Для повышения городской устойчивости, наряду с решением социально-экономических задач, приоритетным направлением выступает формирование концепции развития и управления экологическими ресурсами в городе в целях полного удовлетворения потребностей расширяющегося городского населения и сохранения его экологического благополучия.
Город Ташкент занимает территорию площадью 334,8 кв. км и представляет собой сложную экологическую систему.
Численность постоянного населения города на начало 2019 г. – 2 510 тыс. чел., или 7,8% населения страны.
Вклад производственного потенциал в ВВП республики в 2018 г. составил 16,2%. Доля промышленности в структуре внутреннего регионального продукта (ВРП) Ташкента составила 38,0%, со среднегодовым темпом прироста свыше 8%. Основные крупные промышленные предприятия и основная часть населения города сосредоточены в таких районах, как Юнусабадский, Яшнабадский, Мирзо-Улугбекский и Чиланзарский.
В Ташкенте зарегистрировано более 57 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых около 20 тыс., или свыше 35%, оказывают прямое воздействие на экологию и окружающую среду.
Доля эксплуатируемых в городе автотранспортных средств составляет свыше 20% (450 тыс.) от общего числа машин по республике в целом. Ориентировочно количество автомобилей в городе увеличивается до 12-14 тыс. единиц в год.
Ташкентская атмосфера
Ежегодно в атмосферный воздух города от промышленных предприятий и автотранспортных средств выбрасывается около 400 тыс. тонн загрязняющих веществ – 14% от общего валового выброса загрязняющих веществ по республике. Из них на долю автотранспортных средств в 2018 г. приходилось 97% всех выбросов. Данная ситуация характерна для всех крупных городов, где выбросы от автомобильного транспорта составляют 80-99% от общего объема выбрасываемых загрязняющих веществ в воздушный бассейн.
Несмотря на то, что удельный средний выброс от одного автотранспортного средства за период 1991-2018 гг. уменьшился в 2 раза (с 1,88 до 0,96 тонн/год) и доля автомобилей с повышенной токсичностью сократилась с 16% до 6,0%, соответственно, объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта увеличился с 300,0 до 383,0 тыс. тонн, что связано с увеличением количества автомобилей – со 160 до 450 тыс. единиц (рост в 2,8 раза).
Оптимизация дорожного движения, расширение магистральных улиц, строительство кольцевых автодорог и целого ряда дорожных развязок и путепроводов, обновление пассажирского автотранспортного парка города, перевод его на экологически безопасные виды топлива и регулярный инструментальный контроль на предприятиях и улицах позволили достичь устойчивой тенденции снижения выбросов загрязняющих веществ, как по промышленности, так и по автотранспорту.
Содержание загрязняющих веществ в атмосфере города Ташкента сейчас находится на уровне нормативных требований и в целом соответствует санитарным нормам. Если в начале 1990-х гг. выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составляли около 40,0 тыс. тонн, то к 2018 году сократились до 28,5 тыс. тонн (в 1,4 раза). Концентрация диоксида азота в 1991 году превышала норматив в 2,5 раза, а на текущий период находится практически в пределах нормы, с отдельными превышениями до 1,2 раза. По данным Узгидромета, индекс загрязненности атмосферы (ИЗА) г. Ташкента в последние годы находится на уровне 3,3-3,6, что соответствует низкому уровню загрязнения.
Тем не менее, увеличивающийся объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта (97% всех выбросов) продолжает вызывать опасения. Способствовать снижению выбросов от транспорта может принятие стандартов автотранспортных средств и моторного топлива «Евро-5»/»Евро-6», рассмотрение вопроса более широкого использования различных видов природного газа в транспортных средствах, а также оптимизация существующей схемы управления движением за счет контроля светофорных сигналов. Доказано, что при контроле сигнала движения общие выбросы загрязняющих газов в определенной степени сокращаются.
Водные ресурсы Ташкента
Территория Ташкента орошается ирригационной сетью через Бозсуйскую водную систему, основным источником питания которой является река Чирчик. Основные магистральные каналы – это Бозсу, Южный Карасу, Салар, Анхор, Дамаши, Калькауз, Каракамы. В городе насчитывается 129 водотоков общей протяженностью 417,5 км, также имеются несколько водоемов – искусственных озер общей площадью 91 га и объемом 1,4 млн. м3.
Ежедневно Ташкент потребляет около 1,5 млн. м3 питьевой воды. Источники питьевого водоснабжения: 15% добывается из подземных и 85% из поверхностных водных источников. Уровень обеспеченности населения водопроводом составляет 99%, канализацией – около 92%. Процент охвата услугами централизованного водоснабжения в Ташкенте – 99,5%.
На водозаборзах и коммунальных очистных сооружениях Ташкента перешли на обеззараживание при помощи гипохлорита натрия, полностью исключив использование токсичного жидкого хлора. В настоящее время 100% проб питьевой воды соответствуют требованиям O′zDSt 950:2011, O′zDSt 951:2011, O′zDSt 31351:2017.
Водоотведение в объеме около 830 млн. м3/год осуществляется в поверхностные водотоки города по 40 сбросам с 30 предприятий. Основной сброс сточных вод осуществляют три коммунальных очистных сооружения, на которые приходятся до 70% всех стоков. Из 30 объектов 10 сбрасывают промышленные стоки, что составляет 2,5% от всего объема водоотведения, остальные 20 осуществляют сбросы условно-чистых вод – дренажные воды, сбросы с парковых озер и других рекреационных зон. Следует отметить, что до 1991 года сброс в открытые водоемы осуществляли около 70 предприятий города, причем более 50 сбрасывали промышленные стоки практически без очистки.
По состоянию на 2018 год уровень загрязнения водотоков города по индексу загрязненности основных водотоков (ИЗВ) города положительно изменился с IV-V (1991 г.) до II-IV классов, а фиксируемые в отдельных случаях превышения находятся на уровне 3-5 допустимых значений, в то время как в 1991 году концентрации опасных загрязняющих веществ (хром, медь, цинк, нефтепродукты) в каналах Салар, Карасу, Каракамыш превышали допустимые санитарные нормы в 15-20 раз. Вместе с тем состояние каналов и коллекторов города нельзя признать удовлетворительным, данная проблема остается одной из самых острых экологических проблем Ташкента.
Подземные воды по-прежнему характеризуются загрязнением промышленными объектами, предприятиями агропромышленного комплекса, коммунально-бытовыми и другими объектами, что является стабильным источником загрязнения водных ресурсов (каналы Карасу, Салар, Бозсу) и зоны аэрации. Неудовлетворительное состояние очистных сооружений и подземных коммуникаций, низкий уровень технологической дисциплины их эксплуатации и недостаточный экологический контроль – основные причины плохого состояния подземных вод.
Для улучшения ситуации в этом направлении отрасли, производящие большие объемы промышленных стоков, должны активно эксплуатировать свои собственные системы очистки или перестраивать свои производственные процессы для сокращения и ликвидации загрязняющих веществ. Также все сточные воды города должны проходить (обрабатываться) через централизованный очистительный процесс. Для улучшения состояния каналов и коллекторов города требуются разработка и реализация программы по восстановлению пропускной способности трубопроводов и коллекторов.
Обращение с отходами
Ежегодно в городе образуется около 650 тыс. тонн бытовых отходов. Объемы образования промышленных отходов за последние 5 лет составляли до 155 тыс. тонн, из них доля токсичных отходов составляла 5,5-6,5 тыс. тонн, или 4,0%.
Сбором и транспортировкой твердых бытовых отходов (ТБО) на территории города занимаются различные компании, включая ГУП «Махсустранс», альтернативные управляющие компании, районные управления благоустройства (РУБ) и др. Захоронение отходов производится на Ахангаранском полигоне площадью 59 га. Выработка полигона к настоящему времени составила 98%. Содержание и эксплуатацию полигона обеспечивает 19 единиц специальной техники, из которых 9 находятся в нерабочем состоянии.
В настоящее время идет процесс открытия нового современного полигона в Ташкентской области по кредитной линии АБР. Но это не исключает необходимости в разработке программы по рекультивации полигона с соблюдением всех экологических норм. Целесообразно также запрещение свалки необработанных ТБО, исходя, в частности, из немецкого опыта.
В Ташкенте насчитывается 58 предприятий, специализирующихся на переработке отходов различного вида и обеспечивающих в среднем переработку 150-160тыс. тонн отходов (стеклянная тара и стеклобой, текстильные отходы, отходы резины, лом черных и цветных металлов, пластмассы и полиэтилена, макулатура, человеческие волосы, ртутьсодержащие лампы).
В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в области обращения с бытовыми отходами» № 787 от 2 октября 2018 года было указано, что предприятия санитарной очистки города, не отвечают правилам размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами. Так, имеющаяся инфраструктура ГУП «Махсустранс» отвечает предъявляемым требованиям на уровне 75%, а альтернативных компаний – 35-50%, что требует инвентаризации и модернизации инфраструктуры и парка компаний по сбору и транспортировке мусора. Также целесообразно строгое лимитирование производства и ввоза пакетов из полимерной пленки и пакетов толщиной менее 40 микрон.
Флора и фауна Ташкента
Зеленые насаждения Ташкента занимают 15,51 тыс. га. Ассортимент деревьев, высаживаемых для озеленения, насчитывает более 190 видов хвойных и лиственных пород, а также более 30 видов кустарников. Стоит отметить, что в крупных зеленых массивах температура воздуха в летние пики солнцестояния сохраняется на уровне 16 градусов Цельсия не говоря уже об очищении воздуха от городской пыли и смога.
На территории города расположены Ботанический сад площадью 65,34 га и 28 парков (с учетом национального парка «Дурмень») общей площадью более 200 га. В Зоологическом парке Ташкента содержатся более 440 различных видов объектов животного мира. В городе обитает порядка 270 видов позвоночных животных, в том числе 15 видов рыб, 12 видов пресмыкающихся, 217 видов птиц. Разнообразие фауны включает сезонные категории: 11 видов оседлых, 39 гнездящихся, 89 зимующих, 78 пролетных. Одним из показателей улучшения экологии является то, что в городе стали гнездиться аисты, насчитывается до 200 гнезд этой птицы.
Вместе с тем, в Ташкенте отсутствует научно обоснованная схема озеленения, ежегодные посадки новых деревьев и кустарников проводятся в большинстве случаев бессистемно и неупорядоченно, не обеспечивается должный уход за саженцами. Отсутствие специализированной службы химической защиты растений способствует активному распространению болезней и вредителей деревьев. К примеру, до 60% чинар на территории города повреждены короедом и обречены на вымирание.
Для решения этих проблем необходимы проведение комплексной оценки городских экологических резервов и формирование научно обоснованной концепции озеленения города, принимая во внимание уровень растущей урбанизации, а также активизация научно-исследовательских разработок НИИ защиты растений и химии растительных веществ по защите городского «зеленого фонда».
Отсутствие вокруг города «зеленого заслона» наглядно продемонстрировало уязвимость экосистемы столицы перед лицом региональных экологических проблем. Примером является «соляная буря» с Аралкума, которая наблюдалась в столице республики в конце мая 2018 года. Шлейфы пыли с Аралкума достигают 400 км и более в длину и 40 км в ширину, а радиус действия пыльных бурь ежегодно увеличивается. В настоящее время идет процесс высадки 400 тыс. саженцев деревьев хвойных пород вокруг города.
Полноценное озеленение обеспечивает также почти полную очистку воздуха от пыли (один гектар смешанного леса способен задерживать до 54 тонн пыли в год), снижая при этом насыщенность воздуха вредной микрофлорой на 40-45%.
Климатические риски
В связи с тем, что в ходе происходящих климатических изменений возрастают риски стихийных бедствий, необходимы превентивные действия, направленные на то, чтобы максимально снизить их возможные последствия.
В частности, необходимо улучшение управления ливневыми водами, включая необходимую модернизацию дренажной системы и соответствующей инфраструктуры. Отдельно стоит сказать об улучшении транспортной инфраструктуры: дорожных, транзитных, пешеходных и велосипедных развязках. Необходимы выявление в них слабых звеньев в случаях стихийных бедствий и обозначение путей и направлений экстренной транспортировки людей, а также определение алгоритма действий в этих случаях соответствующих служб.
Экологический мониторинг
Динамичное развитие экономики, как правило, негативно влияет на экологическую ситуацию. Поэтому состояние окружающей среды нуждается в постоянном мониторинге и оценке, которые являются необходимой основной для проведения экологической политики и выработки необходимых мер для улучшения экологии. Для экологиченских оценок во всем мире существует множество рейтингов как глобального, так и национального уровня. Опыт международных организаций, ведущих исследовательских групп и рейтинговых агентств, которые регулярно публикуют индикаторы и индексы устойчивого развития, включающие индикаторы экологической эффективности, может быть весьма полезен и в Узбекистане для разработки собственных рейтинговых оценок.
Лана Цхай
Экономическое обозрение №5 (233) 2019
Оставить комментарий