CERR assessed the effectiveness of auctions on the public procurement portal

CERR assessed the effectiveness of auctions on the public procurement portal

CERR conducted an analysis of public procurement on the Public Procurement Information Portal (xarid.uz) for the period from January 2020 to April 2021.

The aim of the study was to determine the effectiveness of procurement procedures for goods purchased by government agencies and state-owned enterprises through auctions to reduce the starting price.

The study included the following areas:

Analysis of the competition between suppliers at the level of a specific product;

Evaluation of the public procurement process at the level of the auction lot by compiling a consolidated Index, including more than 7 indicators;

Evaluation of the effectiveness of government customers by creating their Rating on the basis of the auction lots organized by them.

METHODOLOGY

Auction performance index was assessed for each lot using seven criteria, such as contract value, category weights, price reduction from the starting price, number of bidders, bidding status and anomalies in data or procurement suspicion.

Anomalies were found for two indicators, such as the price reduction from the starting price and the starting amount of the contract. Complex algorithms were used to identify anomalies or outliers.

To analyze the effectiveness of the public procurement process, source data of the Uzbek Commodity and Raw Materials Exchange (UzEX) was used. During the analysis, the data were processed and cleaned, after these indicators were formulated based on a literature review.

APPLICATION

The obtained results can be applied in the following areas:

  • To optimize the efficiency of the public procurement process mechanism in the form of an auction;
  • An increase in the number of suppliers of goods where the competition between suppliers during the auction is too low;
  • Advanced training of officials among state-owned companies in planning public procurement;
  • Simplification of the public procurement process by adding additional features to a special public procurement portal.
  • Saving public resources through more efficient organization of the public procurement process.

RESULTS

During the period from January 2020 to April 2021, on the public procurement portal, 5,330 budgetary and 1,347 corporate organizations held 131,759 auctions, the number of contracts amounted to 3.9 trillion soums.

There is an inverse relationship between the number of applications and the contracts: the more applications, the lower the price, which leads to savings in public resources.

In the auctions of budgetary organizations, an average of 5 suppliers participated in each lot (in corporate auctions - 4) and submitted 13 bids (in corporate auctions - 10).

The highest price declines were observed in the following commodity groups:

"Stationery" - 38%,

“Clothes, shoes and bedding” - 38%,

"Sports inventory and equipment" - 34%,

"Sound recording technique and equipment" - 32%,

"Musical instruments" - 32%.

Slight price reduction:

"Biologically active additives" - by 5%,

"Prosthetic and orthopedic raw materials for dentistry" - 7%,

"Software product" - 9%.

They were attended by an average of 2 suppliers.

AUCTION PERFORMANCE INDEX

During the research, CERR developed the Auction Bidding Performance Index, which assesses the effectiveness of the results of the organization and implementation of procurement processes by government customers.

The criteria for evaluating the Index were economy (auction amount, percentage price reduction from the starting price, weighting factors), competitiveness (number of participants), planning and suspiciousness of purchases (percentage reduction in prices that went beyond the lower or upper quantile, by several times; anomalies in starting prices), conflict (non-fulfillment of the contract after its signing).

The index has combined all of the above indicators into a single indicator. The Index values range from -7 to 7: worst (-7 to -3.5), poor (-3.5-0), low (0-2.3), average (2.3-4, 6) and high efficiency (4.6-7).

During the period under review, the average value of the Index was 2.09 (budget - 2.28, corporate - 1.86), which corresponds to a low efficiency group. Since January to April of this year the index decreased from 2.09 to 1.77, which is mainly due to a decrease in the share of successfully completed contracts from 79% (average in 2020) to 73%. In the example of budget customers, this figure dropped from 84% to 73%.

The index was calculated for each lot, taking into account each type of product.

The study found that musical instruments (0.92), recording equipment and equipment (1.07), clothing, shoes and bedding (1.13), sports equipment and equipment (1.23) were purchased with the least efficiency.

RATING OF CUSTOMERS

The authors of the study summarized the index values and compiled an efficiency rating that published more than 10 auctions (1596 budget and 617 corporate customers, 236 Republican-level customers).

The Center for Economic Research and Reforms offers to get acquainted with the full list of participants of the 2020 rating - government customers on the website Review.uz

Rating of government customers in Uzbekistan for 2020 — Review.uz

At the bottom of the ranking among budget customers are:

Cardiological dispensary of Bukhara region (1596th place, 67% of contracts were terminated), Children's and Youth Sports School of Yukorichirchik District (1595th place), Department of Medical and Social Service of Syrdarya Region (1594th place, relatively high starting prices for 18% of auctions), the Public Fund for Support of Non-Governmental Organizations and Other Civil Society Institutions under the Council of People's Deputies of the Samarkand Region (1593rd place, a relatively high price decline in 47% of auctions), Department of Preschool Education of the Uzbekistan Region (1592nd place) and the Department of Preschool Education of the Namangan region (1591st place).

Among corporate customers, the lowest rating is held by Termez branch of AKB Agrobank (617th place), Toshrangmetzavodtools LLC (616th place, a relatively high price decline in 44% of auctions), Issiklik Manbai OJSC in Bukhara region (615th place, relatively high starting prices for 89% of auctions), the Directorate for the Management of Small Industrial Zones of Tashkent (614th place) and "Navai branch of AKB Khalkbank" (613th place).

The analysis showed that in 18% of cases the contracts were canceled.

Ranking among the customers of republican significance, the Agency for Youth Affairs (1387th place), the Ministry of Innovative Development (1496th place), the Agency for the Development of Nuclear Energy under the Ministry of Energy of the Republic of Uzbekistan (1541st place), the State Testing Center (1543th place), National Library of Uzbekistan named after A. Navoi (1560th place).

In particular, of the 67 contracts signed by the National Library, 28 (42%) were terminated. A higher starting price was announced in 29 auctions compared to other deals. Similarly, 37% of the contracts of the State Testing Center were terminated. At the same time, a relatively high decline in prices was observed for 30% of auctions.

61% of republican-level organizations entered the rating with low efficiency. For organizations at the regional and district / city levels, this number is 52% and 45%, respectively.

In terms of sectors, auctions with comparatively higher efficiency of customers were carried out in the field of support for the makhalla and the family (2.56 - average efficiency), secondary specialized education (2.50), health care (2.41), landscaping (2.40) and irrigation and agriculture (2.28).

The lowest efficiency was observed in the sectors of archives (1.62), employment and labor (1.73), energy (1.85), economics and finance (1.9).

It should be noted that at the first stage of the study, the effectiveness of the results and implementing procurement processes is assessed only on the basis of auction data. In the future, CERR plans to develop a comprehensive index that will contain an analysis of the effectiveness of customers in tenders, competitions and direct purchases.

Fig. 1. The total amount of signed contracts by category

Fig. 2. Dynamics of the efficiency index.

Khasanjon Majidov, Leading Researcher, CERR

Bakhtiyor Ismailov, Leading Researcher, CERR

Share this post

Similar news

ЦЭИР оценил эффективность аукционов на портале государственных закупок

ЦЭИР оценил эффективность аукционов на портале государственных закупок

ЦЭИР проведен анализ государственных закупок на Информационном портале госзакупок (xarid.uz) за период с января 2020 г. по апрель 2021 г.

Целью исследования стало определение эффективности процедур закупок применительно к разным группам благ, закупаемых органами государственного управления и государственными предприятиями с долей участия государства в их уставном фонде путем проведения аукциона по снижению стартовой цены.

Исследование включило следующие направления:

Анализ состояния конкуренции между поставщиками на уровне определенного продукта;

Оценка эффективности процесса государственных закупок на уровне лота аукциона путем составления сводного Индекса, включающего более 7 показателей;

Оценка эффективности государственных заказчиков путем создания их Рейтинга на основе эффективности организованных ими лотов аукциона.

МЕТОДОЛОГИЯ

Индекс эффективности аукционных торгов оценивался по каждому лоту с использованием семи критериев, таких как сумма контракта, весовые коэффициенты категорий, снижение цены от стартовой цены, количество участников торгов, статус торгов и аномалии в данных или подозрительности закупок.

Аномалии были обнаружены по двум показателям, таким как снижение цены от стартовой цены и стартовая сумма контракта. Для выявления аномалии или выбросов были использованы комплексные алгоритмы.

Для анализа эффективности процесса государственных закупок использовались исходные данные, предоставленные Узбекской товарно-сыревой биржей (УзРТСБ). В ходе анализа данные были обработаны и очищены, после чего сформулированы комплексные индикаторы на основе обзора литературы, мнений экспертов и специфических характеристик процесса государственных закупок в Узбекистане.

ПРИМЕНЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе работы над исследованием, могут быть применены в следующих областях:

Для оптимизации эффективности механизма процесса государственных закупок в форме аукциона;

Увеличение количества поставщиков товаров, где конкуренция между поставщиками в ходе аукциона слишком низкая;

Повышение квалификации ответственных лиц госкомпаний при планировании государственных закупок;

Снижение количества случаев расторжения контрактов в результате аукциона;

Упрощение процесса размещения госзакупок за счет добавления дополнительных возможностей на специальный портал госзакупок.

Экономия государственных ресурсов за счет более эффективной организации процесса госзакупок.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В период с января 2020 г. по апрель 2021 г. на портале госзакупок 5 330 бюджетными и 1 347 корпоративными организациями проведено 131 759 аукционов, сумма договоров составила 3,9 трлн сумов.

Между количеством заявок и суммой контракта наблюдается обратная зависимость: чем больше заявок, тем меньше цена, что ведет к экономии государственных ресурсов.

По аукционам бюджетных организаций в каждом лоте участвовали в среднем 5 поставщиков (в корпоративных аукционах - 4) и подавали 13 предложений (в корпоративных аукционах - 10).

Наибольшее снижение цен отмечается на:

«канцелярские товары» - 38%,

«одежда, обувь и постельные принадлежности» - 38%,

«спортивный инвентарь и оборудование» - 34%,

«звукозаписывающая техника и оборудование» - 32%,

«музыкальные инструменты» - 32%.

Незначительное снижение цен:

«биологически активные добавки» - на 5%,

«протезно-ортопедическое сырьё для стоматологии» - 7%,

«программный продукт» - 9%.

В них участвовали в среднем 2 поставщика.

ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ АУКЦИОННЫХ ТОРГОВ

В ходе исследования, ЦЭИР разработан Индекс эффективности аукционных торгов, который оценивает эффективность результатов организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками.

В качестве критериев для оценки Индекса использовались экономия (сумма аукциона, процентное снижение цены от стартовой цены, весовые коэффициенты), конкурентность (количество участников), планирование и подозрительность закупок (процентное снижение цен, вышедших за пределы нижнего или верхнего квантиля, в разы; аномалии в стартовых ценах), конфликтность (не выполнение контракта после его подписания).

Индекс объединил все вышеперечисленные показатели в единый индикатор. Значения Индекса варьируется в диапазоне от -7 до 7: наихудшее (от -7 до -3,5), плохое (-3,5-0), низкое (0-2,3), среднее (2,3-4,6) и высокая эффективность (4,6-7).

За рассматриваемый период, среднее значение Индекса составило 2,09 (бюджет - 2,28, корпоратив - 1,86), что соответствует низкой группе эффективности. С января т.г. по апрель т.г. индекс снизился с 2,09 до 1,77, что в основном связано со снижением доли успешно выполненных контрактов с 79% (средний показатель в 2020 г.) до 73%. В примере бюджетных заказчиков, этот показатель снизился с 84% до 73%.

Индекс был рассчитан по каждому лоту с учетом каждого вида продукции.

В ходе исследования выяснилось, что с наименьшей эффективностью закупались музыкальные инструменты (0,92), звукозаписывающая техника и оборудование (1,07), одежда, обувь и постельные принадлежности (1,13), спортивный инвентарь и оборудование (1,23), трубы и фитинги из термопластов (1,36).

Рейтинг государственных заказчиков

Суммируя значения Индексов, авторы исследования сформировали Рейтинг заказчиков, объявивших более 10 лотов (бюджетных – 1596, корпоративных заказчиков - 617, заказчиков республиканского значения - 236).

Ознакомиться с полным перечнем государственных заказчиков — участников Рейтинга можно на нашем сайте Review.uz:

Среди бюджетных заказчиков, в нижней части рейтинга оказались:

Кардиологический диспансер Бухарской области (1596-е место, расторгнуто 67% договоров), Детско-юношеская спортивная школа Юкоричирчикского р-на (1595-е место), Управление медико-социальной службы Сырдарьинской области (1594-е место, относительно высокие стартовые цены по 18% аукционов), Общественный фонд поддержки неправительственных организаций и других институтов гражданского общества при Совете народных депутатов Самаркандской области (1593-е место, относительно высокое снижение цен по 47% аукционов), Отдел дошкольного образования Узбекистанского р-на (1592-е место) и Управление дошкольного образования Наманганской области (1591-е место).

Среди корпоративных заказчиков самый низкий рейтинг у «Термезский филиал АКБ Агробанк» (617-е место), ООО «Toshrangmetzavodtools» (616-е место, относительно высокое снижение цен по 44% аукционов), ОАО «Иссиклик манбаи» Бухарской области (615-е место, относительно высокие стартовые цены по 89% аукционов), Дирекция по управлению малыми промышленными зонами г. Ташкента (614-е место) и «Наваийский филиал АКБ Халкбанк» (613-е место),

Анализ показал, что в 18% случаях заключенные договоры были расторгнуты или аннулированы.

При этом, уровень расторжения договоров у Термезского филиала АТБ Агробанк составил 100%, ООО «Toshrangmetzavodtools» - 94%, Дирекции по управлению МПЗ г. Ташкент - 74% и ОАО «Иссиклик манбаи» Бухарской области - 68%

Из заказчиков республиканского значения имеют низкий рейтинг Агентство по делам молодежи (1387-е место), Министерство инновационного развития (1496-е место), Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (1541-е место), Государственный центр тестирования (1543-е место), Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои (1560-е место).

В частности, из 67 заключенных контрактов Национальной библиотеки 28 (42%) были расторгнуты. На 29 аукционах объявлена более высокая стартовая цена в сравнении с другими сделками. Аналогичным образом были расторгнуты 37% контракты Государственного центра тестирования. При этом по 30% аукционов наблюдалось относительно высокое снижение цен.

61% организаций республиканского уровня вошли в рейтинг с низкой эффективностью. Для организаций областного и районного/городского уровней это число равно 52% и 45% соответственно.

В разрезе секторов аукционы с сравнительно большей эффективностью заказчиков проводились в сфере поддержки махалли и семьи (2,56 - средняя эффективность), среднего специального образования (2,50), здравоохранения (2,41), благоустройства (2,40) и ирригации и сельского хозяйства (2,28).

Наименьшая эффективность наблюдалась в секторах архивов (1,62), занятости и труда (1,73), энергетики (1,85), экономики и финансов (1,9).

Следует отметить, что на первом этапе исследования эффективность результатов организации и осуществления закупочных процессов оценивается только на основе данных аукционов. В будущем ЦЭИР планирует разработать комплексный индекс, который будет содержать анализ эффективности заказчиков в тендерах, конкурсах и прямых закупках.

Рис. 1. Общая сумма подписанных договоров по категориям

Рис. 2. Динамика индекса эффективности

Хасанжон Мажидов, ведущий научный сотрудник ЦЭИР

Бахтиер Исмаилов, ведущий научный сотрудник ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости