Обеспечение финансовой инклюзивности

Обеспечение финансовой инклюзивности

Этим занимаются национальные банки развития, обзор деятельности которых представляют эксперты ЦЭИ

В последние десятилетия все большей популярностью в мире пользуются национальные банки развития. Это в значительной мере обусловлено тем, что в условиях высокой мобильности капитала и динамичной конъюнктуры современных финансовых рынков коммерческие банки и частные финансовые учреждения в недостаточной степени удовлетворяют потребностям стран, особенно развивающихся, в привлечении необходимых для развития ресурсов. В условиях финансовой либерализации коммерческие банки, как правило, начинают избегать участия в важных для государства задачах, таких как повышение конкурентоспособности стратегических секторов экономики, повышение занятости за счет развития малого бизнеса, развитие сельской местности.

Обеспечение социальной и финансовой инклюзивности требует от финансовых институтов (учреждений) иметь крупные масштабы. Для этого им нужны адекватные ресурсы, технологическая база, позволяющая совершать сложные операции, и квалифицированный персонал. Банки должны действовать гибко, адаптируясь к меняющимся условиям не только внутренней экономики и внешней среды, но и предвидеть и вовремя реагировать на риски и угрозы. Во время экономических кризисов во всех странах, где имеются национальные банки развития, они сыграли позитивную стабилизирующую роль в противодействии экономическому спаду.

Учитывая, что банки развития занимают все более значительное место в проведении эффективной экономической политики государств, даже те страны, которые традиционно делали ставку на частный коммерческий банковский сектор, начинают положительно оценивать роль банков развития в экономическом развитии. Одной из главных причин растущей популярности банков развития является их эффективность с позиции реализации национальных целей и приоритетов, а также их финансовая устойчивость, позволяющая участвовать в программах гарантирования кредитов.

Для Узбекистана на сегодняшний день актуальным является нахождение баланса между эффективностью банковской системы и необходимостью консолидации значительных финансовых ресурсов для модернизации экономического развития страны. С этой позиции изучение опыта различных стран по созданию и функционированию банков развития представляет существенный практический интерес.

Банки развития в целях и задачах

Банки развития создаются в целях содействия долгосрочному экономическому и инновационному развитию стран путем долгосрочного кредитования и реализации консультативных программ. Как правило, банки развития предоставляют долгосрочные кредиты под инвестиционные проекты крупных корпораций, малых и средних предприятий, в финансировании которых не заинтересованы коммерческие банки. Основная задача банков развития – перераспределение средств в развитие стратегических сфер национальной экономики.

Банк развития – специальный государственный или полугосударственный, реже частный финансово-кредитный институт, который связан финансовыми отношениями с правительством и местными органами власти, получая поддержку от Центрального банка и Министерства финансов. Это позволяет банкам развития оперировать «длинными деньгами» (горизонт – до 15 лет). В отличие от коммерческих банков, банк развития, как правило, не принимает депозитов от вкладчиков и предприятий, не осуществляет расчетных и платежных операций, не предоставляет краткосрочных ссуд. В странах с развитым фондовым рынком банк развития производит также куплю-продажу ценных бумаг.

В числе основных задач деятельности банков развития – мониторинг экономической ситуации в стране и регионах. В тесном сотрудничестве с правительством, финансовым сектором и бизнес-сообществом банки развития прогнозируют развитие экономических процессов, участвуют в выработке долгосрочной экономической политики, разработке государственных социально-экономических программ. Банки развития являются активными участниками и организаторами партнерства государства и бизнеса (ГЧП) и финансирования инноваций. Для этого банки развития содействуют созданию или являются учредителями венчурных фондов и других элементов инновационной системы.

Один из принципов деятельности банков развития – избегать конкуренции с коммерческими банками. Банки развития, как правило, кредитуют менее привлекательные проекты, например, в высокорисковых или малорентабельных отраслях с длинным сроком окупаемости. Однако имеется немало примеров, когда недостаточно продуманные решения кредитования национальными банками проблемных отраслей и компаний во время глобального финансового кризиса приводили к возникновению бюджетных кризисов в ряде стран.

В настоящее время национальные банки развития существуют более чем в 30 странах мира, в том числе в Германии, Испании, Норвегии, Швеции, Канаде, Японии, Южной Корее, Китае, Индии, Бразилии, Мексике, Чехии, Венгрии, Польше и др. На территории СНГ первыми проявили интерес к их созданию Казахстан (в 2001 г. создан Банк развития Казахстана) и Россия (посредством реорганизации в 2007 г. Внешэкономбанка), а в 2011 г. такой банк был создан и в Республике Беларусь.

С деятельностью национальных банков развития отдельных стран стоит ознакомиться подробнее.

Развитые

Германия

Германский кредитный институт для восстановления (коротко – Банк развития Германии) (Kreditanstalt fur Wiederaufbau – KfW). Создан в 1948 г. с целью освоения средств плана Маршалла. Являясь банком федерального правительства (80%) и федеральных земель (20%) Германии, KfW стал стратегическим кредитором в рамках крупных проектов ГЧП. Надзор за работой KfW осуществляет федеральное Мини­стерство финансов. KfW является пятым в Европе эмитентом ценных бумаг после правительств Германии, Великобритании, Франции и Италии. Деятельность KfW полностью освобождена от налогоо­бложения.

Направления деятельности KfW включают в себя поддержку инвестиционных проектов не только в Германии, но и в других странах Европы, экспортное финансирование, финансирование кооперации, а также осуществление ряда агентских функций по поручению правительства. В последние годы значительное внимание KfW уделяет проектам по борьбе с бедностью, защите окружающей среды и адаптации к изменениям климата в странах Юго-Восточной Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. По направлениям финансирования примерно 55% KfW выделяет на инфраструктурные проекты (транспортная логистика, энергетика, финансы), 31% – на социальные проекты, 3% – на сельское хозяйство. Зарубежные проекты реализуются после заключения межправительственного соглашения между Германией и государством-партнером.

Япония

Банк развития Японии создан в 1951 г. в рамках плана послевоенной модернизации экономики Японии. В 1999 г. к нему присоединена Государственная финансовая корпорация разви­тия Хоккайдо-Тохоку. В 2008 г. преобразован в акционерное общество, единственным акционером которого стало государство, и был разработан план его поэтапной приватизации.

Цель деятельности банка – реализация приоритетных направлений экономической и социальной политики государства, а миссия заключается в содействии экономическому и социальному развитию Японии посредством финансирования проектов, целью которых является устойчивое развитие японской экономики, повышение качества жизни населения, содействие развитию регионов. Деятельность банка направлена на повышение общественного благосостояния, рациональное использование природных ресурсов, создание новых технологий и отраслей.

Банк развития Японии является основным финансовым институтом в стране, предоставляющим долгосрочное финансирование. К основным направлениям кредитования относятся комплексное финансирование инвестиционных проектов; поддержка экспорта товаров и услуг; финансирование приобретения машин и оборудования; кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме долгосрочных займов и кредитов, банк оказывает финансовые услуги: экспертизу долгосрочных проектов, консультационные услуги и др.

По оценкам агентства Standard & Poor’s, сильными сторонами Банка развития Японии являются сильная вероятность поддержки со стороны японского правительства из-за его важной политической роли; хорошая капитализация; твердая экспертиза и франшиза в сфере корпоративных финансов и инвестиций в качестве государственного банка. В то время как к слабым сторонам банка относят низкую кредитную маржу и ограниченную диверсификацию доходов и то, что банк опирается на оптовое финансирование. Кроме того, повышение кредитного риска и рыночного риска в условиях слабой экономической ситуации также может послужить снижению рейтинга банка.

Корея

Корейский банк развития создан в 1954 г. с целью содействия модернизации и индустриализации национальной экономики. В 2008 г. правительство приняло решение о приватизации банка к 2020 г., но в дальнейшем этот процесс был замедлен в связи с развитием мирового финансового кризиса. В 2009 г. была учреждена Группа Корейского банка развития. Имеет 40 местных отделений и 12 зарубежных с капиталом около 20 млрд. долл. и активами более чем в 150 млрд. долл., относится к крупнейшим банкам развития мира.

Обеспечивает долгосрочное финансирование проектов, направленных на экономическое развитие Южной Кореи. Приоритетные цели деятельности – стимулирование инновационного развития, венчурное финансирование (наукоемкие отрасли). Основные направления деятельности: обслуживание корпоративных клиентов; инвестиционно-банковские операции; международные финансовые операции; управление активами и реорганизация компаний; доверительное управление; сотрудничество со страховыми компаниями по нескольким направлениям: страхование заемщиков, объектов залога и рисков банков при реализации банковских услуг; финансовый и инвестиционный консалтинг; аналитические исследования.

К преимуществам банка относятся чрезвычайно высокая вероятность поддержки со стороны правительства, хороший уровень капитализации и сильные рыночные позиции банка в международном корпоративном кредитовании и во внутреннем инвестиционном банковском секторе. В то же время банк имеет высокий риск концентрации, а также у банка отсутствует стабильная розничная база клиентов.

В 2015 и 2016 годах KDB понес большие убытки из-за высоких кредитных издержек, связанных с кредитованием судостроения и судоходства. Тем не менее, ожидается, что это окажет лишь ограниченное влияние на кредитоспособность KDB, поскольку KDB остается финансово устойчивым, частично благодаря дополнительным взносам капитала от правительства.

Развивающиеся

Китай

Банк развития Китая (БРК) создан в 1994 г. с целью обеспечения модернизации социально-экономического развития страны. C 2008 г. БРК является государственной акци­онерной компанией, принадлежащей государству, а его деятельность определяется высшим исполнительным органом КНР – Госсоветом. Его активы достигли 1,5 трлн. долл., кредитный портфель – около 1 трлн. долл. Доля проблемных кредитов не превышает в последние годы 0,5%. БРК имеет 38 филиалов на территории Китая и 3 зарубежных представительства – в Москве, Каире и Рио-де-Жанейро.

Основной источник финансовых средств – выпуск облигаций в национальной валюте. БРК управляет на своей территории также займами Всемирного банка и Азиатского банка развития. Интересна его структура – основу составляют отраслевые и региональные департаменты.

Миссия банка – повышение конкурентоспособности экономики Китая и уровня жизни населения. Принцип – «один корпус, два крыла». Под корпусом понимаются инфраструктура, базовая индустрия, новые технологии. Два крыла – это благосостояние народа и международные операции в сфере транспорта, энергетики, инфраструктуры, промышленности, малого и среднего бизнеса.

БРК много внимания уделяет возобновляемой энергетике и проблемам устойчивого развития и с этой целью в 2006 г. присоединился к Глобальному договору ООН. К основным сферам деятельности БРК относятся долгосрочное кредитование в инфраструктуру, базовые отрасли промышленности, стимулирование развития и внедрения новых технологий и инноваций, сбалансированное развитие регионов, урбанизация сельских территорий, поддержка китайских компаний на внешних рынках.

Индия

Банк индустриального развития Индии (далее – IDBI) был создан в 1964 г. в соответствии со специальным законом, в котором закреплены основные цели его деятельности как финансового института развития. Первоначально IDBI был учрежден в форме 100%-ной дочерней структуры Резервного банка Индии (Центральный банк). В 1976 г. собственником IDBI стало правительство Индии, и на IDBI была возложена дополнительная функция – координация деятельности других институтов развития по модернизации промышленности. В сентябре 2004 г. IDBI был преобразован в акционерную компанию с ограниченной ответственностью – IDBI Ltd. со 100%-ным государственным участием. Таким образом, IDBI приобрел функции коммерческого банка в дополнение к ранее возложенным на него функциям финансового института развития, сохраняя в соответствии с законом статус государственного финансового института. В 2005 г. для достижения более динамичного роста банка произошло слияние IDBI Ltd. с его 100%-ной дочерней структурой IDBI Bank Ltd. и он был официально переименован в IDBI Bank Ltd. В результате мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. произошло увеличение доли государства в банке. По состоянию на 31 декабря 2012 г. правительству Индии принадлежали 70,52% акций IDBI Bank Ltd.

Основным направлением деятельности банка является финансирование развития и модернизации крупных и средних промышленных предприятий в приоритетных отраслях экономики, таких как: обрабатывающая промышленность; пищевая промышленность; горнодобывающая промышленность; судостроительная промышленность; транспорт; гостиничное хозяйство; информационные технологии; медицинская промышленность; здравоохранение; генерация и распределение энергии; тестирование и ремонт автотранспорта; исследования и разработки для создания промышленного роста. Банк сохранил функцию координатора деятельности всех финансовых институтов развития по кредитованию и финансированию отраслей промышленности, а также продвижению на внешние рынки промышленной продукции. В настоящее время стратегия банка предполагает активный рост в сфере розничного кредитования. Таким образом, банк стремится расширить свой розничный портфель и превратиться в универсальный коммерческий банк нового поколения.

Бразилия

Бразильский банк развития (BNDES) создан в 1952 г. в целях содействия развитию промышленности и инфраструктуры в стране. BNDES является федеральным государственным унитарным предприятием и работает под руководством Министерства развития, промышленности и внешней торговли. Миссия BNDES заключается в содействии устойчивому развитию национальной экономики путем создания новых рабочих мест и сокращения социального и регионального неравенства. Видение BNDES – банк, обеспечивающий прогрессивное инновационное развитие Бразилии. В состав группы BNDES входят четыре дочерние компании.

Стратегические приоритеты деятельности BNDES определяются правительством Бразилии. В настоящее время BNDES установлены следующие приоритеты деятельности: инфраструктура (в частности, новые направления инвестиций в логистику, энергетику, городской транспорт и улучшение санитарных условий), конкурентоспособность (инновации, технические и технологические услуги, инженерия и наукоемкий сектор, креативная экономика), повышение производительности и устойчивое развитие (микро-, малые и средние предприятия, экологическое и региональное развитие). Для этих направлений предусмотрены наибольшие объемы финансовой поддержки, льготные условия финансирования, более длительные сроки кредитования. BNDES принадлежит примерно 21% долгосрочных кредитов в бразильской экономике.

Сингапур

Банк развития Сингапура создан 16 июля 1968 года в качестве акционерного общества, ответственного за промышленное финансирование Совета экономического развития. С тех пор банк стал крупнейшим банком в Юго-Восточной Азии с более чем 280 филиалами в Азии. Его основная функция заключалась в предоставлении кредитов производственным и обрабатывающим предприятиям с целью поддержки создания новых отраслей и модернизации существующих. Банк также поддерживал такие проекты развития, как схемы обновления городов и туризма. Также банк занимается коммерческой деятельностью.

Отличительной чертой банка является система управления и ее оценка. Для обеспечения конкурентоспособных программ кредитования на своих ключевых рынках Банк развития Сингапура ввел автоматизированную кредитную отчетность. Данная система позволила банку снизить риски и способствовала расширению возможностей операций по кредитованию. Для оценки свое деятельности банк использует сбалансированную систему показателей. Существуют конкретные ключевые показатели эффективности (KPI) для отслеживания прогресса, достигнутого в обслуживании интересов акционеров, клиентов и сотрудников.

Турция

Банк индустриального развития Турции (TSKB) — первый негосударственный банк развития в Турции, основанный в 1950 г. Банк является частной корпорацией, 50,1% которого принадлежат крупнейшему коммерческому банку Турции и его дочерним организациям. Банк является обычным инвестиционным банком, в отношении него специального закона не принималось. Между тем основной миссией банка является участие в обеспечении устойчивого развития турецкой экономики.

TSKB играет важную роль в устойчивом развитии страны, предоставляя долгосрочные кредиты, индивидуальные и инновационные финансовые решения, а также брокерские услуги предприятиям частного сектора. Газета The Financial Times в 2008 году удостоила TSKB звания «Устойчивого банка года на развивающихся рынках (Восточная Европа)». Данный банк является одним из системообразующих турецкой финансово-банковской системы и единственным в своем роде негосударственным финансовым институтом развития, инвестирующим при этом в экономику страны через поддержку как публичного, так и частного секторов, включая МСП. Банк также является посредником для инвестирующих в Турцию МФИ (в т.ч. IBRD, EBRD, IFC, EIB, KfW) и пользуется государственной поддержкой, в частности, в форме гарантий Государственного казначейства.

СНГ

Россия

Внешэкономбанк России (ВЭБ) функционирует в этом статусе с 2007 года. Его миссия – содействовать реализации государственной социально-экономической политики, повышать конкурентоспособность национальной экономики и ее модернизацию на инновационной основе. Кредиты выдаются также для реализации федеральных инвестиционных программ. В кризис российской экономики Внешэкономбанк качественно сопровождал реализацию правительственных антикризисных мер. Кредитный портфель Внешэкономбанка включает около 20% инновационных проектов. Более 65% кредитов банка выданы на срок свыше 5 лет, а около 90% – на срок свыше 3 лет.

ВЭБ управляет или участвует в управлении крупных фондах: Фонд структурных инвестиций, Российский инвестиционный фонд (инструмент ГЧП), Фонд капитализации российских банков (при поддержке МФК – IFC), Фонд поддержки предпринимательства (с немецким банком развития KfW). Функцию поддержки МСБ ВЭБ осуществляет через дочерний МСП Банк. С помощью МСП Банка реализуется программа «финансирование для инноваций и модернизации», которая на льготных условиях предоставляет кредиты для внедрения инноваций и современных технологий. Другая «дочка» ВЭБа – Росэксимбанк – осуществляет поддержку экспорта продукции машиностроения. ВЭБ создал также экспортное страховое агентство России (ЭКСАР).

Казахстан

Банк развития Казахстана создан в 2001 г. для реализации индустриальной политики государства. Его учредителями были правительство и местные органы власти. Позднее, с 2013 г., единственным акционером банка стал Национальный управляющий холдинг «Байтерек», который ориентирует банк на укрепление партнерства между Европой и Азией и реализацию стратегии развития Казахстана до 2050 г. «Байтерек» пытается интегрировать европейскую и азиатскую модели деятельности банков развития.

Наряду с Банком развития в Казахстане создано значительное число институтов развития: Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Фонд развития малого предпринимательства, Центр по содействию инвестициям «Казинвест». Приоритетными направлениями Банка развития Казахстана являются: кредитование энергетической и транспортной инфраструктуры, гидроэнергетики, биоэнергетики, металлургии, химии и нефтехимии; осуществление деятельности за рубежом.

Одна из основных целей Банка развития Казахстана – диверсификация экономики и развитие несырьевого сектора. Банк добивается этого путем кредитования проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств. Банк должен способствовать реализации стратегии индустриально-инновационного развития, предусматривающей вхождение Казахстана к 2020 г. в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и превращение страны в сервисный и технологический центр региона Центральной Азии. Средний срок кредитования инвестиционных проектов банка составляет 10 лет при средневзвешенной ставке 8%.

Беларусь

Банк развития Республики Беларусь (БРРБ) создан в 2011 году. Учредителями Банка выступили Совет Министров (95%) и Национальный банк Республики Беларусь, а в ноябре 2013 года акционером Банка стал «Беларуськалий». Цель деятельности БРРБ – финансирование государственных программ и реализация социально значимых инвестиционных проектов. Основными задачами БРРБ являются: финансирование инвестиционных проектов в рамках реализации государственных программ и меропри­ятий; приобретение активов, сформированных другими банками в рамках реализации государственных программ и мероприятий; предоставление льготных экспортных кредитов на сумму не менее 1 млн. долларов США для поддержки отечественных предприятий-экспортеров.

Для этого Банку развития предоставлено право осуществлять отдельные банковские операции: кредитование, привлечение средств бюджета в депозиты, открытие банковских счетов, проведение расчетов, совершение валютных операций. Банк развития не вправе совершать банковские операции с физическими лицами, банковские операции с наличными денежными средствами, открывать расчетные счета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Основным принципом построения работы БРРБ является избежание конкуренции с коммерческими банками. Банк развития финансирует проекты высокой государственной значимости, имеющие ограниченный доступ к финансированию коммерческих банков из-за низкой нормы доходности и длительного срока окупаемости. К таким проектам можно отнести создание инфраструктурных объектов, выпуск инновационной продукции и внедрение инновационных технологий, создание наукоемких и экспортоориентированных производств, а также крупных инвестиционных проектов в стратегических отраслях экономики.

Банку развития предоставлено право выступать в качестве банка-агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию и погашению внешних государственных займов. Доходы по облигациям Банка развития освобождены от налога на прибыль. Надзор за деятельностью Банка развития постепенно начнет осуществлять Национальный банк Республики Беларусь, который стал мегарегулятором финансового рынка.

Правовой мандат банков развития

Банк, страна, год создания

Законода­тельная база

Форма

собственности

Господдержка

Контроль и надзор

KfW (Германия, 1948)

Спецзакон

80% – федер. прав-во, 20% – федер. земли

100%-ная госгарантия, освобождение от налогов

Минфин

Банк развития Японии (1951)

Спецзакон

100% – государство

50%-ная госгарантия, займы правительства, допвзносы правительства в капитал

Минфин

BNDES – Бразильский народный банк социально-экономи­ческого развития (1952)

Спецзакон

100% – государство

Госгарантий нет

Мин-во экономич. развития

Банк развития Китая(1994)

Решение

Госсовета

100% – государство

Госфинансирова­ние закреплено за­коном, 100%-ная госга­рантия по внешним займам

Госсовет КНР

Банк развития Казахстана (2001)

Спецзакон

84,49% – прав-во, 15,51% – местные органы

С 2013 г. – единственный акционер

Нац. управляющий холдинг «Байтерек»

100%-ная госгарантия, освобождение от налогов

ЦБ и орган надзора (без соблюдения нормативов)

Банк развития Беларуси (2011)

Указ Прези­дента

95,473% – Совмин, 4,513% – «Беларуськалий», 0,014% – Нацбанк

Частичное освобождение от налогов

Совмин, НБ

Источник: на основе информации с сайтов банков

Сроки кредитования, предлагаемые банками развития

Максимальный срок выдачи кредита

Процент от всех банков

До 5 лет

16%

От 6 до 10 лет

29%

От 11 до 15 лет

19%

От 16 до 20 лет

22%

От 21 до 25 лет

7%

От 26 до 30 лет

6%

Источник: на основе данных Всемирного банка

Экономическое обозрение №12 (228) 2018

Поделиться постом

Похожие новости