Европа презентует SWITCH-Asia

Европа презентует SWITCH-Asia

7 июля 2019 года в г. Бишкеке на 15-й министерской встрече, в которой приняли участие министры иностранных дел стран Центральной Азии (ЦА) и Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Федерика Могерини, была проведена презентация новой Стратегии ЕС по ЦА – «ЕС и ЦА: новые возможности для более прочного партнерства» – на новый 7-летний период. Примечательно, что в преддверии этого события 5 июля в том же Бишкеке прошла презентация Программы SWITCH-Asia, в рамках которой Евросоюз предложил странам ЦА подключиться к этой программе. В этом мероприятии приняли участие представители Фонда SCP Программы SWITCH-Asia, Гендиректората по международному сотрудничеству и развитию (DG DEVCO) Еврокомиссии, делегаций ЕС в странах ЦА, представители соответствующих министерств и ведомств стран ЦА, учреждений ООН, а также бизнеса, научных кругов, неправительственных организаций и др.

В выступлениях участников мероприятия было отмечено, что цели Программы SWITCH-Asia являются чрезвычайно актуальными для нашего региона. Подключение стран ЦА к Программе SWITCH-Asia даст им возможность, начиная с конца 2019 года, получать финансовую поддержку при реализации приоритетных проектов, связанных с устойчивым производством и потреблением. При этом в начале 2019 года ЕС в рамках Программы SWITCH-Asia II (вторая фаза программы для 19 стран Азии) запустил третий конкурс заявок с общим бюджетом 45,7 млн. евро, из которых 13 млн. евро выделялись также для стран ЦА с расчетом, что каждый грант составил от 1 до 3 млн. евро, в которых могли принять участие бизнес-ассоциации, отраслевые организации, поставщики услуг, а также деловые партнеры малых и средних предприятий.

SWITCH-Asia в переменах в Азии

В целях поддержки устойчивого потребления и производства (УПП) – (Sustainable Consumption and Production – SCP) Европейским Союзом с 2007 года финансируется Программа по содействию переменам в Азии SWITCH-Asia в 19 развивающихся странах континента (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивские острова, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Камбоджа, Китай, Северная Корея, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, Монголия).

В период 2007-2017 гг. Евросоюзом в указанных странах в рамках данной Программы профинансировано более 100 проектов и оказана поддержка более чем 400 некоммерческим партнерам, около 100 партнерам из частного сектора и бенефициарам, а также до 70 тысячам микро-, малых и средних предприятий, в общей сложности на 230 млн. евро.

Целями реализуемой Евросоюзом Программы SWITCH-Asia являются поддержка устойчивого потребления и производства в странах Азии, содействие их инклюзивному устойчивому росту, экономическому развитию и сокращению бедности, развитию в странах «зеленой» экономики, а также переходу к низкоуглеродной, ресурсоэффективной и круговой (циркулярной) экономике, основанной на возобновлении ресурсов, переработке вторичного сырья, переходе от сырьевого (ископаемого) топлива к использованию возобновляемых источников энергии и т.д.

Новая Стратегия ЕС по ЦА в сопровождении SWITCH-Asia

Новая «Стратегия ЕС по ЦА» предусматривает оказание странам ЦА содействия, прежде всего, в их устойчивом развитии. В частности, Стратегия содержит раздел 1.3 «Повышение экологической, климатической и водной устойчивости», в котором отмечается наличие в странах региона ЦА проблем, связанных с изменением климата, сокращение водотоков, быстрый рост населения, усугубляющий экологические проблемы, что может иметь негативные последствия для экономического развития.

В связи с этим ЕС готов поддерживать страны ЦА в принятии высоких экологических стандартов и переходе от моделей линейного производства (когда отходы производства просто скапливаются) к цикличной экономике, в которой повышается эффективность использования энергии и ресурсов, а отходы и выбросы углерода и загрязняющих веществ сводятся к минимуму. Такой переход к устойчивому потреблению и производству может принести значительную пользу здоровью людей и качеству жизни, одновременно способствуя диверсификации экономики, созданию новых возможностей для бизнеса и стимулированию экономического роста.

Кроме этого, в Стратегии отмечается, что ЕС будет поощрять реформы энергетического сектора в ЦА и переход к низкоуглеродной экономике, предоставлять технологии и опыт ЕС в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, содействовать обмену опытом и сотрудничеству в области цикличной экономики, в частности, систем устойчивого управления отходами и борьбы с загрязнением воздуха.

Согласно оценке привлеченных ЕС специалистов, в Центральной Азии на 2017 год сосредоточено около 1 млрд. тонн токсичных урановых отходов, представляющих угрозу для населения и окружающей среды. В связи с этим ЕС продолжит сотрудничество со странами ЦА по поддержке мер для восстановления окружающей среды и в решении проблемы наследия семи хранилищ токсичных химических и радиоактивных отходов на бывших объектах добычи урана в Узбекистане (объекты – Янгиабад и Чаркесар), Кыргызстане (Мин-Куш, Майли-Су и Шикафтар) и Таджикистане (Истиклол и Дегмай). По инициативе ЕС совместно с ЕБРР создан Фонд экологической реабилитации для ЦА, который аккумулирует сбор спонсорских средств с целью оказания финансовой помощи для очистки наиболее опасных объектов, так как они могут представлять опасность для загрязнения близлежащих рек, и прежде всего, реки Сырдарья. Для проведения необходимых работ ЕС уже выделил порядка 26 млн. евро, всего на эти цели необходимо собрать около 85 млн. евро.

Области применения SWITCH-Asia в Узбекистане

Новая стратегия ЕС в ЦА, а также подключение к Программе SWITCH-Asia позволят Узбекистану более эффективно повышать эффективность использования энергии и ресурсов, снижать отходы и выбросы углерода и загрязняющих веществ, улучшать экологию, а также более уверенно переходить к цикличной экономике. Ниже рассматривается складывающаяся ситуация в этих направлениях сейчас и что делается для ее улучшения.

В частности, Указом Президента от 8 января 2019 года «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики» утверждена «Дорожная карта основных направлений структурных реформ на период 2019-2021 годы», в которой предусматривается разработка Стратегий: по использованию возобновляемой энергии; улучшению энергоэффективности; обращению с бытовыми отходами, а также разработке «Дорожной карты» по охране окружающей среды, предусматривающей внедрение «зеленой экономики».

Низкая энергоэффективность

По данным Всемирного банка и ООН, Узбекистан только из-за низкой энергоэффективности экономики ежегодно теряет порядка 4,5% ВВП. При этом экономика Узбекистана является одной из наиболее энергоемких в мире и в три раза превышает среднемировые значения, например, энергоемкость ВВП страны на 35% больше, чем в Казахстане, и в 3 раза больше, чем в Германии.

В промышленности все еще большую долю составляет устаревшее оборудование, хотя 40% всей потребляемой энергии в стране приходится на промышленный сектор, в связи с чем привлечение в данный сектор современных технологий является актуальной задачей, связанной с энергосбережением. В связи с этим в Узбекистане планируется введение обязательного энергоаудита в наиболее энергоемких отраслях экономики и на предприятиях, которые, в случае если его не пройдут, будут выплачивать компенсации, исходя из перерасходованной энергии.

Уровень выбросов парниковых газов в Узбекистане является самым высоким среди стран СНГ и, в соответствии с обязательствами по Парижскому соглашению, планируется снизить углеродоемкость ВВП страны к 2030 году на 10% относительно уровня 2010 года. Кроме этого, к 2030 году долю возобновляемых источников энергии в энергопотреблении в Узбекистане с нынешнего незначительного уровня планируется довести до 30%.

Сокращение энергоемкости

Приоритетной задачей на ближайшую перспективу является сокращение энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкое внедрение в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, повышение производительности труда.

В Постановлении Президента от 26 мая 2017 года «О Программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы» отмечается необходимость установления конкретных целевых параметров снижения энергоемкости для организаций и предприятий с учетом поставленных задач по снижению к 2030 году энергоемкости внутреннего валового продукта в два раза, по сравнению с 2016 годом. Кроме того, постановлением утверждены целевые параметры по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, где предусматривается доведение доли возобновляемых источников энергии в структуре генерирующих мощностей с 12,7 до 19,7% к 2025 году, в том числе гидроэлектростанций с 12,7 до 15,8%, солнечной энергетики до 2,3% и ветровой энергетики до 1,6%.

Низкая энергоэффективность во многом обусловлена тем, что системные недостатки в модернизации объектов теплоснабжения, использование морально и физически устаревшего котельного оборудования, изношенность которого достигает 70%, являются причиной большой энергоемкости. Для улучшения положения дел в этой сфере Постановлением Президента от 23 августа 2017 года «О мерах по дальнейшему внедрению современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий» предусматривается механизм выдачи государственной гарантии Республики Узбекистан по обязательствам государственных органов и организаций в целях обеспечения оплаты ими товаров (работ, услуг) по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий. Наряду с этим государственным органам и организациям запрещено приобретать товары (работы, услуги), имеющие низкий уровень энергоэффективности, при условии наличия аналогичных товаров, имеющих высокую энергоэффективность.

Эффективное потребление

Большие потери электроэнергии и газа происходят при доставке их потребителям при несовершенстве учета и контроля потребления, что приводит к неполной и несвоевременной их оплате и финансовым трудностям поставляющих предприятий.

Для исправления этого положения Постановлением Президента от 23 октября 2018 года «О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли» утверждена «Дорожная карта» по увеличению генерирующих мощностей, модернизации электрических сетей, совершенствованию учета и контроля потребления электрической энергии в 2018-2020 годах. Постановлением также поставлена задача подключить к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) 7 млн. потребителей с доведением доли охвата АСКУЭ к концу 2021 года до 100% от общего числа абонентов.

А Постановлением Президента от 9 июля 2019 года «О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью» создано АО «Худудгазтаъминот», перед которым поставлена задача снизить потери природного газа при его поставке потребителям, в том числе за счет модернизации и реконструкции действующих газораспределительных пунктов и сетей и полного внедрения автоматизированной системы контроля и учета природного газа для всех категорий потребителей до 2022 года.

Эффективное управление

Важное значение для более эффективного управления процессами энергосбережения и повышения эффективности использования энергии имеет Указ Президента от 1 февраля 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Узбекистана». Этим указом было образовано Министерство энергетики, в число основных целей и задач которого включены:

- создание условий для активного привлечения инвестиций, прежде всего, прямых иностранных, в строительство инфраструктурных объектов, а также в модернизацию, техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли;

- проведение государственной политики в области энергосбережения и снижения энергоемкости экономики, стимулирование активного внедрения в отраслях экономики и бытовом секторе передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий, широкое развитие альтернативных источников энергии;

- широкое внедрение на предприятиях энергетической отрасли современных средств автоматизации технологических процессов, систем учета объемов добычи, поставки, потребления энергоресурсов.

Стимулирование возобновляемых

Большое внимание также уделяется стимулированию расширения использования экологически более чистых возобновляемых источников энергии. Так, Законом «Об использовании возобновляемых источников энергии», подписанном Президентом 21 мая 2019 года, предусмотрены (статья 14) льготы и преференции в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе:

- производители энергии из возобновляемых источников энергии освобождаются от уплаты налога на имущество за установки возобновляемых источников энергии и земельного налога по участкам, занятым этими установками (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на 10 лет с момента ввода их в эксплуатацию;

- производители установок возобновляемых источников энергии освобождаются от уплаты всех видов налогов сроком на 5 лет с даты их государственной регистрации;

- физические лица не облагаются земельным налогом и налогом на имущество, находящееся в собственности лиц, использующих возобновляемые источники энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, сроком на 3 года, начиная с месяца использования возобновляемых источников энергии.

Бытовые и промышленные отходы

По информации на сайте Госкомитета по экологии и окружающей среды, в Узбекистане всего 296 мусорных полигонов, из них 221 для твердых бытовых отходов площадью 1493,2 га и 75 для промышленных отходов площадью 9477,5 га, на которых скоплено 81 млн. тонн коммунально-бытовых и 2,466 млрд. тонн промышленных отходов. При этом каждый житель республики производит в день около 0,6 кг, или в год около 200 кг, бытового мусора. Только в г. Ташкенте в год образуется 760 тысяч тонн отходов, и ежегодный прирост составляет примерно 7%.

В 2018 году объем собранных твердых бытовых отходов составил 7,1 млн. тонн, из них 1,3 млн. тонн, или 19,1%, было переработано (для сравнения: в 2017 году объем составил 7,03 млн. тонн, из них было переработано 631,3 тыс. тонн, или только 9%), остальные 80% размещены на мусорных полигонах. В дальнейшем, в соответствии с утвержденной Стратегией по обращению с твердыми бытовыми отходами на период 2019-2028 гг., объем переработки бытовых отходов планируется довести до 60%.

Стратегия обращения с отходами

В последние годы принимаются активные меры по совершенствованию системы обращения с отходами и сокращения их негативного экологического влияния. Так, Постановлением Президента от 21 апреля 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы» были утверждены типовая структура государственных унитарных предприятий «Тоза худуд», комплексная схема образования, сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения ТБО, а также мероприятия по совершенствованию системы сбора, хранения, утилизации и переработки ТБО.

Но более кардинальные решения в этом направлении были приняты Постановлением Президента от 17 апреля 2019 года «Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 гг.». Этим постановлением утвержден план действий по реализации Стратегии, в котором заложены мероприятия по разработке проекта «Закона об отходах» в новой редакции к середине 2020 года, а также внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО) в многоквартирных жилых секторах городов в 2022-2025 гг. путем оснащения мусоросборочных пунктов в многоквартирном жилом секторе специальными контейнерами для 5 видов ТБО. При этом на втором этапе (2022-2028 гг.) реализации Стратегии предусматривается, в частности:

- довести до 100% охват населения услугами по сбору и вывозу ТБО;

- обеспечить переработку не менее 60% образуемых ТБО;

- увеличить объем переработки специфических ТБО (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) до 25%;

- сократить до 60% объемы ТБО, направляемых для захоронения на полигонах;

- довести использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с ТБО до 35%;

- обеспечить мониторинг состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до 100%.

Заключение

По оценкам экспертов, вложение одного доллара в энергосбережение приносит отдачу в три доллара, что говорит об экономической выгодности энергосбережения, по сравнению с наращиванием добычи и производства энергоресурсов, так как это позволяет одновременно решить вопросы, связанные с обновлением и модернизацией производственных мощностей, а также обеспечением защиты окружающей среды.

Многие развитые страны добились экономического роста, не прибегая при этом к наращиванию использования энергоресурсов. За последние 10 лет потребление в год энергоресурсов снизилось в США на 65 млн. тонн условного топлива (т.у.т.), в Великобритании на 20 т.у.т., в Германии на 21 т.у.т., во Франции на 30 т.у.т. И это, несмотря на наблюдаемый в этих странах рост ВВП, а также прирост численности населения. К тому же, по расчетам экспертов, экономия 1 т.у.т. при потреблении равноценна добыче или производству не менее 1,3 т.у.т.

В связи с этим, учитывая ограниченные запасы углеводородов, задачи повышения энергоэффективности и наращивания производства энергии из возобновляемых источников, являются крайне актуальными и перспективными для развития экономики Узбекистана.

Экологическая маркировка

Постановлением Кабинета Министров от 27 мая 2019 года «О внедрении системы добровольной экологической маркировки продукции», с 1 января 2020 года внедряется система добровольной экологической маркировки продукции, основанной на требованиях международных стандартов.

Производители маркируют свою продукцию знаком экологической безопасности на добровольной основе после получения сертификата о добровольной экологической маркировке продукции в органах по экологической маркировке в соответствии с заключенным договором в порядке, установленном законодательством. При этом запрещается использование слов «эко» и «есо» в наименовании, на упаковке, в товаро-сопроводительной документации продукции и при ее рекламе при отсутствии сертификата о добровольной экологической маркировке продукции.

«Зеленое» членство

В начале 2019 года Узбекистан стал членом международной межправительственной организации «Глобальный институт зеленого роста», который учрежден в 2012 году в Сеуле, с целью поддержки и стимулирования всеобъемлющего и устойчивого экономического роста в развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой посредством развития «зеленой экономики» в условиях изменения климата.

Европа в устойчивом развитии

На фоне принятия новой стратегии ЕС по Центральной Азии и предложения странам ЦА подключиться к программе SWITCH-Asia, представляется интересным рассмотреть европейский опыт по тем направлениям, которые связаны с этой программой.

Энергетическая эффективность Европы

В ЕС в течение последних нескольких лет формируется Энергетический союз, призванный, в том числе, усилить кооперацию, наладить связи по переброске энергии внутри региона, расширить источники ее получения, сократить зависимость от импорта энергоносителей. При этом доля возобновляемой энергии, потребляемой в ЕС, растет, а ее стоимость сокращается, в том числе на примере солнечной и ветровой энергии.

В начале 2018 года Европарламент одобрил решение о доведении к 2020 году до 20%, а к 2030 году до 35% доли поступающей из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), таких как солнце или ветер в общем объеме потребляемой в Евросоюзе энергии. При этом доля в потреблении такой энергии в транспортном секторе должна составить не менее 12%.

В свою очередь Шотландия заявила, что уже к 2020 году на 100% перейдет на энергию воды, ветра и солнца, которая в настоящее время в общем энергопотреблении этой части Великобритании уже составляет 60%. При этом переход на возобновляемую (чистую) энергетику в Шотландии планируется без особых финансовых затрат, так как применяемые новые технологии, в частности, ветряные электростанции мощностью 500 МгВт, практически выровняли расходы на получение энергии между экологически чистым и традиционным дешевым способом ее производства.

По оценкам экспертов, в Европе здания потребляют 40% всей энергии и выделяют 36% парниковых газов и, соответственно, имеют высокий потенциал для экономии энергии. В ЕС проводится политика стимулирования к реконструкции существующих зданий в направлении их полного энергообеспечения по принципу «Zero Energy».

В этой связи можно привести ранее принятые в ЕС Директивы, устанавливающие следующие требования по энергоэффективности:

- энергосбытовые компании должны достичь ежегодного энергосбережения на 1,5% за счет стимулирования своих клиентов к реализации мер по повышению энергоэффективности;

- государственный сектор в странах ЕС должен закупать энергоэффективные товары, услуги, здания;

- правительства в странах ЕС должны ежегодно проводить ремонтные работы не менее чем 3% от общей площади зданий, которые они занимают, с целью повышения их энергоэффективности;

- государствам-членам ЕС необходимо установить специальные требования по энергоэффективности для новых зданий, капитального ремонта зданий, а также для замены или модернизации строительных элементов (систем отопления, вентиляции, крыш, стен и т.д.);

- начиная с 31 декабря 2020 г. все новые здания должны добиться практически нулевого энергопотребления.

Европа является самым привлекательным для туристов континентом. В 2018 году по данным Евростата страны Евросоюза посетило около 3,123 млрд. туристов. Учитывая, что туристы в основном останавливаются в гостиницах, то вся нагрузка по дополнительному расходованию энергии для обеспечения условий их проживания ложится на отели.

В связи с этим в рамках Европейской директивы об энергетических характеристиках зданий была также разработана инициатива «Почти нулевые энергетические отели» (Nearly Zero Energy Hotels – neZEH), направленная на ускорение масштабной реконструкции существующих отелей с целью полного достижения их самообеспечения энергией. В результате отели в Европе получили необходимую техническую помощь, чтобы стать членами консорциума «neZEH» и сократить до 70% свое потребление первичной энергии, используя лучшие решения и меры по повышению энергоэффективности, путем использования возобновляемых источников энергии и изменения в поведении персонала и клиентов.

Данные меры привели к значительному сокращению энергопотребления в странах ЕС, несмотря на рост населения и увеличение количества обслуживаемых туристов, что свидетельствует об эффективности проводимой Евросоюзом энергетической политики.

Пластиковая стратегия Евросоюза

В странах Евросоюза уровень переработки твердых бытовых отходов (ТБО) в среднем доходит до 60%, из них 20% перерабатываются в энергию, 40% – в материалы, остальные не переработанные 40% ТБО подвергаются захоронению.

В начале 2018 года Еврокомиссия приняла первую общеевропейскую стратегию для пластмасс, в соответствии с которой вся пластиковая упаковка на рынке ЕС к 2030 году должна будет полностью утилизироваться (перерабатываться или повторно использоваться), в связи с чем потребление одноразовых пластиков (например, пакетов) будет неуклонно снижаться, а преднамеренное использование микропластиков – ограничиваться.

Стратегия обосновывается тем, что каждый год европейцы производят 25 млн. тонн пластиковых отходов, из них только 30% собираются для переработки. При этом только 5% стоимости пластикового упаковочного материала остается в экономике, а остальная часть теряется после очень краткого первоначального использования, что приводит к ежегодным расходам от 70 до 105 млрд. евро. При этом следует учитывать, что для естественного разложения не переработанного пластика требуются сотни лет и миллионы тонн пластиковых отходов, которые ежегодно попадают в океаны, вызывают тревогу у большинства населения.

Общеевропейская стратегия в отношении пластмасс связана с переходом на более круговую (безотходную) экономику, которая будет способствовать защите окружающей среды от пластика, росту и инновациям, изменению способа проектирования, производства, использования и переработки продуктов ЕС, что создаст новые инвестиционные возможности. При этом потребуется вчетверо увеличить способности стран Евросоюза сортировать и перерабатывать отходы. По предварительным расчетам, данный подход поможет создать около 200 тысяч рабочих мест.

Кроме пластика, в конце 2017 года страны ЕС договорились к 2030 году добиться повышения показателя переработки до 70% и других бытовых отходов (бумаги и картона, металлов и стекла). Пересмотрена также Директива о мусорных полигонах, которая ограничивает захоронение муниципальных отходов на 10% от всего объема к 2035 г., с отсрочкой на 5 лет для выполнения данного требования европейскими государствами с высокими тарифами на вывоз мусора.

Юрий Кутбитдинов

Экономическое обозрение №7 (235) 2019

Поделиться постом

Похожие новости