Туризм под давлением пандемии: преодолевая последствия

Туризм под давлением пандемии: преодолевая последствия

Индустрия туризма обеспечивает средствами к существованию миллионы людей, а миллиардам дает возможность по достоинству оценить культурную самобытность своего народа и народов других стран, а также богатство природы. В некоторых странах доля этого сектора в ВВП может составлять более 20 процентов, и в целом индустрия туризма является третьей по величине экспортной отраслью мировой экономики.

Туризм оказался одним из наиболее пострадавших секторов от пандемии COVID-19. Из-за введенных ограничений авиакомпании и аэропорты во всем мире, как основная инфраструктура индустрии туризма, до сих пор продолжают нести убытки, под угрозой оказалась их способность обеспечивать глобальные поставки медикаментов, вакцин, гуманитарной помощи и других жизненно важных товаров.

«Пандемия COVID-19 нарушила международное воздушное сообщение, отрезав бизнес от клиентов, сорвав туристические поездки и оказав непропорционально серьезное негативное влияние на уязвимые группы населения», — отметил глава ООН Антониу Гутерриш. Он призвал все страны мира принять срочные меры для поддержки своего воздушного транспорта, не забывая при этом о вопросах изменения климата.

Региональные последствия

О том, насколько негативно сказалась пандемия на авиаперевозках в нашем регионе, дает представление следующая информация. До пандемии авиационный рынок в странах ЦАРЭС — Афганистан, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызская Республика, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан (без учета КНР) — представлял собой почти 60 миллионов пассажиров в год. Это составляет около 1,3% глобального пассажиропотока и включает перевозки как местных, так и иностранных авиакомпаний.

Ограничительные меры, введенные в связи с пандемией, по оценкам Азиатского банка развития, привели к следующим негативным последствиям для развития туризма и авиаперевозок в этих странах:

  • оценочное сокращение объема перевозок авиакомпаниями для стран Центральной Азии в 2020 году составило 40 миллионов пассажиров;
  • оценочное сокращение перевозок в аэропортах в 2020 году — 46 миллионов пассажиров;
  • оценочное воздействие на доходы от пассажирских перевозок для ЦАРЭС в 2020 году — 7 миллиардов долларов США;
  • оценочное количество рабочих мест, связанных с поездками и туризмом в странах Центральной Азии, которые подвержены риску в 2020 году (по методологии ИАТА), — 1 миллион рабочих мест;
  • оценочное сокращение расходов международных посетителей в 2020 году — 11 миллиардов долларов США;
  • расчетное сокращение вклада путешествий и туризма в ВВП стран Центральной Азии в 2020 году — 27 миллиардов долларов США;
  • оценочное сокращение числа посетителей в 2020 году — 33 миллиона посетителей;
  • оценочное сокращение прибытий посетителей воздушным транспортом в 2020 году — 5,5 миллиона посетителей;
  • оценочная требуемая финансовая поддержка для авиакомпаний стран Центральной Азии — 2 миллиарда долларов США.

Пути восстановления

Восстановление международных пассажирских перевозок будет осуществляться очень медленными темпами. По мнению экспертов, ожидается, что в 2021 году объем международных перевозок все еще будет представлять собой лишь небольшую долю докризисных показателей и не восстановится в полном объеме как минимум до 2023 года.

Пути восстановления индустрии туризма связаны с необходимостью регулировать воздействие пандемии на посещаемые туристами направления и формировать у населения и работающих в этой сфере компаний более высокий потенциал противодействия распространению заражений посредством осуществления инноваций, цифровизации, обеспечения устойчивости и налаживания партнерских связей. Глава ИКАО Фан Лю считает, что эту задачу можно выполнить, если внедрять новые технологии. В частности, в авиации такими инновациями являются: автономное воздушное судно, не требующее вмешательства пилота в управление полётом; возобновляемые источники энергии; искусственный интеллект; суборбитальные полеты — полеты на очень большой высоте; новые методы сбора, хранения и обработки информации, такие как блокчейн и «большие данные». «Эти и множество других цифровых разработок полностью изменят авиацию», — подчеркнула глава ИКАО.

Эксперты мирового масштаба отмечают, что успех инновационных проектов по восстановлению воздушных перевозок, следовательно, и индустрия туризма зависят от уровня международного сотрудничества. Только объединив усилия, можно осуществить процесс стандартизации и согласование внедрения цифровых инноваций в данные отрасли. Только этими путями можно будет решить проблемы, связанные с распространением COVID-19, и смягчить социально-экономические последствия ограничений, введенных на различные виды перевозок, в т.ч. и туристов.

Ближневосточный опыт решения

В качестве примера можно привести ближневосточный регион, который ранее ежегодно принимал десятки миллионов международных пассажиров. Однако, согласно данным OAG, за последний год плановая пропускная способность региональных перевозчиков упала на 57%. Наиболее загруженными воздушными центрами региона считаются аэропорты Дубая, Дохи, Абу-Даби и Эр-Рияда. Однако в 2020 году ближневосточные авиакомпании пострадали больше, чем перевозчики из других регионов, потеряв около 74% доходов. Потери составили приблизительно $8 млрд.

Многие туристические центры Ближнего Востока в связи с продолжающимися глобальными ограничениями пересматривают свои стратегии. Приведем несколько примеров стратегий по восстановлению перевозок и туристического потока в этом регионе.

  1. Компания Qatar Airways, крупнейший авиаперевозчик Катара, в рамках своей стратегии восстановления после пандемии присоединилась к системе fit to fly. В начале 2021 года она объявила, что станет первой авиакомпанией на Ближнем Востоке, которая в партнерстве с Международной ассоциацией воздушного транспорта будет использовать новое мобильное приложение IATA Travel Pass Digital Passport. Тестирование должно начаться в марте 2021 года. Это нововведение позволит Qatar Airways обеспечить пассажирам более безопасный полет. Первый этап тестирования планируется начать на маршруте Доха—Стамбул. Приложение представляет собой единый центр хранения электронных тестов на COVID-19. IATA Digital Passport не единственное подобное приложение. Ранее Skift сообщал о запуске CommonPass и других подобных платформах.
  2. Аэропорты Абу-Даби стали одними из первых в регионе, внедривших в партнерстве с Фондом стратегического развития Объединенных Арабских Эмиратов Tawazun беспилотные наземные аппараты (UVG). Фонд Tawazun, что в переводе с арабского означает «стабильность», был создан для увеличения инвестиций частного сектора ОАЭ в сферу обороны, безопасности и авиации за счет партнерства с малыми и средними предприятиями. Им инвестировано 2,5 млрд. дирхамов ($681 млн.) в запуск нового робота UGV CoDi BOT, который был разработан и изготовлен одним из его филиалов, компанией Marakeb Technologies из ОАЭ, в мае UGV прошел первые этапы испытаний и теперь поддерживает салоны самолетов в чистоте и стерильности.
  3. Новая разработка израильских специалистов Touchless.ai предназначена для препятствования распространения инфекционных заболеваний при использовании сенсорных меню ресторанов или киосков в аэропортах. Она позволяет пользователям задействовать управление голосом в цифровых киосках, что предотвращает касание сенсорных экранов для заказа продукта. Запущены также испытания этой технологии в США и некоторых европейских странах. Созданная Роем Бахарвом и Эялем Шапирой технология поддерживает иврит, английский и японский языки и подходит для систем на iOS и Android. Система была оптимизирована для шумной обстановки в аэропортах и других многолюдных местах.
  4. Роботы в Дубае становятся все более популярными. После пандемии страна внедрила их для уничтожения микробов в общественных учреждениях, таких как больницы и аэропорты. В числе нововведений в Дубае — новое RoboCafe, где клиентов обслуживают машины. В сентябре 2020 года в Международном аэропорту Дубая для помощи пассажирам в аэропорту использовался робот Rahal, что в переводе с арабского значит «путешественник». Он является частью службы поддержки клиентов в крупнейшем в мире терминале. Но Rahal не улучшил показатели посещаемости аэропортов Дубая, которые в 2020 году упали на 70%.
  5. Во время первого локдауна национальный перевозчик Бахрейна Gulf Air заключил партнерское соглашение с поставщиком туристических технологий ANIXE. Авиакомпания инвестировала в платформу для онлайн-бронирования Resfinity Air от ANIXE, что позволило перевозчику перейти на цифровую технологию для перераспределения самолетов и изменения соотношения сидячих мест в салоне. ANIXE также помог Gulf Air улучшить систему онлайн-бронирования.

Таким образом, цифровая трансформация становится одним из главнейших факторов выживания для многих компаний туристической индустрии в ближайшие годы.

Ориентиры восстановления в Узбекистане

Правительство Узбекистана также не осталось в стороне от мировых посткризисных действий и принимает активные меры по преодолению последствий, вызванных пандемией коронавирусной инфекции.

Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым 9 июня 2020 года было подписано новое Постановление «О дополнительных мерах по развитию сферы туризма в условиях соблюдения усиленного режима санитарно-эпидемиологической безопасности». Правительство страны принимает меры по стимулированию электронных систем для широкого продвижения предложений и приема онлайн-заявлений, связанных с развитием внутреннего туризма. Госкомитетом по развитию туризма и Национальным PR-центром запущен сайт online-tourism.uz, который позволит совершать виртуальные туристические поездки по стране. Разработан целый комплекс мероприятий по продвижению и туристического, и инвестиционного потенциала Узбекистана.

Государственный комитет по развитию туризма разработал и направил в Кабинет Министров срочные меры по снижению негативного воздействия чрезвычайной ситуации на туристический сектор Республики Узбекистан. Согласно им, после окончания карантина, связанного с предотвращением распространения коронавируса, будут субсидироваться стартап-проекты в сфере туризма, включая инновационные бизнес-идеи (особенно идеи молодежи) и программы, направленные на создание удобств для туристов. Напомним, что в октябре 2020 года был объявлен конкурс стартапов Tourism. The Path to Innovation, направленных на развитие инноваций в туротрасли, раскрытие туристического потенциала страны.

Проекты, отобранные на конкурс Tourism. The Path to Innovation

VR-Tour. Площадка, на которой будут размещены 3 600 фотографий туристических объектов, 3D-модель музейных экспонатов с использованием онлайн-технологий VR/AR, а также аудиозаписи, дающие информацию об объектах.

Travelcars.Online. Проект позволяет делать онлайн-заказы (бронирование) транспортных средств, работающих в сфере туризма.

Guide Me. Онлайн-система, позволяющая гидам, работающим в сфере туризма, а также переводчикам найти себе заказы.

Trip.uz/Shoot in Uzbekistan. Национальный аналог booking.com. Проект предназначен для предоставления возможностей бронирования мест в Узбекистане и по всему миру.

UZHANDMADE.COM. Веб-сайт, который будет способствовать электронной продаже национальных ремесленных изделий на мировых рынках.

Wedding tourism. Агентство «Свадебный туризм», целью которого является организация свадеб иностранных граждан в Узбекистане.

UZBEKISTAN 360. Платформа «Узбекистан 360», которая содержит 6 000 фотографий 6 000 объектов туризма, культуры, торговли и других сфер деятельности страны.

Ecoturist. Мобильное приложение для экотуризма. Приложение будет обеспечивать туристов из зарубежных стран информационными продуктами для поездок на объекты экотуризма, размещать информацию о данных объектах и организовывать услуги экотуризма для предпринимателей в данной сфере.

Также большая помощь оказывается субъектам туристического бизнеса. До 31 декабря все затраты на проведение санитарных работ на объектах, включенных в Реестр Uzbekistan. Safe Travel Guaranteed, компенсируются из бюджета страны. Большое внимание в Узбекистане уделяется и медицинскому туризму. Планируется, что в следующем году туристы будут приезжать к нам не только за безопасным отдыхом, но и за лечением в наших новейших частных клиниках. На это направлена новая программа Uzbekistan — hope and healing land. Важное значение имеет и создание туристических зон в Узбекистане. За их развитие и управление будет отвечать Государственный комитет туризма. Одними из таких туристических зон станут свободные туристические зоны «Чарвак» и «Заамин». Другие зоны создаются в Джизакской, Навоийской, Бухарской областях. Будет развиваться туристическая зона «Тудакуль».

Развитие туризма тесно связано с отменой ограничительных мер и ростом числа туристов, посещающих страну. С 1 августа 2020 года были полностью открыты аэропорты Андижана, Бухары и Ургенча для международных авиакомпаний. Рынки внутреннего туризма и большинство внутренних рейсов возобновили свою деятельность в настоящее время. Тем не менее, объем внутренних перевозок и туризма в Узбекистане все еще ниже докризисного уровня и, скорее всего, до окончания пандемии не восстановится в полном объеме.

Для того, чтобы ускорить восстановление рынка, Узбекистан предпринял беспрецедентные меры по гарантиям безопасности для иностранцев. Главная задача — это не только сделать поездку в Узбекистан безопаснее, но и превзойти в этом другие страны. Каждый турист получит компенсацию в размере до 3 000 долларов США, в случае если он заразится COVID-19 на территории Узбекистана во время путешествия, организованного отечественным туроператором. Ни одна страна еще такого не предлагала.

В целом, можно с оптимизмом смотреть на возобновление туристического сезона в Узбекистане, что позволит стране подтвердить свой статус привлекательной туристической страны и продолжить тот успех, которого мы добились ранее. В то же время появляются новые возможности реанимации туризма, связанные с применением современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Узбекистан имеет реальный потенциал стать в ближайшей перспективе одним из мировых туристических центров в Центральной Азии. По мнению вице-президента АБР Шиксин Чена, стратегия ЦАРЭС по туризму до 2030 года поможет Узбекистану справиться с COVID-19 и в долгосрочной перспективе утвердиться в качестве устойчивого, безопасного и доступного туристического направления.

В стране/Туризм

Нарзуллаева Умидахон Нодир кизи, Институт бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан

Журнал «Экономическое обозрение» №5 (257) 2021

Поделиться постом

Похожие новости