Научно-технический потенциал ЕАЭС: перспективы для Узбекистана

Научно-технический потенциал ЕАЭС: перспективы для Узбекистана
фото: eurasian-studies.org

В настоящее время в различных экспертных кругах нашей страны активно обсуждаются вопросы, связанные с преимуществами и возможными негативными последствиями сотрутничества Узбекистана к Евроазийскому Экономическому Союзу (ЕАЭС). Как такое решение может повлиять на поступательное развитие экономики страны? Каков баланс между стимулирующим воздействием этого присоединения на развитие важнейших отраслей экономики Узбекистана и издержками, которые могут быть обусловлены принятием соответствующих обязательств при вступлении республики в этот региональный экономический союз? Проанализируем эти вопросы в такой важнейшей для экономики сфере как наука, высокие технологии и инновации.

Определив науку и образование как важнейшую движущую силу - локомотив быстрого и устойчивого развития экономики Узбекистана, Президент страны назвал 2020 год - годом “Развития науки, просвещения и цифровой экономики”. Это положение подтверждено принятием Государственной программы 2020 года с комплексом задач социально-экономического развития страны, в реализации которых важное значение отведено развитию научно-технических и инновационных разработок, а также подготовке высококвалифицированных специалистов для отраслей экономики Узбекистана. Успешное выполнение этих задач, в свою очередь, непосредственно связано с всесторонним развитием международного научно-технологического сотрудничества страны на двухсторонней и многосторонней основе.

Узбекистан, обладая мощным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом и встретившись с необходимостью быстрого и эффективного решения сложных научно-технологических задач реформирования ключевых отраслей своей экономики, в последние годы придает первостепенное значение сотрудничеству в этой сфере с ведущими научно-академическими центрами из различных стран и регионов.

Научно-техническое сотрудничество Узбекистана с соседними странами, со странами СНГ имеет положительный исторический опыт. Это связано с сохранившимися до настоящего времени творческими связями научных школ этих стран, близостью методологии и экспериментальной базы научных исследований в них. Немаловажно и то, что обмен научной информацией и публикационная активность наших ученых до сих пор в значительной степени основываются на научных журналах стран СНГ и проводимых в них международных конференциях и симпозиумах. Весомым стимулом поддержки таких научных связей также стало совместное участие научных групп из Узбекистана и стран СНГ в международных программах ООН, Европейского Союза и др. в сотрудничестве с коллегами из третьих стран. Таким образом, это сотрудничество имеет солидную историческую основу и востребовано в реалиях настоящего времени.

Наряду с имеющимися двухсторонними связями с научными центрами России, Белоруссии, Казахстана и др., дополнительной платформой для их развития может быть механизм ЕАЭС, обеспечивающий многосторонний формат сотрудничества. Такое сотрудничество, за счет одновременного участия в нем ряда ведущих центров стран-участниц, позволяет более эффективно решать очень сложные научно-технические и технологические задачи развития экономик региона. Этому способствуют следующие обстоятельства:

  • во первых, согласно Таможенному кодексу и Системе распределения ввозных таможенных пошлин и их таможенно-тарифного регулирования, действующих в рамках ЕАЭС, открывается возможность освобождения закупаемых и ввозимых из стран его членов научного оборудования и приборов от таможенных пошлин, что позволит сэкономить средства, выделяемые научным и образовательным организациям республики;
  • во вторых, у научных организаций и вузов Узбекистана появляется возможность прямого участия в совместных научно-технических программах и инновационных проектах по созданию новых технологий и инновационных разработок с партнерами из стран ЕАЭС за счет выделения грантов в рамках финансовых структур ЕАЭС;
  • в третьих, появляется возможность более активного научно-инновационного развития страны, за счет привлечения научного потенциала стран ЕАЭС для совместного проведения научных исследований и инновационных разработок по актуальным для региона социально-экономическим и научно-техническим проблемам (экологические проблемы зоны Арала, противодействие опустыниванию земель и борьба с засухами и наводнениями и пр.);
  • в четвертых, опыт создания пилотных межгосударственных производственных кластерных структур в ряде отраслей сельского хозяйства: хлопководство (Казахстан-Узбекистан), семеноводство (Россия - Узбекистан), плодо- и овощеводство, фармацевтика и др., открывающий новые возможности для развития инновационной направленности таких кластеров за счет привлечения научно-технологического потенциала сотрудничающих сторон с выделением соответствующих целевых субсидий, поступающих от ЕАЭС на развитие сельскохозяйственных и других структур открывает новые перспективы для их развития;
  • в пятых, для всестороннего развития энергетики Узбекистана и диверсификации ее источников важное значение приобретает активное участие Института ядерной физики АН, агентства «Узатом» и других организаций в совместных с ГП «Росатом», НИЯУ МИФИ и НИУ МЭИ, ОИЯИ (Россия), организациями Беларуси и Казахстана работах по созданию первой атомной электростанции в Узбекистане и подготовке квалифицированных кадров в области атомной энергетики, ядерных и радиационных технологий, а также по сотрудничеству со странами ЕАЭС в области возобновляемых источников энергии.

Однако следует подчеркнуть, что механизм научно-технического сотрудничества Узбекистана со странами ЕАЭС ни в коем случае не должен быть альтернативой для налаженных и активно развивающихся на сегодняшний день, взаимовыгодных партнерских связей с множеством научных центров Европейского Союза, США, Японии, Республики Корея и др. Эти партнерские связи, установленные и развитые в годы независимости Узбекистана, позволили организовать совместные научные исследования и важнейшие прикладные разработки на базе самого нового поколения научных приборов и оборудования, имеющегося в научных лабораториях стран-партнеров и, соответственно получить важнейшие результаты, приоритетные в международном масштабе. Тогда как, зачастую, приборы и экспериментальные установки, используемые в исследовательских и инновационных центрах стран ЕАЭС (собственно, как и в Узбекистане), не относятся к последнему поколению научного оборудования, что отражается на качестве и ценности полученных на них научно-технических данных и, соответственно, на эффективности совместных работ, проводимых на их базе.

Кроме того, новые партнерские связи с научными организациями и вузами стран ЕАЭС в рамках механизма ЕАЭС целесообразно развивать в рамках приоритетных направлений (химия, биология, геология, математика) развития науки Узбекистана для своевременного и успешного решения ключевых задач реформирования отраслей экономики страны.

Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, полагали бы целесообразным еще раз всесторонне проанализировать все важнейшие последствия вхождения Узбекистана в ЕАЭС, в том числе в области науки, высоких технологий и инноваций для эффективного решения научно-технологических задач развития экономики Узбекистана. Возможно, наиболее оптимальным решением этого вопроса в настоящее время, в начальный период формирования сотрудничества сторон, может быть получение Узбекистаном статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе.

Эркин ЗАХИДОВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры и спорта

Поделиться постом

Похожие новости