Стратегическая логистика Узбекистана

Стратегическая логистика Узбекистана

Геостратегическое положение Узбекистана определяет его роль в развитии логистического потенциала региона вместе со странами Центральной Азии и Афганистаном.

В современном мире геополитический регион Центральной Азии состоит, согласно общепринятому представлению, из пяти государств: Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. Главная географическая особенность стран Центральной Азии состоит в том, что они не имеют прямого выхода к Мировому океану. Данная особенность влияет на все сферы жизни государств региона – экономику, национальную безопасность и внешнюю политику.

Ключевой страной в данном регионе является Узбекистан, который занимает центральное геостратегическое положение. В настоящее время республика Узбекистан имеет одну из самых развитых экономик стран Центральной Азии и представляет собой один из крупнейших рынков. Это предопределяет и его весьма важную роль в торговых потоках, проходящих через Центральную Азию.

В XXI веке практика ведения бизнеса во всех развитых государствах показывает, что в организации торговых потоков логистика играет стратегически важную роль. В Узбекистане сегодня только появляются первые элементы логистического обеспечения транспортных перевозок грузов и торговли, а внедрение современных методов и технических средств в логистику республики происходит пока довольно медленно. И поэтому исследование логистического потенциала Узбекистана является очень актуальной темой.

Дважды отрезанный от морей

В мире более сорока стран не имеют прямого выхода к морю. Чтобы доставить грузы к побережью, им приходится пересекать границы другого государства. Уникальность Узбекистана состоит в том, что его грузы, прежде чем достигнуть моря, должны преодолеть территорию не менее двух стран.

На севере, чтобы добраться до российских и прибалтийских портов, необходимо преодолеть Казахстан. На юге путь к морскому побережью проходит через Туркменистан и Иран. На западе через Туркменистан есть выход только к внутреннему Каспийскому морю, и далее, чтобы добраться к черноморским портам, необходимо пересечь границы кавказских государств. На востоке только через Казахстан можно добраться до российских портов Дальнего Востока или китайских портов. На юго-востоке, чтобы достигнуть побережья, необходимо преодолеть самый опасный путь через Афганистан, а затем Пакистан.

Транспортное строительство Узбекистана

До 1991 года у Узбекистана не было выхода к международным транспортным коридорам на всех направлениях, кроме северного. Это обстоятельство крайне затрудняло транспортное сообщение как внутри республики, так и с другими государствами. В девяностые годы и в начале этого века начала формироваться дорожно-транспортная инфраструктура, открылись новые пути на мировой рынок. Приоритетным направлением развития экономики республики становится строительство новых железных путей и формирование единой железнодорожной сети.

7 ноября 1994 года на базе Среднеазиатской железной дороги образуется акционерное общество «Узбекистон темир йуллари», которая начинает реализовывать следующие основные направления деятельности. В 1994-2001 годах строится железная дорога протяженностью 700 км, которая соединила Навои, Учкудук, Султонувайстог и Нукус, построен железнодорожно-автомобильный мост Амударью длиной 681 м. Затем была построена железнодорожная линия Ташгузар—Байсун—Кумкурган протяженностью 223 км, которая позволила сократить расстояние перевозок в Сурхандарью до 170 км, освободить государство от платежей за транзит за пересечение территории соседних стран и даже начать зарабатывать на транзите.

В последние годы в Узбекистане были построены новые железные дороги общей протяжённостью более 1200 км, реконструированы и модернизированы свыше 3800 км. железнодорожных путей, а также электрифицированы почти 1100 км железнодорожных магистралей. В настоящее время общая протяженность железнодорожной сети республики составляет 6500 км, и она соединяет все регионы Узбекистана.

Не меньше внимания уделяется и развитию автомобильных дорог, которые также являются важным ресурсом в развитии международных сообщений. Государство постоянно выделяет немалые средства для реконструкции и капитального ремонта автотранспортных магистралей как государственного, так и международного значения. Сейчас общая протяженность всей автомобильной дорожной сети в Узбекистане составляет 183 тысячи километров. Национальная республиканская автомагистраль имеет длину около 3000 км. На долю автомобильного транспорта в настоящее время приходится основная часть пассажирских и грузовых перевозок.

Автомобильный транспорт очень важен для транспортировки срочных товаров и целого ряда скоропортящихся продуктов. В силу этого этот вид транспорта зачастую выигрывает конкуренцию у других видов транспорта при перевозке сельскохозяйственной продукции, текстильных изделий и других несырьевых товаров, которые республика отправляет в другие страны. Поэтому в ближайшем будущем автомобильные перевозки будут являться во многих случаях наиболее приоритетными и их роль будет расти.

Динамично развивается в Узбекистане и авиационный транспорт. 28 января 1992 года была создана Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари». Основными задачами этой компании являются государственное управление гражданской авиации, разработка, координация и реализация политики в области воздушного транспорта на территории Республики Узбекистан. За 27 лет в данной отрасли было реализовано немало крупных проектов. Была модернизирована, в основном, вся наземная инфраструктура аэропортов, авиапарк воздушных судов полностью обновился, а для более безопасных перелетов освоены новые типы авиалайнеров. В настоящее время в республике есть 11 международных аэропортов, в которых налажено регулярное авиасообщение с более чем 50 городами Европы и Азии, а чартерные рейсы осуществляются от Новой Зеландии до Аляски.

Таким образом в Узбекистане на данный момент динамично развиваются все основные виды транспорта. Руководство республики уделяет постоянное внимание развитию железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта, а также вкладывает достаточно большие средства в развитие всей транспортной инфраструктуры.

Ведущая роль логистики

Мировой опыт развитых стран показывает, что максимальную эффективность в развитии транспортно-логистического сектора могут обеспечить специальные комплексы инфраструктурных объектов и служб, которые в наши дни носят названия «логистический центр» и «транспортный терминал». Данные объекты расположены, как правило, на локальной территории и оказывают услуги по таможенному обслуживанию товаров и транспортных средств, их хранению, перевалке, страхованию, транспортно-экспедиторскому обеспечению, а также дальнейшей дистрибуции по регионам республики.

Роль транспортно-логистических центров, на примере стран ЕС, очень значительна. Доходы от деятельности этих центров в Голландии приносят более 40% доходов всего транспортного сектора, во Франции – 31%, в Германии – 25%. В среднем эта доля доходит до 30% во всех государствах Центральной и Восточной Европы. Терминалы, в основном, строят недалеко от аэропорта или пункта пропуска через государственную границу. Они выполняют роль международных перегрузочных узлов. Также данные центры создаются в узловых точках пересечения международных транспортных коридоров.

Логистические центры Узбекистана

В настоящий момент происходит процесс создания и укрепления торгового, транспортного и экономического моста, проходящего через всю Центральную Азию, и в том числе через Узбекистан, который соединил бы Россию и страны Европейского Союза со странами Юго-Восточной Азии, Китаем и Японией.

В этом ракурсе уникальное геостратегическое расположение Узбекистана служит важнейшим аспектом и стимулом развития сети современных складских комплексов и логистических центров. Создаваемые терминалы могут значительно уменьшить логистические затраты по доставке различных грузов. Вопрос создания благоприятных условий для транзита грузов, проходящих через республику, и содействия развитию международных транзитных маршрутов имеет все более возрастающее значение для Узбекистана. К важнейшим логистическим центрам Узбекистана относятся следующие.

Международный интермодальный центр логистики (хаб) «Навои» открылся в 2008 году в аэропорту города Навои. Этот центр находится в «сердце» Центральной Азии и представляет собой идеальный региональный центр для международных перевозок. Это первый подобный проект, реализованный в Центральной Азии.

На сегодняшний день «Навои» является крупнейшим терминалом грузовых авиаперевозок в Центральной Азии и может обрабатывать 100 тысяч тонн грузов в год. В настоящее время пропускная способность обработки грузового терминала составляет до 300 тонн в сутки, но планируется увеличить его производительность до 1000 тонн.

Управление аэропортом, а также решение вопросов тарифной политики, логистики и сочленения маршрутов, включая автомобильные и железнодорожные, осуществляется корейским авиаперевозчиком Korean Air. Через аэропорт «Навои» проложены регулярные авиамаршруты из Южной Кореи и Китая в европейские города Милан и Брюссель. Также регулярно осуществляются грузоперевозки из Навои в Дели, Мумбай, Бангкок, Франкфурт. Успешно действует и развивается чартерная программа перевозки грузов в Дакку и Франкфурт. В перспективе будут открываться новые рейсы в Европу и Азию.

Международный центр логистики «Ангрен», расположенный в Ташкентской области, был создан в середине 2009 года. Его задача состоит в обеспечении гарантированного круглогодичного транспортного потока между областями Ферганской долины и другими регионами Узбекистана. Основными грузами этого логистического центра являются автомобили производства GM Uzbekistan, автокомпоненты, химическая и сельскохозяйственная продукция, нефтепродукты Ферганского НПЗ и другие товары. Мощность центра «Ангрен» составляет до 4 млн. т грузов, обрабатываемых в год. Этот «сухой порт» общей площадью 184 тыс. м2 может оказывать самый широкий спектр услуг по обработке, хранению, транспортировке грузов и таможенной очистке.

Международный центр логистики «Ташкент» – United Cargo Center (UCC) открылся в марте 2017 года на базе вновь созданной компании OOO Interlogistics. Комплекс оказывает весь спектр логистических услуг, связанных с приемом, хранением, таможенным оформлением и отправкой грузов. Он расположен на пролегании основных региональных и международных транспортных маршрутов. UCC включает крытые склады общей площадью 18000 м2, холодильные и морозильные камеры общей площадью 800 м2, склад-навесы общей площадью 20000 м2, контейнерные площадки общей площадью 22000 м2.

Таким образом, Узбекистан располагает достаточно широкой сетью транспортно-логистических центров. К сожалению, не все действующие терминалы Узбекистана отвечают современным требованиям. Рыночные реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость постоянно улучшать торговую и транспортную инфраструктуру. Поэтому в Узбекистане идет непрерывный процесс создания современных складских комплексов по хранению, переработке, складированию и распределению экспортно-импортных грузов. Новые складские терминалы могут обслуживать все внутренние грузовые потоки, а также грузы, проходящие через республику транзитом. В данном случае создаваемые международные транспортно-логистические центры с функциями «сухого порта» могут быть решающим фактором по оптимизации международных транспортных потоков.

Узбекистан в транспортных коридорах

Транспортно-логистический потенциал Узбекистана в международной торговле неразрывно связан с транспортным потенциалом окружающих Узбекистан стран Центральной Азии и Афганистана, через которые происходит перевозка грузов.

Сеть автомобильных дорог в Центральной Азии довольно обширна, но большая их часть находится в неудовлетворительном состоянии, что говорит об плохом техническом обслуживании. В дорожную автомобильную сеть стран Центральной Азии входит примерно 66000 км магистральных дорог. Основные региональные и международные перевозки приходятся на дороги протяженностью около 29000 км. Большая часть этих дорог проложена с севера на юг, а транзит товаров из Узбекистана проходит чаще всего через территории России и Казахстана.

Транспортный коридор А-40 в виде асфальтобетонной магистрали является единственным путем, который пересекает весь регион с востока на запад и соединяет Ташкент и Алматы. Данная магистраль имеет ответвления, ведущие в Китай и Туркменистан. Железнодорожный коридор в Китай тоже один, и он проходит через пункт «Достык» на казахско-китайской границе.

Общая протяженность железнодорожных путей государств Центральной Азии составляет более 22000 км. Самой крупной сетью железных дорог – 66 % – обладает Казахстан, он же является несомненным лидером по грузовым перевозкам. По территории Казахстана осуществляется до 84% всех железнодорожных перевозок Центральной Азии. Узбекистан имеет около 18% региональных железнодорожных путей, и по его территории осуществляется около 11% от общего числа перевозок.

В наше время перед Узбекистаном и другими странами Центральной Азии стоят задачи по обеспечению свободного и доступного выхода к морским перевозкам, сокращению издержек, связанных с пересечением государственной границы. Для решения этих непростых задач в 2003 году в Алматы состоялась Международная конференция министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, развивающихся стран транзита и стран-доноров, представителей международных учреждений, занимающихся вопросами финансирования и развития.

На этом форуме была принята Алматинская программа действий, которая закрепила особые потребности стран-участниц в новых глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок. Затем была принята Венская программа действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на 2014–2024 годы, документы которой подписали 32 страны. В настоящее время Узбекистан последовательно реализует международные обязательства, которые были взяты в Вене, и включает принятые международно-правовые нормы в национальную правовую систему.

Сейчас в Узбекистане наблюдается устойчивый ежегодный рост грузоперевозок в размере 6-7%. Около 27 млн. тонн составляет среднегодовой объем международных грузовых перевозок, в том числе экспорт на уровне 4-4,3 млн. тонн, а импорт на уровне 13-13,3 млн. тонн. Около 9,2-9,7 млн. тонн транзитных товаров пересекают Узбекистан каждый год, которые приносят доход республике около 1 млрд. долл. В общем объеме транзитных грузоперевозок наибольшее количество перевозимого транзитного груза принадлежит Казахстану – 32%, далее следуют Российская Федерация – 31% и Иран – 13,8%.

По железнодорожным перевозкам следует отметить, что наибольшее количество транзитного груза в общем объеме транзитных грузоперевозок принадлежит Казахстану – 32%, далее следует Российская Федерация – 31% и Иран – 13,8%.

Стоит отметить, что рассмотренные основные транспортные коридоры, по которым Узбекистаном осуществляются внешнеторговые грузоперевозки, используются недостаточно эффективно и их инфраструктуру необходимо развивать, для увеличения грузопотока. Поэтому необходимо продолжать активную работу над повышением качества услуг, предоставляемых транспортными и логистическими компаниями республики для того, чтобы увеличить объем международных грузоперевозок и привлечь новые транзитные грузопотоки через территорию Узбекистана.

Транспортные коридоры Узбекистана

Коридор 1 — транзитом через Казахстан и Россию в порты стран Балтии — Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва), Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия).

Коридор 2 — транзитом через Казахстан, Россию, Украину или Беларусь в страны Европейского Союза через погранпереходы Брест (Беларусь) и Чоп (Украина).

Коридор 3 — транзитом через Казахстан, Россию и Украину в черноморский порт Ильичевск (Украина).

Коридор 4 (ТРАСЕКА) — транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан в порты Черного моря.

Коридор 5 — транзитом через Туркменистан и Иран в порт Бендер-Аббас, находящийся на побережье Персидского залива.

Коридор 6 — транзитом через Казахстан, Китай, Россию, используя казахско-китайский погранпереход (Достык/Алашанькоу) в китайские восточные порты и российские дальневосточные порты Находка, Владивосток и другие.

Коридор 7 — транзитом через Кыргызстан и Китай в китайские порты Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

Коридор 8 — транзитом через Афганистан в иранские порты Бендер-Аббас, Чахбахар и пакистанские порты Гвадар и Карачи.

Китайский вектор коридоров

В настоящее время Китай продвигает международный проект «Один пояс — один путь», который может изменить влияние Китая на регион и превратить Центральную Азию из ряда государств, не имеющих выхода к морю, в транзитный регион между Азией и Европой. По сути, Китай открывает Центральную Азию. Этот проект лидер КНР Си Цзиньпин озвучил еще в 2013 году, когда был с официальным визитом в Казахстане. В 2019 году свое участие в этом проекте подтвердили 125 стран мира и 29 международных организаций, которые подписали 173 соглашения о сотрудничестве. В будущем транспортные коридоры должны связать 60 государств в Европе, Азии и Африке.

Инициатива Китая «Один пояс – один путь» объединила два других проекта: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» и ее цель — создание глобальной инфраструктуры торговых путей.

Транспортные направления «Шелковых путей»

«Экономический пояс Шелкового пути» предполагает следующие транспортные направления:

– из Китая через ЦА, Россию до Европы (до Балтийского моря);

– из Китая через ЦА и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю;

– из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.

Основные направления «Морского Шелкового пути XXI века»:

– из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;

– из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.

В указанных направлениях планируется сформировать международные коридоры экономического сотрудничества: «Китай – Монголия – Россия», «Китай – Центральная Азия – Западная Азия», «Китай – Индокитай», «Китай – Пакистан» и «Бангладеш – Индия – Мьянма – Китай».

25-27 апреля 2019 года в Пекине состоялся второй форум высокого уровня «Один пояс — один путь». В саммите приняли участие 37 лидеров государств и правительств. Китайскую столицу посетили около 5 тысяч гостей, которые представляли 150 стран и 90 международных организаций. По результатам мероприятия были достигнуты 283 договоренности и подписаны соглашения о сотрудничестве на сумму более 64 млрд. долларов.

25 апреля 2019 года Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев встретился с Председателем КНР Си Цзиньпином в рамках саммита в Пекине, на котором заявил, что Узбекистан полностью поддерживает инициативу «Один пояс – один путь» и готов внести практический вклад в ее полномасштабную реализацию. Председатель КНР выразил уверенность, что участие и инициативы Ташкента в рамках проекта будут способствовать всестороннему углублению взаимовыгодного сотрудничества Китая с Узбекистаном и Центральной Азией в целом.

В последние годы был реализован ряд транспортных проектов в этом направлении. 17 февраля 2018 года был открыт новый автомобильный коридор Ташкент–Андижан–Ош–Иркештам–Кашгар протяженностью 920 км, который соединил Узбекистан с Китаем. А 17 июля 2019 года Узбекистан и Казахстан открыли новый международный транспортный коридор Бейнеу–Акжигит–граница Узбекистана. В области авиаперевозок новый грузовой авиамаршрут был запущен 15 июля 2019 года между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и Ташкентом. 15 мая 2019 года Узбекистан отправил первый транзитный контейнерный груз из казахстанского порта Актау.

Продолжается работа над масштабными транспортными проектами. Таким, например, является строительство железной дороги Узбекистан–Кыргызстан–Китай. Этот железнодорожный маршрут является кратчайшим путём из КНР в Европу и на Ближний Восток. При введении в действие данной железной дороги расстояние, по сравнению с действующими маршрутами, сократится на 900 км, а время доставки грузов уменьшится на 7-8 дней. В реализации этого проекта активное участие принимает Китай, который 17 июля 2019 года запустил прямой грузовой железнодорожный маршрут Сиань—Бишкек.

Также очень многообещающим может стать строительство железной дороги Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар с выходом на пакистанский порт Гвадар. Узбекистан совместно с Афганистаном, Казахстаном, Пакистаном и РФ уже приступил к обсуждению этого проекта. В декабре 2018 года и в марте 2019 года в Ташкенте состоялись пятисторонние встречи глав железнодорожных ведомств, в ходе которых было принято решение о создании рабочей группы по его реализации.

В связи с реализацией данного проекта и укреплением торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и Афганистана Ташкент продолжает попытки урегулировать ситуацию в Афганистане. Узбекистан в марте 2019 года организовал Ташкентскую конференцию по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное сотрудничество». А в августе 2019 года Министерство иностранных дел Республики Узбекистан принимало делегацию движения «Талибан», которая посетила Ташкент 7-10 августа. В урегулировании ситуации в Афганистане активную позицию занимает и Казахстан, который в ходе председательства в СБ ООН выдвинул инициативу по «превращению Центральной Азии и Афганистана в модельную зону мира, сотрудничества и безопасности».

Развитие транспортно-логистической системы имеет очень важное значение не только для национальной экономики Узбекистана, но и для всего региона Центральной Азии. В настоящее время наблюдается более активное продвижение различных национальных и международных проектов в этом направлении. Но реализация этих проектов зависит не только от Узбекистана, но и от других стран региона и внешних по отношению к региону игроков. Все более важную роль в Центральной Азии играет политика Китая, но нельзя забывать и о влиянии США и России, которые также имеют свои предпочтения в отношении транспортной конфигурации нашего региона.

Заключение

Узбекистан – это страна «Double-Landlocked», то есть даже ее соседи не имеют прямого выхода к морю. С другой стороны, как и вся Центральная Азия в целом, Узбекистан находится на пересечении всех узловых наземных коридоров в Евразии, соединяющих Восток и Запад. Тогда как Казахстан стал основным звеном в китайской инициативе «Один пояс – один путь», предоставляя обширные возможности для северных маршрутов, нацеленных в Европу, Узбекистан пытается использовать свои преимущества и стать региональным транспортным хабом на южных рубежах, благодаря близости к Афганистану. Таким образом, в настоящее время Узбекистан имеет все возможности стать ключевым транспортно-логистическим центром стран Центральной Азии.

Рустам Джураев

Экономическое обозрение №8 (236) 2019

Поделиться постом

Похожие новости