Экономический рост будет обеспечиваться в первую очередь за счет создания конкурентоспособных производственных цепочек и наращивания инвестиций на эти цели.
Согласно исследованиям Гарвардского университета, наша страна имеет все возможности и относительные преимущества в производстве промышленных товаров более 50 наименований.
В частности, имеются все условия для того, чтобы нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная, электротехническая, фармацевтическая, строительная, текстильная, кожевенно-обувная, пищевая отрасли, а также сферы, связанные с «зеленой экономикой», стали «драйверами» национальной экономики.
Из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису, 29 декабря 2020 года.
Текстильная отрасль, несмотря на ситуацию с коронавирусной пандемией, продолжает демонстрировать высокие темпы роста, оставаясь одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Узбекистана.
За последние четыре года в сфере произошли кардинальные изменения. К примеру, экспериментальное для Узбекистана создание хлопково-текстильных кластеров как новой формы организации цепочки производства от сырья до готовой продукции, сокращение экспорта хлопка с целью его полной переработки в республике, привлечение передового опыта производства текстильной и швейной продукции, шаги по отмене международного бойкота в отношении текстиля и одежды из Узбекистана и расширение присутствия на внешних рынках. Все это позволило создать прочный запас устойчивости отраслей и с минимальными потерями пройти трудности, выпавшие на долю экономики страны.
По данным Госкомстата, за 11 месяцев прошлого года производство текстиля выросло на 14,4 процента и по итогам 2020-го сохранило двузначные темпы роста, чего не наблюдалось в предыдущие годы. Для сравнения: в 2016-м текстильное производство увеличилось на 9 процентов.
На швейном производстве пандемия отразилась в виде замедления роста, однако здесь также сохраняются положительные значения на уровне 2,9 процента. Правда, в предыдущие годы швейное производство ежегодно в среднем увеличивалось почти на 7 процентов. В настоящее время на отрасли производства текстиля и одежды приходится 12 процентов всего объема промышленного производства. По данным Ассоциации «Узтекстильпром», за период 2017-2020 годов производство хлопчатобумажной пряжи увеличилось в 1,7 раза, тканей - в 2, трикотажного полотна - в 1,9, трикотажных изделий - в 1,8, чулочно-носочных изделий - в 5,6 раза.
За счет повышенного внимания к развитию текстильного и швейного производства со стороны руководства страны, оказания поддержки в виде налоговых преференций, льготного кредитования, субсидирования отрасль стала более привлекательной для инвестирования. Так, по данным ассоциации, если в 2016-м было освоено 190 млн долларов инвестиций, то по итогам 2019-го их объем увеличился в 2,5 раза и достиг 473,9 млн долларов. Пандемия замедлила инвестиционную активность в текстильной и швейной отраслях, однако поток инвестиций не прекратился.
Бурное развитие отрасли сопровождали создание рабочих мест и увеличение занятости населения. По данным Ассоциации «Узтекстильпром», количество занятых в текстильной и швейной отраслях за четыре года увеличилось почти на 19 процентов и достигло 366,9 тысячи человек. Переход к кластерному управлению цепочкой производства показал эффективность этой модели, что привело к ускоренному росту хлопково-текстильных кластеров. Если в 2017 году действовал только один кластер, то в 2020-м их количество достигло уже 95.
Приоритетными направлениями развития рассматриваемых отраслей являются дальнейшие наращивание и раскрытие экспортного потенциала, увеличение объемов экспорта, диверсификация внешних рынков сбыта отечественного текстиля и одежды. По данным Госкомстата, экспорт текстильной и швейно-трикотажной продукции по итогам 11 месяцев 2020-го увеличился на 15,4 процента (до 1,7 млрд долларов). Относительно 2016 года объем экспорта в 2020-м вырос в 1,8 раза. Политика по наращиванию экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью также дает свои плоды. К примеру, экспорт готовых трикотажных и швейных изделий за рассматриваемый период увеличился в 2,1 раза. В настоящее время более 563 видов текстильной продукции экспортируется в 69 стран мира, тогда как в 2018-м - 348 видов в 57 стран.
В разрезе стран наблюдается динамичный рост экспорта как на традиционные рынки сбыта, так и на новые. В частности, за 11 месяцев 2020-го экспорт в Россию относительно объемов 2016-го увеличился на 37 процентов, в сопредельные страны - в 3,2 раза. Растут и объемы экспорта в страны дальнего зарубежья. К примеру, экспорт текстиля и одежды в Китай увеличился в 2 раза, Турцию - в 3,3, Польшу - в 3,5, Италию - в 3 раза. Говоря о странах Европы, необходимо отметить, что в прошлом году Европейской комиссией было принято решение в досрочном порядке предоставить Узбекистану статус бенефициара Всеобщей системы преференций «GSP+». Это позволит поставлять на рынок стран ЕС среди прочего и текстильную продукцию беспошлинно, что, как ожидается, приведет к увеличению поставок текстиля и одежды Узбекистана на европейский рынок. По сообщениям Ассоциации «Узтекстильпром» со ссылкой на экспертные оценки, режим «GSP+» даст возможность увеличить экспорт продукции почти на 300 млн долларов в год, а к 2025-му - до 1,2 млрд.
Таким образом, текстильная и швейно-трикотажная отрасли Узбекистана за последние четыре года продемонстрировали устойчивое динамичное развитие, сохранив накопленный потенциал в период пандемии в 2020 году.
Руслан Абатуров
Главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.
Газета "Правда Востока" от 8 января №5
Оставить комментарий