ЦЭИР оценил эффективность аукционов на портале государственных закупок

ЦЭИР оценил эффективность аукционов на портале государственных закупок

ЦЭИР проведен анализ государственных закупок на Информационном портале госзакупок (xarid.uz) за период с января 2020 г. по апрель 2021 г.

Целью исследования стало определение эффективности процедур закупок применительно к разным группам благ, закупаемых органами государственного управления и государственными предприятиями с долей участия государства в их уставном фонде путем проведения аукциона по снижению стартовой цены.

Исследование включило следующие направления:

Анализ состояния конкуренции между поставщиками на уровне определенного продукта;

Оценка эффективности процесса государственных закупок на уровне лота аукциона путем составления сводного Индекса, включающего более 7 показателей;

Оценка эффективности государственных заказчиков путем создания их Рейтинга на основе эффективности организованных ими лотов аукциона.

МЕТОДОЛОГИЯ

Индекс эффективности аукционных торгов оценивался по каждому лоту с использованием семи критериев, таких как сумма контракта, весовые коэффициенты категорий, снижение цены от стартовой цены, количество участников торгов, статус торгов и аномалии в данных или подозрительности закупок.

Аномалии были обнаружены по двум показателям, таким как снижение цены от стартовой цены и стартовая сумма контракта. Для выявления аномалии или выбросов были использованы комплексные алгоритмы.

Для анализа эффективности процесса государственных закупок использовались исходные данные, предоставленные Узбекской товарно-сыревой биржей (УзРТСБ). В ходе анализа данные были обработаны и очищены, после чего сформулированы комплексные индикаторы на основе обзора литературы, мнений экспертов и специфических характеристик процесса государственных закупок в Узбекистане.

ПРИМЕНЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе работы над исследованием, могут быть применены в следующих областях:

Для оптимизации эффективности механизма процесса государственных закупок в форме аукциона;

Увеличение количества поставщиков товаров, где конкуренция между поставщиками в ходе аукциона слишком низкая;

Повышение квалификации ответственных лиц госкомпаний при планировании государственных закупок;

Снижение количества случаев расторжения контрактов в результате аукциона;

Упрощение процесса размещения госзакупок за счет добавления дополнительных возможностей на специальный портал госзакупок.

Экономия государственных ресурсов за счет более эффективной организации процесса госзакупок.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В период с января 2020 г. по апрель 2021 г. на портале госзакупок 5 330 бюджетными и 1 347 корпоративными организациями проведено 131 759 аукционов, сумма договоров составила 3,9 трлн сумов.

Между количеством заявок и суммой контракта наблюдается обратная зависимость: чем больше заявок, тем меньше цена, что ведет к экономии государственных ресурсов.

По аукционам бюджетных организаций в каждом лоте участвовали в среднем 5 поставщиков (в корпоративных аукционах - 4) и подавали 13 предложений (в корпоративных аукционах - 10).

Наибольшее снижение цен отмечается на:

«канцелярские товары» - 38%,

«одежда, обувь и постельные принадлежности» - 38%,

«спортивный инвентарь и оборудование» - 34%,

«звукозаписывающая техника и оборудование» - 32%,

«музыкальные инструменты» - 32%.

Незначительное снижение цен:

«биологически активные добавки» - на 5%,

«протезно-ортопедическое сырьё для стоматологии» - 7%,

«программный продукт» - 9%.

В них участвовали в среднем 2 поставщика.

ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ АУКЦИОННЫХ ТОРГОВ

В ходе исследования, ЦЭИР разработан Индекс эффективности аукционных торгов, который оценивает эффективность результатов организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками.

В качестве критериев для оценки Индекса использовались экономия (сумма аукциона, процентное снижение цены от стартовой цены, весовые коэффициенты), конкурентность (количество участников), планирование и подозрительность закупок (процентное снижение цен, вышедших за пределы нижнего или верхнего квантиля, в разы; аномалии в стартовых ценах), конфликтность (не выполнение контракта после его подписания).

Индекс объединил все вышеперечисленные показатели в единый индикатор. Значения Индекса варьируется в диапазоне от -7 до 7: наихудшее (от -7 до -3,5), плохое (-3,5-0), низкое (0-2,3), среднее (2,3-4,6) и высокая эффективность (4,6-7).

За рассматриваемый период, среднее значение Индекса составило 2,09 (бюджет - 2,28, корпоратив - 1,86), что соответствует низкой группе эффективности. С января т.г. по апрель т.г. индекс снизился с 2,09 до 1,77, что в основном связано со снижением доли успешно выполненных контрактов с 79% (средний показатель в 2020 г.) до 73%. В примере бюджетных заказчиков, этот показатель снизился с 84% до 73%.

Индекс был рассчитан по каждому лоту с учетом каждого вида продукции.

В ходе исследования выяснилось, что с наименьшей эффективностью закупались музыкальные инструменты (0,92), звукозаписывающая техника и оборудование (1,07), одежда, обувь и постельные принадлежности (1,13), спортивный инвентарь и оборудование (1,23), трубы и фитинги из термопластов (1,36).

Рейтинг государственных заказчиков

Суммируя значения Индексов, авторы исследования сформировали Рейтинг заказчиков, объявивших более 10 лотов (бюджетных – 1596, корпоративных заказчиков - 617, заказчиков республиканского значения - 236).

Ознакомиться с полным перечнем государственных заказчиков — участников Рейтинга можно на нашем сайте Review.uz:

Среди бюджетных заказчиков, в нижней части рейтинга оказались:

Кардиологический диспансер Бухарской области (1596-е место, расторгнуто 67% договоров), Детско-юношеская спортивная школа Юкоричирчикского р-на (1595-е место), Управление медико-социальной службы Сырдарьинской области (1594-е место, относительно высокие стартовые цены по 18% аукционов), Общественный фонд поддержки неправительственных организаций и других институтов гражданского общества при Совете народных депутатов Самаркандской области (1593-е место, относительно высокое снижение цен по 47% аукционов), Отдел дошкольного образования Узбекистанского р-на (1592-е место) и Управление дошкольного образования Наманганской области (1591-е место).

Среди корпоративных заказчиков самый низкий рейтинг у «Термезский филиал АКБ Агробанк» (617-е место), ООО «Toshrangmetzavodtools» (616-е место, относительно высокое снижение цен по 44% аукционов), ОАО «Иссиклик манбаи» Бухарской области (615-е место, относительно высокие стартовые цены по 89% аукционов), Дирекция по управлению малыми промышленными зонами г. Ташкента (614-е место) и «Наваийский филиал АКБ Халкбанк» (613-е место),

Анализ показал, что в 18% случаях заключенные договоры были расторгнуты или аннулированы.

При этом, уровень расторжения договоров у Термезского филиала АТБ Агробанк составил 100%, ООО «Toshrangmetzavodtools» - 94%, Дирекции по управлению МПЗ г. Ташкент - 74% и ОАО «Иссиклик манбаи» Бухарской области - 68%

Из заказчиков республиканского значения имеют низкий рейтинг Агентство по делам молодежи (1387-е место), Министерство инновационного развития (1496-е место), Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики Республики Узбекистан (1541-е место), Государственный центр тестирования (1543-е место), Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои (1560-е место).

В частности, из 67 заключенных контрактов Национальной библиотеки 28 (42%) были расторгнуты. На 29 аукционах объявлена более высокая стартовая цена в сравнении с другими сделками. Аналогичным образом были расторгнуты 37% контракты Государственного центра тестирования. При этом по 30% аукционов наблюдалось относительно высокое снижение цен.

61% организаций республиканского уровня вошли в рейтинг с низкой эффективностью. Для организаций областного и районного/городского уровней это число равно 52% и 45% соответственно.

В разрезе секторов аукционы с сравнительно большей эффективностью заказчиков проводились в сфере поддержки махалли и семьи (2,56 - средняя эффективность), среднего специального образования (2,50), здравоохранения (2,41), благоустройства (2,40) и ирригации и сельского хозяйства (2,28).

Наименьшая эффективность наблюдалась в секторах архивов (1,62), занятости и труда (1,73), энергетики (1,85), экономики и финансов (1,9).

Следует отметить, что на первом этапе исследования эффективность результатов организации и осуществления закупочных процессов оценивается только на основе данных аукционов. В будущем ЦЭИР планирует разработать комплексный индекс, который будет содержать анализ эффективности заказчиков в тендерах, конкурсах и прямых закупках.

Рис. 1. Общая сумма подписанных договоров по категориям

Рис. 2. Динамика индекса эффективности

Хасанжон Мажидов, ведущий научный сотрудник ЦЭИР

Бахтиер Исмаилов, ведущий научный сотрудник ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости