По материалам изучения зарубежного опыта
Один из главных приоритетов реформ в Узбекистане на современном этапе – повысить качество человеческого потенциала. Качество человеческого капитала определяется в первую очередь системой образования. Реформы в этой сфере охватывают все уровни образования – дошкольное, среднее, среднее профессиональное, высшее. Во всех этих секторах образования уже произошли значительные перемены. В этом ракурсе проводимых образовательных реформ представляет значительный интерес то, как организовано образование в одной из самых передовых стран современного мира – в Германии, человеческий капитал которой позволяет ей лидировать во многих направлениях науки, технологий, инноваций.
Школьная триада
Школьной образование охватывает 6-18-летних. В начальной школе обучение продолжается 4 года. Обязательное обучение охватывает 12 лет. В гимназиях обучение продолжается 13 лет. Для приема в неуниверситетские высшие учебные заведения достаточно двенадцатилетнего образования.
В системе среднего образования присутствуют школы трех типов: основные школы, в которых обучаются 40% детей; общеобразовательные, или реальные, школы, охватывающие 26% учащихся; и гимназии, в которых учатся 34% учеников. Во всех типах школ присутствует начальный двухлетний период так называемой ориентации.
В программах подготовки основной школы большое внимание уделяется трудовому обучению. Обучение в основной школе, как правило, продолжается с 5-й по 9-й классы, иногда по 10-й. Ее выпускники могут продолжить учебу преимущественно в вечерних и заочных профессионально-технических учебных заведениях и в системе ученичества на производстве. Основная школа не дает права поступления в вуз.
Учебные программы реальной школы более академически ориентированы, чем программы основной. Обучение продолжается с 5-го по 10-й классы. Выпускники реальной школы могут продолжать обучение в дневных профессионально-технических учебных заведениях и впоследствии в высших профессиональных и объединенных высших школах.
Гимназия дает наиболее полную подготовку к получению высшего образования. Гимназии традиционно делились на классические, естественно-математические, современных языков. Позже к ним добавились технические, педагогические, экономические и др. В гимназиях до 11 класса подготовка по основным предметам практически одинакова, но в 11-13-х происходит специализация. Примерно 80% гимназистов получают аттестат зрелости и возможность продолжить обучение в высших учебных заведениях любого типа.
Переход из одного типа средней школы в другой тип формально возможен в первые два года обучения (этап ориентации), однако он сопровождается сложной системой отбора.
Обучение на рабочем месте
Немецкая система начального и среднего профессионального образования базируется на дуальном обучении. При дуальном обучении теоретическая часть проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. В рамках дуальной системы предприятия делают заказ образовательным учреждениям на количество специалистов, принимают участие в составлении учебной программы, а студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
Профессиональная школа в Германии является юрисдикцией земельного уровня. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Федеральное правительство Германии задает лишь правовые рамки профессионального образования.
Разработку новых стандартов профессионального обучения осуществляют предприниматели и профсоюзы при поддержке федерального института профессионального образования. Для каждой профессии имеется типовой план обучения. Учебно - производственные предприятия, на которых осуществляется обучение, обязаны подтвердить свою компетентность в обучении. При этом учебно - производственные предприятия нанимают мастеров производственного обучения по результатам сданного ими экзамена.
В дуальной системе обучения качественно меняется роль предприятия – потенциального будущего работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Между предприятием и родителями ученика заключается договор о профессиональном обучении. Ученик ежемесячно получает зарплату. Срок обучения составляет 3-3,5 года. Выпускные экзамены организуются Палатой соответствующего профессии профиля.
Профессиональным обучением занимаются примерно 50% ремесленных и 85% крупных предприятий. Лучшим ученикам предоставляют работу на предприятии. Как правило, число таких работников составляет 55-60%. В крупной промышленности эта доля достигает 85-90%.
Две ипостаси высшего
В Германии действуют около 300 высших учебных заведений. Ежегодно в топ-500 мирового рейтинга QS попадают около 40 немецких вузов. Охват населения высшим образованием составляет около 70%. В основе системы высшего образования в Германии лежит Болонский процесс.
Вузы Германии подразделяются на университеты (Universitaten) и «профессиональные высшие школы» (Fachhochschulen).
Университеты в большей степени нацелены на научную деятельность, поэтому значительное внимание при обучении в них уделяется фундаментальным знаниям и теоретической подготовке.
Профессиональные высшие школы в большей степени нацелены на практическую подготовку в определенной узкой сфере и готовят специалистов по широкому спектру специальностей: от банковского дела, IT до прикладной химии.
Как правило, в городах Германии с населением выше 80 тыс. человек имеются один университет и одна профессиональная высшая школа, что обусловлено стремлением обеспечить подготовку кадров на местах для поддержки инновационного развития городов.
Высшие учебные заведения находятся под юрисдикцией земель и зависят от них финансово. Органы управления земель предоставляют финансирование при условии подготовки вузами кадров по направлениям, определяемым правительством и соответствующими органами этих земель.
В вузах внедрено корпоративное управление – ректор, проректоры, деканы избираются. В выборах участвуют представители преподавательского состава, студентов, работодателей и общественных организаций. Обучение чаще всего состоит из двух ступеней: бакалавриата и магистратуры.
Экономическое обозрение №11 (227) 2018
Оставить комментарий