Прерогатива Общественного контроля

 

Президент Шавкат Мирзиёев на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, определил ключевые векторы курса на дальнейшее углубление демократических реформ в стране и укрепление правовых основ преобразований. 

Аспекты доклада Президента

«В поле действия общественного контроля всегда должны находится и такие вопросы, как качество товаров и услуг на рынках и в торговых комплексах».

За последний год в СМИ не раз сообщалось о массовых отравлениях граждан в местах общественного питания с последующей госпитализацией или, что хуже, летальным исходом. Причиной чему были антисанитария, употребление некачественных и испорченных продуктов. Вопросы безопасности и качества поставляемой на рынки продукции, а также как и кем должна регулироваться и контролироваться данная сфера всегда остаются весьма актуальными.

В условиях рыночных отношений, предполагается, что сам рынок должен стимулировать производителей к выпуску наиболее качественной продукции. «Голосование долларом» (в нашем случае сумом), в теории должно было сформировать рынок, где продается не только безопасная, но в первую очередь, качественная продукция, отвечающая предъявляемым к ней требованиям со стороны потребителей. В противном случае на некачественную продукцию не будет спроса и производитель понесет убытки.

На практике все оказалось иначе. В условиях бурного развития теневого производства и низкой покупательной способности населения на постсоветском пространстве рынок заполнился низкокачественной продукцией и, что важнее, не соответствующей нормам безопасности. При этом, говорить о том, что «невидимая рука» рынка не сработала в корне не верно. Она сработала стопроцентно: чем ниже цены, тем выше спрос, а в условиях низких доходов, требования к качеству продукции со стороны потребителей уступают привлекательности более низкой цены.

В настоящее время государство стремиться повышать уровень контроля за продукцией, попадающей на рынки, однако, в условиях, когда существенная часть экономики страны является теневой, естественно, что говорить о том, что вся продукция является безопасной и качественной не приходится. И дело не в нежелании со стороны госорганов повысить уровень контроля, а скорее в частичной неспособности достичь необходимых результатов.

Кроме того, в условиях, когда государство стремиться сократить свое присутствие на рынке, снизить уровень вмешательства в деятельность предпринимателей, что проявляется в сокращении инспекционных проверок бизнеса, в том числе производственного процесса, это неизбежно приводит к увеличению на рынке продукции, не соответствующей стандартам качества.

В подобных условиях крайне важным является повышение контроля за продукцией, предлагаемой на рынке, со стороны активной общественности и общественных объединений. Естественно, что в данном случае необходимо выработать эффективные механизмы взаимодействия и налаживания прямого диалога между общественностью и контролирующими органами.

Тема консолидации общества и государственного аппарата стала одним из основных лейтмотивов доклада Президента на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. Относительно рассматриваемой проблемы Президент отметил, что «в поле действия общественного контроля всегда должны находится и такие вопросы, как качество товаров и услуг на рынках и в торговых комплексах».

Правовая основа для налаживания взаимодействия государственных органов и общества в республике создана. В 2018 г. был принят Закон об Общественном контроле, регулирующий взаимодействие между обществом и государственными учреждениями в сфере проведения контроля со стороны общественности. В августе текущего года были внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, направленные на усиление общественного контроля. В частности, были внесены изменения в Закон о качестве и безопасности пищевой продукции, в соответствии с которыми «граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм и правил по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции».

При этом необходимо оговориться, что в контексте контроля за качеством продукции поступающей на рынок, важным является не столько контроль общества за работой госорганов, сколько консолидация усилий обоих в борьбе с контрафактной и некачественной продукцией на рынке. Здесь также можно процитировать Президента: «общественный контроль не должен превратиться в «одностороннее движение».

Задача государства – это нормирование, контроль безопасности и качества выпускаемой на рынок продукции. Однако в условиях неспособности и экономической нецелесообразности установления тотального контроля за производством и движением товаров, наиболее действенным механизмом является рыночный механизм. Выбор потребителя является главным рычагом воздействия на то, какая продукция будет востребована на рынке. В связи с этим крайне важным является увеличение доходов населения, что приведет к снижению спроса на некачественные товары. Однако, как было сказано выше, сам по себе рыночный механизм не способен полностью решить проблемы с наличием на рынке и последующим потреблением низкокачественной продукции ни в одной стране мира. Действенным дополнением к нему является налаживание эффективного взаимодействия государственного и общественного контроля за качеством товаров и услуг на рынках.

 

Руслан Абатуров, эксперт Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР)
при Администрации Президента Республики Узбекистан

 

Комментарии