Всемирный банк (ВБ) опубликовал отчёт «Больше энергии с меньшими затратами: повышение энергоэффективности для роста и энергетической безопасности», посвящённый масштабированию энергоэффективности как ключевого фактора устойчивого роста и энергетической безопасности в странах с низким и средним уровнем дохода.
В условиях глобального кризиса — от нестабильности цен на энергоресурсы до изменения климата — энергоэффективность (ЭЭ) позволяет странам одновременно снижать затраты, улучшать экологические показатели и стимулировать экономическое развитие.
Основные выводы доклада
Мировая энергетическая система остаётся крайне неэффективной: почти две трети первичной энергии теряются на всех этапах — от добычи и генерации до конечного использования. Основная причина — высокая зависимость от ископаемого топлива, сопровождаемая большими потерями как при производстве (47%), так и при транспортировке энергии (5%).
В 2019 г. мировые потери энергии достигли 400 экзаджоулей, что эквивалентно $4,5 трлн или почти 5% мирового ВВП.
Особенно остро проблема стоит в странах с низким и средним уровнем дохода (LICs и MICs), где спрос на энергию может вырасти на 30% в ближайшее десятилетие, причём 60% этого прироста уже сегодня приходится на Азию.
В 2024 г. мировой спрос на энергию увеличился на 2,2% — заметно выше, чем в среднем за 2013-2023 гг. (1,3%).
За последние 20 лет улучшение ЭЭ позволило развитым экономикам сэкономить около $680млрд или 15% их ежегодных расходов на энергию только в 2022г. Согласно расчётам ВБ, каждый доллар, вложенный в ЭЭ, приносит $3-5 возврата за счёт сокращения расходов, улучшения здоровья, создания рабочих мест и повышения устойчивости систем.
ЭЭ оказывает многосекторное воздействие, в том числе, укрепляет энергетическую безопасность (пример Турции), снижает нагрузку на бюджет (до 1% ВВП в странах ЕЦА), создаёт рабочие места (до 27 рабочих лет на $1 млн инвестиций), повышает производительность предприятий, улучшает надёжность энергоснабжения (опыт ЮАР и Ганы), снижает расходы и неплатежи (Бразилия), расширяет доступ к энергии (Мозамбик), а также способствует улучшению качества воздуха и здоровья населения за счёт отказа от загрязняющих источников отопления (Китай, Польша, Монголия).
Несмотря на значительный потенциал и многочисленные преимущества, энергоэффективность по-прежнему недооценена и недостаточно масштабирована. Ключевой проблемой остаётся отсутствие устойчивого финансирования. Несмотря на значительный рост глобальных инвестиции в чистую энергетику лишь около 20% из них направляется на проекты в области ЭЭ. При этом основная часть этих средств используется для развития электромобилей, а не для повышения эффективности зданий, промышленности или коммунального хозяйства.
В странах со средним и низким доходом ситуация ещё острее: только 8% инвестиций в энергетику направляются на энергоэффективность, при этом уровень инвестиций остаётся практически неизменным с 2019 г.
Дополнительный вызов — это рыночные сбои и восприятие энергоэффективности как чего-то второстепенного. Проекты в этой сфере часто мелкомасштабны, имеют долгий срок окупаемости и высокие транзакционные издержки (аудиты, согласования, закупки, контроль). На фоне низких тарифов на энергию и недостаточной осведомлённости такие проекты оказываются вне зоны интересов частных инвесторов. Кроме того, энергоэффективность часто недооценивается и слабо отражена в стратегических документах наравне с возобновляемой энергетикой: 90% национальных вкладов по климату включают возобновляемые источники энергии (ВИЭ), но лишь 50% — ЭЭ.
Средний темп ежегодного повышения энергоэффективности (по индексу энергоинтенсивности) в мире составляет лишь 1% — втрое ниже уровня, необходимого для достижения климатических целей.
По данным Международной финансовой корпорации (IFC), частный сектор слабо инвестирует в энергоэффективность по ряду причин: энергозатраты воспринимаются как фиксированные, отсутствуют надёжные данные и независимые рекомендации, а сами проекты конкурируют с другими, более приоритетными инвестициями. В развивающихся странах ситуацию усугубляют слабая инфраструктура и низкий уровень базовых услуг.
Масштабное внедрение энергоэффективных решений поможет странам со средним уровнем дохода сэкономить до $11,6 млрд на строительстве новых электростанций и сетей к 2050 г. Но для этого нужны предварительные вложения: провести энергоаудит, протестировать оборудование и привлечь дешёвое финансирование.
Из-за высоких кредитных ставок и долгих сроков окупаемости многие страны с низким и средним доходом не могут позволить себе такие проекты. В итоге им придётся тратить гораздо больше — беднейшие страны рискуют вложить на $157 млрд больше, чем развитые, и при этом сэкономят лишь половину энергии.
По оценкам ВБ, странам с низким доходом нужно $6–10 млрд доступных средств для запуска энергоэффективности. Эти вложения — в подготовку и реализацию проектов — помогут сэкономить до $11,6 млрд на строительстве новых электростанций к 2050 г.
Энергоэффективность даёт результат только при системном подходе. Нужны: нормативная база, устойчивое финансирование, квалифицированные кадры и чёткая роль государства. Именно государство должно задавать ориентир — внедрять стандарты, закупать эффективное оборудование, запускать программы поддержки. На начальном этапе важна помощь в виде субсидий, льготных кредитов и гарантий. Далее рынок сможет работать самостоятельно — через частные компании, банки и «зелёные» инвестиции.
Для масштабного продвижения энергоэффективности необходим системный подход в каждом ключевом секторе. Государственный сектор, будучи крупным потребителем энергии, должен стать примером для других: проводить энергоаудиты, внедрять стандарты, привлекать энергосервисные компании и сохранять сэкономленные средства в бюджете. Это создаёт рыночный спрос и снижает затраты.
В жилом секторе, который отвечает за до 30% мирового энергопотребления, требуется активизация программ субсидий, доступного финансирования и модернизации. В промышленности — особенно среди малых и средних предприятий — основной потенциал энергоэффективности сдерживается высокими затратами и нехваткой стимулов. Для устранения барьеров необходимы технические стандарты, налоговые льготы, обучающие программы и льготные кредиты.
Чтобы перейти от отдельных проектов к устойчивой системе, ВБ предлагает стратегию LEAP — четыре взаимосвязанных направления:
- Leverage (Привлечение) — привлечение частных и государственных инвестиций с помощью субсидий, гарантий и зелёного финансирования;
- Empower (Уполномочивание) — создание сильных институтов, обучение специалистов, разработка правил и стандартов;
- Advocate (Продвижение) — распространение знаний, просветительская работа, вовлечение населения и бизнеса;
- Program (Программа) — запуск масштабных национальных программ с чёткими целями, сроками и ресурсами.
Эта модель помогает странам строить энергоэффективную экономику — пошагово, системно и с учётом местных реалий. Успех требует политической воли и координации на всех уровнях.
Улугбек Хужакулов, ЦЭИР
Оставить комментарий