Крутой разворот к индивидуальному подходу

Крутой разворот к индивидуальному подходу

В Узбекистане внедряется новая комплексная система сокращения бедности и социально-экономического развития территорий, основанная на новом механизме с использованием лучших зарубежных практик и охватывающая все населенные пункты республики.

«Сейчас многие не могут понять, как будет работать эта система. Но я обязательно внедрю это новшество, потому что у нас не было такого, чтобы мы спускались вниз и работали с народом. Мы должны признать этот факт. Помощники хокимов будут ходить по домам, они будут заниматься с каждым человеком индивидуально, будь это безработный, больной или молодой человек».

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев

Обеспечить равномерное социально-экономическое развитие территорий является одной из сложнейших задач в любом государстве. Крупные города, обладающие промышленным потенциалом и значительным ресурсным потенциалом, развиваются быстрее, сельская местность обычно отстает в своем развитии. Из-за этих причин результаты реформ быстро ощущаются в больших городах. В то же время в отстающих регионах и в сельской местности преобразования проявляются более слабо, что касается и экономической активности, и социальных условий жизни.

Это, в первую очередь, обусловлено тем, что уровень человеческого потенциала зависит от условий жизни. Люди с большими способностями, с большей квалификацией, получившие образование, предпочитают переезжать и жить в городах, где и условия жизни лучше и возможностей для реализации своих возможностей больше. Это свойственно не только для Узбекистана, так дело обстоит во всех странах мира.

В ходе проводимых реформ ранее уже в 2020 году были предприняты шаги по повышению качества медицинских и образовательных услуг, повышению человеческого потенциала в этих сферах в отдаленных районах и сельской местности. Так, специалистам с высшим образованием, перешедшим на работу в бюджетные организации, расположенные в отдаленных районах, предусмотрено выделение единовременной первоначальной денежной помощи в 50-кратном размере базовой расчетной величины с выплатой ежемесячной денежной компенсации в двукратном размере базовой расчетной величины за аренду жилья.

Медицинским работникам из других регионов при принятии на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники, расположенные в отдаленных и труднодоступных районах, предусмотрено выделение единовременной первоначальной денежной помощи в размере 30 миллионов сумов, не имеющим жилье — служебных жилых помещений сроком на три года или ежемесячной денежной компенсации в двукратном размере базовой расчетной величины из Государственного бюджета.

Эти меры позволили смягчить в отдаленных районах и сельской местности проблему дефицита врачей и учителей. Однако для того, чтобы обеспечить комплексное социально-экономическое развитие этих территорий, этого недостаточно. Здесь необходима системная работа с участием в массовом порядке имеющих современные знания экономистов, финансистов, управленцев для того, чтобы изыскать внутренние источники социально-экономического роста территорий и улучшения человеческого потенциала. Поэтому проблема неравномерного развития города и деревни, передовых и отстающих регионов стояла и стоит и перед другими странами мира и имеет разные варианты решения.

США. «Великое общество»

К примеру, в США тоже боролись с бедностью, комплексно задействуя ресурсы государства. В 1960-е гг. по инициативе президента Л. Джонсона правительство США разработало программу «Великое общество», основными целями которой были искоренение бедности и развития сельской местности, ликвидация неравенства и улучшение состояния окружающей среды.

Было учреждено Управление экономических возможностей для координации программ образования, занятости и профессиональной подготовки. Это управление также боролось с бедностью в сельской местности, предоставляя льготные кредиты желающим открыть бизнес. Его средства также использовались для обеспечения жильем и образованием сельскохозяйственных рабочих-мигрантов.

В 1965 году был принят Закон «О начальном и среднем образовании». Согласно этому закону, федеральное правительство впервые обязалось помогать местным школьным округам, ученики которых являются выходцами из семей с низким уровнем дохода. Увеличилось финансирование начальных и средних школ, более 1 миллиарда долларов было выделено на приобретение книг, а также на создание образовательных программ для детей из неблагополучных семей. Была принята программа Head Start, призванная дать детям из малообеспеченных семей набор необходимых первоначальных навыков перед поступлением в первый класс. Позже был подписан Закон «О высшем образовании», в результате чего у детей из малоимущих семей возникла возможность получить образование в колледжах за счет стипендий и образовательных кредитов.

В результате в течение 10 лет процент американцев, живущих за чертой бедности, снизился с 20 до 12%.

Также в 1965 году были учреждены программы медицинского страхования для пожилых людей и малообеспеченных семей, благодаря которым у всех пожилых людей появилась возможность иметь медицинское обслуживание, и уровень бедности среди пожилых людей упал примерно до 10% — уровень ниже, чем среди всего населения.

И именно комплексный подход социальных реформ 60-х годов позволил США выравнять уровень жизни развитых и депрессивных штатов, жителей городов и сел.

На фото: президент Джонсон посещает бедную семью в Аппалачах в 1964 году. Правительственные инициативы, направленные на борьбу с бедностью, помогли сельским общинам, подобным этой, предоставляя кредиты под низкий процент

Корея. «Движение за новую деревню»

В Южной Корее, перешедшей к настоящему моменту в разряд развитых стран, существовал в 70-е годы прошлого века очень высокий уровень бедности. Все силы страны уходили на индустриализацию, в то время как село стало катастрофически отсталым. В то время в южнокорейской деревне проживало порядка 60% всего населения страны. В мае 1970 г. в Корее был принят ориентировочный план развертывания «Движения за новую деревню».

В 1972 г. выяснилось, что только в 16 600 деревнях, т.е. только в половине от общего числа, новая политика реализовывалась успешно, так как попытка опереться на обычных деревенских старост оказалась неудачной. Тогда для обучения новых сельских руководителей была образована особая «Академия по изучению и совершенствованию укрепления сельской семьи», впоследствии переименованная в «Академию руководителей новой деревни».

В 1972 г. при президенте страны, в аппарате секретариата, была учреждена должность «ответственного за новую деревню», а вслед за этим при всех уровнях власти были образованы «Комитеты содействия Движению за новую деревню», а в ряде ключевых министерств были созданы «Отделы новой деревни».

В 1974 г. на частных предприятиях, в том числе и входивших в состав финансово-промышленных корпораций чеболь, стали создаваться «Комитеты содействия Движению за новую деревню».

Во второй половине 1970-х гг. Движение за новую деревню стало общегосударственным движением, что являлось одной из социальных составляющих экономического роста. Если в 1965 г. средний доход крестьянской семьи составлял всего 423 долл., то к 1971 г. он вырос до 1025 долл., а к 1977 г. достиг 2960 долл. Иными словами, только за 12 лет уровень крестьянского благосостояния увеличился примерно на 700%.

Китай. Общенациональный характер действий

В Китае за последние 40 лет из бедности было выведено более 800 млн. человек, что составляет 70% от общего числа людей в мире, преодолевших состояние бедности. Уровень бедности в Китае сократился на 94%. Если в 1978 г. количество бедного населения составляло 770 млн. человек (это 97,5% населения страны), то на конец 2019 г. в Китае осталось 5,5 млн. человек, живущих в условиях бедности, что составляет 0,4% от общего населения Китая.

Главным фактором этих успехов Китая являлся общенациональный характер действий в борьбе с бедностью, в которую были вовлечены государственный аппарат и партия, частный сектор, общественные организации. В Китае, как и Узбекистане, одной из наиболее острых проблем бедных регионов и сельской местности являлась нехватка специалистов. Депрессивные населенные пункты не могли преодолеть бедность в короткое время без привлечения обширных знаний, опыта эффективной организации хозяйственной жизнедеятельности. Ограниченные возможности реализации человеческого потенциала в бедных районах препятствовали привлечению людей, обладающих необходимыми компетенциями, в эти районы.

Поэтому ставка была сделана на стимулировании притока квалифицированных кадров для организации работы по борьбе с бедностью и обучения населения на местах. Работники центрального государственного аппарата закреплялись за бедными селами. В частности, в 2019 г. насчитывалось 206 тыс. секретарей сельских партийных комитетов, 700 тыс. сельских служащих, 2 млн. городских служащих, которые принимали активное участие в борьбе с бедностью.

Была выстроена четкая вертикаль организации работ государственного аппарата по сокращению бедности, благодаря чему скоординированно на различных уровнях решались насущные проблемы населения, повысилось качество управления на местах. Были запущены образовательные программы получения специальностей сельскими жителями.

Активно создавались условия для привлечения необходимых кадров в села. За период 2012-2015 гг. было выделено около 14 млрд. юаней на строительство квартир, в которых были размещены 300 тыс. сельских учителей. Свыше 1 млн. сельских учителей из 600 уездов получили денежные дотации. Активное участие в борьбе с бедностью в Китае принимал и принимает частный сектор. Действует проект «10 000 предприятий помогают 10 000 деревень», в котором приняли участие более 60 тыс. частных предприятий. Крупные предприятия шефствуют над бедными уездами.

В одном из своих выступлений Президентом Узбекистана было поручено с учетом китайского опыта закрепить министерства и ведомства за селами с высоким уровнем бедности, создать систему помощи нуждающимся, развивать семейный бизнес и приусадебное хозяйство. И вот к концу года эта задача уже выполнена, в решении которой нашел свое отражение не только китайский опыт, но и опыт других стран, тех же США и Кореи. Об особенностях узбекской модели консолидации национальных усилий для решения проблем бедности и социально-экономического развития территорий пойдет речь ниже.

Ключевое звено — помощники хокимов в махаллях

3 декабря 2021 г. вышли Указ Президента Республики Узбекистан «О приоритетных направлениях государственной политики по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махалле» и Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности помощников хокимов по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле».

Указом с 1 января 2022 года вводится должность помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в каждом поселке, селе, ауле, а также в каждой махалле.

На помощников хокимов возлагается широкий круг задач и обязанностей. Они должны оценивать уровень занятости, источники доходов и потребности населения. Искать возможности развития предпринимательства в махаллях. Оказывать помощь населению в трудоустройстве и обучении профессиям, а также содействие в получении кредитов в рамках программ семейного предпринимательства, льготных кредитов успешным предпринимателям, изъявившим желание заниматься кооперацией. Оказывать содействие в развитии на приусадебных участках земледелия, животноводства, птицеводства, кролиководства, пчеловодства, семеноводства, цветоводства. Оказывать содействие в получении субсидий на самые различные виды деятельности и обучение профессиям. Выявлять пустующие здания и земельные площади в махаллях для предложения их выделения предпринимателям. Решать проблемы, препятствующие ведению предпринимательской деятельности.

Не трудно заметить, что задачи, поставленные перед помощниками, невозможно выполнить без серьезного финансового обеспечения. Поэтому постановлением также определены источники финансовых инструментов, используемых помощниками хокимов при выполнении своих задач в 2022 году. Это кредиты, выделяемые в рамках программ развития семейного предпринимательства; средства, выделяемые для обеспечения занятости, самозанятости и налаживания предпринимательской деятельности населения; субсидии, выделяемые за счет Фонда поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель; средства, выделяемые на улучшение инфраструктуры махаллей на основании рекомендаций помощников хокимов; средства фондов «Саховат ва кўмак», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари».

Обращают на себя внимание требования, предъявляемые к претендующим на должности помощников хокимов. На эту должность назначаются руководящие работники, занимающие должность не ниже начальника отдела экономических ведомств, коммерческих банков, их территориальных подразделений, а также руководящие работники местных хокимиятов. Столь высокие требования объясняются необходимостью наличия необходимых знаний, соответствующей квалификации и опыта организационной работы. Кандидаты принимаются на работу отборочными комиссиями региональных хокимиятов на основе открытого конкурса, но принять в нем участие могут и другие кандидаты, не занимающие руководящие должности. Во внимание будут приниматься их целеустремленность, усердие, способности и опыт работы, что открывает возможности занять эту должность для инициативных и целеустремленных людей, хорошо знающих ситуацию на местах.

Оперативный мониторинг

Как рассказал хоким Кашкадарьинской области Муротжон Азимов, программисты региона уже разработали программу для планшетов помощников хокимов для организации и координации их деятельности, которая сейчас тестируется и должна быть внедрена в области с 1 января 2022 года. Программа включает в себя базу данных текущей ситуации в каждой махалле (население, занятые, безработные, молодые люди, выходящие на рынок труда, социально-экономическое положение, инфраструктура), и в нее вносятся новые данные, вводимые помощником хокима. Информация, введенная помощником хокима, автоматически сравнивается с имеющимися в базе данными, и каждое домашнее хозяйство снабжается «диагностикой» того, какие меры могут быть приняты для обеспечения занятости и увеличения доходов членов семьи. Таким образом, появляется возможность осуществлять ежедневный онлайн-учет проделанной работы по развитию предпринимательства, обеспечению занятости и снижению безработицы в районе в целом и ежедневной работы конкретного помощника хокима и его рейтинг по показателям эффективности.

Уровни взаимодействия и координации

Однако круг поставленных перед помощниками хокимов задач невозможно решать вне тесного взаимодействия с государственными структурами и бизнесом. Поэтому для координации и поддержки деятельности помощников хокимов Указом также за счет ряда упраздняемых структур создано Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности с региональными управлениями и центрами по работе махаллабай и развитию предпринимательства в составе хокимиятов районов и городов, а также Фонд по поддержке деятельности помощников хокимов при Министерстве экономического развития и сокращения бедности.

Для координации деятельности новых институтов с правительственными структурами Постановлением создана Республиканская комиссия по организации деятельности помощников хокимов, в качестве рабочих органов Республиканской комиссии и республиканских представителей определены Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства и его структуры. Республиканская комиссия должна в целях эффективной организации деятельности помощников хокимов закрепить за каждым районом и городом ответственных работников министерств, ведомств и коммерческих банков, которые будут являться республиканскими представителями, и обеспечить их направление в служебную командировку в обозначенные районы сроком на один год с сохранением рабочего места, заработной платы и иных социальных выплат.

Члены Республиканской комиссии организуют системную работу по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в поселках, селах, аулах, а также махаллях. Республиканские представители совместно с первыми заместителями хокимов районов (городов) оказывают содействие деятельности центров и помощников хокимов. Помощники же хокимов осуществляют свою деятельность в приоритетном порядке совместно с успешными предпринимателями в махаллях в целях обеспечения занятости безработного населения махаллей и оказания содействия им в создании постоянного источника дохода.

Таким образом, вводится не просто новая должность помощников хокимов по работе с махаллями, а формируется целостная продуманная система нового механизма по борьбе с бедностью и экономическому развитию регионов и сельской местности, доходящая до каждого населенного пункта, каждой махалли и обеспечивающая привлечение и участие в этой работе самых квалифицированных кадров, что до настоящего времени являлось наиболее сложной задачей.

Эффективность стимулирования

Однако, чтобы любая организационная система эффективно работала, работающие в ней люди должны быть заинтересованы в своей работе, в ее успешном выполнении. Поэтому принятыми документами предусмотрен широкий ряд стимулирующих мер для работников новой формирующейся системы. Тем более что многим из них предстоят издержки с переездом и обустройством, пусть и временным, в регионы и в сельскую местность, и эти издержки предусмотрено в полной мере компенсировать.

Так, для оплаты труда помощников хокимов создается Фонд по поддержке деятельности помощников хокимов. Из этого фонда будут осуществляться выплаты компенсаций в двукратном размере базовой расчетной величины на расходы по аренде жилья помощникам хокимов и республиканским представителям, прибывшим из других регионов; их ежемесячное премирование в случае достижения положительных результатов в работе. Также предусмотрены компенсации на транспортные расходы республиканским представителям, пользующимся личным автомобилем, а также их проезд на железнодорожном транспорте до места постоянного проживания и обратно один раз в месяц. Республиканским представителям и помощникам хокимов, достигшим высоких результатов, по итогам года будет производиться выплата субсидий на приобретение жилья в размере до 50 процентов его стоимости на основе ипотечного кредитования.

Оплата же труда помощников хокимов устанавливается в зависимости от количества домов (квартир) в закрепленных за ними махаллях. В случаях, когда размер заработной платы помощников хокимов меньше размера среднемесячной заработной платы по их предыдущему месту работы, недостающая часть компенсируется за счет Фонда по поддержке деятельности помощников хокимов. Кроме того, за работниками, назначенными на должность помощника хокима, сохраняется их должность по предыдущему месту работы на срок до двух лет.

Важное значение в качестве стимула имеют также возможности карьерного роста в перспективе. Поэтому предусмотрено, в зависимости от успехов трудовой деятельности, включать помощников хокимов в Национальный кадровый резерв, повышать в должности по результатам двухлетней трудовой деятельности, разрешить назначение на вышестоящие должности без проведения конкурса на основе предложений Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан.

С 2022/2023 учебного года для помощников хокимов, не имеющих высшего образования, будет введена практика приема на учебу экономического профиля в государственные вузы в заочной форме обучения на основе государственного гранта. Также учреждается нагрудный знак «Янги Ўзбекистон ислоҳотчиси», которым будут награждаться помощники хокимов, а также лица, привлеченные к эффективной организации их деятельности. Предусмотрено также проведение смотров-конкурсов «Самая образцовая махалля» и «Активный помощник хокима».

Таким образом, можно констатировать, что вводимая система носит ярко выраженный стимулирующий характер, предусматривая материальные, карьерные и престижные стимулы для задействованных в ней лиц, мотивирующих их интерес к успешной работе, что является важнейшим фактором ее эффективного функционирования.

Донося перемены до людей

Можно заключить, что с выходом вышеупомянутых документов в Узбекистане уже сформировался комплексный, всеобъемлющий подход к борьбе с бедностью, поддержке населения и социально-экономическому развитию регионов и сельской местности, который в настоящий момент внедряется в практику.

Этот подход не стоит акцентировать только на социальной составляющей, он рассчитан и на значительный экономический эффект. Помощники хокимов, организуя помощь бедным слоям населения в поисках работы, обучении профессиональным навыкам, получении субсидий и кредитов, помогают им стать более экономически активными, то есть лучше использовать имеющиеся в распоряжении их домохозяйств ресурсы, включая получаемые навыки и знания, имущество, земельные участки, которые вовлекаются в экономический оборот, стимулируя тем самым экономический рост территорий, причем с минимумом привлеченных извне ресурсов.

Республиканские представители организуют работу на местах по изысканию новых возможностей для местных органов власти по вовлечению местных ресурсов в экономический оборот и для поддержки малообеспеченного населения, в результате чего появляются новые идеи, новые производства, новые рабочие места, что также должно обеспечиваться за счет местного экономического потенциала. То есть эта система обеспечивает не только максимальную помощь бедным слоям населения, но и направлена на максимальное развитие экономического потенциала, производительных сил всех территорий в стране — от регионов до каждого кишлака, каждой махалли.

То есть можно констатировать, что в стране начался новый этап социально-экономических реформ, который, в отличие от предыдущего этапа, когда шло реформирование отдельных секторов и направлений деятельности, носит всеобъемлющий характер, донося перемены до местных сообществ, до каждого человека.

В стране/Борьба с бедностью

Обид Хакимов, ЦЭИР

"Янги Ўзбекистон" газетаси №258 (514) 2021 й., 22 декабрь.

Перевод журнала «Экономическое обозрение» №12 (264) 2021


Поделиться постом

Похожие новости