Кластерное взаимодействие

Кластерное взаимодействие

В прошлом номере «ЭО» была опубликована статья «Образование для туризма», в которой рассматривались вопросы создания в Самарканде туристического образовательного кластера. В продолжение этой темы в настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия участников туристического кластера.

Наличие туристического объекта предопределяет формирование туристического маршрута, в обслуживании которого участвуют турагентства, транспортные компании, предприятия гостиничного бизнеса и общественного питания. Предприятия, выпускающие брендовую продукцию и народные художественные промыслы, реализуют свою продукцию туристам через торговые организации. Развлекательные предприятия могут находиться рядом с туристическими объектами либо становиться ими. Все участвующие в этом организации взаимосвязаны и заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве в реализации совместных проектов.

В туристическом кластере можно выделить следующие виды сотрудничества:

  • формальное взаимодействие между участниками на договорной основе (например, договоры туристических организаций с организациями сопутствующих отраслей);
  • кооперация, включающая временные соглашения об объединении финансовых, трудовых ресурсов в целях реализации какого-либо проекта (например, создание учебных центров повышения квалификации кадров на базе туристических организаций);
  • интеграция, связанная с объединением предпринимательской деятельности участников (например, создание санаторно-курортных объединений или гостиничных сетей, контролируемых одним собственником).

Формы взаимодействия в кластере

Одной из форм взаимодействия предпринимательских структур в туристическом кластере является франчайзинг, в соответствии с которым крупная компания, обладающая известным брендом, выдает лицензию на осуществление предпринимательской деятельности под ее маркой структурам, действующим в туристическом кластере. Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупных международных компаний (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов услуг, обучении персонала) и локального предпринимательства (наличие локальных контактов, знание местной специфики).

Еще одна форма взаимодействия, получающая все более широкое распространение на современном этапе в туристическом кластере, – аутсорсинг. Аутсо́рсинг – передача на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Основными направлениями применения аутсорсинговых услуг организациями-участниками в региональном туристическом кластере являются:

  • организация питания туристов;
  • обслуживание локальных компьютерных сетей и программного обеспечения;
  • обеспечение безопасности пребывания туристов на территории и сохранности имущества силами частных охранных предприятий;
  • техническое обслуживание систем охранной, пожарной сигнализации; клининг; благоустройство территории, уход за зелеными насаждениями;
  • ремонтно-профилактические работы, обеспечивающие бесперебойную работу технологического оборудования; проведение культурно-зрелищных мероприятий и др.

Среди наиболее прогрессивных форм кластерного взаимодействия следует выделить стратегические альянсы. Стратегические альянсы представляют собой взаимодействие двух или более конкурирующих предпринимательских структур, объединяющих свои ресурсы и компетенции в целях реализации инновационного или инвестиционного проекта. Стратегические альянсы в международной практике предполагают, что компании-участники, оставаясь независимыми, заключают соглашение о сотрудничестве в рамках четко оговоренных сфер деятельности, в основном, с целью совместного завоевания новых рынков сбыта и продвижения продукции и услуг. При этом одна компания может одновременно иметь различные альянсы с несколькими десятками компаний.

Особой формой взаимодействия в рамках туристического кластера, которая направлена на реализацию инвестиционных проектов, являются концессионные соглашения. Экономический смысл концессионных соглашений состоит в том, что концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное данными соглашениями недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. А концедент, в свою очередь, обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Организация кластера

Деятельность регионального туристического кластера должна координироваться специальным Советом. В рамках Совета решаются вопросы формирования условий для продвижения турпродукта области, выхода на новые ниши рынка, налаживания долговременных связей с наиболее перспективными партнерами, максимизации прибыли, получения дополнительной маркетинговой информации, стимулирования наиболее перспективных направлений бизнеса. Координационный совет помимо этого также принимает участие в формировании туров, маршрутов и продвижении турпродукта на рынке.

Важным институтом, обеспечивающим тесную взаимосвязь субъектов туристического кластера в целях реализации кластерных инициатив, может служить Ассоциация субъектов кластера, участниками которой могут стать как основные производители туристического продукта, так и предприятия сопутствующих отраслей, обеспечивающих более качественное предоставление туристических услуг. Участником данной Ассоциации могут стать желающие предприятия на основе договоренности. Участники Ассоциации совместными усилиями смогут решить задачи, которые не в силу решить одному предприятию. Именно Ассоциация может служить звеном, объединяющим бизнес и науку в создании инновационных проектов и ускоряющим их внедрение в жизнь.

Кластеры в обязательном порядке должны формироваться и развиваться при поддержке местных органов власти и самоуправления. Благодаря этому, смогут решаться во властных структурах вопросы улучшения условий деятельности и защиты интересов участников кластера. В своей деятельности кластер создает оптимальную, упрощенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров.

Таким образом, кластерная политика является ключевым инструментом при решении задач, необходимых для качественного развития туристической отрасли в регионах, роста ее инновационного потенциала, а также уровня экономического развития. При этом важным является правильный выбор вида взаимодействия между субъектами туристического образовательного кластера.

Д. Асланова, М. Алимова

Экономическое обозрение №1 (241) 2020

Поделиться постом

Похожие новости