Контуры продовольственной безопасности

Контуры продовольственной безопасности

Международные организации признают, что инфекция COVID-19 уже дестабилизировала мировой рынок продовольствия. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) заявила: «Мы рискуем попасть в надвигающийся продовольственный кризис, если не будут приняты быстрые меры по защите наиболее уязвимых узлов, поддержанию цепочек поставок продовольствия в мире и смягчению воздействия пандемии на продовольственную систему».

ФАО считает, что сбоев в поставках продовольствия можно ожидать уже в мае. Тем не менее, по утверждениям международных организаций, продовольствия в мире вполне достаточно, и пандемия коронавируса не несет долгосрочной угрозы для мировой продовольственной безопасности. По данным Всемирного банка, мировые рынки вполне обеспечены основными продуктами питания, и цены на них в целом стабильны: с середины января до середины апреля не менялись на пшеницу, на рис выросли примерно на 20 процентов, а на кукурузу снизились почти на 15.

Глобальные уровни производства для риса, пшеницы и кукурузы находятся на рекордных максимальных уровнях или близки к ним. По данным международного рейтингового агентства «Fitch Solutions», глобальные поставки продовольствия относительно велики, а прогноз на 2020-2021 годы положительный благодаря мягким погодным условиям в ключевых регионах-производи­телях.

Влияние карантинных мер на производство

Однако ограничительные меры по борьбе с пандемией уже сказываются на производстве и снабжении продовольствия. Сбои во внутренних цепочках поставок продуктов питания становятся насущной проблемой во многих странах. Нехватка рабочей силы начинает оказывать влияние на их переработку, торговлю, логистику. Потеря доходов и рабочих мест снижает способность людей покупать продукты питания и компенсировать фермерам их затраты. Так, ввиду невозможности доставки продуктов потребителю, молочные фермы в США сливают молоко в канализацию, а индийские фермеры скармливают клубнику коровам. В ООН уже предупредили, что из-за повсеместного закрытия границ и протекционистской политики ряда государств Евросоюз может столкнуться с дефицитом продуктов питания в ближайшие месяцы.

Из-за карантина и закрытия границ сезонные сельскохозяйственные рабочие не могут попасть на поля богатых европейских стран к сбору первого урожая. Как следствие - нехватка рабочих рук. Для ее компенсации приглашаются граждане, лишившиеся работы. На этом фоне бросают клич среди беженцев и мигрантов, у которых пока нет разрешения на работу. В Канаде, также столкнувшись с этой проблемой, предложили привлекать к сбору урожая студентов. Еще сложнее ситуация в Италии и Испании, где действуют жесткие правила карантина, ограничивающие передвижение внутри страны, что вообще ставит под вопрос возможность сбора весеннего урожая.

Экспортные ограничения

В сложившихся условиях обеспечение продовольственной безопасности одного государства приведет к ее ослаблению в других. ООН предупредило, что дефицит продуктов может произойти вследствие протекционистских мер в экономике. «Некоторые страны могут прибегнуть к торговым ограничениям или агрессивным запасам в стремлении защитить продовольственную безопасность, что может быстро повысить и удерживать цены на зерно и масличные культуры», - прогнозирует «Fitch Solutions». А таких государств с начала пандемии становится все больше.

В азиатских странах уже опасаются из-за протекционистских мер нехватки риса, вследствие чего растут цены на этот продукт. Ограничения на поставки риса за рубеж действуют в Китае. Правительство Вьетнама временно запретило его экспорт, чтобы обеспечить снабжение населения и накопить резервы. В Таиланде цены на рис выросли до самого высокого уровня за шесть лет. А эти три страны входят в первую пятерку крупнейших поставщиков риса на мировой рынок.

В Казахстане запрещен к вывозу целый список сельскохозяйственных товаров, в котором, в частности, гречка, сахар, картофель, морковь, свекла, подсолнечное масло. Россия, крупнейший в мире поставщик пшеницы, с 1 апреля ввела ограничения на экспорт за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) всех своих основных зерновых культур: пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы. Пока квоты будут действовать три месяца. Одновременно экспорт пшеницы ограничил и Казахстан.

Зоны особого риска

Как указывают эксперты, подобная разбалансировка мирового рынка аграрной продукции ведет либо к глобальному, либо региональному росту цен. По сообщению ФAO, скачки цен более вероятны для более дорогих продуктов, таких как мясо и скоропортящиеся товары, а не для основных продуктов питания, которые все еще имеются в достаточном количестве. Кроме того, сложившаяся ситуация может нарушить действующие цепочки снабжения и становится реальной угрозой продовольственной безопасности отдельных стран, особенно тех, которые сильно зависят от импорта продуктов питания.

По оценкам Всемирного банка, наибольшим рискам в отношении продовольственной безопасности подвержены нестабильные и затронутые карантином страны, в которых логистика и распределение затруднены; страны, пострадавшие от многочисленных и частых экстремальных погодных явлений и вредителей; бедные и уязвимые слои населения; страны, которые являются чистыми импортерами продовольствия. По мнению международных экспертов, в результате пандемии численность голодающего населения может вырасти в два раза и достигнуть 1 миллиарда 600 миллионов.

Укрепляя позиции

В последние годы усилия по укреплению продовольственной безопасности значительно активизированы. В частности, 16 января 2018 года подписан Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны». Этим Указом в целях роста конкуренции и снижения цен для потребителей с 1 февраля 2018 года отменены индивидуальные таможенные, налоговые и иные льготы, а также другие преференции, предоставленные ранее отдельным хозяйствующим субъектам по импорту в республику продовольственных товаров. Указом предписано создание во всех регионах страны на условиях государственно-частного партнерства специализированных складов, хранилищ, холодильных камер, современного высокотехнологичного, энергоэффективного оборудования по переработке и фасовке продовольственных товаров.

Тем же Указом предусмотрена разработка проекта закона о продовольственной безопасности, устанавливающего меры по насыщению рынка качественной, безопасной и доступной продовольственной продукцией, своевременному устранению угроз стабильности продовольственного рынка, гибкому таможенно-тарифному регулированию импорта продовольственных товаров.

На укрепление продовольственной безопасности направлены и проводимые в настоящее время структурные преобразования в сельском хозяйстве, в ходе которых поэтапно сокращается объем производства и государственных закупок хлопка-сырца, за счет чего высвобождаются порядка 170,5 тысячи гектаров поливных земель, где в первую очередь высеваются овощные, кормовые, масленичные культуры, создаются сады и виноградники. В результате этих мер предусматривается повышение объемов производства зерновых культур до 8,5 миллиона тонн с ростом на 16,4 процента, картофеля на 35 процентов, других овощей – на 30, плодов и винограда – на 21,5, мяса – на 26,2, молока – на 47,3, яиц – на 74,5 процента, рыбы – в 2,5 раза.

Проводимая в Узбекистане работа по укреплению продовольственной безопасности уже получила признание и в оценках международных организаций.

В январе этого года аналитическое подразделение британского журнала «Economist - The Economist Intelligence Unit» опубликовало отчет по Индексу глобальной продовольственной безопасности за 2019-й, в котором Узбекистан улучшил свои показатели, поднявшись на девять позиций по сравнению с 2018 годом и заняв 71-е место в мире. Значительно улучшились такие показатели, как обеспечение городов продуктами питания, безопасность продуктов питания, тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем по показателям волатильности производства сельскохозяйственной продукции, государственных расходов на исследования в сфере сельского хозяйства и изменения средней стоимости продуктов питания наблюдалось незначительное снижение.

Оперативные меры стратегического характера

Испытание коронавирусной инфекцией продовольственной безопасности Узбекистана, впрочем, как и многих других стран, пришлось на сезон весенних сельскохозяйственных работ - время, когда закладывается основа будущего урожая. Карантинные ограничения в отношении передвижения и общения людей в это время весьма затрудняют проведение посевной кампании и доставку урожая ранних культур потребителям.

Как решаются эти проблемы в настоящий момент в Узбекистане?

О том, что ситуация находится под непосредственным контролем руководства страны, свидетельствует проведение одного за другим двух видеоселекторных совещаний на эту тему под председательством Президента. Проведенное 10 апреля посвящено вопросам развития кластерной системы в хлопководстве и зерноводстве, эффективной организации весенних агротехнических мероприятий, повышения урожайности. А совещание, проведенное 14 апреля, посвящалось вопросам дальнейшего развития отраслей сельского хозяйства, увеличения объемов производства продовольственной продукции.

На первом особо подчеркнуто, что в условиях пандемии некоторые государства вводят запрет на экспорт продуктов питания, поэтому сельское хозяйство и производство продовольственной продукции становятся сегодня самыми актуальными вопросами. В результате внешних запретов за последние три месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем импорта муки в Узбекистан снизился почти на 50 процентов, зерна – на 31 процент, что требует создания достаточных для обеспечения потребностей населения резервов продовольствия. В этих целях в мае-декабре прошлого года импортировано 116 тысяч тонн семян подсолнуха, 7 тысяч тонн сои, 15 тысяч тонн риса, 2,6 тысячи тонн крупы. Кроме того, благодаря повышению государственных закупочных цен на зерно в прошлом году заготовлено больше пшеницы, что позволяет сохранять на внутреннем рынке стабильные цены.

В текущем сезоне главой государства поставлена задача повысить урожайность пшеницы на 20 центнеров и принять меры для получения с каждого гектара не менее 70 центнеров за счет выполнения дополнительных агротехнических мероприятий. Организованным в этом году 102 зерноводческим кластерам предложено также поставлять населению мясо, рыбу и птицеводческую продукцию по доступным ценам за счет излишков урожая.

На втором совещании поставлена задача двукратного увеличения объемов заготовки продукции в плодоовощеводстве и животноводстве. Локомотивом в этом направлении должны выступить 55 районов, специализированных на плодоовощеводстве, 86 кластеров и 125 кооперативов. Указано на необходимость эффективного использования земли садов и виноградников. Между рядами новых садов площадью десять тысяч гектаров и виноградников площадью девять тысяч гектаров поручено посадить картофель, морковь, лук, чеснок, салат, горох, маш, фасоль, помидоры, огурцы, болгарский перец, бахчевые культуры. Министерство сельского хозяйства, Агентство по развитию садоводства и тепличного хозяйства и Агентство по развитию виноградарства и виноделия определены ответственными за организацию посадки овощных, бахчевых и других видов культур.

Для увеличения объемов заготовки продовольствия необходимо полное освоение в нынешнем году 124 тысяч гектаров выведенных из оборота земель. На эти цели фондам упомянутых выше агентств выделяется 300 миллиардов сумов. Новые сады, виноградники и теплицы предоставляются населению в лизинг сроком до семи лет с трехлетним льготным периодом. Кроме того, намечено продавать освоенные земли на правах аренды сроком на пять-десять лет с условием заготовки определенного вида продовольственной продукции. Поступившие от этого средства будут направляться на освоение новых земель. В настоящее время на трех тысячах гектаров земель Бахмальского, пяти тысячах Кушрабатского, двух тысячах Бешарыкского районов, выведенных из оборота, уже сооружены скважины и начата разбивка садов и виноградников.

На совещании подчеркнуто, что в условиях пандемии недопустимы перебои в снабжении семенами. В настоящее время 25-30 процентов семян ввозится из-за рубежа. Ежегодно в нашу страну импортируется около 300 тысяч тонн картофеля, в том числе 10-15 тысяч тонн семенного. В связи с этим Кургантепинский, Бахмальский, Зааминский, Шахрисабзский, Китабский, Янгикурганский, Булунгурский, Бостанлыкский районы будут специализированы на заготовке семенного картофеля.

Другая проблема: для нужд плодо­овощной сферы необходимо 255 тысяч тонн фосфорных, 290 тысяч тонн азотных удобрений, реализация которых через биржу создает ряд трудностей для дехкан. В связи с этим акционерному обществу «Узкимёсаноат» поручено организовать в 55 районах, специализированных на плодоовощеводстве, точки по продаже удобрений.

В области развития животноводства приняты постановления по соответствующей специализации Республики Каракалпакстан и Ахангаранского района Ташкентской области. При этом выделены субсидии в размере до двух миллионов сумов за каждую единицу племенного скота, 400 тысяч сумов за каждую племенную овцу и козу, импортируемых из зарубежных государств. Поставлена задача увеличить число предприятий, производящих корма, семейные кооперации животноводства. В каждой области организуются хозяйства по откорму и продаже молодняка породистого скота.

В птицеводстве широко внедряется опыт выращивания птицы на основе кооперации домохозяйств. При этом птицеводческое предприятие обеспечит семьи трехдневными цыплятами и кормом, а сорок дней спустя кооперация централизованно закупит заготовленное мясо.

Большие резервы имеются и в развитии рыбного хозяйства. Интенсивное рыбоводство налажено лишь в 0,6 процента искусственных водоемов площадью 38 тысяч гектаров. При этом уровень их продуктивности остается низким. В прошлом году в стране заготовлено всего 200 тысяч тонн рыбы. На совещании даны поручения по доведению объема заготовки рыбы до 350 тысяч тонн в текущем году, повышению эффективности использования искусственных водоемов, развитию интенсивного рыбоводства, организации рыбоводческих хозяйств и перерабатывающих предприятий.

В отношении пчеловодческой отрасли отмечалось, что важно нарастить в этом году заготовку меда в пять раз, полностью задействовать для этого возможности лесных хозяйств. Определены задачи по созданию пчеловодческих кластеров на основе раздачи населению пчелиных ульев с дальнейшей закупкой произведенной продукции.

Одним из резервов для обеспечения занятости сельского населения в домашних условиях (что весьма важно в условиях карантина) названо шелководство. В текущем году намечено выкормить гусениц шелкопряда в объеме 382 тысяч коробов. Ассоциации «Узбекипаксаноат» и Министерству занятости и трудовых отношений поручено эффективно организовать данную работу, простимулировать семьи, получившие высокий урожай.

Совершенствуя экспортный потенциал

Намеченные цели и поручения, данные в ходе видеоселекторных совещаний, являются комплексом оперативных мер стратегического характера, обеспечивающих продовольственную безопасность для населения и направленных на развитие продовольственного потенциала страны в экстремальных условиях коронавиру­сной инфекции и карантина.

Сельскохозяйственный сектор Узбекистана обладает высоким экспортным потенциалом. А в период пандемии, как подчеркнуто на совещании, все государства принимают серьезные меры по недопущению недостатка в продовольствии. Поэтому следует не только замещать продовольственный импорт, но и выходить с продукцией на новые экспортные рынки.

Во второй половине апреля созревает урожай помидоров, огурцов, зелени, а в мае поспевают черешня и абрикос. На долю этих овощей и фруктов приходится 60-70 процентов экспорта. Для своевременной реализации экспортного потенциала данной продукции главой государства дано указание срочно внедрить отдельную систему финансирования для заготовки и закупки фруктов и овощей.

Высоким экспортным потенциалом обладает и шелководство. Предусмотренные меры по поддержке этой отрасли позволят не только обеспечить работой на дому тысячи граждан, что будет способствовать увеличению их доходов, но и увеличить экспорт продукции.

Решение важных задач государство берет на себя

На фоне сложностей, испытываемых европейскими странами со сбором урожая сельхозпродукции в условиях введенных ограничений на передвижение, особое внимание обращают на себя подходы к организации сельскохозяйственных работ в Узбекистане. Основная тяжесть в этом аспекте ложится на государственные структуры и крупные компании с государственным участием, те же кластеры. Такие структуры должны обеспечивать фермеров и дехкан на местах всем необходимым для производства продукции, а также способствовать ее доставке на рынки сбыта.

Крупным государственным структурам гораздо легче соблюдать карантинные меры при необходимых передвижениях и перевозках грузов, чем мелким производителям сельскохозяйственной продукции на местах. При этом Минис­терству внутренних дел поручено с соблюдением правил карантина содействовать беспрепятственному движению автотранспорта, используемого в сельском хозяйстве и на производстве.

Сегодня главное – это проведение сельскохозяйственных работ, получение и сбор урожая как основного фактора укрепления продовольственной безопасности. Плюс ко всему четкие действия соответствующих структур позволят предоставить населению дополнительные рабочие места, при этом обеспечить их всем необходимым, минимизировать передвижение. И решение этих задач государство берет на себя.

Контуры продовольственной безопасности:

Термин «продовольственная безопасность» появился после зернового кризиса 1972-1973 годов на фоне перепроизводства продовольствия в развитых государствах и голода в странах третьего мира. В декабре 1974-го Генеральная Ассамблея ООН одобрила Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире. В ноябре 1996-го на Всемирной Римской встрече принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности, которая подтвердила право каждого на доступ к без­опасным для здоровья и полноценным продуктам питания, в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом каждого на жизнь.

Продовольственная безопасность государства определяется как такое состояние экономики и АПК (агропромышленный комплекс) страны, которое при сохранении и улучшении среды обитания независимо от внешних и внутренних условий позволяет населению бесперебойно получать экологически чистые и полезные для здоровья продукты питания по доступным ценам, в объемах не ниже научно обоснованных норм.

Чем обеспечивается продовольственная безопасность?

Физическая доступность продовольствия: то есть продукты питания должны быть в наличии на территории страны в необходимом объеме и ассортименте.

Экономическая: каждый гражданин страны должен иметь достаточный уровень доходов для приобретения минимального набора продуктов питания.

Безопасность питания: качество сырья и продуктов питания должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление.

Виктор Абатуров
Центр экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №88 от 30.04.20.

Статьи автора:

Поделиться постом

Похожие новости