Нереализованный потенциал финансовых услуг

   Уровень развития, масштабы и структура сферы услуг занимают сегодня особое место в оценке экономического статуса страны. Сектор услуг в настоящее время составляет более двух третей мировой экономики: 72 процента валового внутреннего продукта (ВВП) в странах с высоким уровнем дохода, 53 процента в странах со средним уровнем дохода и 46 процентов в странах с низким уровнем дохода (база данных ВПР).  Последние десятилетия характеризуются динамичным развитием мирового экспорта продукции сектора услуг, темпы роста которого значительно превышают темпы роста мировой торговли товарами.

  В последние годы сектор финансовых услуг быстро расширяется, создавая новые производительные рабочие места в экономике многих стран. В ежегодном отчете МВФ отмечается, что в ряде промышленно развитых стран с 1970 годов занятость в сфере финансовых услуг увеличилась на 25- 50% и в настоящее время составляет от 3 до 5% от общей численности занятых в экономике. Добавленная стоимость в секторе финансовых услуг также значительно выросла и в настоящее время составляет от 7 до 13 процентов ВВП в Гонконге, Сингапуре, Швейцарии и Соединенных Штатах. По данным исследований, сфера услуг вносит более высокий вклад роста в сокращение бедности, чем вклад роста сельского хозяйства или обрабатывающей промышленности.

   Как показывает опыт зарубежных стран, либерализация рынка финансовых услуг может оказать сильное положительное влияние на доходы и экономический рост страны. Развитые и развивающиеся страны с открытым финансовым сектором, как правило, росли быстрее, чем страны с закрытыми режимами. Экономическим успехам Гонконга (Китай) и Сингапура в значительной степени способствовали ориентированные на внешние рынки финансовые услуги. Многие развивающиеся страны, такие как Аргентина, Бразилия, Гана, Венгрия, Индонезия и Пакистан, все больше интегрируются в мировые финансовые рынки.

   Мировая практика показывает, что для устойчивого и эффективного функционирования рынка финансовых услуг необходимо наличие таких взаимосвязанных компонентов, как профессиональные стандарты и этика работников финансовых институтов, эффективный контроль и надзор со стороны регуляторов финансового рынка, обеспечение конкурентной среды и доступности финансовых услуг, защиты прав потребителей и повышение финансовой грамотности населения.

 Динамика финансовых услуг

   Для развивающихся стран, в том числе и для Узбекистана, ускоренное развитие финансового рынка является важным условием диверсификации экономики и обеспечения устойчивого развития. Однако если доля услуг в ВВП Узбекистана за 2017 год составила 46,2%, то на долю финансовых услуг приходится всего лишь 12,7% от общего объема сферы услуг.

   За 2010-2018 гг. среднегодовые темпы роста финансовых услуг в Узбекистане опережали аналогичный показатель услуг в целом и составили 24,5%.

Темпы роста объема оказанных услуг по основным видам экономической деятельности (% к предыдущему году)

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Услуги – всего

116,1

117,2

114,7

114,4

115,1

114,0

114,5

110,7

108,9

В т.ч. финансовые услуги

116,4

115,4

114,5

131,5

132,1

130,6

119,8

136,5

121,5

    Проводимые сегодня реформы – либерализация валютной политики, расширение кредитования перспективных инвестиционных проектов, а также оказание инновационных услуг финансовыми организациями уже положительно влияют на увеличение объемов финансовых услуг. Так, в 2018 году объем финансовых услуг был равен 21192,6 млрд. сум., темпы роста относительно 2017 года составили 125,8 %.

   В региональном разрезе наиболее высокие темпы роста финансовых услуг в прошлом году наблюдались в Джизакской области (152,1%), относительно невысокие темпы роста были зафиксированы в г. Ташкенте (117,2%).

 Темпы роста финансовых услуг в разрезе регионов 2018 год, %

Проблемы и возможные решения

  Анализ отечественного рынка финансовых услуг показывает, что Узбекистан имеет значительный нереализованный потенциал по наращиванию объема оказываемых финансовых услуг. Реализация этого потенциала сдерживается наличием ряда проблем.

  • Национальный рынок финансовых услуг не имеет четкую стратегию развития.
  • Существующая система государственного регулирования рынка финансовых услуг неэффективна. Хотя на рынке финансовых услуг и существуют частные компании, но подавляющая часть компаний создана с участием государства. Это касается не только банковской, но и страховой и лизинговой сфер.
  • Низкий уровень экономического доверия населения к финансовой системе. Со стороны потенциальных поставщиков ресурсов в финансовый сектор, с одной стороны, и потребителей финансовых услуг, с другой стороны, присутствует, скорее, надежда на благополучный исход сделки, чем уверенность в возврате средств с ожидаемой доходностью.
  • Устаревшая законодательная база, отсутствие опыта проведения инвестиционной политики в финансовой сфере в условиях открытой экономики, дефицит грамотных специалистов и высокое вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов не способствуют привлечению новых игроков на финансовый рынок, препятствуют формированию конкурентной среды в этой сфере, а инвесторы не уверены в защищенности своей собственности.
  • Неразвитость маркетинга, отсутствие эффективных каналов продвижения информации финансового типа. Отсутствие доступных источников, способных доходчиво разъяснить информацию для непрофессионалов, сдерживает приток сбережений населения в финансовый сектор и их трансформации в инвестиции. Проблема усугубляется низким качеством инфраструктуры: плохой обеспеченностью средствами связи, низкой пропускной способностью линий, слабой степенью внедрения IT-технологий.

  Исходя из вышеперечисленных проблем целесообразна реализация следующих мер в сфере развития рынка финансовых услуг:

  • снижение роли государства и стимулирование развитие частных финансовых институтов на финансовом рынке, развитие эффективной сети финансовых агентов и посредников, формирование конкурентной среды, стимулирующей диверсификацию и повышение качества финансовых услуг;
  • совершенствование системы подготовки кадров для финансового сектора: введение четких критериев, предъявляемых к специалистам такого рода; создание эффективно интегрированной в рабочий процесс системы непрерывного повышения квалификации; разработка стандартов лицензирования и аттестации участников рынка;
  • переход всех финансовых компаний на международные стандарты финансовой отчетности, что повысит прозрачность рынка и создаст предпосылки для увеличения притока ресурсов на финансовый рынок.

Мировой экспорт услуг по секторам с 1990 по 2018 годы (млрд. долл. США)

 

А. Жумаев

Экономическое обозрение №8 (236) 2019


Комментарии