Следуя неуклонным курсом

Следуя неуклонным курсом

В журнале «Экономическое обозрение» год назад была опубликована обзорная статья Виктора Абатурова о социально-экономическом развитии Узбекистана за годы независимости и данный материал не теряет своей актуальности.

Независимому Узбекистану исполнилось 30 лет. За эти годы кардинально изменился и сам Узбекистан, произошли глубокие изменения и в окружающем Узбекистан мире – технологические, экономические, политические, изменились балансы сил и геоэкономические расклады.

Но одно осталось неизменным – курс на укрепление независимости и приверженность реформам, направленным на повышение конкурентоспособности экономики и достойный уровень жизни граждан.

Как начиналась независимость

Сейчас уже мало кто помнит, в каких условиях происходило становление независимого Узбекистана. В последние годы СССР порядок в стране разрушался – сталкивались поезда и корабли, разваливалось управление. Во многих бывших республиках СССР происходили кровавые конфликты и только в Узбекистане эти конфликты пресекались в зародыше. Вероятно, это был единственный случай на постсоветском пространстве, когда в потенциально горячей точке – в узбекской части Ферганской долины –удалось предотвратить развитие событий по сценарию ошских.

Далеко не благополучно складывалась ситуация в экономике и с уровнем жизни. В 1990 году производство национального дохода на душу населения в Узбекистане было вдвое ниже, а производительность труда в промышленности отставала на 40%, в сельском хозяйстве — вдвое от среднесоюзного уровня. Производство товаров народного потребления на душу населения в республике составило 40% от среднесоюзного. Доля населения со среднедушевым совокупным доходом менее 75 рублей в месяц составила почти 45%, тогда как по стране в целом— немногим более 12%.

С распадом СССР стали рваться экономические связи, падало производство, стремительно снижался уровень жизни и социальной защиты. Узбекистан из-за географического положения оказался в наиболее сложных условиях транспортной изоляции. В самые сжатые сроки требовалось создать национальную государственность, оборону, дипломатию, валюту (которая была введена 1 июля 1994 г.), добиться энергетической и продовольственной безопасности, пробиться со своими товарами на мировые рынки, к морям и океанам.

В этих тяжелейших условиях была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, основанная на всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, в основу которой были заложены пять принципов: экономика имеет приоритет над политикой, главным реформатором выступает государство, верховенство закона, сильная социальная защита, реформы осуществляются поэтапно. Эти принципы лежат в основе проводимых преобразований до сих пор, что позволило избежать целого ряда экономических и политических шоков, которые имели место в других постсоветских странах.

В целом, принятая на первом этапе независимости модель реформ оправдала возложенные на нее ожидания. Если рассматривать их результативность в ретроспективе, то, согласно исследованию ПРООН середины нулевых годов, Узбекистану первому из постсоветских стран удалось остановить падение производства и перейти к экономическому росту. Уровень падения производства в Узбекистане был самым низким из постсоветских стран. В самые сложные экономические времена уровень социальной защиты был выше, чем в других постсоветских странах. Если другие постсоветские страны теряли целые отрасли промышленности, то в Узбекистане «с нуля» создавались новые, ярким примером которых является автомобильная отрасль.

До независимости в Узбекистане ранее никогда не было своего производства автомобилей. В 1993 году была достигнута договоренность, а в 1994 году с южнокорейской корпорацией Daewoo было образовано совместное предприятие UzDaewooAuto, которое в 2008 году в связи с банкротством Daewoo было преобразовано в совместное с американской компанией «Дженерал Моторс» предприятие «ДжиЭм Узбекистан». Сегодня эта уже узбекская, не зависимая от внешних партнеров, компания UzAuto Motors продолжает выпускать и экспортировать автомобили различных марок.

Новые реформы

Однако нельзя не признать, что к середине десятых годов развитие узбекской экономики начало тормозиться ввиду слишком жесткого административного регулирования и закрытости, что не позволяло в полной степени использовать потенциал рыночных стимулов для ее развития. В связи с этим избранный в 2016 году новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев начал новый этап глубоких преобразований во всех сферах жизни. В феврале 2017 года им была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах. В числе ключевых направлений нового этапа – совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, осуществление взвешенной и конструктивной внешней политики. По всем этим направлениям в последние годы были предприняты важные шаги. Отметим некоторые из них.

Если в области совершенствования государственного управления Концепция развития «электронного правительства» в Узбекистане была принята в еще 2004 году, то до недавнего времени существенных подвижек в этом направлении не было сделано. Однако уже в декабре 2016 года Президент подписал указ об открытии виртуальной и народных приемных Президента в каждом районе и городе. А уже сегодня государственные электронные услуги в Узбекистане предоставляются через: единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), центры государственных услуг при народных приемных Президента, народные приемные Президента Узбекистана, виртуальные приемные Президента Узбекистана, портал обсуждения проектов нормативно-правовых актов, официальные веб-сайты и информационные порталы государственных органов.

В сфере экономических реформ наиболее громкий резонанс в мире вызвала валютная реформа. В сентябре 2017 года вышел Указ Президента «О либерализации валютной политики», позволивший юридическим и физическим лицам свободно конвертировать валюту. До этого момента операции по обмену валюты были большой проблемой, так как существовало три разных курса: курс «черного» рынка, биржевой курс и курс Центробанка. Другой ключевой реформой в сфере экономики являлась налоговая реформа, привлекшая к себе особое внимание ввиду широкого обсуждения Концепции совершенствования налоговой политики, начавшегося в 2018 году. Основной этап налоговой реформы завершился в 2020 году с введением в действие Налогового кодекса в новой редакции. В ходе проведенной реформы были снижены налоги на труд, устранен разрыв между общеустановленным и упрощенным режимами налогообложения, усовершенствована система налогового администрирования, внесены и другие изменения.

В ходе проводимых реформ были устранены многочисленные административные и бюрократические барьеры для предпринимательской деятельности, создана благоприятная для бизнеса среда, обеспечены необходимые правовые гарантии бизнесу, предпринимателям оказывалась активная поддержка со стороны государства. Изменения в этих направлениях нашли свое отражение в международных рейтингах. Так, в отчете Doing Business 2020 Всемирного банка рейтинг республики улучшился на 7 позиций, обеспечив ей 69-е место среди 190 стран мира, что позволило стране войти в список 20 лучших стран-реформаторов. А в Индексе экономической свободы-2020, выпускаемым исследовательским институтом США Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) совместно с The Wall Street, Узбекистан улучшил свой результат на 26 позиций, поднявшись со 140-го места на 114-е.

Продовольственная безопасность

Одним из важнейших достижений развития независимого Узбекистана является обеспечение продовольственной независимости и продовольственной безопасности, что приобрело особую актуальность в ракурсе продовольственных вызовов, сопровождающих пандемию.

О том, насколько эти задачи были важны, свидетельствует тот факт, что накануне обретения независимости в страну ввозилось в среднем 3 млн. тонн зерна, в то время как в 1990 году в Узбекистане было собрано всего 2, 038 млн. тонн зерна и остро ощущался дефицит важнейших продуктов питания. Так, в 1989 году 89,3% опрошенных считали, что потребляют в недостаточном объеме мясопродукты, 56,5% — молочные продукты, 55,3% — сахар, 49,55% — кондитерские изделия, 17,5% — картофель.

Поэтому в те годы шел разговор о необходимости обеспечения продовольственной независимости, для чего в 1989 году было принято решение о выделении более 400 тысяч гектаров орошаемых земель под приусадебные участки, позже их площадь была расширена до 700 тыс. гектаров, на которых производились продукты питания. С 1995 г. площади под хлопчатник были резко сокращены с более 50 до 36,1%, а площади посевов зерновых культур увеличились с 24 до 44-45% общей посевной площади, за счет чего была обеспечена продовольственная независимость.

Особое внимание укреплению продовольственной безопасности уделяется и в процессе нынешнего этапа экономических преобразований.

В январе 2018 года вышел Указ Президента «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны», предусматривающий комплекс мер по устранению угроз стабильности продовольственного рынка и обеспечению доступности продовольствия. Продолжающиеся структурные преобразования в сельском хозяйстве также направлены на укрепление продовольственной безопасности. Проведена сельскохозяйственная реформа, включающая переход к кластерной системе производства сельскохозяйственной продукции с высокой степенью переработки в кластерах сельскохозяйственного сырья, отказ от системы госзаказа на хлопок и сокращение госзаказа на зерновые. Сокращаются посевы хлопка, за счет которых на 170,5 тысячи гектаров поливных земель выращиваются зерновые, овощные, масленичные культуры, создаются сады и виноградники, производство продовольственной продукции растет. В рейтинге «Глобальной продовольственной безопасности» за 2019 год Узбекистан улучшил свои показатели, поднявшись на 9 позиций, по сравнению с 2018 годом, и заняв 71-е место в мире.

Структурные изменения экономики

Если говорить об экономических показателях Узбекистана за все годы независимости, то на протяжении 1990-2019 гг. ВВП Узбекистана в текущих ценах увеличился на 40,3 млрд. долл. (в 3,3 раза), до 57,9 млрд. долл. В 2020 году, несмотря на пандемию, экономика Узбекистана также выросла на 1,6%, по сравнению с 2019 годом. Среднегодовой прирост ВВП Узбекистана был на уровне 1,4 млрд. долл., или 4,2%. За тот же период ВВП на душу населения в Узбекистане увеличился на 890, долларов (в 2 раза), до 1 756 долларов. Если сравнивать экономику Узбекистана с соседними странами, то в 2019 году ВВП Узбекистана был больше, чем ВВП Туркменистана на 20%, ВВП Кыргызстана в 6,9 раза, ВВП Таджикистана в 7 раз, но был меньше, чем ВВП Казахстана на 68,1%.

Кардинальные изменения в период независимости происходили в структуре узбекской экономики. В девяностые годы под влиянием разрыва хозяйственных связей на постсоветском пространстве, сокращения рынков сбыта промышленной продукции доля промышленности в экономике сокращалась с 25,9% в 1990 году до 11,1% в 2000 году. При этом удельный вес доли сельского хозяйства вырос с 33% в 1990 году до 50,7% в 2000 году. В дальнейшем, благодаря принимаемым мерам по развитию промышленного производства, удалось в корне изменить эту ситуацию и к настоящему моменту добиться значительных изменений в структуре экономики. Так, в целом за период 1990-2019 годов доля сельского хозяйства сократилась с 33% до 27,3%, а доля промышленности выросла до 29,2%. Доля услуг за 1990-2019 годы поднялась с 18,7% до 23%, а транспорта — с 5,9% до 7,5% в структуре ВВП.

Значительные изменения произошли и в структуре внешней торговли. Если в первые десятилетия реформ с целью обеспечения экономики и населения необходимой продукцией и товарами народного потребления проводилась, в основном, политика импортозамещения, то по мере развития промышленного потенциала страны приоритет стал отдаваться экспортоориентированному подходу, который стал особенно активно реализовываться в последние годы. Сейчас экспорт узбекской промышленной продукции, включая и ту, которая вообще раньше не выпускалась, как, например, автомобили, растет. И ключевые направления сбыта этой продукции — Россия и страны СНГ, откуда она ранее импортировалась, а также азиатские страны.

В целом же, в период 1990-2019 гг. экспорт Узбекистана в текущих ценах повысился на 13,8 млрд. долл. (в 4,3 раза), до 18,1 млрд. долл. Среднегодовой прирост экспорта в постоянных ценах составлял 5,7%. Экспорт на душу населения за этот период увеличился в 2,6 раза, до 547,8 долларов, а его среднегодовой прирост составлял 3,4%. Минимальный объем экспорта был зафиксирован в 1994 году (2,2 млрд. долл.), а максимальный — в 2019-м. В связи с пандемией в 2020 году экспорт несколько сократился.

То есть экономика Узбекистана за годы независимости превратилась из импортозамещающей аграрно-промышленной в экспортоориентированную промышленно-аграрную, с более высоким уровнем переработки продукции, то есть с более высокой добавленной стоимостью. Причем в общей технологичной структуре обрабатывающей промышленности растет удельный вес высокотехнологичных отраслей. Это уже отмечено в рейтингах международных организаций. Так, в Индексе конкурентоспособности промышленности-2020, составляемом ПРООН, Узбекистан впервые вошел в рейтинг, заняв 92-е место среди 152 стран.

Преодоление транспортной изоляции

Унаследованный характер границ в Центральной Азии не обеспечивал транспортной безопасности суверенного государства, так как грузы приходилось везти через соседние страны. Проложенные через высокогорные перевалы новые железные и автомобильные дороги в Ферганскую долину и Сурхандарьинскую область решили эту проблему. Узбекистан в транспортном плане стал самодостаточным, благодаря чему не надо пересекать внешние границы для внутренних перевозок, что ранее было весьма дискомфортно для страны и ее граждан.

За годы независимости в республике сформирована развитая сеть железнодорожных и автомобильных дорог, действуют международные аэропорты, обеспечивающие потребности страны в международных и транзитных перевозках. И внутренние магистрали страны становятся все комфортнее для передвижения, включая и скоростные поезда, соединяющие крупнейшие города страны в единую сеть.

Магистрали же и новые транспортные развязки Ташкента, как и весь облик города, уже не имеют почти ничего общего с тем, что было, когда Узбекистан обрел независимость. Практически это уже новый город, который с успехом принимает у себя любые мероприятия международного уровня.

Вместе с тем, отдаленность Узбекистана от океанов как минимум территориями двух государств, значительно удорожает транспортные перевозки, повышая тем самым себестоимость продукции, как импортной внутри страны, так и экспортной на внешних рынках. Поэтому политике формирования наиболее оптимальных транспортных коридоров для перевозки грузов уделялось особое внимание, и за годы, прошедшие с обретения независимости, произошли большие изменения в движении товарных потоков.

В СССР узбекский хлопок шел в Россию, узбекский газ в «центр» (газопровод так и назывался «Средняя Азия—Центр»), а оттуда уже в определенной части в Европу. Из России, Белоруссии, Украины в Узбекистан шли оборудование и машины. В девяностые годы встала задача сохранить для узбекских товаров действующие транспортные коридоры на внешний рынок через Прибалтику и Дальний Восток и открыть новые, так как емкость рынков вдоль унаследованных коридоров стремительно сокращалась в связи с общим падением экономики и уровня жизни на постсоветском пространстве. Экономике Узбекистана также требовалось новое современное оборудование, чем промышленность стран СНГ уже не могла похвастаться, как и не могла платить мировую цену за узбекский хлопок.

В связи с этим в сжатые сроки в 1996 году введены в строй новые транспортные коридоры в направлении Европы через Иран (магистраль Мешхед–Серасх–Теджен, соединившая железнодорожные дороги Центральной Азии и Ирана) и Закавказье (транскавказская железнодорожная магистраль ТРАСЕКА), по которым и пошел узбекский хлопок и другие товары в Европу. В частности, вспоминается рассказ одного из респондентов журнала «Экономическое обозрение», сопровождавшего первую партию узбекского хлопка через коридор ТРАСЕКА. Он говорил, как это было сложно и как морально тяжело было ехать по Грузии, где только что закончилась война и руины вдоль пути еще дымились.

Однако время не стояло на месте, мировая экономика претерпевала значительные метаморфозы. Европейская промышленность выносилась в азиатские страны и уже не нуждалась в значительных объемах поставок того же хлопка и других сырьевых ресурсов. Азия же во главе с Китаем стремительно развивалась, и ее экономика требовала все больше и больше сырья. Был сформирован полноценный транспортный коридор к портам Персидского залива через Иран, открывший путь узбекским товарам в страны Южной и Юго-Восточной Азии, и основные объемы узбекского хлопка устремились в этот регион.

Мощный рост китайской экономики требовал все больше энергоресурсов, в то время как после мирового кризиса цены на газ в Европе в целом снижались от ранее рекордных значений. Это вызывало проблемы с покупками центральноазиатского газа Россией, так как для поставок в Европу ей хватало своего газа. И газовые потоки, естественно, развернулись. В Китай пошел вначале туркменский, а потом и узбекский газ.

Изменилась также география поставок в Узбекистан техники и оборудования. Если в девяностые-нулевые годы западное современное оборудование вытесняло поставки слабоконкурентной продукции стран СНГ, то сейчас ситуация другая. Сохранившееся на Западе производство оборудования и техники, во-первых, весьма дорогое по своей цене, а во-вторых, это оборудование нуждается в дорогостоящем обслуживании, что снижает рентабельность его использования в отечественной промышленности. Как, это, к примеру, было с американскими хлопкоуборочными «Кейсами», которые быстро вышли из строя. Сейчас же производство многих видов техники (автомобили, автобусы) уже локализовано в Узбекистане, а импорт техники и оборудования, в основном, связан с необходимостью освоения и внедрения новых современных технологий.

Сейчас Узбекистан располагает надежными транспортными коридорами во всех направлениях: к прибалтийским и российским дальневосточным портам, портам Китая в тихоокеанском бассейне и портам Ирана в Индийском океане, транспортными выходами на европейский рынок. Однако работа по оптимизации транспортных коридоров продолжается. На повестке дня стоят реализация проектов кратчайшей железной дороги в Китай через Кыргызстан, а также строительство транспортных коммуникаций через Афганистан в Пакистан и Индию, над которыми сейчас ведется активная работа.

Социальная политика

Исходя из принципа необходимости сильной социальной защиты, в начальный период перехода к рынку в Узбекистане осуществлялась социальная защита всего населения — дотации и льготы распространялись в равной мере на всё население. Но это сопровождалось тем, что дотациями и льготами пользовались также далеко не бедствующие семьи. Поэтому был сделан упор на адресную социальную поддержку населения, при которой помощь оказывается действительно нуждающимся семьям. Важнейшее социальное значение в то время имел принятый в 1993 году Закон о приватизации государственного жилищного фонда, позволивший гражданам получить полноценные права на свое жилье и в дальнейшем распоряжаться им по своему усмотрению.

Особое внимание усилению социальной защиты населения стало уделяться с начала нового этапа реформ. Впервые на уровне главы государства было признано наличие бедности в стране и начата системная комплексная работа по ее преодолению и укреплению социальных гарантий для населения. В этих целях было создано Министерство экономического развития и сокращения бедности и Министерство по поддержке махалли и семьи. Начался переход от ранее сложившихся недостаточно адресных и эффективных институтов распределения материальной помощи к системным решениям на основе цифровых технологий. Реальные проблемы и уровень жизни конкретных семей стали выявляться путем подворового обхода домохозяйств.

Именно на базе подворового обхода формируется реестр бедных семей, учитывающий их проблемы, и так называемая «Железная тетрадь», которая стал основой адресной программы сокращения бедности и социальной поддержки. На базе этих данных в прошлом году была внедрена Информационная система «Единый реестр социальной защиты», в которой в режиме реального времени проводится прозрачная оценка степени нуждаемости семей и соответствие заявителей установленным критериям. Таким образом, система социальной поддержки стала полностью прозрачной. Кроме того, с 1 января 2021 года резко ограничен перечень документов, необходимых для получения государственных социальных услуг и помощи.

Другим важным направлением социальной поддержки является осуществление целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение условий жизни населения. Реализуются программы по повышению условий жизни и благоустройству в сельской местности «Обод кишлок» и «Обод махалла». Нуждающимся в улучшении жилищных условий предоставляются ипотечные кредиты на льготных условиях. Строится доступное жилье в городах и сельской местности. Большое внимание уделяется обеспечению населения сельской местности чистой питьевой водой.

Говоря о социальной политике, нельзя не отметить такие сферы, как здравоохранение, образование и наука, являющиеся ключевыми для человеческого развития, повышения качества человеческого капитала. Если в первые годы независимости создавались национальные системы здравоохранения и образования, то в последние годы основной упор делается на их кардинальном реформировании, призванном поднять качество образования и здравоохранения до уровня мировых стандартов.

Одной из основных причин реформирования системы образования Узбекистана, начиная с 2017 года, является глобализация рынка труда, в связи с чем стоит важная задача вхождения в общемировое образовательное пространство, что обуславливает необходимость повышения качества образования до современных мировых стандартов. В результате проведенных реформ в этой сфере система непрерывного образования Узбекистана в настоящее время включает в себя дошкольное, общее среднее, среднее специальное и профессиональное, высшее и послевузовское образование, а также внешкольное обучение, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Для особо одаренных детей по всей стране создаются Президентские школы, а также детские школы музыки и искусства. В высших учебных заведениях внедряются международные стандарты обучения и оценки качества преподавания. В образовательных процессах уже широко используются цифровые технологии, чему активно способствовало введение карантинных ограничений в связи с пандемией, когда школы и вузы вели обучение в онлайн-режиме.

Активно стимулируется инновационная деятельность. При высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах создаются специализированные лаборатории, центры высоких технологий, технопарки, через которые научные и инновационные достижения внедряются в практику. Создан и действует ряд технопарков для развития цифровых технологий, который призван сыграть важную роль в цифровизации экономики, и других сфер деятельности.

В сфере здравоохранения реформируется, прежде всего, первичное звено медицины, скорой и экстренной медицинской помощи. Ведется активная работа по цифровизации медицинских услуг, вводится единая электронная медицинская карта, которая позволит вести полную историю болезней пациентов и их лечения в онлайн-режиме. Большое внимание уделяется также превентивным мерам по снижению заболеваний, в частности, формированию здорового образа жизни населения, снижению младенческой и детской смертности. Сфера здравоохранения, получив необходимую поддержку со стороны государства, сыграла ключевую роль в борьбе с пандемией коронавируса, благодаря чему Узбекистан более успешно ее преодолевает, чем большинство других стран.

Активная социальная политика последних лет нашла свое отражение и в международных рейтингах. Так, в Индексе человеческого развития-2020, ежегодно составляемом ПРООН, Узбекистан улучшил свой результат на 2 позиции и занял 106-е место среди 189 стран мира.

В заключение стоит сказать, что 30 лет – это возраст вхождения человека в зрелые годы. В отношении страны этот возраст можно, скорее, рассматривать как юность. Но за это время уходит поколение, которое и создавало основу независимости страны, испытывало на себе самые сложные моменты ее истории. При этом активно вступает в жизнь новое поколение, родившееся и выросшее в независимом Узбекистане. И все меньше становится людей, которые помнят, как это было до независимости и как сложно давалось становление нового государства. Но все это надо если не помнить, то знать, так как в эти годы закладывался фундамент независимости. И эти знания помогут больше ценить настоящее и избегать возможных ошибок в будущем, которые, чего уж лукавить, имели место в отдельные периоды нашей независимой истории.

Акценты

Виктор Абатуров, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №6 (258) 2021

Поделиться постом

Похожие новости