Ташкентский перекресток сотрудничества — между Центральной и Южной Азией

Ташкентский перекресток сотрудничества — между Центральной и Южной Азией

15-16 июля в Ташкенте состоялась международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Вопросы, рассматриваемые на этой конференции, являлись настолько важными и актуальными для стран региона, что, несмотря на сохраняющиеся риски коронавируса, в ней участвовали более 250 представителей из 40 стран, а освещали ее около 90 журналистов.

В конференции приняли участие президент Афганистана Ашраф Гани, премьер-министр Пакистана Имран Хан, министры иностранных дел Китая, России, Индии, Саудовской Аравии, государств Центральной Азии и другие. Среди участников конференции были и представители различных международных и региональных структур, финансовых институтов и компаний, научно-исследовательских и аналитических центров.

В день прибытия международных делегаций в Ташкент состоялась церемония открытия Международного института Центральной Азии (IICA), в которой приняли участие министры иностранных дел стран региона. Этот институт был учрежден Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в 2020 году и призван осуществлять совместные научно-исследовательские программы и проекты в области регионального сотрудничества, в том числе с привлечением ведущих зарубежных экспертов и институтов.

Приоритет текущего года

Инициатива укрепления региональной взаимосвязанности была выдвинута Президентом Узбекистана Ш.М. Мирзиёевым в Послании парламенту 29 декабря 2020 года, в котором развитие сотрудничества с Южной Азией и содействие установлению мира в Афганистане обозначены в качестве приоритетов внешней политики в текущем году.

А уже 2 февраля 2021 г. в Ташкенте Узбекистан, Афганистан и Пакистан достигли принципиальных договоренностей по строительству железной дороги «Мазари-Шариф—Кабул—Пешавар» и была подписана «Дорожная карта» по этому проекту. Для осуществления проекта планируется привлечь 4,8 млрд. долларов кредитных средств, а реализация может занять до 5 лет. В поддержку этого проекта выступили Россия, Китай и США, а выразили одобрение и проявили заинтересованность в участии представители АБИИ, ЕБРР, ИБР, Всемирного банка, АБР, Европейского инвестиционного банка, признав тем самым его стратегическое значение в контексте развития регионального сотрудничества, а также в обеспечении устойчивого экономического роста и сокращения бедности в регионе.

Но центральным событием в развитии сотрудничества с Южной Азией стала международная конференция высокого уровня по взаимодействию Центральной и Южной Азии, которая призвана сформировать политическую и экспертную площадку для многостороннего обсуждения модели взаимовыгодной стратегической связки «Центральная Азия–Южная Азия» в транспортно-логистической, энергетической, торговой, производственной, инвестиционной, технологической и культурно-гуманитарной сферах.

На полях конференции

На полях конференции: стратегическое партнерство с Пакистаном

15 июля прошли переговоры Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и премьер-министра Исламской Республики Пакистан Имран Хана, по итогам которых была подписана Совместная декларация об установлении стратегического партнерства между Узбекистаном и Пакистаном. В рамках визита было подписано 8 документов, в числе которых особое значение имеют межправительственные соглашения о транзите и торговле, а также об упрощении визовых процедур для представителей деловых кругов и туристических групп.

Также были подписаны Протокол о сотрудничестве в области военного образования между министерствами обороны двух стран, Программа культурных обменов на 2021-2026 годы, Меморандум о взаимопонимании по вопросам туризма, Протокол об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу, а также Меморандум о взаимопонимании между Университетом мировой экономики и дипломатии и Пакистанской академией дипломатической службы, Соглашение о создании Узбекско-Пакистанского делового совета.

По итогам прошедших в рамках визита заседания Межправительственной комиссии и Узбекско-Пакистанского бизнес-форума были подписаны соглашения на сумму 500 миллионов долларов. По словам Президента Узбекистана, есть возможность увеличить объем двусторонней торговли с Пакистаном в 4-5 раз.

__________________________________________________________________________

На полях конференции: четырехсторонняя площадка по Афганистану

Представители США, Узбекистана, Афганистана и Пакистана на встрече в Ташкенте договорились учредить новую четырехстороннюю дипломатическую платформу, направленную на расширение региональной взаимосвязанности. Принятый ими текст заявления гласит:

«Объявление четырехстороннего формата США–Узбекистан–Афганистан–Пакистан для поддержки афганского мирного процесса и постконфликтного урегулирования от 15 июля 2021 года.

Стороны считают, что долгосрочный мир и стабильность в Афганистане имеют решающее значение для региональной взаимосвязанности и выражают единое мнение, что мир и региональные связи взаимно усиливают друг друга. Признавая историческую возможность дальнейшего развития эффективных международных торговых маршрутов, стороны надеются сотрудничать для расширения торговли, создания транзитных маршрутов и укрепления деловых связей. Стороны договорились встретиться в ближайшие месяцы для определения условий этого сотрудничества при взаимном консенсусе».

Здесь надо добавить, что эта платформа может быть расширена за счет других участников. Так, Узбекистан будет приветствовать участие России в этом формате. «Расширение данного формата не возбраняется, наоборот, подключение такой важной страны для региона, как Россия, будет только приветствоваться», — заявил спецпредставитель президента Узбекистана по Афганистану Исматулла Иргашев, отвечая на вопрос о возможном участии России в новой консультативной площадке.

_________________________________________________________________________________________________________________

На полях конференции: США + 5

На полях конференции прошла также очередная встреча министров иностранных дел Центральной Азии и США в формате «С5+1», который сформировался в 2015 году для обсуждения региональных вопросов в сферах экономики, экологии и безопасности (аналогичные форматы имеются с Россией, Японией, Китаем). На настоящей встрече США представлял спецпредставитель этой страны по Афганистану Залмай Халилзад.

По итогам встречи было принято совместное заявление, согласно которому стороны намерены найти решение для укрепления взаимосвязи между регионами Центральной и Южной Азии через торговые, транспортные и энергетические связи. Кроме того, участники заседания подтвердили свою приверженность к созданию стабильных и благополучных условий, направленных на мирное урегулирование ситуации в Афганистане, а также выразили намерение развивать сотрудничество с афганским регионом в сферах безопасности, энергетики, экономики, торговли и культуры.

О связях Южной и Центральной Азии

Центральная и Южная Азия издревле были тесно связаны в торговом и культурно-цивилизационном плане и неоднократно находились в рамках общих государственных образований, а также единого политического, экономического и гуманитарного пространства. Торговые связи Центральной и Южной Азии в те времена осуществлялись также с Ираном, Аравией, Османским государством, Китаем, Россией и другими странами. Древние торговые маршруты сохраняли свое значение тысячелетиями.

Однако развитие парусного флота и великие географические открытия привели к снижению континентальной торговли по линиям Великого Шелкового пути, а последовавшая за этим борьба великих держав и «большая игра» между Россией и Великобританией в Азии привела к тому, что Центральная Азия закрепилась за Россией, Южная Азия – за Великобританией, а Афганистан стал буферной зоной между ними, что надолго прервало тесные связи между двумя регионами. Образование независимых государств в Центральной Азии способствовало восстановлению прежнего интереса к расширению сотрудничества между Южной и Центральной Азией, но начавшийся свыше 40 лет назад конфликт в Афганистане по-прежнему служит препятствием для полноценной реализации потенциала торгово-экономических отношений между двумя регионами, который весьма высок.

Согласно классификации ООН, Южная Азия включает в себя Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку. Южная Азия занимает территорию 4,5 млн. км² (10% всей Азии и 3% всей суши мира), но ее население составляет 40% населения Азии и 22% населения мира.

В настоящее время страны Центральной Азии активно сотрудничают с Индией и Пакистаном в рамках ШОС. Кроме этого, Индия ведет переговоры о заключении «Соглашения о свободной торговле с ЕАЭС», в который входят Казахстан и Кыргызстан, и с Узбекистаном по заключению «Соглашения о преференциальной торговле».

В 2020 году суммарный товарооборот государств Центральной Азии со странами Южной Азии составил 4,4 млрд. долл., или 3,2% от их общего внешнеторгового оборота (142,6 млрд. долл.). Наибольшие доли занимают Казахстан (52,8%), Узбекистан (31,2%) и Туркменистан (10,4%). Основными торговыми партнерами центральноазиатских стран среди стран Южной Азии являются Афганистан, Индия и Пакистан. При этом наиболее активное торгово-экономическое сотрудничество страны ЦА ведут с Афганистаном, в связи с географической близостью, а также большой зависимостью внутреннего рынка Афганистана от импорта продовольственных, промышленных товаров и энергоносителей.

Сопоставительный анализ структуры экспорта стран ЦА и структуры импорта стран Южной Азии, проведенный Центром экономических исследований и реформ, показал, что по совпадающим товарным позициям импорт стран Южной Азии составляет почти 560 млрд. долл., что указывает на наличие большого неиспользованного потенциала во взаимной торговле.

К примеру, страны Южной Азии в 2019 году импортировали химических удобрений на 8,6 млрд. долл., а страны Центральной Азии экспортировали химических удобрений на внешний рынок на 384,3 млн. долл., из них в страны Южной Азии – только на 32,3 млн. долл. В том числе Узбекистан в 2019 году экспортировал минеральных удобрений на 135,9 млн. долл., из них в страны Южной Азии – только на 24,9 млн. долл., в основном, в Афганистан – на 24,1 млн. долл., Индию – на 0,4 млн. долл. и Шри-Ланку – на 0,3 млн. долл.

Анализ ЦЭИР показал, что имеется также нереализованный потенциал по наращиванию странами Центральной Азии на рынки Южной Азии экспорта пищевой продукции, в частности, пшеницы, фруктов, овощей, в основном, бобовых, а также орехов. Поэтому расширение торгово-экономических отношений стран Центральной Азии в южном направлении является для них весьма перспективным. Впрочем, в этом же заинтересованы государства Южной Азии, что и обусловило актуальность прошедшей в Ташкенте международной конференции, а также широкий интерес, проявленный к ней в мире.

_____________________________________________________________________________________________________________

Центральная Азия в торговле с Южной Азией

Общий объем внешней торговли Узбекистана со странами Южной Азии в 2020 г. составил 1,38 млрд. долл., или 3,8% от общего объема внешней торговли. Наибольший ее объем приходится на Афганистан – 56,2%, Индию – 32% и Пакистан – 8,9%.

В торговле с Афганистаном 99% занимает экспорт Узбекистана, львиную долю которого составляют электроэнергия (30% от объема экспорта), пшеничная мука и бобовые (24,1%), а также металлургическая продукция.

Индия занимает второе место по объемам товарооборота Узбекистана со странами Южной Азии. Экспорт Узбекистана в Индию состоит, в основном, из текстильной продукции (доля – 13,6%), недрагоценных металлов (8,4%), продовольственных товаров (5,8%) и других. В импорте Узбекистана из Индии доля фармавцевтической продукции составляет 47%, вторую позицию с долей 28,6% занимает механическое оборудование.

В структуре экспорта Узбекистана в Пакистан продовольственные товары составляют 81%, текстильная продукция – 10,5%, услуги – 3,5%. В структуре импорта из Пакистана фармацевтическая продукция занимает 37%, продовольственные товары (картофель, цитрусовые, рис и др.) – 36%, транспортные услуги – 10%, химическая продукция – 4,5%.

В 2020 году объем торговли Казахстана со странами Южной Азии составил более 2,3 млрд. долл., или 2,3% от общего внешнеторгового оборота Казахстана. При этом наибольший объем приходится на Индию – 1,9 млрд. долл. (80% товарооборота со странами Южной Азии) и Афганистан – 401,8 млн. долл. (17%).

Казахстан экспортирует в Индию, главным образом, нефть (около 50% объема экспорта), химические элементы и их соединения (ферросплавы, титан, фосфор), а также серебро в виде порошка. Импорт Казахстана из Индии представлен медицинским оборудованием, лекарственными средствами, текстилем, чайной продукцией и др. Казахстан является крупным поставщиком в Афганистан продовольственных товаров, преимущественно зерновой и мукомольной продукции.

В 2019 году товарооборот Туркменистана со странами Южной Азии составил 462,3 млн. долл., или 3,4% от его общего товарооборота. При этом среди стран Южной Азии основными торговыми партнерами Туркменистана являются Афганистан, Индия и Пакистан. Основная доля (70%) экспорта Туркменистана в Афганистан состоит из минеральных продуктов (нефтепродукты и природный газ).

Объем внешнеторгового оборота Таджикистана со странами Южной Азии в 2020 году составил 185,2 млн. долл., или 4,0% от его общего товарооборота страны. Основными торговыми партнерами Таджикистана в Южной Азии являются Афганистан, Пакистан и Индия.

Кыргызстан среди стран ЦА имеет наименьшие показатели внешней торговли со странами Южной Азии – 61 млн. долл., или 1,0% от его внешнего товарооборота, который, в основном, представлен импортом из Индии (84%).

_____________________________________________________________________________________________________________

Проекты, связывающие Центральную и Южную Азию

Узбекистан. Планируется реализация в Афганистане проекта «Строительство линии электропередачи 500 кВт «Сурхан–Пули-Хумри» протяженностью 260 км и стоимостью порядка 150 млн. долл. за счет кредитов АБР, из них Узбекистан профинансирует 45 млн. долл. Данная ЛЭП позволит подключить энергосистему Афганистана к единой энергетической системе Узбекистана и Центральной Азии. Ведется также сотрудничество по реализации проекта «Финансирование, проектирование и строительство железнодорожной линии «Мазари-Шариф–Герат», которая станет продолжением ж/д линии «Хайратон–Мазари-Шариф» и сформирует новый трансафганский транспортный коридор. На территории приграничного с Афганистаном города Термез создается зона свободной торговли «Международный торговый центр Термез».

Кыргызстан с Таджикистаном заинтересованы в реализации проекта доставки электроэнергии из стран Центральной Азии в страны Южной Азии по линии электропередачи CASA-1000 (Central Asia–South Asia), которым планируется поставлять ежегодно в период с апреля по октябрь 2 млрд. кВт. ч электроэнергии из Кыргызстана и 3 млрд. кВт. ч из Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Общая стоимость проекта CASA-1000 составляет около 1,1 млрд. долл.

В 2021 году Таджикистан планирует завершить прокладку на своей территории линий электропередач, а Кыргызстан – начать строительство на своей территории линий электропередач в рамках данного проекта. В настоящее время Таджикистан ежегодно экспортирует в Афганистан до 1,5 млрд. кВт. ч электроэнергии, а с вводом в действие проекта CASA-1000 намечает в течение 15 лет экспортировать 75 млрд. кВт. ч электроэнергии.

Туркменистан. Важным проектом для Туркменистана является прокладка газопровода «Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия» (ТАПИ) мощностью 33 млрд. куб. м в год. В консорциум по строительству ТАПИ вошли госконцерн «Туркменгаз» (владеет контрольным пакетом акций консорциума), а также афганская, пакистанская и индийская газовые компании. Туркменистан планировал завершить строительство газопровода ТАПИ на своей территории в 2020 году, а в 2021 году начать прокладку магистрали на территории Афганистана.

Инициативы Узбекистана

В своем выступлении на конференции Президент Узбекистана обозначил десять приоритетных направлений межрегионального сотрудничества и выдвинул широкий ряд инициатив по этим направлениям.

Первая приоритетная задача – формирование благоприятных условий для развития торгово-экономических связей и роста взаимных инвестиций, для чего необходимы выработка и реализация действенных мер для свободного движения инвестиций, товаров и услуг, формирование развитой системы транспортных коммуникаций и энергетической инфраструктуры. Для обсуждения экономической повестки сотрудничества, углубления кооперации и инвестиционного взаимодействия Президентом было предложено ежегодное проведение межрегионального форума. Также им выдвинута инициатива совместного экспертного изучения вопроса о заключении многостороннего соглашения об экономическом сотрудничестве стран наших регионов.

Вторым приоритетным направлением было названо создание современной, эффективной и безопасной транспортно-логистической инфраструктуры в Центральной и Южной Азии. Ключевым элементом всей архитектуры взаимосвязанности наших регионов призвана стать железная дорога Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, проект строительства которой уже получил широкую поддержку, в том числе со стороны ведущих международных финансовых институтов, так как создаст мощную платформу для достижения инклюзивного экономического развития стран Центральной и Южной Азии. Проект строительства Трансафганского железнодорожного коридора в перспективе может соединить наши страны с Китаем и другими ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это полностью соответствует целям инициативы «Один пояс – один путь».

Третье направление – внедрение цифровых платформ должно стать «локомотивом» экономического сотрудничества стран Центральной и Южной Азии. В это сфере Президентом предложено разработать конкретные меры по реализации цифровой взаимосвязанности в области торговли, транзита и пересечения границ, а также принять Стратегию совместных действий в этом направлении с привлечением к этой работе специализированных учреждений ООН.

Четвертое направление – совместный поиск путей обеспечения продовольственной безопасности в нашем регионе. Президентом было предложено провести под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) встречу министров сельского хозяйства наших стран для выработки Программы по преодолению вызовов, которая должна предусматривать проведение совместных разработок и исследований, внедрение передовых технологий, реализацию проектов производственной кооперации.

В качестве пятого направления была названа консолидация усилий в борьбе с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности. В качестве первого шага в этом направлении было предложено разработать Совместный антинаркотический план действий с участием Управления ООН по наркотикам и преступности. Важной является и координация усилий в борьбе с угрозой терроризма. И Узбекистан готов организовать специальную экспертную встречу по этим вопросам с участием представителей двух регионов.

Шестым направлением были указаны вопросы экологии и стимулирования «зеленого» развития, которые требуют самого пристального внимания. В условиях бурного промышленного и демографического роста во всех странах Центральной и Южной Азии на фоне глобального изменения климата общими проблемами являются нехватка воды, загрязнение атмосферы и окружающей среды, деградация почв и опустынивание. Крайне негативным примером экологических вызовов является проблема высыхания Аральского моря, которая все больше приобретает планетарный характер. Необходимо принять все возможные меры по смягчению его последствий, а также предупреждению подобных катастроф в будущем.

Седьмым направлением было названо более полное раскрытие уникального туристического потенциала Центральной и Южной Азии. В этом контексте Президент указал на необходимость узнаваемых туристических брендов, новых продуктов и маршрутов с учетом растущего интереса к паломническому туризму и предложил разработать в рамках Всемирной туристической организации Программу по Центральной и Южной Азии, которая будет направлена на популяризацию исторического и культурного наследия наших народов.

В качестве восьмого направления сотрудничества было названо расширение научных и культурно-гуманитарных обменов как одно из важных условий укрепления дружбы и доверия. В связи с этим предложено провести в Узбекистане, а именно – в городе Термезе, международный форум «Историческое наследие Центральной и Южной Азии под эгидой ЮНЕСКО». Приоритетное значение приобретает реализация совместных программ в сфере образования и науки, культуры и спорта с широким вовлечением молодежи. Для эффективного взаимодействия в вопросах молодежи предложено создать постоянно действующий Молодежный совет стран Центральной и Южной Азии.

В качестве девятого направления было названо сотрудничество в области науки, технологий и инноваций. Необходимо поощрять проведение совместных исследований и инновационных работ, организацию научных и учебных стажировок, программ обмена опытом. Предложено внедрить облегченный визовый режим для ученых и исследователей, а также создать онлайн-платформу сотрудничества университетов и научно-исследовательских центров стран Центральной и Южной Азии.

Десятым направлением сотрудничества была указана выработка продуманных решений на основе системного изучения и анализа тенденций развития и взаимосвязанности наших регионов. Для этого было предложено на базе открытого накануне форума Международного института Центральной Азии создать постоянно действующий экспертный пул из видных ученых и исследователей наших стран для продвижения регионального сотрудничества.

Кроме того, Президент Узбекистана предложил по итогам прошедшей конференции разработать и представить на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией и в целом на Евразийском пространстве как важном факторе стабильного и устойчивого развития, а также отразить в проекте резолюции готовность к проведению регулярных форумов высокого уровня по региональной взаимосвязанности стран Центральной и Южной Азии.

Итоги конференции

По итогам прошедшей конференции было принято «Совместное заявление министров иностранных дел государств Центральной и Южной Азии о развитии региональной взаимосвязанности». Анализ этого итогового документа показывает, что практически все предложения и инициативы Президента Узбекистана получили полное одобрение и поддержку со стороны всех участников конференции.

Так, согласно совместному заявлению, министры иностранных дел государств Центральной и Южной Азии:

- подчеркнули важность всестороннего и последовательного развития связей во всех областях между государствами Центральной и Южной Азии;

- подтвердили необходимость наращивания сотрудничества в сферах экономики, инвестиций, энергетики и технологических инноваций;

- поощряют взаимодействие в вопросах развития и использования транзитно-логистического потенциала регионов Центральной и Южной Азии путем расширения транспортно-коммуникационной инфраструктуры;

- подчеркнули важность роли Афганистана как «регионального моста» для соединения Центральной и Южной Азии и призвали к содействию экономическому развитию ИРА посредством реализации общих региональных проектов;

- выступили за координацию усилий стран двух регионов по широкому внедрению перспективных цифровых платформ;

- отметили необходимость взаимного обмена опытом стран Центральной и Южной Азии по изучению, сохранению и укреплению историко-культурных, духовных и национальных ценностей;

- особо подчеркнули важность формирования туристических маршрутов, охватывающих историко-культурные центры стран Центральной и Южной Азии;

- выразили готовность и далее содействовать укреплению добрососедских и дружественных отношений и взаимопониманию между народами, углублению связей в области образования, науки и технологий, инноваций, туризма, культуры, искусства, спорта;

- особо подчеркнули важность обмена опытом и совместной выработки мер по решению экологических вопросов и вопросов управления стихийными бедствиями;

- согласились рассмотреть возможность совместной разработки проекта специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией в соответствии с национальным законодательством и нормативными актами.

Таким образом, можно констатировать, что на Ташкентской международной конференции высокого уровня было положено начало укреплению взаимодействия стран Центральной и Южной Азии на системной основе. Причем именно Узбекистаном были заданы основные направления и контуры развития этого взаимодействия на долговременную перспективу, которые были приняты представителями высокого уровня стран Центральной и Южной Азии.

Заключение

Результаты прошедшей в Ташкенте конференции были высоко оценены как ее участниками, так и аналитиками. Например, Икрам Нур, аналитик haqqin.az, писал: «Это серьезная заявка Узбекистана на лидерство, поскольку Ташкентская конференция, по сути, создает предпосылки для того, чтобы движение товаров, услуг, людей и инвестиций в двух регионах стало свободным. Без чего постконфликтное обустройство Афганистана практически невозможно. Фирменный почерк Ташкента – развитие экономики является гарантией мира. Идея, которую Шавкат Мирзиёев успешно продвигает в отношении Афганистана уже два года, а теперь сумел консолидировать вокруг себя ведущих региональных игроков».

Посол Российской Федерации в Ташкенте отметил созвучность заявленной организаторами конференции «объединительной» повестки дня инициативе Президента России о формировании «Большого Евразийского партнерства – интеграционного контура на всем пространстве от Атлантики до Тихого океана, максимально свободного для движения товаров, рабочей силы и услуг».

Председатель Исполнительного комитета, исполнительный секретарь Содружества независимых государств Сергей Лебедев считает, что «создание новых транспортных коридоров, включающих трансафганские участки, затрагивает интересы всех стран СНГ, поскольку позволит существенно сократить маршруты поставки грузов в Пакистан и Индию. В укреплении взаимосвязанности Центральной и Южной Азии особенно мощный эффект способно дать сопряжение деятельности СНГ и Шанхайской организации сотрудничества в контексте инициативы «Один пояс – один путь».

В завершение стоит отметить еще один важный момент. Когда шла подготовка к конференции и когда в феврале была подписана «Дорожная карта» по строительству железной дороги «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар», еще не было объявлено о выводе американских войск в этом году из Афганистана и не началось наступление талибов, которое вызвало озабоченность у многих аналитиков по поводу реализуемости заявленных на конференции планов.

В этом ракурсе проведенная конференция является тем более актуальной, так как позволила очертить контуры взаимодействия стран, заинтересованных в достижении мира в Афганистане и в его стабильном экономическом развитии. Объединение их усилий в этом направлении может помочь скорее достичь мира в этой стране. Весьма характерным в этом плане является тот факт, что именно в дни проведения конференции талибы пообещали не нарушать границы стран Центральной Азии, а также заверили, что обсуждают с афганскими властями возможность прекращения войны.

Акценты

Виктор Абатуров, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №8 (260) 2021

Поделиться постом

Похожие новости