Углубление взаимодействия с ЕАЭС для Узбекистана не является стремлением стать полноправным членом этой организации — мнение

Углубление взаимодействия с ЕАЭС для Узбекистана не является стремлением стать полноправным членом этой организации —  мнение
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов

Углубление взаимодействия с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) выгодно не только Узбекистану, но и самим странам ЕАЭС, пишет в своей авторской статье эксперт Центра экономических исследований и реформ Виктор Абатуров.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 21 мая принял участие в очередном саммите Высшего Евразийского экономического совета, прошедшем в формате видеоконференции. Хотя Узбекистан не является членом ЕАЭС, а имеет статус наблюдателя, тем не менее, курс на углубление взаимодействия с ЕАЭС является для Узбекистана одним из важных направлений проводимой политики, что было отмечено в ходе этого заседания

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят главы государств- либо главы правительств государств-членов, рассматривает принципиальные вопросы деятельности союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей ЕАЭС. На состоявшемся 21 мая заседании Высший совет утвердил основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов на 2021–2022 годы.

В своем выступлении глава государства остановился на наиболее важных задачах, требующих скоординированного подхода в нынешних непростых условиях.

Торговля: устранения барьеров и сближения нетарифных мер

Одним из важнейших направлений сотрудничества является расширение торговли. Узбекистан является первым торговым партнером стран ЕАЭС среди стран СНГ, не являющихся членами ЕАЭС.

Товарооборот государств ЕАЭС с Узбекистаном с каждым годом растет. В 2020 году, несмотря на многочисленные ограничения, связанные с пандемией, товарооборот увеличился по сравнению с 2019 годом на 3,9%, до 9,4 млрд долларов США, в том числе экспорт – на 15,3%, до 7,2 млрд долларов США, импорт сократился на 21,1%, до 2,2 млрд долларов США. Доля ЕАЭС в торговле с Узбекистаном составляет более 28%. Более 60% торговли ЕАЭС с Узбекистаном приходится на Россию, около 30% – на Казахстан, порядка 3% – на Беларусь, около 4% – на Кыргызстан и около 0,1% – на Армению.

Расширение торговли со странами ЕАЭС имеет весьма важное значение для реализации экспортного потенциала Узбекистана, так как на долю стран ЕАЭС приходится 30−31% общего товарного экспорта Узбекистана.

Особые перспективы при этом имеются у текстильного и агропромышленного секторов, обладающих конкурентными преимуществами на рынках стран ЕАЭС.

Несмотря на пандемию, торговля текстилем и одеждой между Узбекистаном и ЕАЭС продолжала расти. В целом на государства ЕАЭС приходится более 53% от общего экспорта текстиля и одежды Узбекистана. В прошлом году активно наращивался импорт узбекского текстиля, в частности, в Кыргызстан, Россию и Казахстан. В 2020 году хлопчатобумажная пряжа стала основным импортируемым из Узбекистана в ЕАЭС товаром, доля которой в общем объеме импорта составила 9%. Выросли и инвестиции из ЕАЭС в текстильную и швейную отрасли Узбекистана: если в 2017-м их объем составил 1,4 млн долл., то в 2019 году – уже достиг 65,2 млн долл.

В странах ЕАЭС недостаточно производится свежей плодоовощной продукции, которая по-прежнему в большом объеме (43%), завозится из третьих стран, в том числе из Узбекистана, где профицит плодово-ягодной продукции ежегодно составляет около 1 миллиона тонн.

В тоже время в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия Узбекистана овощи и плоды занимают почти 90%. Сегодня среди поставщиков в ЕАЭС на долю Узбекистана приходится 10,9% по овощам и 6,7% – по плодам. Несмотря на пандемию и жесткие карантинные ограничения, в прошлом году Узбекистан экспортировал больше плодоовощной продукции, чем годом ранее.

Таким образом расширение торговли со странами ЕАЭС является выгодным для развития экономики Узбекистана, но ее сдерживают торговые барьеры.

Поэтому в своем выступлении на саммите Президент Узбекистана подчеркнул, что имеется значительный потенциал для дальнейшего наращивания торговых отношений, и указал на необходимость устранения барьеров и сближения нетарифных мер регулирования торговли.

Для Узбекистана расширение взаимодействия в этом вопросе со странами ЕАЭС позволит активизировать сотрудничество по многим направлениям, сократить барьеры и снизить издержки на пути узбекской продукции и услуг на рынки стран союза (которые, по экспертным оценкам, могут достигать 20–30% стоимости продукции).

Соответственно улучшаются перспективы наращивания экспорта и внешней торговли в целом. К примеру, снижение Россией с января 2020 года ставки НДС до 10% при импорте некоторых продовольственных товаров создало для узбекских производителей возможность увеличения объемов поставок свежих фруктов и овощей.

Углубление промышленной кооперации

Другим важным моментом в выступлении президента Узбекистана было указание на важность во взаимодействии со странами ЕАЭС углубления промышленной кооперации ведущих предприятий и регионов наших стран, продвижения проектов в отраслях реального сектора экономики, что позволит совместно осваивать рынки третьих стран.

Как ранее рассказывал министр промышленности и АПК ЕЭК Артак Камалян в преддверии международной выставки "Иннопром-2021" и заседания Совета по промышленной политике ЕАЭС, которые прошли в Ташкенте в начале апреля, Узбекистан уже сейчас активно участвует в промышленной кооперации со странами ЕАЭС.

В 2020 году объем кооперационного экспорта из государств-членов в Узбекистан составил $3,2 млрд, увеличившись, по сравнению с предыдущим годом, на 7,5%, объем кооперационного импорта из Узбекистана в страны ЕАЭС составил $781,6 млн, снизившись, по сравнению с предыдущим годом, на 18,1%. Практически весь объем кооперационных поставок приходится на Россию (73,1% экспорта из ЕАЭС в Узбекистан и 65,1% импорта из Узбекистана в ЕАЭС) и Казахстан (23,6% экспорта из ЕАЭС в Узбекистан и 22,3% импорта из Узбекистана в ЕАЭС).

Структуру кооперационных поставок из Узбекистана в ЕАЭС формируют текстильные изделия (49%), химическая продукция (23,8%), продукция металлургии (8,6%), строительные материалы (4,7%), а также целлюлозно-бумажная продукция (3,7%).

Однако, наиболее перспективными отраслями для кооперационного сотрудничества с Узбекистаном по мнению экспертов ЕЭК являются сельхозмашиностроение, автомобильная и химическая промышленность, металлургия, а также производство стройматериалов и авиационная промышленность.

В числе реализованных и реализуемых кооперационных проектов со странами ЕАЭС в Узбекистане можно указать следующие:

  • Сборочное производство зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов с ООО "Ростсельмаш"

  • Совместное производство грузовых автотранспортных средств ПАО "КАМАЗ" на мощностях ООО UzAutoTrailer

  • Дорабатывается проект по созданию в Узбекистане производства коммерческих автомобилей ГАЗ с поэтапной локализацией продукции

  • В стадии разработки находится совместный проект ПАО "Татнефть" и ООО "БИРИНЧИ РЕЗИНОТЕХНИКА ЗАВОДИ" по созданию в Узбекистане предприятия по производству автомобильных и сельскохозяйственных шин.

  • АО "Евроцемент груп" приступило к созданию промышленного кластера по производству строительных материалов на базе АО "Ахангаранцемент"

  • АО "Щелково Агрохим" строит завод по производству средств химической защиты растений, который должен начать производство в 2021 году.

Также необходимо подчеркнуть, что реализация потенциала кооперационного сотрудничества между странами Евразийского экономического союза и Узбекистаном позволит формировать устойчивые цепочки производства продукции с высокой добавленной стоимостью, что будет способствовать наращиванию объемов промышленного производства в стране, увеличение внешнеторгового товарооборота со странами ЕАЭС и росту экспорта узбекской промышленной продукции на рынки третьих стран.

Транзит и расширение взаимных преференций

Общеизвестно, насколько важное значение имеют для Узбекистана вопросы перевозки и транзита грузов, так как высокие транспортные издержки снижают конкурентоспособность узбекской продукции. Поэтому в своем выступлении на саммите Президент Узбекистана в качестве одного из важных для Узбекистана направлений взаимодействия с ЕАЭС назвал решение актуальных вопросов в транспортно-транзитной сфере и расширение взаимных преференций в целях роста объёмов грузоперевозок.

Сотрудничество в этом направлении активно развивается, в частности с Россией. Так, 19 мая Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял генерального директора – председателя правления компании "Российские железные дороги" (РЖД) Олега Белозёрова.

На встрече рассматривались вопросы продвижения важных инфраструктурных проектов, призванных эффективно задействовать транзитный потенциал всего региона. Особое внимание было уделено вопросам возобновления курсирования пассажирских поездов, наращивания объёмов грузоперевозок и налаживания механизмов перевозок сельскохозяйственной продукции. Отдельно рассмотрен вопрос совместного продвижения проекта строительства железной дороги "Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар" с привлечением международных финансовых институтов. Достигнута договоренность об участии РЖД в подготовке этого проекта.

Актуальность углубления взаимодействия в транспортно-транзитной сфере в настоящее время обусловлено еще и тем, что Евразийская экономическая комиссия в 2021 году планирует подготовить проект международного договора по развитию единой системы транзита товаров в Евразийском экономическом союзе.

Кроме того, Евразийской экономической комиссией прорабатывается проект формирования общей товарораспределительной сети ЕАЭС.

При этом в ЕАЭС существует недостаток мощностей по хранению, упаковке и транспортировке сельскохозяйственной продукции, что затрудняет экспорт и ведет к снижению качества узбекской сельскохозяйственной продукции на рынках стран ЕАЭС. Поэтому Узбекистан также заинтересован в развитии логистического потенциала, создании современных транспортных артерий, узлов и хабов на пространстве ЕАЭС, а также интеграции в транспортные коридоры стран ЕАЭС, что будет способствовать развитию его связей с мировыми рынками.

Поэтому более активное участие Ташкента в обсуждении вышеуказанных вопросов в качестве страны наблюдателя будет способствовать расширению возможностей для узбекского бизнеса в этих направлениях, включая и расширение преференций.

Подключение к цифровым платформам

Также в выступлении Президента на саммите было сказано, что Узбекистан рассматривает возможность подключения к цифровым платформам ЕАЭС по налоговому и таможенному администрированию, промышленности, трудовой миграции и туризму, а также изучаются возможности сотрудничества по ряду других приоритетных направлений.

Цифровые платформы ЕАЭС начали формироваться после того, как в конце 2017 года был принят документ "Цифровая повестка Евразийского союза". Первый цифровой проект ЕАЭС – формирование сети промышленной кооперации и трансфера технологий, которая необходима для формирования кооперационных связей в пространстве союза, через которую бизнес сможет взаимодействовать и искать партнеров.

Второй проект – "Работа без границ", который предполагает возможность поиска работы на всем пространстве ЕАЭС через каналы, которые существуют в каждой стране.

Третий проект – "Цифровые транспортные коридоры" – нацелен на создание единой экосистемы со сквозной цифровой логистикой, движением товара и транспорта на пространстве Евразийского союза и взаимодействием с другими странами.

Согласно "Основным направлениям реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года" приоритетными направлениями являются: цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация; цифровая трансформация процессов управления и интеграционных процессов; цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищённости цифровых процессов. Причем, большую часть намеченных мер планируется реализовать в течение 2021-2023 годов.

До конца текущего года предусмотрено внести изменения в порядок разработки техрегламентов Евразийского экономического союза, подготовить базу для перехода на электронные формы сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

Очевидно, что подключение к формируемым в ЕАЭС цифровым платформам Узбекистана не только позволит усовершенствовать внедряемые процессы цифрового управления, но и значительно расширит возможности узбекского бизнеса как в поиске партнеров, в проведении расчетов, привлечении инвестиций, так и в доставке и сбыте своей продукции на рынках стран ЕАЭС.

Точно также это поможет нашим гражданам в трудоустройстве в странах ЕАЭС и будет способствовать повышению их правовой и социальной защищенности.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что углубление взаимодействия с ЕАЭС выгодно не только Узбекистану, но и самим странам ЕАЭС, на что неоднократно уже указывали представители этих стран, так как их торговые возможности также увеличиваются за счет углубления экономических кооперационных связей с Узбекистаном.

Также для стран ЕАЭС, а особенно для его центральноазиатских членов, важное значение имеет расширение через Узбекистан торговых отношений со странами Южной Азии. Поэтому участники заседания Высшего Евразийского экономического совета приветствовали стремление Узбекистана активно развивать и углублять взаимодействие с ЕАЭС.

При этом стоит добавить, что углубление взаимодействия с ЕАЭС для Узбекистана не является стремлением стать полноправным членом этой организации, а своего рода набором инструментов для достижения вполне конкретных и прагматичных целей – ускорить развитие экономического потенциала, расширить возможности для бизнеса и создать более благоприятные условия для граждан.

Напомним, что 11 декабря 2020 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета Узбекистан получил статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе.

С целью углубления взаимодействия 30 апреля этого года в Казани на заседании Евразийского межправительственного совета были подписаны Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Узбекистан, а также план совместных мероприятий на 2021–2023 годы. Меморандум предусматривает сотрудничество в сферах торговой политики, таможенного и технического регулирования, защиты прав потребителей, защиты социальных и трудовых прав трудящихся и других.

Виктор Абатуров
для Подробно.уз

Поделиться постом

Похожие новости