Аналитическим подразделением группы компаний The Economist опубликован аналитический материал на тему "Обзор глобальных операционных рисков". В материале рассматриваются текущее состояние мировых операционных рисков в условиях высоких процентных ставок, проблем в финансовом секторе и высокой мировая инфляции, а также приводятся ожидания экспертов на ближайшую перспективу.
Согласно материалу, были отмечены следующие проблемы и ожидания
Неопределенность из-за высоких процентных ставок в крупных экономиках мира (США, ЕС и Великобритания) вызвала рост макроэкономических рисков для 28 стран во втором квартале. Количество стран с уровнем макроэкономического риска от умеренного до очень высокого увеличилось до 82 (ранее их было 76).
По состоянию на июль 2023 г. прошло 16 месяцев с тех пор, как Федеральная резервная система США впервые начала повышать учетную ставку. Во втором квартале 2023 г. уровень операционного риска улучшился в 46 из 180 стран (Перу, Афганистан, Китай, Казахстан и др.) и ухудшился в 24 странах (Мьянма, Судан, Япония, Сомали и др.).
Длительный период высоких процентных ставок приводит к глобальной рецессии. В 2022–2023 гг. крупные центральные банки быстро повысили процентные ставки, пытаясь обуздать высокую инфляцию. Эксперты ожидают, что центральные банки начнут снижать свои ключевые ставки с середины 2024 г., но если инфляция останется высокой (в настоящее время EIU ожидает её снижение с 9,2% в 2022 году до 7,1% в 2023 году и 5% в 2024 году), Центральные банки могут принять еще более ограничительную позицию.
Это может сильно отразиться на инвестициях и подорвать покупательную способность населения на фоне высоких цен на продукты питания и другие товары. Заметное падение потребления и инвестиций может спровоцировать глобальную рецессию.
В развитых странах может произойти обвал цен на активы, что еще больше отразится на глобальном росте. В странах с формирующимся рынком длительный период высоких процентных ставок может вызвать резкое обесценивание валюты и повысить риски, связанные с суверенным долгом.
Проблемы в финансовом секторе распространяются, вызывая мировую рецессию.
Банкротство нескольких средних американских банков в начале 2023 г. побудило правительства и центральные банки к согласованным усилиям по снижению риска заражения.
Крупные центральные банки увеличили доступность ликвидности, чтобы развеять опасения рынка, но волатильность сохранится в 2023–2024 гг. Если вкладчики и инвесторы останутся в сомнениях, коммерческие банки могут начать набеги, что спровоцирует глобальный финансовый кризис.
По мнениям экспертов небольшие региональные банки США (на которые не распространяются жесткие стандарты отчетности, введенные после финансового кризиса 2008–2009 годов) будут наиболее подвержены риску оттока капитала и банкротства, если они не смогут выполнить требования к капиталу и ликвидности. Системно значимые (крупные) финансовые учреждения могут столкнуться со значительными потерями в своих балансах в результате поглощений или могут пострадать от изъятия депозитов, что подорвет доверие инвесторов и приведет к краху фондового рынка.
В ближайшем будущем центральные банки начнут снижать процентные ставки, но, учитывая высокие потребительские расходы в развитых странах, это может привести к инфляции. Сочетание утраты активов, негативного настроения на рынке и снижения покупательной способности может спровоцировать серьезную рецессию в США и Европе, которая может продолжаться до 2024 г. и даже дольше.
Высокая мировая инфляция приводит к широко распространенным социальным беспорядкам.
Высокие мировые цены на сырьевые товары, продолжающиеся сбои в цепочках поставок, высокие цены на продукты питания и слабость валюты по отношению к доллару США в некоторых странах будут продолжать вызывать недовольство среди населения в 2023–2024 гг.
Заработная плата в большинстве стран росла не так быстро, как инфляция, что создаёт трудности при покупке основных продуктов питания для более малоимущих домохозяйств. Это может стать источником социальных потрясений, усилив мелкомасштабные протесты, которые уже наблюдаются в Европе, Индии и Аргентине.
В негативных сценариях протесты могут побудить работников крупных экономик координировать масштабные забастовки, требуя увеличения заработных плат в соответствии с инфляцией. Такие движения могут парализовать целые отрасли и распространиться на другие сектора или страны, оказывая давление на глобальный рост.
Экстремальные погодные события, вызванные изменением климата, приводят к глобальной нестабильности в области продовольственной безопасности. Модели изменения климата указывают на увеличение частоты экстремальных погодных явлений. По мнениям экспертов экстремальные погодные явления до сих пор были спорадическими и в разных частях мира, но они могут начать происходить более синхронно в пред.
Сильные засухи и аномальная жара в прошлом году уже способствовали росту цен на некоторые продукты питания. Между тем, война между Россией и Украиной (двумя крупнейшими экспортерами сельскохозяйственной продукции в мире) также привела к резкому скачку цен и риску создания глобального дефицита зерна в 2023 г.
Ранние метеорологические прогнозы указывают на то, что потепление океанов может привести к рекордно высоким глобальным температурам в 2023–2024 гг. Возвращение Эль-Ниньо может усугубить экстремальные погодные явления, такие как волны тепла и сильные муссоны.
Кроме того, высокие затраты на электроэнергию и транспорт еще больше подпитывают рост цен на продукты питания, что делает основные продукты недоступными для некоторых домохозяйств. Мир может столкнуться с длительными периодами неурожая и стремительного роста цен, что повысит риск отсутствия продовольственной безопасности.
Баходир Холмирзаев ЦЭИР
Оставить комментарий