Результаты налоговой политики в Узбекистане за 2020 год

Результаты налоговой политики в Узбекистане за 2020 год

По итогам 2020 года доходы консолидированного госбюджета Узбекистана составили 161,7 трлн сум, расходы 187,4 трлн сум. При этом консолидированный дефицит составил 25,7 трлн сум или 4,4% к ВВП.

Доходы и расходы государственного бюджета и целевых фондов составили 156 трлн.сум и 169,1 трлн.сум. Дефицит - 13,1 трлн.сум или 2,3% к ВВП, следует из Обзора тенденций развития экономики Узбекистана за 2020 год и прогнозы на 2021 год, опубликованного Министерством экономического развития и сокращения бедности.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

В 2020 году поступления по прямым налогам составили 43,8 трлн.сум и возросли в более чем 1,5 раза, в том числе с налога на прибыль увеличился в 1,9 раз по сравнению с 2019 годом. Доля прямых налогов в общих доходах бюджета увеличилась с 25,4% до 33,0%.

Платежи по косвенным налогам составили 47,8 трлн. сум и снизились на 3,7% относительно значения 2019 года. При этом, доля косвенных налогов в структуре доходов бюджета снижена с 44,3% до 35,9%. Снижение поступлений от данного вида налога связано с уменьшением доходов по НДС на 11%, а также налогу с оборота на 31,7%.

Доходы бюджета от ресурсных платежей и налога на имущество составили 21,3 трлн.сум и увеличились по сравнению с 2019 годом на 8%. Однако их доля в доходах бюджета снизились с 17,5% до 16%.

Потери от косвенных налогов и ресурсных платежей были связаны с ограничением экономической активности в период пандемии коронавируса, предоставлением налоговых льгот и преференций субъектам предпринимательства, а также снижением внешнего спроса.

Вместе с тем, рост цен на драгоценные металлы на мировых рынках способствовал возмещению данных потерь и обеспечению достижению заданных прогнозных параметров. При этом, рост средних цен на золото на мировых рынках с 1 392,2 доллара за тройскую унцию в 2019 году до 1 770,4 долларов в 2020 году , дополнительно увеличил поступления прямых налогов с производителей драгоценных металлов, доля которых составила 8,9% от общих доходов бюджета.

НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Увеличение расходов бюджета для реализации мер по строительству объектов здравоохранения и созданию необходимой инфраструктуры, поддержки предпринимательства путем выделения налоговых льгот, социальной защите уязвимых слоев населения, возмещению потерь Пенсионному фонду служило основным стимулом валового предложения.

Из общих расходов в целом на социальную сферу в 2020 году было направлено 74,2 трлн.сумов бюджетных средств (более чем в 1,3 раза выше уровня 2019г). В том числе:

- расходы на здравоохранение составили 19,4 трлн сум (рост 1,5 раза), а доля в общих бюджетных расходах составил 10,3% (3,3% к ВВП);
- расходы на образование – в порядке 30 трлн.сум (рост на 4,3%), доля в общих бюджетных расходах – 16% (5,2%);
- расходы на культуру и спорт – 2,3 трлн.сум (7,9%), доля в общих бюджетных расходах – 1,2% (0,4%);
- расходы на науку – 0,82 трлн.сум (рост в 1,3 раза), доля в общих бюджетных расходах – 0,4% (0,1%).

Расходы на выплату пенсий, оказание материальной помощи и компенсаций, а также на повышение занятости, поддержку женщин и молодежи составили 9,5 трлн. сум (рост 1,6 раза). На нужды экономики направлено 16,1 трлн.сум (рост 1,2 раза). На обслуживание госдолга направлено 1,6 трлн. сум (рост в 1,5 раза).

Вместе с тем финансирование централизованных инвестиций уменьшились по сравнению с 2019 годом на 7,7% и составили 18,9 трлн. сум.

Расходы на выплату пенсий, оказание материальной помощи и компенсаций, а также повышение занятости, поддержку женщин и молодежи составили 5,1% (1,6% от ВВП), экономику – 8,6% (2,8%), централизованных инвестиций – 10,1% (3,3%), обслуживание госдолга – 0,9% или 0,3% к ВВП.

Поделиться постом

Похожие новости