Пределы долговых обязательств

 
Авторами настоящей статьи, которая в полной версии будет опубликована в 1 номере «Экономического обозрения», сделана попытка оценить для Узбекистана уровень внешнего долга, превышение которого может повлечь за собой неблагоприятные экономические последствия.

За последние три года в Узбекистане осуществляются ключевые реформы  - либерализация валютного рынка, отмена принудительного труда, открытие границ для международной торговли, привлечения инвестиций и свободного передвижения людей. Еще одним достижением является создание благоприятных условий для бизнеса. По данным Всемирного банка Узбекистан занимает 69 место среди 190 стран по рейтингу «Введение бизнеса 2020». Это обуславливается открытием «Центров государственных услуг», которые на сегодняшний день предоставляют более 100 видов государственных услуг населению. Также интенсивно развивается сфера туризма. Гражданам более 80 стран предоставлена возможность посещать Узбекистан без виз. Перечисленные и многие другие реформы реализуются в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Столь масштабные преобразования социально-экономического характера требуют значительное количество денежных средств. Одним из решений этой проблемы являются зарубежные заимствования. Но, как показывает мировой опыт, заимствования в больших размерах по отношению относительно валового продукта страны и их неэффективное использование может привести к весьма негативным последствиям для экономики, порождающим множество других проблем, в том числе и социальных. Следовательно, процесс внешнего заимствования требует глубокого анализа, в том числе определения оптимального уровня внешнего долга страны, что и является целью этой статьи.

Текущее состояние

Согласно данным Центрального Банка Республики Узбекистан, совокупный внешний долг страны в 2018 составил $17,3 млрд. (25,4% к ВВП), что на 9.5% больше, чем в 2017 году.

Во 2-ом квартале 2019 года, этот показатель составил $20,7 млрд. По прогнозам на начало 2020 года совокупный внешний долг составит $21,3 млрд (36% к ВВП).  Самыми крупными кредиторами являются Азиатский Банк Развития (АБР) и Всемирный Банк (ВБ), с обязательствами в $3,9 млрд. и $2,8 млрд. соответственно.

За последний год, увеличение совокупного долга в основном приходится на государственный сектор ($3,1 млрд.). Основная часть внешнего долга частного сектора приходится на нефтегазовый и энергетические секторы ($5,1 млрд., 68,5%), банковский сектор ($1,3 млрд., 17%), телекоммуникационный ($246,7 млн., 3%) и текстильный ($139,4 млн.). То есть, почти 90% частного внешнего долга в 2019 году приходится на секторы, где государство имеет свою долю и непосредственно участвует в процессе принятия решений.

По стандартам Всемирного банка, Республика Узбекистан классифицируется как страна с низким средним доходом. Средний показатель ВНП на душу населения и процент внешнего долга от ВНП среди стран с низким средним доходом равен $2259 и 29% соответственно. По сравнению, соответствующие показатели в Республике Узбекистан равны $2008 и 34% за последний год, то есть уровень внешнего долга Узбекистана  уже немного превышает средний мировой показатель стран с низким средним доходом.

Опасность долговой ловушки

Опыт других стран показывает, что неэффективное распределение внешних заимствований и превышение порога внешнего долга может привести к тому, что страна попадает в долговую ловушку, когда ей приходится прибегать к заимствованиям уже ради обслуживания предыдущих долгов. Это может критически повлиять на экономику страны в целом и снизить ее показатели. По данным международных организаций этот уровень находится в районе 50 % от ВВП. Но он может служить только ориентиром, но никак не конкретной опорной отметкой.

Уровень внешнего долга, критичный относительно возможности попадания в долговую ловушку, зависит от его природы и ряда аспектов. В частности, развитие институциональной среды и структуры управления в стране играет важную роль в устойчивости внешнего долга. Поэтому есть потребность в более глубоком анализе порога внешнего долга для Республики Узбекистан, исходя из его аспектов и природы.

Приближение к порогу

Результаты исследования, проведенного авторами статьи, показали, что оценённый порог для внешнего долга Республики Узбекистан составил 35% от ВНП. В 2018 году совокупный внешний долг Республики Узбекистан по отношению к ВВП составил 34%. А на начало 2020 года, он прогнозируется в районе 36% от ВВП (в данным случае ВНП и ВВП практически идентичны). То есть, внешний долг Узбекистана уже может находиться на том уровне, преодоление которого будет сопровождаться негативными экономическими последствиями, превышающими положительные эффекты от привлечения инвестиций за счет наращивания долга.  В связи с этим рекомендуется тщательный анализ текущих заимствований на вопрос их обслуживания, уменьшение дальнейших заимствований и укрепление их мониторинга и прозрачности в соответствии с вышеперечисленными рекомендациями.

 

Бахтишод Хамидов, Ферузбек Давлетов, ЦЭИР

*Полную статью читайте в №1 номере журнала "Экономическое обозрение"


Комментарии