Комментарий ЦЭИР: Автомобильная промышленность Узбекистана в условиях вступления в ЕАЭС

Комментарий ЦЭИР: Автомобильная промышленность Узбекистана в условиях вступления в ЕАЭС
Инфографика: Автомобильная промышленность Узбекистана в условиях вступления в ЕАЭС

Тема членства в Евразийском экономическом союз (ЕАЭС) активно обсуждается в Узбекистане на всех уровнях: правительственном, парламентско-партийном, экспертно-аналитическом, общественном.

Различные мозговые центры развитых и развивающихся стран тщательно изучают положительные и отрицательные стороны вступления республики в ЕАЭС. В начале января этого года Центр экономических исследований и реформ при Администрации президента (CERR) представил свое исследование по оценке влияния возможного вступления Узбекистана в Евразийский союз. В ноябре прошлого года германский мозговой центр «Берлин экономикс» и российский «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара» на основе модели общего равновесия изучили последствия вступления Республики Узбекистан в ЕАЭС.

В связи с этим, редакция Spot обратилась за комментарием в Центр экономических исследований и реформ с просьбой прокомментировать какой эффект может оказать на автомобильную промышленность Узбекистана возможное вступление в ЕАЭС.

В настоящее время в Узбекистане зарегистрировано более 3-х млн. транспортных средств, из них 89% являются легковыми автомобилями. Внутренний рынок легковых автомобилей оценивается в 2,6 млрд. долл. США, т.е. около 5% ВВП Узбекистана. Несмотря на существенный рост автомобилей за последние 5-10 лет, количество легковых автомобилей на душу населения остаётся на низком уровне – 90 шт. на 1000 человек. Для сравнения, данный показатель в Казахстане составляет – 202 шт., России – 300 шт., Германии – 567 шт., США – 800 шт. и т.д. Таким образом, автомобильный рынок Узбекистана имеет большой потенциал роста, ограниченный, конечно же, покупательной способностью населения.

Что изменится на автомобильном рынке, если Узбекистан станет членом ЕАЭС?

Согласно действующим правилам, при ввозе иномарки в Узбекистан нужно заплатить пошлину в размере 30–40% от его стоимости, в зависимости от объема двигателя, а также надбавку 1,8-3,0$ за кубический сантиметр объема двигателя. Суммарно, эти таможенные платежи достигают 70-120% от стоимости автомобиля. Ставка применяется как для новых, так и для подержанных автомобилей. Если автомобиль произведен в Украине или странах СНГ, эта пошлина не взимается.

Помимо пошлины уплачивается акцизный налог, который составляет от 2,4 до 3,1 долл. США за куб. см. двигателя. Для автомобилей из Украины и стран СНГ ставка акцизного налога составляет 2%.

Преимущества

При вступлении Узбекистана в ЕАЭС ожидается снижение пошлин для автомобилей, не произведенных в Украине и СНГ, до 16-20%. Также ожидается снижение транспортных расходов в связи с увеличением конкуренции с транспортными компаниями ЕАЭС, ускорением прохождения границ, снижением тарифов на транзит.

Выигрыш от снижения транспортных издержек составит примерно 240 млн. долл. в год. В целом, цены на автомобили снизятся не менее чем на 10-15%.

В настоящее время Узбекистан поставляет десятки видов комплектующих для автопроизводителей из стран ЕАЭС. Если Узбекистан добьётся снятия нетарифных барьеров, экспорт этой категории товаров может вырасти до 100 млн. долл. США в год.

Узбекскому автопрому в настоящее время предоставлены ряд льгот. На большинство комплектующих для производства автомобилей в Узбекистане, а также на продукцию крупноузловой сборки, импортные пошлины не взимаются.

Риски

Вхождение на рынок ЕАЭС также означает переход на современные стандарты технических требований, таких как система экстренного реагирования при авариях - ЭРА ГЛОНАСС и экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах - Евро 5. Между тем, следует отметить, что необходимо будет устанавливать не только оборудование на автомобили, но и развивать всю сопутствующую инфраструктуру, в том числе, в отдаленных районах. Принятие более строгих экологических стандартов означает не только строгие требования к автопроизводителям, а в равной мере и качеству реализуемого бензина на заправках, который, к сожалению, еще далек от европейского качества.

Все эти действия негативно отразятся на финансовом положении предприятий в автомобильной промышленности. Из-за ужесточения конкуренции и роста объемов импорта, местные предприятия будут вынуждены принять меры по повышению конкурентоспособности. Отмена таможенных льгот, переход на Евро 5 и установка ЭРА ГЛОНАСС напрямую отразится на себестоимости продукции, снижении рентабельности и исполнении инвестиционных программ.

Самое большое снижение импортных пошлин ожидается для «б.у. автомобилей», т.е. возрастом более 3-х лет. Импортные пошлины этой категории снизятся в несколько раз, что может привести к существенному увеличению старых автомобилей и дополнительному загрязнению воздуха.

Все предприятия автомобильной промышленности, как и вся экономика в целом, будут вынуждены сократить расходы, снизить себестоимость, улучшить качество продукции, увеличить долю местного производства и снизить импорт комплектующих, поддерживая активную маркетинговую программу, завоёвывать новые рынки, т.е. вести конкурентную борьбу, как и положено в условиях рыночной экономики.

Банковскому сектору необходимо обеспечить население доступными кредитами для покупки местных автомобилей.

Заключение

Приоритетом для каждой страны - Узбекистан не является исключением - остаётся отстаивание национальных интересов. Мы можем воспользоваться новыми возможностями, а негативные последствия минимизировать путем глубокого экономического анализа, обсуждения и решения проблем с заинтересованными сторонами, переговоров с другими членами союза, что позволит нам защитить наиболее уязвимые стороны автомобильной промышленности, добиться изъятий из норм или переходного периода.

Хамидулло Нормурадов,

главный научный сотрудник ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости

Последние новости