|   | 

ОПЕК под давлением

ОПЕК под давлением

ОПЕК под давлением

Мировые энергетические и политические круги всколыхнула новость о том, что Эр-Рияд заказал одному из саудовских аналитических центров изучить вопрос влияния распада ОПЕК на нефтяной рынок. Хотя позже министр энергетики королевства Халид аль-Фалих и заявил, что аналитический центр просто старается «нестандартно мыслить» и руководство Саудовской Аравии «вообще не думает об отмене ОПЕК», однако, как говорится, дыма без огня не бывает. Поскольку Эр-Рияд не опроверг самого факта изучения подобного сценария, то это оставляет пространство для выдвижения целого ряда версий.

По всей видимости, изучение вопроса роспуска ОПЕК было вызвано ставшей перед Эр-Риядом необходимостью реагирования на возможные действия США, которые при президенте Трампе принялись энергично переформатировать ключевые элементы мирового политического и экономического ландшафта, сформировавшиеся или по итогам Второй мировой войны, или в ходе «холодной войны», или ставшие продуктами глобализации.

ОПЕК является продуктом биполярного мира эпохи «холодной войны», когда наблюдалось противостояние капиталистической и социалистической систем, и порожденного этим противостоянием процесса деколонизации. Возникнув в 1960 году как объединение, в котором четыре страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт) и Венесуэла поставили перед собой цель установить контроль над своими ресурсами и ограничить влияние на них знаменитых «Семи сестер» (группа западных транснациональных нефтяных компаний), ОПЕК, спустя всего лишь десятилетие, превратилась во влиятельную силу в мировой экономике. Впервые страны ОПЕК продемонстрировали свою силу в 1973 году, когда они ввели эмбарго на поставки нефти США и странам Западной Европы за их поддержку Израиля в Четвертой арабо-израильской войне. Тогда это спровоцировало резкий рост цен на нефть, что сильно ударило по экономикам развитых стран.

В настоящее время картель состоит из 15 стран-членов и контролирует большую часть запасов мировой нефти. В 2018 году совокупная добыча нефти в странах ОПЕК составили 32,5 млн. баррелей в день при мировом спросе 98,8 млн. баррелей. При этом картель обладает возможностями как быстро повысить, так и быстро понизить добычу сырья для оперативного влияния на мировые нефтяные цены, удовлетворения растущего спроса или компенсации сокращения поставок от какого-то члена ОПЕК или независимого производителя. Ведущую роль в подобной политике ОПЕК традиционно играет Саудовская Аравия.

Естественно, что США никогда не нравилась независимость ОПЕК, хотя тесные связи с Эр-Риядом позволяли Вашингтону время от времени оказывать влияние на нефтяной рынок. С того момента, как Дональд Трамп пришел в Белый дом, он неоднократно критиковал картель за то, что тот искусственно завышает цены на нефть и манипулирует рынком, что замедляет темпы развития американской промышленности. В одном из своих знаменитых твитов он даже попросил ближневосточных членов ОПЕК вспомнить о той роли, которую играют США в их безопасности: «Мы защищаем страны Ближнего Востока, они не смогут долгое время находиться в безопасности без нас, и тем не менее они продолжают добиваться повышения цен на нефть».

Однако, похоже, что терпение Трампа и стоящих за ним конгрессменов и группы промышленников подходит к концу. Как показывают их последние шаги, они пытаются создать инструменты для давления на ОПЕК. Именно так можно расценить презентацию сенатором от Республиканской партии Чаком Грессли No Oil Producing and Exporting Cartels Act (NOPEC). Влиятельная британская Telegraph по этому поводу отмечает, что если данный законопроект будет принят, то Трамп фактически приставит пистолет к голове ОПЕК, поскольку будет отменен иммунитет картеля на преследование в США за монополистские действия.

NOPEC теоретически может дополнить возобновленные американские экономические санкции против такого влиятельного члена ОПЕК, как Иран. Также этот акт может дополнить санкции США против Венесуэлы, обладающей крупнейшими доказанными запасами нефти в картеле и мире в целом. Американский президент 1 ноября 2018 года подписал документ о введении санкций против этой охваченной экономическим кризисом латиноамериканской страны, которые должны блокировать любые ее транзакции с золотым запасом. Официально это обосновывается тем, что «администрация США намерена помешать властям латиноамериканской страны расхищать богатство Венесуэлы в своих коррумпированных целях» и «наносить ущерб инфраструктуре Венесуэлы и экологии страны путем бесхозяйственного управления».

Между тем, возникает вопрос о том, пойдет ли Д. Трамп на реальное применение NOPEC, в случае если этот акт примет статус закона? На данный вопрос могут быть два варианта ответа. Первый — американский президент будет использовать его как постоянный инструмент давления на Саудовскую Аравию, чтобы заставить ее следовать в фарватере различных аспектов политики Вашингтона. Второй вариант — Белый дом будет добиваться полного распада ОПЕК, чтобы потом попытаться вновь объединить часть ведущих экспортеров из этой организации, но уже под собственным патронажем, что даст ему возможность контролировать значительные сегменты мирового рынка нефти. Схожий трюк Трамп уже проделал с NAFTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле), в которую входили, наряду с США, Канада и Мексика. Взамен NAFTA он убедил Оттаву и Мехико, в том числе и путем угроз, ввести пошлины на ряд их товаров, принять американские условия и заключить новое соглашение.

В то же время возможное применение NOPEC все же не станет универсальным оружием Вашингтона против нефтяного картеля. Не исключено, что Саудовская Аравия не поддастся шантажу со стороны Вашингтона и применит свои рычаги давления. В частности, королевство может поставить под сомнение сделки по импорту американского оружия на десятки миллиардов долларов или начнет избавляться от своих долларовых активов, как это уже сделали Россия и Турция.

США в таком случае или придется смириться, или пойти на применение экономических и политических санкций. Жесткий вариант, если Эр-Рияд и за ним ведущие экспортеры ОПЕК не прогнутся, станет просто историческим подарком для Китая и России, к которым страны картеля могут обратиться за помощью. Эти две страны вместе могут дать четыре ключевые вещи, способные смягчить американский удар по ОПЕК. Прежде всего, Москва и Пекин могут предоставить «зонтик безопасности». Также Пекин может гарантировать свой рынок сбыта, который уже стал крупнейшим по показателям импорта сырой нефти, а также свою валюту для расчетов — конвертируемый в золото нефтяной юань, а также ценные бумаги и различные проекты для инвестирования средств в рамках недавно объявленной политики экономической открытости. В свою очередь Россия, будучи одной из трех крупнейших нефтедобывающих стран мира, может оказать поддержку ОПЕК по сохранению контроля над ценообразованием на мировом нефтяном рынке. Сотрудничество между Москвой и ОПЕК в этой сфере уже идет и показало свою эффективность. Вполне уверенно можно говорить о том, что если подобные события произойдут, то мы очутимся в совершенно новой мировой реальности. Вместе с тем, все это, конечно же, пока сценарии возможного развития событий, но, тем не менее, в сегодняшнем бурном мире полностью исключать материализацию одного из них нельзя. И поэтому выглядит совершенно неслучайным, что в Саудовской Аравии вероятные сценарии уже моделируются. Для стран Центральной Азии, экономики которых сильно зависят от экспорта или импорта энергоресурсов, вопрос о будущей судьбе ОПЕК и структуре мирового рынка нефти также очень важен, поскольку от этого будут напрямую зависеть многие аспекты их экономического и политического развития, в том числе и имеющие долгосрочный характер.

 

Рустам Махмудов

Экономическое обозрение №-11, 2018

Ваши комментарии

КОММЕНТАРИИ (0)

Тренды

Подписывайтесь на нас

Контакты

    Телефон: +(998 78) - 150-02-02
    Факс: +(998 78) 150-32 20
    e-mail: info@cer.uz 
    Наш адрес: Узбекистан, г.Ташкент, Чиланзарский район, ул. Новза 6