Социологический срез женского предпринимательства

Социологический срез женского предпринимательства

Ассоциацией деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аёл» проведен общереспубликанский репрезентативный социологический опрос с охватом всех регионов для анализа бизнес-среды женского предпринимательства на основе субиндексов Глобального индекса женского предпринимательства.

Определены основные параметры деловой среды для развития женского предпринимательства и малого бизнеса в Узбекистане, оценено воздействие существующей бизнес-среды на женщин, владеющих и управляющих собственными предприятиями.

Особое внимание при этом было уделено гендерным аспектам развития предпринимательства; барьерам и возможностям развития женского предпринимательства (в частности, молодежного), а также различиям в возможностях женщин-предпринимателей, проживающих в крупных и малых городах, городе и на селе.

О социологическом опросе, проведенном на основе субиндексов Глобального индекса женского предпринимательства в аналитической статье директора Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёра Эргашева.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства — одно из главных направлений структурных преобразований в экономике Узбекистана. Этот сектор не только основной участник формирования внутреннего валового продукта, но и важное звено занятости, источник доходов и роста благополучия населения.

Важной составной частью частного бизнеса Узбекистана является женское предпринимательство. Статистика показывает, что женщины-предприниматели реже допускают невыплату кредитов, своевременно выплачивают долг и склонны к формированию сбережений. К тому же, они больше приобретают кредитных продуктов и чаще приводят в банк новых клиентов. Однако, в целом, в настоящее время участие женщин в предпринимательской деятельности представляется недостаточным. Согласно экспертным оценкам, причиной этого является отсутствие стартового капитала, недостаток знаний и необходимых навыков в сфере ведения бизнеса.

В целях решения этих проблем в рамках различных проектов совместно с ТПП РУз и ПРООН разрабатываются программы мер по совершенствованию условий, способствующих вовлечению женщин в предпринимательскую деятельность. Они включают проведение обучающих семинаров, разработку и распространение бизнес-моделей женского предпринимательства в сельской местности, предоставление типовых бизнес-планов, создание возможностей для получения кредитов на базе движимого имущества.

С целью содействия предпринимательской и ремесленнической деятельности женщин, в том числе семейного предпринимательства, создаются Центры предпринимательства женщин в форме бизнес-инкубаторов со статусом негосударственной некоммерческой организации. Для усиления гарантий защиты трудовых прав женщин, дальнейшей поддержки их предпринимательских инициатив, стимулирования трудовой деятельности и повышения уровня доступа к правосудию с 1 мая 2019 года были расширены их экономические возможности посредством отмены запретов применения труда женщин в некоторых отраслях или профессиях.

С 2019 года в Узбекистане внедрено гендерное финансирование для женщин, выразивших желание заниматься предпринимательской деятельностью. После успешного обучения по специальной программе, по рекомендации соответствующего местного комитета женщин, им выделяются кредиты на срок не менее 3 лет с 6-месячным льготным периодом до 31 декабря 2019 года — по 8-процентной годовой ставке, с 1 января 2020 года — по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, а с 1 января 2021 года — по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов. Для гендерного кредитования ежегодно выделяются ресурсные средства в размере 100 миллиардов сумов. Не менее 50 процентов данных средств направляются на развитие бизнеса женщин, проживающих в сельской местности.

Необходимо также отметить, что в Узбекистане имеются трудности в выявлении пробелов и формировании новых методологических подходов к развитию женского предпринимательства. Практически отсутствует детализированная гендерная статистика, очень мало экономических и социальных исследований, посвященных анализу женского предпринимательства. Нижеописанный проект и его результаты призваны заполнить один из имеющихся пробелов.

Опрос на основе субиндексов Глобального индекса

В рамках реализации проекта «Формирование в Узбекистане системы, способствующей развитию женского предпринимательства на основе показателей Глобального индекса женского предпринимательства» Ассоциацией деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аёл» был проведен общереспубликанский репрезентативный социологический опрос женщин-предпринимателей с охватом всех регионов для анализа бизнес-среды женского предпринимательства на основе субиндексов Глобального индекса женского предпринимательства.

Были определены основные параметры деловой среды для развития женского предпринимательства и малого бизнеса в Узбекистане, оценено воздействие существующей бизнес-среды на женщин, владеющих и управляющих собственными предприятиями. Особое внимание при этом было уделено гендерным аспектам развития предпринимательства; барьерам и возможностям развития женского предпринимательства (в частности, молодежного), а также различиям в возможностях женщин-предпринимателей, проживающих в крупных и малых городах, городе и на селе.

Однако следует учитывать, что карантинные ограничения не позволили провести классическое социологическое исследование на основании анкетного опроса в формате «интервьюер—респондент» и оно было проведено в формате телефонного опроса. Поэтому настоящее исследование не дает полной картины ситуации в данной сфере.

Тем не менее, в числе наиболее важных моментов, выявленных в результате проведенного опроса, необходимо указать следующие.

Параметры опроса

Опрос женщин-предпринимателей проведен Республиканским центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» в партнерстве с Центром исследовательских инициатив Ma’no с 12 ноября по 14 декабря 2020 года. В опросе приняли участие 822 респондента.

Возрастной состав опрошенных: от 18 до 24 лет — 6,6%, от 25 до 34 лет — 21,5%, от 35 до 44 лет — 32,4%, от 45 до 54 лет — 21,9%, от 55 лет и старше — 17,6%. Образование опрошенных: среднее — 35,2%, среднее специальное — 40,5%, высшее — 24,3%.

64,8% опрошенных респондентов являются в настоящее время предпринимателями, 35,2% респондентов планируют организовать собственное дело в ближайшее время, 47,2% респондентов ведут бизнес в промышленной сфере, 20,9% — в сфере услуг, 13,6% — в сельском хозяйстве, 12,3 — в торговле и 6% — в других.

Глобальный индекс женского предпринимательства

Международный индикатор предпринимательской активности женщин Female Entrepreneurship Index (FEI) разработан специалистами Global Entrepreneurship and Development Institute (GEDI).

Основная идея индекса — сравнение стран-участников исследования по 3 ключевым показателям:

  • состояние предпринимательской среды (Entrepreneurial Environment);
  • предпринимательская экосистема (Entrepreneurial Eco-System);
  • устремления предпринимателей (Entrepreneurial Aspirations).

Узбекистан не охвачен данным рейтингом, так как для его расчета недостаточно статистических данных по Узбекистану в базах данных таких организаций, как Глобальный монитор предпринимательства, Международная организация труда, Всемирный экономический форум, Всемирный банк, ЮНЕСКО и Программа развития Организации Объединенных Наций.

Отношение к женскому предпринимательству

На вопрос «Чью поддержку вы ощущали в большей степени в процессе организации собственного дела?» 37% опрошенных женщин-предпринимателей ответили, что это «родственники, близкие друзья, знакомые». Но 25,8% ответили, что «никто не оказывал поддержку, я сделала все сама». При этом 8,1% ответили, что их поддерживали представители органов государственной власти и 8,4% — городской или районный хокимият.

На вопрос «Чувствовали ли вы негативное отношение к тому, что начинаете свой бизнес?» 78,2% опрошенных ответили «нет», а 21,5% респондентов ответили, что испытывали негативное отношение. В вопросе «С чьей стороны вы почувствовали негативное отношение?» лидирует ответ «сотрудники коммерческого банка» (30%). Вызывает определенную озабоченность то, что ответы «представители органов государственной власти» (25,6%) и «городской или районный хокимият» (12,8%) в целом дают свыше 38%. Ответ «родственники, близкие друзья, знакомые» дали 26,1% респондентов.

Здесь стоит отметить следующее. Когда больше трети женщин-предпринимателей подчеркивают то, что представители государственной власти и хокимиятов оказывали негативное влияние на их деятельность, а почти треть женщин предпринимателей говорит то же самое о коммерческих банках, то это является тревожным сигналом о том, что необходимо изменить ситуацию.

Доступность финансирования

Опрос показал, что из-за возникших, видимо, ввиду пандемии экономических сложностей, только 17% женщин-предпринимателей за последние 12 месяцев смогли откладывать определенные финансовые средства. 81,8% предпринимательниц не смогли этого сделать.

36,9% женщин-предпринимателей назвали главную причину, которая их беспокоит, — «отсутствие капитала». А для 19,4% респондентов главное беспокойство вызывают «получение кредита и повышенная процентная ставка». В сумме эти ответы показывают, что свыше половины опрошенных женщин-предпринимателей обеспокоены больше всего вопросами финансирования своего бизнеса.

При этом в качестве причины, которая их беспокоит, только 6,5% ответили «отсутствие поддержки со стороны государственных органов». Что интересно, такой ответ, как «газ, электричество, природный газ, вода для орошения, земельный вопрос», отметили только 8,6% опрошенных. А 11,1% респондентов, настроенных наиболее оптимистично, ответили, что их «ничего не беспокоит».

Таким образом, данные опроса показывают, что женское предпринимательство наиболее остро нуждается в конкретных механизмах и инструментах кредитования своей предпринимательской деятельности.

Технологии, инновации и экспорт

Несмотря на предпринимаемые меры, женский бизнес, как и весь остальной частный сектор, остается мало заинтересованным во внедрении инноваций. Инновационная деятельность женского бизнеса представлена только организационными инновациями.

Ответ на вопрос «Как вы думаете, в течение какого времени будут доступны технологии или процедуры, необходимые для этого продукта или услуги?» позволяет оценить глубину бизнес-планирования. Свыше 50% опрошенных предпринимательниц считают, что технологии, используемые в их бизнесе, будут работать и станут доступны на период более 5 лет.

Вызывает определенную озабоченность то, что только 11,6% опрошенных женщин-предпринимателей ответили положительно на вопрос «Участвовали ли они в стартап-проектах?». При этом 9,9% не знают, что такое стартап-проекты. Для 79,5% тех, кто участвовал в стартапах, это участие позволило воспользоваться новыми бизнес-возможностями. Таким образом, формирование благоприятных условий для инновационного развития женского бизнеса должно стать одним из приоритетов государственной политики инновационного развития.

Видимо, с низким уровнем инновационности и технологичности женского предпринимательства связан и низкий уровень участия в реализации экспортного потенциала. На вопрос «Какая часть ваших клиентов обычно проживает за пределами нашей страны?» 82,4% опрошенных предпринимательниц ответили, что «клиенты отсутствуют за рубежом». И только у 2,6% опрошенных свыше 90% клиентов за рубежом. Это также показывает, что женский бизнес пока слабо участвует в вопросах экспорта собственной продукции и нуждается в государственной поддержке в этом направлении.

Подготовка и компетенции

Ответы на вопросы об образовательной подготовке женщин предпринимателей и о том, какие дополнительные знания они хотели бы получить, позволяют оптимизировать программы обучения женщин предпринимательству.

На вопрос «В каких направлениях вы получали дополнительное образование в сфере предпринимательства?» 43,8% опрошенных женщин-бизнесменов ответили, что «не получала дополнительного образования». 21,4% получили знания по своей деятельности. По маркетингу получили дополнительные знания 14,8%, по бухгалтерии — 11,4%.

Очень важный вопрос — «Какие дополнительные знания необходимы вам для успешного осуществления предпринимательской деятельности?». На него 23,0% опрошенных ответили, что они не нуждаются в дополнительном образовании. 21,1% хотели бы получить новые знания по своей деятельности. По маркетингу хотели бы получить дополнительные знания 17,4%, по бухгалтерии — 18,4%.

Стоит также отметить, что из 822 респондентов 67 человек ответили, что не являются предпринимателями и не планируют открывать собственное дело, но им также было задано несколько вопросов, которые помогли выяснить следующие моменты. Несмотря на то, что эти респонденты не занимаются предпринимательством, значительная часть из них имеет определенные знания, навыки и квалификацию для начала собственного дела, а также вполне реалистичное видение проблем и недостатков, мешающих предпринимательской деятельности на современном этапе. Исходя из этого можно вполне обоснованно утверждать, что есть серьезный резерв для увеличения количества женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью в стране.

Позитивные перспективы

Результаты исследования также показывают, что в большинстве своем женщины-предприниматели, участвовавшие в опросе, оптимистичны в вопросах дальнейшего развития предпринимательства в своем регионе. В целом, из тех респондентов, которые ответили на вопрос «Как вы думаете, появятся ли в ближайшие полгода новые возможности в открытии бизнеса в том районе, где вы проживаете?», 62,6% позитивно оценивают перспективы развития бизнеса.

Заключение

Государственная политика в сфере поддержки предпринимательства в целом и женского предпринимательства в частности должна основываться на данных регулярных (как минимум) социологических замеров реальной ситуации с устойчивым финансированием из бюджетных источников, результаты которых должны обязательно учитываться правительством и профильными министерствами и ведомствами, парламентом при принятии политических решений в этой сфере. Только в этом случае, имея реальную картину процессов, можно обеспечить более оптимальное распределение всегда ограниченных средств и возможностей для достижения большей эффективности.

С целью изучения результативности мер, предпринимаемых правительством для развития женского бизнеса, считается целесообразным:

  • проведение опросов как среди женщин, не занимающихся бизнесом, так и среди женщин-предпринимателей на постоянной основе, где ими будут оцениваться отношение окружающих (общества) к женскому предпринимательству, условия, созданные в стране для открытия собственного бизнеса, внедрения инноваций, их личные профессиональные качества, изменения в их профессиональной деятельности, связанные с началом семейной жизни или рождением детей, и т.д.;
  • ведение мониторинга гендерной статистики, включающей количество женщин, занятых предпринимательством, число женщин-предпринимателей, внедривших инновации и получивших кредитование, количество женщин, занятых научной деятельностью, и т.д.

Присоединение Республики Узбекистан к международному индикатору предпринимательской активности женщин Female Entrepreneurship Index (FEI), реализуемому специалистами Global Entrepreneurship and Development Institute (GEDI), будет способствовать внедрению в практику выполнения вышеназванных задач, а также вместе с этим и улучшению имиджа страны на мировой арене.

Бизнес/Развитие предпринимательства

Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив Ma’no

Журнал «Экономическое обозрение» №2 (254) 2021


Поделиться постом

Похожие новости