Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем Указе «О мерах по совершенствованию службы скорой медицинской помощи в Республике Узбекистан» отметил, что, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы здравоохранения, в сфере оказания скорой медицинской помощи сохраняется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих полноценной реализации поставленных задач.
В частности, в республике до сегодняшнего дня отсутствуют результаты неоднократно принятых решений по созданию автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи. Продолжается рост догоспитальной смертности при оказании скорой медицинской помощи, которая в Ташкентской, Сырдарьинской и Ферганской областях увеличилась от двух до четырех раз.
Действующий порядок сортировки обращений не позволяет сконцентрировать имеющиеся силы и средства на обслуживание приоритетных вызовов, что приводит к увеличению количества ложных либо обслуживанию случаев обострения хронических заболеваний, не несущих угрозы жизни больного. Выделяемые бюджетные средства не способствуют обеспечению должного качества оказываемой скорой медицинской помощи и укреплению ее материально-технической базы.
Что нужно сделать, чтобы решить эти проблемы?
Зарубежный опыт
Во многих развитых странах сформировались чрезвычайно сложные и все более дорогостоящие системы обеспечения скорой медицинской помощи. В этих странах, особенно в городах и пригородных районах, догоспитальную помощь обычно предоставляют профессиональные (оплачиваемые) специалисты, в то время как волонтеры, имеющие базовую подготовку или соответствующее образование, могут оказать первичную медицинскую помощь в сельских или малонаселенных районах.
Скорая помощь в Германии называется EMS и принцип работы у нее несколько иной, чем в Узбекистане. В Deutsche Rote Kreuz (DRK) работают как врачебные бригады скорой помощи, так и парамедики. Парамедик – это специалист с высшим медицинским образованием, который специализируется на оказании экстренной медицинской помощи (ЭМП). Квалификация парамедика выше, чем медицинской сестры или фельдшера. В его компетенции – сложные медицинские манипуляции, в частности, искусственная вентиляция легких. Кроме того, парамедик умеет снимать и расшифровывать кардиограмму, проводить аппаратную дефибрилляцию и другие медицинские вмешательства. Как правило, фельдшеры таких действий не предпринимают.
Существует четкий регламент по времени реагирования на вызов. С момента получения вызова и момента выезда бригады должно пройти не более двух минут. А приезд бригады на место должен быть не позже 10-12 минут. В случае несоблюдения регламента клиент просто не оплачивает вызов. Более того, в Германии для транспортировки больных, находящихся в труднодоступных для автомобилей местах, используют вертолеты, которые называют «Желтые ангелы» из-за их цвета. Воздушные экипажи скорой помощи оснащены необходимым оборудованием для оказания экстренной медицинской помощи. Общее оборудование для машин и вертолетов скорой помощи включает в себя воздушные вентиляторы, лекарства, ЭКГ и носилки.
В Великобритании в скорой помощи работают не врачи, а так же, как в Германии, парамедики. Основаниями для вызова скорой помощи являются боль в груди, потеря сознания, серьезные травмы, затрудненное дыхание. По менее значительным причинам предлагается самостоятельно добраться в госпиталь. Установлены 4 категории предоставления медицинских услуг для больных, в зависимости от состояния пациента. Время прибытия скорой составляет от 7 до 18 минут.
Однако не всегда даже машине с красным крестом удается прорваться через непроходимые «пробки». Поэтому в Лондоне существует велосипедный отряд скорой помощи, который способен за 6 месяцев сэкономить обычным бригадам до 250 часов работы. Опыт лондонского отряда велосипедистов-парамедиков стали применять другие города и страны. Служба бесплатная, существует она на средства госбюджета. Бригада состоит из профессионалов многопрофильной квалификации.
В США существуют два вида оказания помощи больным: экстренная (Emergency Rooms) и срочная (Urgent Care) медицинская помощь. Emergency Rooms есть почти в каждой больнице. Сюда парамедики и полиция привозят пострадавших, сюда же обращаются люди самостоятельно без предварительной записи. В Urgent Care (срочная медицинская помощь) оказывают скорую помощь больным без записи, но здесь не занимаются критическими случаями. Еще одно отличие – цена услуг. Она значительно ниже, чем в Emergency Rooms. Имеется огромный автопарк новых автомобилей скорой помощи. На ДТП выезжают до 3-5 машин. Среднее время прибытия к пациенту в любой точке Америки – 5 минут.
В Российской Федерации, исходя из нормативов, бригада скорой помощи должна приезжать не позднее 20 минут. При этом, кроме привычных реанимобилей, может использоваться санитарная авиация, которая активно развивается. За 2017 г., по данным Минздрава РФ, было совершено около 26 тыс. вылетов по экстренным вызовам.
Наращивая потенциал скорой помощи
Состояние и предоставляемые услуги скорой помощи в Узбекистане несколько иные, чем в вышеприведенных странах, где в системе оказания населению экстренной и скорой медицинской помощи используются платные услуги или медицинское страхование. Скорая медицинская помощь в Узбекистане предоставляется бесплатно и финансируется из государственного бюджета. Почти все службы скорой медицинской помощи в Узбекистане находятся в государственной собственности. Каждый вызов государству обходится в 75-80 тысяч сумов. Известно, что частные службы скорой помощи лучше и быстрее оказывают скорую медицинскую помощь, нежели государственные, но не многие люди могут позволить себе вызвать частную службу скорой помощи. Если раньше в нашей стране неотложная первая медицинская помощь в экстренных случаях бесплатно оказывалась только в государственных медицинских учреждениях, то теперь установлено, что, вне зависимости от формы собственности, государственные и частные медицинские учреждения оказывают экстренную и неотложную медицинскую помощь бесплатно.
Все больше повышается уровень финансирования этой сферы, в которую за последние три года предусмотрено направление 604,2 миллиарда сумов. Обеспеченность учреждений экстренной и скорой медицинской помощи лекарствами и медицинскими принадлежностями за последние три года выросла в три раза. За два года правительство Узбекистана закупило большие партии хорошо оборудованных автомобилей скорой помощи из разных стран и через несколько фондов, таких как Проект по улучшению системы здравоохранения, финансируемый Всемирным банком. С 2020 года предусмотрено начать обеспечивать службу скорой медицинской помощи авиационной техникой. К тому же организация в системе службы экстренной медицинской помощи сall-центров и привлечение на работу в них врачей, оборудование машин скорой помощи GPS-устройствами становятся важным фактором в охране здоровья населения нашей страны.
Однако, учитывая тот факт, что государственное финансирование здравоохранения равняется 2,8% ВВП, имеется необходимость в поддержке этой сферы со стороны международных организаций, таких как Всемирная организация здравоохранения, Всемирный банк и Азиатский банк развития, для дальнейшего развития здравоохранения, в том числе в целях оказания неотложной медицинской помощи в Узбекистане. В частности, Всемирный банк работает над проектом, который направлен на повышение эффективности и качества системы неотложной медицинской помощи. Он предоставит кредит в размере 100 миллионов долларов для финансирования этого проекта. Проект охватит все население Узбекистана. В центре внимания проекта будет поддержка Научного центра экстренной медицинской помощи и всех больниц, оказывающих неотложную помощь.
Проблемные позиции
Тем не менее, на сегодняшний день в Узбекистане существует ряд проблем, связанных со службой скорой медицинской помощи, требующих незамедлительного решения. Служба скорой помощи, особенно в регионах, вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку нередки случаи, когда люди умирают по дороге в больницу или в ожидании скорой помощи, которая зачастую опаздывает на значительное время. Как недавно сообщила председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева, «за последние два года свыше 48 тыс. человек скончались из-за несвоевременного приезда машин скорой помощи. За три года зафиксировано более 700 фактов, связанных с водителями, не уступившими дорогу специальным автотранспортным средствам».
Поступившие в скорую медицинскую помощь вызовы делятся на две группы. К первой группе относятся повреждения и заболевания или случаи, оказывающие серьезную опасность жизни и здоровью больного, то есть результаты ДТП, чрезвычайных случаев, высотная травма, бессознательное или шоковое состояние, профузное кровотечение, роды, термические ожоги или охлаждение тела, острое отравление от химических или лекарственных средств, удары током. Такие случаи считаются экстренными, и на такие вызовы машины скорой помощи обязаны приехать в течение 20 минут.
Ко второй группе относятся неэкстренные вызовы, но по ним тоже должна быть оказана скорая медицинская помощь. К таким вызовам относятся аритмия, приступ астмы, средняя и легкая травма, аллергия, головная боль, боль в области живота, грудной клетки, острое расстройство психики, почечные приступы, неоднократная рвота, сыпь, высокая температура (если она не снижается и после принятия пероральных лекарственных средств) и другие. На такие вызовы машина скорой помощи должна приехать в течение 30 минут.
Однако 30-40 процентов всех поступающих в скорую помощь вызовов являются необоснованными, не подходящими под эти категории. В большинстве случаев люди с хроническими заболеваниями вызывают скорую помощь для того, чтобы им померили давление или же сделали укол, дали таблетки. Есть такие больные, которые в год делают более 1000 таких вызовов. Кроме того, всего лишь 15 процентов вызовов госпитализируются, то есть больных отвозят в больницы, а в 85 процентах случаев оказывается помощь на месте. Это тоже говорит о том, что основная часть вызывающих скорую помощь на самом деле не нуждается в ней. Если взглянуть на международную практику, к примеру в Европе, то 85 процентов вызовов госпитализируются.
В дополнении к немного дезинтегрированной системе с небольшой координацией передвижения между регионами и районами нет фильтрации вызовов, чтобы определить, нужны ли на месте узкоспециализированные команды скорой медицинской помощи. Бывают и ложные вызовы. Они занимают больше времени, чем обычные вызовы, так как в этом случае, вне зависимости от времени суток, необходимо заниматься выяснением, что такой адрес на самом деле не существует.
Несоблюдение правил по освобождению дороги для машины скорой помощи также является серьезной проблемой. В больших городах, таких как Ташкент, возникают проблемы с дорожным движением из-за многочисленных «пробок», которые приводят к тому, что транспортные средства скорой помощи сильно запаздывают. В развитых зарубежных странах на дорогах для машин скорой помощи выделены отдельные пути, которые всегда свободны, а у водителей более высокая ответственность в этом вопросе.
Варианты решения проблем
Исходя из сделанных выводов о ситуации с оказанием скорой медицинской помощи, целесообразно предложить несколько оптимальных вариантов решения указанных проблем.
1. Для решения одной из самых острых проблем более быстрого движения машин скорой помощи по дорогам необходимо использовать разработанные в настоящее время интеллектуальные инструменты управления движением. Эта система поможет водителям скорой помощи своевременно реагировать на вызовы с использованием технологии GPS и датчиков. Несмотря на высокую стоимость подобной системы, преимущества ее использования позволят решить эту проблему.
2. Не менее важным решением будет увеличение числа работников call-центра скорой помощи для их бесперебойной работы, так как многие граждане не могут дозвониться с первого раза.
3. Необходимо совершенствование алгоритма информационного взаимодействия диспетчерской службы с обращающимися по телефону, добиться того, чтобы люди, обращаясь в скорую помощь, четко отвечали на вопросы оператора по поводу состояния больного (температура тела, кровяное давление, пульс и другие). Кроме того, целесообразно активнее использовать консультирование диспетчерами станции скорой помощи населения по вопросам оказания медицинской помощи.
4. Создание единой информационной сети с поликлиниками для оптимизации мероприятий по лечению больных снизит количество необоснованных обращений хронических больных и, следовательно, высвободит ресурсы для своевременного оказания экстренной помощи тяжелобольным пациентам.
5. Оснащение службы скорой медицинской помощи современным оборудованием, всеми необходимыми лекарствами, использование новейших технологий позволят добиться снижения летальности и инвалидности населения, увеличат степень удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания.
6. Важное значение могут иметь разъяснение необходимости уступать дорогу машинам скорой помощи в школах, посвященная этому социальная реклама по радио и на телевидении, а также введение штрафов для водителей, которые не уступили дорогу машине скорой помощи.
7. Не менее важным вариантом является создание новых аварийных дорожных полос на маршрутах передвижения в зоне обслуживания машин пунктов скорой помощи. Специальные дороги также могут быть использованы службами милиции и пожарной безопасности.
8. Один из самых простых и эффективных способов улучшения движения машин скорой помощи – увеличение громкости их сирен. Поскольку для большинства водителей он недостаточно громок, чтобы слышать и реагировать вовремя, эта опция определенно поможет снизить риск аварий и время, проведенное в дороге.
9. Кроме того, очень важно приобрести более приспособленные транспортные средства экстренной помощи. Большинство станций скорой помощи используют «Дамас», который не специализирован для оказания неотложной помощи, потому что в нем недостаточно места для медицинского оборудования и для пациентов с ростом выше среднего.
10. Для оптимизации кадровой политики необходимо реализовать мероприятия по повышению мотивации сотрудников, снижению текучести кадров и повышению их квалификации.11. Необходимо активно использовать принцип обратной связи, позволяющий отслеживать степень удовлетворенности пациентов. Для этого необходимо использовать постоянный медико-социальный мониторинг.
В заключение нужно сказать, что служба скорой медицинской помощи в Узбекистане в дальнейшем будет совершенствоваться. Есть много способов улучшить качество услуг скорой помощи во всех областях Узбекистана. Основываясь на успешных и проверенных методах зарубежных стран, можно устранить имеющиеся препятствия для более качественного и надежного предоставления услуг скорой медицинской помощи.
Шахло Махкамова,
Умидахон Нарзуллаева,
Институт бюджетно-налоговых исследований
Экономическое обозрение №8 (247) 2020
Оставить комментарий