Повышая конкурентоспособность наших граждан

Повышая конкурентоспособность наших граждан

На сегодняшний день совершенствование регулирования внешней трудовой миграции признано одной из основных задач мирового сообщества.

Миграционные процессы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социальную жизнь и даже политическую обстановку стран и регионов.

Реформы в области миграции

В последние годы в Узбекистане проводятся широкомасштабные реформы по урегулированию внешней трудовой миграции. Созданы законодательные основы, обеспечивающие возможности и улучшающие условия труда работы граждан за рубежом. В частности, указ Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2018 года №3839 направлен на урегулирование процесса внешней миграции, заключение международных соглашений для ведения трудовой деятельности, создание комфортных условий для обеспечения безопасного трансфера мигрантов до места назначения. Эти и другие важные вопросы нашли отражение в этом указе.

В последние годы, в результате проводимых мер по усовершенствованию и регулированию политики внешней трудовой миграции, кардинально изменилось отношение к гражданам, работающим за рубежом, налажен диалог с трудовыми мигрантами, появилась новая система изучения и решения их проблем и учета потребностей. В частности, Министерством занятости и трудовых отношений создан фонд поддержки и защиты прав и интересов лиц, работающих за рубежом.

На сегодняшний день фонд оказал помощь тысячам граждан и проводит практическую работу по репатриации трудящихся-мигрантов, попавших в трудную жизненную ситуацию за рубежом, оказывая им юридическую помощь, в том числе и в вопросах взыскания невыплаченной заработной платы работодателем. В числе направлений деятельности фонда: страхование жизни и здоровье трудовых мигрантов, выделение ипотечных кредитов для их семей, субсидирование транспортных расходов граждан, выезжающих за границу на временные заработки, а также обеспечение образования востребованным профессиям лиц, желающих работать за границей, трудоустройство возвращающихся домой трудовых мигрантов.

Реализуются крупномасштабные проекты по предоставлению субсидий работодателям на покрытие расходов на профессиональное обучение безработной молодежи и женщин. На базе Корейского агентства международного сотрудничества (KOICA) с помощью моноцентра “Ишга марҳамат” и его региональных филиалов создана практическая система обучения трудовых мигрантов иностранным языкам, профессиям и иностранному законодательству.

Кроме того, Министерство занятости и трудовых отношений будет предоставлять субсидии работодателям, нанимающим людей, которые нуждаются в социальной защите, и безработным, желающим заняться предпринимательской деятельностью, а также выделять субсидии частным лицам, развивающим свои огородные хозяйства. Министерство занятости и трудовых отношений также будет вести расчет стажа работы и назначение пенсий самозанятым лицам, прекратившим свою деятельность за рубежом. Будут открыты представительства агентств внешней трудовой миграции в крупных городах Российской Федерации и Казахстане для осуществления мер по поддержке деятельности наших мигрантов за рубежом.

Для совершенствования регулирования процессов миграции и выявления возможностей трудоустройства по постоянному месту жительства проводятся исследования и анализируются причины трудовой миграции, ее направления, социально-демографический состав, условия труда и планы на будущее участников миграционного процесса. Анализ результатов проведенных исследований за последние три года (2018-2020 гг.) показывает следующие тенденции.

Направления миграции

Несмотря на негативное влияние глобальной коронавирусной инфекции на внешний рынок труда, в 2020 году относительная динамика по странам, где работают мигранты, остается неизменной.

Российская Федерация является основным донором в рейтинге стран, принимающих внешнюю трудовую миграцию (более 70%). Показатель занятости наших мигрантов в 2018-2020 годах в Российской Федерации практически не изменился, увеличившись на 4,5% в 2020 году, по сравнению с предыдущим годом, что составляет ¾ часть от общего числа трудовых мигрантов из Узбекистана. Основная причина этой устойчивости – в разработке правительством России неотложных мер в сфере занятости во время пандемии, а также влияние результатов сотрудничества, осуществляемого Министерством занятости и трудовых отношений.

Следует отметить, что в Российской Федерации с 2000-х годов наблюдается резкое сокращение численности населения трудоспособного возраста и, по прогнозам, к 2024 году оно сократится на 1,7 млн. человек относительно 2020 года. Исходя из этого, Российская Федерация планирует удерживатьбаланс трудоспособного населения за счет внешней миграции.

Результаты исследований показывают относительный рост потока трудовых мигрантов в Турцию. Например, если в 2012 году доля Турции среди стран пребывания мигрантов составляла 0,8%, то в 2019 году этот показатель вырос практически в десять раз и составлял 7,9%. Данный показатель по регионам представлен следующим образом: из Ташкента (8,0%), Ташкентской (15,0%) и Самаркандской областей (12,8%). Следует отметить, что часть депортированных трудовых мигрантов из Российской Федерации едет на заработки в Турцию и Казахстан.

Как показали наблюдения, схожесть обычаев, традиций и языка общения трудовых мигрантов влияет на выбор страны пребывания. Так, 55% мигрантов из Республики Каракалпакстан обычно едут на заработки в Республику Казахстан. Выявлено, что мигранты, трудящиеся в Южной Корее, – это, главным образом, население города Ташкента (16,0%). Из уехавших работать в более дальние страны больше половины являются выходцами из Самаркандской области (25,2%).

Мотивы миграции

Анализ мировой практики показывает, что социально-экономические изменения внутри государства приводят в движение поток миграции. Низкая заработная плата в секторах экономики приводит к увеличению количества людей из регионов, уезжающих на заработки за границу.

Работать за рубеж едут те, кто не может трудоустроиться на месте своего постоянного проживания из-за слабого уровня экономического развития. Например, при изучении ОБСЕ/ЮНЕСКО процессов внешней миграции в СНГ выяснилось, что в регионах, где проживают мигранты, средняя зароботная плата составляет 61,1 доллара США. Мигранты, работающие в Казахстане, получают в месяц в среднем 213,6 доллара США.

Количество мигрантов, выезжающих из Узбекистана на заработки из-за отсутствия высокооплачиваемой работы дома, увеличилось в 2018 году на 22,1%, по сравнению с 2017 годом, тогда как в 2019-м эта тенденция осталась неизменной на уровне 55,5%. Этот показатель в 2020 году увеличился на 3,6%, по сравнению с 2019 годом, и достиг 59,1%.

В соответствии с полученными результатами в 2018 году мотивы выезжающих за рубеж на заработки были следующими: проведение свадьбы, покупка жилья или автомобиля, накопление для инвестиций. В 2020 году число выезжающих на заработки по тем же мотивам увеличилось на 13,5%. При этом в настоящее время число выезжающих с целью заняться предпринимательской деятельностью уменьшилось на 7,1% по отношению к прошлому году. Основная причина этого снижения – выделение со стороны государства льготных кредитов и субсидий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Каналы трудоустройства

Известно, что нехватка рабочих мест в определенных секторах экономики, особенности миграционного процесса, а также трудности на рынках труда принимающих стран естественным образом разделяют трудовых мигрантов на этнические группы в поиске работы.

Чтобы прояснить этот вопрос, проводился анализ основных каналов, способствующих трудоустройству мигрантов за рубежом по данным 2016-2020 гг. Так, показатель поиска работы за рубежом с помощью родственников и знакомых вырос на 6,8% в 2020 году, по сравнению с 2016 годом. Показатель самостоятельно нашедших работу при сравнении 2017 и 2020 годов снизился на 21,2%. В 2020 году 56,7% мигрантов нашли работу за границей через родственников и знакомых и 24,8% самостоятельно. Следует отметить, что самостоятельно нашедшие работу, в основном, попадают в категорию общих мигрантов с полным средним образованием, которых на 27,7% больше среди образованной категории. Данная категория мигрантов имеет высокий показатель мобильной адаптации.

На примере определения мобильности мигрантов при поиске работы было выявлено, что до 2016 года происходило их разрозненное перемещение из-за отсутствия опыта работы в различных секторах экономики. С 2017 года мы уже можем наблюдать работу за рубежом в составе организованной группы из-за увеличения опыта, знаний и навыков мигрантов в конкретных секторах экономики. Подобная концентрация позволяет мигрантам работать в мобильных группах, облегчает поиск работы и снижает риски на иностранном рынке труда.

Сферы занятости

Согласно анализу результатов исследования 2020 года, наибольшая доля граждан, работающих за рубежом, составила 45,4%, доля работающих на малых и частных предприятиях, на частных предпринимателей – 19,3%, а на крупных предприятиях, занимающихся производственной деятельностью или оказанием услуг, требующих высокой квалификации, – 16,7%. Доля мигрантов, занятых в сельском хозяйстве, составила 2,8%. Лишь определенная часть мигрантов оказывали услуги физическим лицам (11,3%) и семьям (3,2%). Подобная деятельность характеризуется тем, что не требует специальной практики и навыков подготовки. Также было отмечено, что повысилась занятость наших мигрантов в строительной отрасли, а также в сфере торговли и сервиса. Занятые в сфере промышленности составляют 12,8%. В течение многих лет большая часть трудовых мигрантов трудились на стройках, не требующих профессиональных навыков и качеств. Этот показатель составляет 52,7% от общего количества трудовых мигрантов.

В процессе создания рабочих мест в нашей стране целесообразно учитывать опыт и навыки, полученные в течение трудовой деятельности мигрантами за рубежом.

Заработки мигрантов

Согласно проведенным исследованиям, среднемесячный доход рабочих мигрантов, работающих за границей, составил в 2020 году 709 долларов США. Работающие в городской местности зарабатывали 715 долларов, а в сельской – 703 доллара. В течение своего последнего трансфера трудовые мигранты в среднем отправляли домой 536 долларов США.

Выяснилось, что в первом квартале 2021 года 73,5% доходов (сбережений), полученных мигрантами за рубежом за трудовую деятельность, были потрачены на повседневные нужды, что на 12,3% выше, чем в 2020 году. Поскольку большинство мигрантов не имеют значительных доходов, деньги, которые они зарабатывают, в основном, расходуются на повседневные нужды семьи. На строительство, ремонт и покупку жилья расходовались 33,6% доходов. Траты по организации свадьбы и расходы, связанные с ней, в сравнении с 2017 годом повысились практически на 16,2% и достигли показателя 24,7%. Однако расходы на покупку автомобиля по отношению к прошлому году уменьшились на 2,4 пункта.

Профессиональная подготовка

При изучении уровня востребованности специализации и профессиональных навыков трудовых мигрантов в регионах их проживания 59% от общего числа мигрантов признали, что их профессия востребована на родине, но низкая заработная плата, особенно это относится к профессиям, связанным со строительством. Мигранты, работающие по найму с выездом в другие области Узбекистана, отмечали, что их расходы при этом превышают доходы, а семейные проблемы за счет подобной работы не могут быть решены.

За рубежом по профессиям, пользующимся наибольшим спросом с высокой оплатой, работают 23,1% от общего числа мигрантов, в основном, те, кто полностью освоил профессию. В этой категории доля женщин составляет 60,1%, мужчин – 58,8% от общего количества мигрантов.

Потребности в помощи

Данные исследований также показывают, в какой помощи нуждаются мигранты, выезжающие на раборту за рубеж. В повышении своей осведомленности о свободных рабочих местах за рубежом нуждались 30,8% мигрантов, в поиске работы по профессии – 23,4%, в обучении и повышении квалификации – 23,0%. При этом 57,1% от общего количества мигрантов утверждают, что повседневные заботы и проблемы создают нехватку времени и ресурсов для профессиональной подготовки и обучения новой профессии. Из них 13,5% причиной указывают наличие различных семейных проблем. 4,5% указали на отсутствие информационных ресурсов об обучении различным профессиям на местах, а 11,2% указали на отсутствие желания обучаться профессиям и практическим знаниям. В результате на основании приобретенных профессиональных навыков было определено, что целесообразно совершенствовать механизм юридической консультации, выдачи кредитов и поддержки предпринимательства (18,4%) для ведения предпринимательской деятельности при поддержке со стороны государства.

Длительность миграции

Проводился также анализ периодичности трудовой деятельности мигрантов, выезжавших за границу в 2018-2020 годах, и установлено, что 37,8% от общего числа опрошенных мигрантов работали 6-12 месяцев, а 19,9% – 3-6 месяцев. Выявлены основные причины долгой трудовой деятельности: приобретение патента и дорогие транспортные расходы не окупаются за короткий трудовой срок. Причинами также служат поставленные цели мигрантов (сыграть свадьбу, построить дом, приобрести автомобиль, накопить сбережения), для достижения которых необходима длительная трудовая деятельность. Согласно анализу, 7,5% от общего числа мигрантов были вовлечены в сезонную трудовую деятельность менее трех месяцев, что относится, в первую очередь, к мигрантам, работающим в Республике Казахстан. Также в ходе анализа была выявлена динамика изменения продолжительности работы в зависимости от пола мигрантов, которая характеризовалась более высокой долей мужчин, чем женщин. Стоит также отметить, что если в мировой практике в миграции участвуют, в основном, одинокие мужчины и одинокие женщины, то в условиях нашей страны понятие семейный труд, главным образом, практикуется у молодых семей. Также характерны показатели 2020 года, в котором за границей не работали 57,2% мигрантов из городской и 57,9% мигрантов из сельской местности.

Планируемые цели мигрантов

Также в ходе исследования были получены данные о планируемых целях и причинах выезда мигрантов на работу за границу в будущем. Общее количество планирующих выехать на работу за рубеж из-за низкой заработной платы, отсутствия постоянной работы и неудовлетворительных условий труда по месту жительства составило 33,9%, в то время как в сельской местности этот показатель составил 38,5%. 16% учавствовавших в опросе планируют работать за рубежом, чтобы купить жилье, 8,3% – чтобы сыграть свадьбу или приобрести автомобиль. В региональном разрезе желающих работать в Российской Федерации наибольший показатель получили Кашкадарьинская (93,5%), Бухарская (90,1%), Хорезмская (84,7%), Наманганская (79,9%), Джизакская (79,5%) области. Среди желающих работать в Казахстане лидируют представители Республики Каракалпакстан (48,0%). В Турцию планируют поехать на заработки из города Ташкента (21,7%) и Ташкентской области. Также выяснилось, что 84,1% мигрантов, периодически выезжающих на заработки, не поехали бы за границу, если бы нашли высокооплачиваемую работу по месту жительства.

Условия для сокращения миграции

Основной фактор трудовой миграции – отсутствие предложений на рынке труда с соответствующей высокой оплатой. В частности, выявлено, какие условия должны быть созданы государством, чтобы люди не уезжали работать за рубеж. 59% от общего числа мигрантов согласны работать в стране на среднюю зарплату от 3 000 000 сумов и более, 28% – от 2 000 000 до 3 000 000 сумов, 7% – до 1 500 000-2 000 000 сумов и 6% респондентов согласны остаться работать на своей территории на сумму менее 1 500 000 сумов.

Знание языка

Как известно, поиск работы с хорошей заработной платой эффективен при знании языка. При определении уровня знания государственного языка работодателем было установлено, что в 2020 году большинство граждан Узбекистана, работающих за рубежом (33,8%), могли понимать и говорить на государственном языке на работе, доля умеющих без проблем говорить и общаться составила 40,1%. Доля тех, кто вообще не владеет языками или немного понимает, но изъясняться не может, составляет 19,6%, из-за чего сталкиваются с многочисленными проблемами за рубежом.

Проводимые меры по обучению участников трудовой миграции инностранным языкам в последние годы недостаточно эффективны. Основной причиной этого служат нехватка специалистов на местах по обучению языков и профессий. Особенно эта проблема бросается в глаза в сельской местности, где существует острая нехватка кадров в сфере обучения.

Факторы миграции

Экономический анализ причин трудовой миграции показывает, что начиная с 2000-х годов спрос на рабочую силу в Узбекистане снизился из-за реорганизации сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, сопровождаясь снижением заработной платы в этой сфере. С другой стороны, в промышленности, строительстве и сфере обслуживания хоть потребность в трудовых ресурсах и заработная плата повышались, по сравнению с аграрным сектором, но из-за налоговой нагрузки на трудоемких предприятиях не удовлетворялась потребность создания достаточного количества рабочих мест для трудоустройства населения. К примеру, с 1995 года налог с заработной платы составлял 29,7% от общей суммы. (Но в результате проведенных реформ, начиная с 2019 года, была утверждена единая налоговая ставка на прибыль, получаемую гражданами, в размере 12%, а также отменены страховые полисы в пенсионный фонд, благодаря чему отчисления с заработной платы, по сравнению с 1995 годом, уменьшились на 17,7%.) Тем не менее, из-за высоких отчислений с заработной платы на протяжении многих лет и снижения спроса на рабочую силу в сельскохозяйственном секторе, происходил отток трудоспособного населения во внешнюю миграцию и в неформальный сектор. В течение многих лет приобретенный опыт трудовой деятельности и доходы граждан от внешней миграции удовлетворяют потребности достаточно значительной части населения, между тем, имеющее место определенное инфляционное давление оказывает свое влияние на рост динамики рабочих мигрантов в настоящее время. По последним данным за первый квартал 2021 года, из всего занятого населения 57,4% работают в неформальном секторе, из них 11,9% составляет доля внешней миграции. Такой высокий показатель неофициальной занятости оказывает влияние на рост ВВП, а также на сокращение оплачиваемых налогов. В 2018 году ООН (ЮНИСЕФ) провела исследование, которое показало, что падение уровня рождаемости в Узбекистане начнется только с 2030 года, поэтому максимального роста трудоспособного населения можно ожидать к 2048 году. Каждый год на трудовой рынок Узбекистана выходят полмиллиона молодых людей, для которых не хватает рабочих мест с достойной оплатой труда, и проблема обеспечения достойной занятости будет продолжать оставаться актуальной еще долгое время.

Заключение

На сегодняшний день наше государство принимает меры по усовершенствованию и урегулированию внешней миграционной политики, в основе которых лежит официальное трудоустройство населения в стране, а также работающего за рубежом. Эти меры предусматривают и развитие человеческого капитала через инвестиции в образование и профессиональную подготовку, чтобы дети и молодежь могли найти свое место на рынке труда в будущем в соответствии со стандартами и требованиями мирового рынка труда. При этом является весьма примечательным, что сегодня 57,1% от общего числа мигрантов готовы получить и повысить профессиональные знания и навыки. Ярким примером в развитии человеческого капитала могут служить многие государства, но особенно можно отметить “азиатских тигров”, которые добились высоких экономических показателей с помощью развития человеческих ресурсов и больших инвестиций в сферу образования, а также за счет равномерного поддержания баланса трудоспособного населения. Несомненно, самый главный критерий для устойчивого развития – это современные знания и профессиональные специалисты. Уровень развития образования определяет уровень национальной экономики. Сегодняшние инвестиции в систему образования в нашей стране послужат основой для повышения профессиональной конкурентоспособности наших граждан не только на внутреннем рынке труда, но и на рынках труда других стран.

В стране/Трудовая миграция

Шариф Кучаров, Республиканский научный центр занятости и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений

Журнал «Экономическое обозрение» №7 (259) 2021

Поделиться постом

Похожие новости