ЕАЭС борется с пандемией

ЕАЭС борется с пандемией

В целях повышения эффективности принимаемых мер очень важно использовать опыт их применения в зарубежных странах. Большой интерес представляют меры, принятые в странах ЕАЭС, которые направлены на сдерживание распространения коронавирусной инфекции и смягчение ограничений в экономике.

Решения, принятые в ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) за последние месяцы приняла ряд мер по оперативному реагированию на распространение коронавирусной инфекции COVID-19.

16 марта 2020 г. было принято решение Совета ЕЭК № 21 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами- членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV».

В соответствии с этим документом освобождены от ввозной таможенной пошлины товары, которые импортируются для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории ЕАЭС. Принятое решение распространяется, прежде всего, на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, медицинское оборудование и материалы. Освобождение от уплаты ввозной пошлины осуществляется на основании подтверждения их целевого назначения национальными органами сферы здравоохранения. Данные требования распространяются на медицинские товары, ввозимые в Союз в период с 16 марта по 30 сентября 2020 года.

24 марта было утверждено решение Коллегии ЕЭК № 41 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования». Согласно данного документа введен временный запрет на вывоз из ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов (вата, марля, бинты, маски, полумаски, маски-респираторы, респираторы и некоторые другие товары). Эти требования действуют с 5 апреля по 30 сентября 2020 года.

25 марта 2020 г. было принято распоряжение Совета ЕЭК № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19» о совместных и скоординированных действиях стран ЕАЭС по широкому кругу вопросов при реализации таких мер. Страны ЕАЭС договорились обмениваться информацией и проводить оперативные совместные консультации по предпринимаемым действиям и разрабатываемым нормативным правовым актам в целях реагирования на распространение коронавирусной инфекции, координировать деятельность национальных органов сферы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3 апреля 2020 г. было принято решение о внесении изменений в ряд ранее принятых документов. Совет ЕЭК утвердил перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставляется тарифная льгота в виде освобождения от ввозных таможенных пошлин при импорте в государства-члены Евразийского экономического союза на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 г. включительно. В перечень указанных товаров вошли отдельные сельскохозяйственные и продовольственные товары (картофель, лук, чеснок, капуста, морковь, перец, рожь, рис длиннозерный, гречневая крупа, соки и готовые продукты для детского питания), а также отдельные готовые лекарственные средства и товары медицинского назначения (эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные установки).

Помимо этого, был расширен список товаров, используемых для производства лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения (термосумки, пленки для герметизации флаконов, медицинские морозильники), ввоз которых в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г. осуществляется беспошлинно при условии подтверждения целевого назначения таких товаров уполномоченными органами в сфере здравоохранения. Также упрощен действующий порядок предоставления сертификатов происхождения формы «А», выдаваемых развивающимися и наименее развитыми странами. Принятое решение позволит на протяжении 6 месяцев использовать бумажную или электронную копию сертификатов и не представлять при таможенном декларировании их оригиналы. Данные изменения действуют с 18 апреля по 30 сентября 2020 года.

10 апреля 2020 г. утверждено Распоряжение Евразийского межправительственного совета № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19». Меры разработаны для обеспечения эффективного функционирования ЕАЭС, поддержания макроэкономической стабильности, создания условий для дальнейшего экономического роста. Они направлены, прежде всего, на локализацию распространения коронавируса, защиту здоровья людей, минимизацию последствий для бизнеса, сохранение занятости населения, обеспечение устойчивости финансовой системы.

17 апреля прошло совещание руководителей торгово-промышленных палат государств ЕАЭС с участием членов Коллегии Евразийской экономической комиссии. Руководители торгово-промышленных палат обсудили национальные меры и договорились объединить усилия, чтобы при поддержке ЕЭК выработать совместные решения по укреплению сотрудничества и стимулированию экономического строительства в ЕАЭС в условиях кризиса. В ходе совещания было также отмечено, что отдельные национальные регуляторы принимают односторонние решения в поддержку собственной экономики, чем зачастую создают дополнительные трудности для партнеров по ЕАЭС. Это всё провоцирует принятие ответных мер, еще более жестких. В связи с этим предложено принять положение, в соответствии с которым все решения национальных регуляторов должны быть в обязательном порядке согласованы.

Типичные меры ЕАЭС

Принятые в ЕАЭС решения направлены на стабилизацию экономической ситуации на пространстве ЕАЭС и имеют важное значение для населения соответствующих стран. Для Узбекистана представляет интерес анализ конкретных мер, принятых для сдерживания распространения вируса, смягчения последствий от введенных ограничительных мер для бизнеса и населения.

Среди множества решений, принятых в странах ЕАЭС за последние месяцы, можно выделить следующие типичные меры, характерные для многих государств:

- создание условий для максимальной изоляции мест (населенных пунктов, городов, районов, регионов), в которых имеется высокий уровень заражения коронавирусной инфекцией (сокращение физических контактов);

- оказание разовой адресной социальной помощи пожилым людям и лицам с хроническими заболеваниями в период действия режима самоизоляции;

- поддержка структур здравоохранения, ответственных за выявление заболевания, доставку инфицированных лиц в соответствующие клиники, организацию качественного карантина для контактирующих с больными лиц, а также лечение и последующую поддержку данных лиц (включая меры стимулирования труда медиков и других лиц, участвующих в специальных мероприятиях по борьбе с последствиями инфекции);

- выделение индивидуальных средств защиты уязвимым слоям населения, в частности, людям с низкими доходами; пособие на ребенка, безработным (ежемесячно);

- проведение мониторинга цен на продовольственных рынках и сдерживание необоснованного роста цен на продукты питания;

- оказание поддержки торговым предприятиям всех форм собственности для широкого распространения и организации онлайн-продаж;

- предоставление кредитных каникул по всем видам кредитов вне зависимости от используемой процентной ставки;

- предоставление широкого круга налоговых льгот и возвратных налоговых кредитов для секторов экономики, наиболее сильно пострадавших от пандемии;

- выделение субсидий хозяйствующим субъектам для перевода их бизнеса в онлайн-режим деятельности.

Выводы по Узбекистану

Если говорить об Узбекистане, то не сложно убедиться, что в стране используется не менее широкий набор инструментов по борьбе с коронавирусом, поддержке населения и бизнеса, чем в странах ЕАЭС. Благодаря этому, правительству Узбекистана в целом удалось удерживать ситуацию с распространением инфекции под контролем государства, и страна по данному показателю занимает высокое место. Поддержание приемлемого уровня нагрузки на систему здравоохранения, обеспечение роста выздоравливающих над числом заболевших COVID-19, сокращение случаев летального исхода – всё это является подтверждением обоснованности выбора мер реагирования на распространение инфекции.

Тем не менее, при переходе от политики изоляции (карантина) к стратегии смягчения ограничений от действия COVID-19 всегда нужно иметь ввиду вероятность возникновения повторной волны распространения этой инфекции. В связи с этим, вводя на определенный период ограничения на перемещение людей или их отменяя, всегда необходимо учитывать, что реализация несвоевременных мер может привести к повторной волне распространения инфекции. В итоге это может обернуться потерей контроля за развитием ситуации и нестабильностью в обществе (опыт Италии, Испании, США и других стран).

Однако, используя международный опыт и учитывая особенности национальной экономики, а также благодаря существующим традициям, культуре поведения, в Узбекистане удается выдерживать баланс между темпами роста количества заболевших и масштабом действия ограничительных мер.

Сергей Воронин, Умидахон Нарзуллаева,

Институт бюджетно-налоговых исследований

при Министерстве финансов Республики Узбекистан

Экономическое обозрение №6 (246) 2020

Поделиться постом

Похожие новости