В 2019 году регулируемые цены в среднем выросли на 21,6%, в частности, рост уровня цен на формовой хлеб составил 40%, газ – 18,8%, электроэнергию – 18% и бензин – 17,6%.
Согласно базовому прогнозному сценарию развития экономики Узбекистана, приведенному в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020-2021 годов», прогнозные показатели инфляции на 2019 год были установлены на уровне 13,5-15,5%. В течение 2019 года при рассмотрении уровня ставки рефинансирования Центральный банк сохранил прогнозный уровень инфляции без изменений.
По итогам 2019 года, инфляция сформировалась вблизи верхней границы прогнозного коридора и составила 15,2%.
При этом динамика инфляции в 2019 году характеризовалась разнонаправленностью. В частности, в первом полугодии после снижения и закрепления на уровне 13-13,5% годовых, во второй половине года динамика инфляции развернулась в сторону восходящего тренда.
Относительно высокому уровню инфляции во втором полугодии способствовали либерализация регулируемых цен и факторы, простимулировавшие инвестиционный и потребительский спрос, подкрепленный повышенной кредитной активностью банков и увеличением госрасходов.
Так, например, наряду с повышением регулируемых цен ускорение девальвации в июле-августе послужило основным фактором роста месячного показателя инфляции до 2,9% в августе 2019 года против 0,3% в аналогичном периоде прошлого года.
В IV квартале 2019 года наблюдалось определенное снижение темпов роста инфляции (на 0,7 п.п.) по сравнению с соответствующим периодом 2018 года.
В течение 2019 года определенное инфляционное давление на годовую инфляцию оказал рост цен на муку и хлебобулочные изделия.
В 2019 году регулируемые цены в среднем выросли на 21,6%, в частности, рост уровня цен на формовой хлеб составил 40%, газ – 18,8%, электроэнергию – 18% и бензин – 17,6%.
Погодно-климатические условия отразились на уровне цен плодоовощной продукции. В частности, цены на фрукты выросли на 21,4%, картофель –11,7% и рис – 5,8%.
Кроме того, отмечаемый на местах вопрос нехватки кормовой базы также имел влияние на цены мясопродуктов, которые выросли на 23,4%.
Вместе с тем, наблюдалось ускорение темпов роста в сфере услуг, в частности, тарифов на услуги пассажирского транспорта на 13%, обучение – 22%.
Поэтапный переход, начиная с 2020 года к инфляционному таргетированию, предопределяет принятие радикальных мер по снижению уровня инфляции до однозначных цифр в 2021 году, и до 5% к 2023 году.
Базовый прогноз инфляции на 2020 год установлен на уровне 12,0-13,5%.
Цели по достижению прогнозных параметров инфляции обуславливают удержание темпов роста кредитных вложений в экономику в пределах 20-25%, т.е. на уровне прогнозируемого увеличения номинального объёма ВВП.
В налогово-бюджетной политике заложено сокращение дефицита общего фискального баланса. В частности, дефицит общего фискального баланса сократиться с 4% к ВВП в 2019 году до 2,7% в 2020 году, с постепенным его снижением до 1,5% в 2022 году и удержанием на данном уровне в последующие годы.
В условиях проведения надлежащей денежно-кредитной политики и сокращения дефицита фискального баланса, увеличение объемов частных и иностранных инвестиций поспособствует поддержанию заданных прогнозных темпов экономического роста.
На прогнозном горизонте для достижения прогнозного показателя инфляции будут приняты меры по поддержанию положительных реальных процентных ставок в экономике.
Кроме того, реализация важных структурных мер, отраженных в дорожной карте по снижению уровня инфляции в 2020 году, будет способствовать минимизации влияния немонетарных факторов на рост уровня цен в экономике.
Оставить комментарий