

Банковская система

«В-третьих, нам необходимо принять в этом году решительные меры по развитию банковской системы».

Начиная с 2020 года в каждом банке будет реализована масштабная программа трансформации. В центре нашего внимания будет находиться повышение капитальной, ресурсной базы и доходности банков.

Наши банки должны выходить на международные финансовые рынки, привлекать доступные и долгосрочные ресурсы. Целесообразен выпуск в текущем году евробондов Национальным банком и «Ипотекабанком».

Банки с государственной долей будут поэтапно реализованы стратегическим инвесторам. В целях подготовки современных кадров Банковско-финансовая академия будет полностью реорганизована совместно с зарубежными специалистами. Главная цель реформ в банковской сфере – научить коммерческие банки клиентоориентированной работе. Важно сформировать доверие населения к банковской системе и не допускать вмешательства в деятельность банков со стороны.

Экспортные возможности

«В-четвертых, производство конкурентоспособной продукции, поиск новых международных рынков и увеличение экспорта, полноценное использование транзитного потенциала являются залогом устойчивого экономического роста».

В текущем году будут образованы Фонд поддержки экспорта, а также Экспортно-кредитное агентство. Предусматривается внедрение современных услуг страхования экспорта, механизмов компенсации государством части расходов на использование автомобильного и воздушного транспорта.

Следует улучшить систему контроля и инфраструктуры в сфере внешней торговли. В 2020 году предстоит принять около 3 тысяч стандартов, довести их число до 10 тысяч, а уровень соответствия международным стандартам – до 40 процентов. В Андижанском, Термезском и Кунградском районах предусматривается создание зон свободной торговли.

Кабинету Министров поручается в течение месяца разработать концепцию регулирования внешнеэкономической деятельности и принять соответствующие акты по обеспечению выполнения указанных задач.

В целях своевременной доставки нашей продукции на внутренний и внешний рынки, снижения ее себестоимости необходимо развивать сферу транспорта и логистики. В железнодорожной сфере нужно разграничить перевозку пассажиров и грузов, эксплуатацию и обслуживание, то есть выделить естественно-монопольную часть и отдельно развивать те направления, куда можно привлечь частный сектор. За счет улучшения инфраструктуры, обеспечения прозрачности тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал нашей страны можно довести с нынешних 7 миллионов тонн до 16 миллионов.

Сегодня 80 процентов наших внешнеторговых грузов перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. При этом 50 процентов экспорта готовой продукции, а по некоторым позициям – свыше 80 процентов, приходится на долю этих стран. Учитывая это, а также в целях создания благоприятных условий для наших граждан, работающих в России и Казахстане, в настоящее время изучается вопрос налаживания взаимодействия Узбекистана с Евразийским экономическим союзом. Безусловно, в этом серьезном вопросе мы будем исходить, прежде всего, из интересов нашего народа, опираться на его мнение.

Наряду с этим мы продолжим наш диалог со Всемирной торговой организацией и работу по заключению с Европейским Союзом нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Будем также развивать свое участие в других международных и региональных экономических организациях.

Сырье и инфраструктура

«В-пятых, необходимо бесперебойно обеспечивать отрасли промышленности сырьем и создавать соответствующую современную инфраструктуру».

Для обеспечения сырьем ключевых отраслей экономики следует самым серьезным образом активизировать деятельность в сфере геологоразведки. В нынешнем году на изучение перспективных площадей и увеличение разведанных запасов полезных ископаемых из бюджета выделяется 2 триллиона сумов.

Перед Государственным комитетом по геологии ставится задача разведать в текущем году на 35 процентов больше новых перспективных площадей и месторождений, а в следующем году – увеличить этот показатель еще на 40 процентов. Также поручается сформировать пакет готовых проектов по не менее чем 20 месторождениям для привлечения потенциальных инвесторов к их разработке.

Для обеспечения экономического роста чрезвычайно важно создать современную и эффективную инфраструктуру. В течение следующих трех лет будет выделено 9,8 триллиона сумов на строительство дорог, 4,6 триллиона сумов – на прокладку сетей водоснабжения, 18,2 триллиона – на строительство электросетей, 1,2 триллиона – на газоснабжение. Это финансирование в разы больше, чем за последние десять лет. В то же время на создание современной инфраструктуры и модернизацию имеющихся систем необходимо в 10 раз больше средств.

Направление половины сверхпрогнозных поступлений республиканского и местных бюджетов на развитие инфраструктуры должно стать одной из главных задач Министерства финансов и хокимов в текущем году.

Улучшение бизнес-среды

«В-шестых, одной из важнейших задач остается дальнейшее улучшение бизнес-среды».

Согласно принятому Налоговому кодексу с этого года внедряется множество нововведений. В частности, количество видов налогов сокращено с 13 до 9. Введены облегченные механизмы уплаты налогов с возможностью отсрочки или рассрочки.

Впервые внедряется порядок возврата предпринимателям части налога на добавленную стоимость при реализации продукции. За счет этого в распоряжении предпринимателей останется 3,4 триллиона сумов, или в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Отныне, в случае невозвращения предпринимателю в установленный срок излишне уплаченных налогов, ему будут выплачиваться средства из бюджета, исходя из основной ставки Центрального банка.

Министерству юстиции, Торгово-промышленной палате, Бизнес-омбудсману в срок до 1 марта 2020 года поручается кардинально пересмотреть основания для выдачи лицензий и разрешений и внести предложения по их сокращению по меньшей мере в 2 раза. Следует разработать проект закона «О малом и среднем бизнесе», предусмотреть в нем критерии малого и среднего бизнеса, а также механизмы стимулирования их субъектов.

Действующие процедуры банкротства предусматривают преимущественно ликвидацию предприятий и покрытие задолженности за счет средств, поступивших от продажи имущества. В этом году мы полностью откажемся от такой процедуры и на основе передового зарубежного опыта внедрим абсолютно новую систему по оздоровлению неплатежеспособных предприятий.

Необходимо продолжить политику декриминализации правонарушений в сфере предпринимательства, не представляющих большой общественной опасности. В частности, будет отменена уголовная ответственность за такие деяния, как лжепредпринимательство, дискредитация конкурента. Также следует освобождать от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших нарушение таможенного законодательства, при условии внесения установленных платежей.

Сельское хозяйство

«В-седьмых, сельское хозяйство, являющееся одной из важнейших сфер, обеспечивающих рост экономики, занятости и доходов населения, необходимо развивать на основе стратегического подхода».

Предусмотрен поэтапный переход на систему закупки хлопка и зерна на основе рыночных принципов с отменой практики государственного заказа на заготовку этой продукции.

Министерство сельского хозяйства должно полностью отказаться от таких устаревших методов работы, как координация деятельности предприятий, распределение ресурсов, постановка плановых задач. Оно должно превратиться в сервисную организацию, предоставлять услуги частным агропромышленным предприятиям.

Наряду с поддержкой фермерского движения продолжится реализация мер по поэтапному переходу на кластерную систему заготовки хлопка и зерна. Эта работа будет также продолжена в плодоовощеводстве, рисоводстве, животноводстве, шелководстве и других отраслях. Парламенту следует ускорить принятие нового закона «О кооперации и кластерах», который станет правовой основой наших реформ в этой сфере.

В этом году будет направлено 3 триллиона сумов на развитие плодоовощеводства, виноградарства, семеноводства, животноводства, агрологистики, широкое внедрение водосберегающих технологий, научно-исследовательскую работу и подготовку квалифицированных кадров для сферы. Особое внимание будет уделено племенной и селекционной работе, внедрению новых механизмов государственной поддержки.

В 2020 году планируется внедрить водосберегающие технологии почти на 44 тысячах гектаров, что в 4 раза больше, чем в прошлом году. На эти цели из государственного бюджета будет выделено 300 миллиардов сумов субсидий. Одновременно с этим требуется автоматизировать процессы управления объектами водного хозяйства, контроля и учета воды.

Следует принять меры по значительному наращиванию производства продукции, чтобы в этом году достичь параметров экспорта фруктов и овощей в 2 миллиарда долларов и увеличения этого показателя в 3-4 раза в следующие 5-7 лет.

Туризм

«В-восьмых, мы должны превратить индустрию туризма в стратегическую отрасль экономики».

Одной из важнейших задач, стоящих перед правительством, является обеспечение роста в текущем году потока в нашу страну туристов до 7,5 миллиона человек.

Требует ускоренного развития паломнический и медицинский туризм, имеющие большой потенциал. В нашей стране находится свыше 8 200 объектов культурного наследия, из них в туристические маршруты включено лишь 500 объектов.

Правительству следует в трехмесячный срок разработать меры по доведению числа объектов, включенных в маршруты паломнического и традиционного туризма, до 800. Еще одна важная задача – ускорить включение в списки объектов материального и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО новых объектов Узбекистана.

В нынешнем году туристическая инфраструктура получит активное развитие, в том числе из государственного бюджета будет выделено 200 миллиардов сумов субсидий на строительство новых современных гостиниц.

Развитие регионов

«В-девятых, необходимо осуществлять комплексное развитие регионов, создавать для населения достойные условия жизни, ускорив процесс урбанизации».

В этом направлении будут отобраны 12 городов-спутников 7 крупных городов – Андижана, Бухары, Самарканда, Карши, Ферганы, Намангана и Нукуса и разработаны необходимые меры по их развитию.

Существует «разрыв» между теми регионами, где сконцентрировано трудоспособное население, и теми, где создается больше рабочих мест. Решением является либерализация внутренней миграции. Парламент и правительство до 1 апреля 2020 года должны изучить международный опыт в сфере и разработать конкретные предложения по реформированию системы прописки.

Без вовлечения частного сектора в жилищное строительство невозможно в полной мере обеспечить потребность населения в жилье. Поэтому внедряется новая система ипотеки. Так, около 18 тысяч домов в городах областей и Ташкенте, а также 4 тысячи домов в сельской местности будут возведены частными строительными компаниями. Для обеспечения здоровой конкуренции между банками государство выделит через аукцион почти 4 триллиона сумов.

В целях социальной поддержки малообеспеченных граждан из бюджета будет выделено около 1 триллиона сумов субсидий для покрытия первоначального взноса на приобретение жилья и выплаты процентов по ипотеке для 16 тысяч нуждающихся семей в городах.

«Больше всего я хочу, чтобы в нашей стране каждая семья имела свой дом, свою квартиру. Так мы обеспечим реализацию права граждан на собственное жилье».

Инфографика: Основные акценты Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису

Экономическое обозрение №1 (241) 2020

Поделиться постом

Похожие новости