Участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) – выбор добровольный и преследует исключительно экономические интересы и отражает естественное стремление нашего государства участвовать в международных и региональных экономических организациях.
Учитывая, что основная цель создания ЕАЭС заключается во всесторонней модернизации, кооперации и повышении конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов, можно с полной уверенностью сказать, что участие в данной международной организации региональной экономической интеграции отвечает экономическим интересам Узбекистана.
Следует помнить, что Узбекистан, как суверенная страна, может одновременно участвовать и в ЕАЭС, и во Всемирной торговой организации (ВТО), и в любой другой международной и региональной экономической организации, абстрагироваться от политической конъюнктуры и, прежде всего, отстаивать свои экономические интересы.
Обе эти самостоятельные организации не должны рассматриваться с точки зрения верховенства одной организации над другой. Следует отметить, что Договор о ЕАЭС в части многосторонней торговли предусматривает, что с даты присоединения любой из стран-членов ЕАЭС к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой страны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО, становятся частью правовой системы Таможенного союза ЕАЭС. И в любом случае – будучи членом обеих этих организаций – Узбекистан должен будет в равной степени выполнять взятые на себя обязательства по всем принятым пунктам. И здесь следует задумываться не о целесообразности вступления или не вступления Узбекистана в данные международные экономические организации, а о том на каких условиях Узбекистан будет вступать.
Исследование по оценке влияния участия Узбекистана в ЕАЭС на отрасли экономики является одним из звеньев последовательной работы по созданию условий, при которых будут реализованы приоритетные направления развития и либерализации экономики, обозначенные Президентом в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. Речь идет о «либерализации и упрощении экспортной деятельности, диверсификации структуры и географии экспорта, расширении и мобилизации экспортного потенциала отраслей экономики и территорий».
Кроме того, в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева парламенту о наиболее важных, приоритетных задачах развития страны в 2019 г. была поставлена приоритетная задача «усилить интеграцию национальной экономики в мировые хозяйственные отношения и увеличить объем экспорта», что станет возможным при «переходе к экспортоориентированной экономике, и формировании на внутреннем рынке конкурентной среды».
Вместе с тем, вопрос о том, в какой форме будет происходить участие Узбекистана в ЕАЭС – остается открытым. В Послании Президента парламенту о приоритетных задачах развития страны в 2020 г. была поставлена задача «всесторонне обсудить данный вопрос в палатах парламента и с полной ответственностью высказать свою обоснованную позицию».
Более того, Узбекистан намерен продолжить диалог с Всемирной торговой организацией (ВТО) и работу по заключению с Европейским Союзом нового Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве, и развивать свое участие в других международных и региональных экономических организациях.
Несомненно, что данный посыл «идти в русле экономической интеграции» исходит из понимания выгод экономической интеграции и рассмотрения возможного участия Узбекистана в интеграционных объединениях с точки зрения источника повышения благосостояния людей, увеличения конкурентоспособности отечественных производителей и экспортного потенциала, привлечения новых технологий, инвестиций, продвижения рыночных реформ. И расширение экономической интеграции объясняется стремлением «быть готовыми к диалогу и конкуренции на международном рынке».
На Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) возложена задача исследовать и сделать предварительную оценку возможного участия Узбекистана в международных и региональных экономических организациях, таких как ВТО и ЕАЭС. Основная цель исследования заключалась в детальном изучении и оценке того, как участие в интеграционном объединении ЕАЭС повлияет на экономику страны в целом и на каждую отрасль в отдельности. Исследование включало в себя анализ того, как изменится текущая ситуация в случае экономической интеграции с пятью странами (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация), входящими в ЕАЭС, а также эмпирическую оценку экономических эффектов. Следует отметить, что исследование еще не завершено окончательно, и мы можем привести лишь некоторые предварительные результаты.
Сегодня Узбекистан торгует беспошлинно со странами-членами ЕАЭС в рамках Договора о зоне свободной торговли СНГ (2013 г.). При возможном вступлении в ЕАЭС действующие условия взаимной торговли между Узбекистаном и странами ЕАЭС упрощаются, так как применение нетарифных мер торговой политики ограничивается (количественные ограничения, акцизное налогообложение, санитарные и фитосанитарные меры и т.д.). Кроме этого, упрощается процедура прохождения через границы между странами ЕАЭС, снижаются тарифы на транзит и транспортировку, вводятся общие стандарты и технические регламенты. При этом условия торговли с третьими странами (кроме других стран-участниц Договора о ЗСТ СНГ – Молдова, Таджикистан, Украина), будут регулироваться Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
В настоящее время страны-участницы Договора о ЗСТ СНГ, в число которых входят все страны ЕАЭС, применяют экспортные пошлины в отношении экспорта товаров, предназначенных для таможенной территории Республики Узбекистан. Например, из сельхозпродукции страны-участницы Договора о ЗСТ СНГ налагают экспортные пошлины на семена подсолнечника, семена рапса, горчицу и соевые бобы в размере 10%-20%; рыбу мороженую (за исключением рыбного филе) и тунец (5%), ракообразные (10%) и др. При вхождении Узбекистана в таможенный союз ЕАЭС эти ограничения будут отменены, а значит, мы сможем приобретать по более низким ценам те же семена подсолнечника и другие необходимые товары.
Как уже было отмечено, с 2013 г. Узбекистан является участником Договора о зоне свободной торговли СНГ, который предусматривает, что страна-участник Договора не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой страны-участника, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой страны-участницы, за исключением случаев, предусмотренных в приложении №1 к данному Договору, являющемуся его неотъемлемой частью.
Положения Договора, в соответствии с «Протоколом о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. между его Сторонами и Республикой Узбекистан» (подписан в г.Минске 31.05.2013 г.), между странами-участницами Договора и Узбекистаном применяются с некоторыми оговорками. Во-первых, на период до конца 2020г. или до присоединения Узбекистана к ВТО, в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее, Узбекистан освобождается от обязательств по предоставлению странам-участницам Договора о ЗСТ СНГ национального режима в торговле в соответствии со статьей III Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994). Во-вторых, Протоколом к Договору предусматривается сохранение порядка разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров (а не в Экономическом Суде СНГ, как это установлено статьей 19 Договора). В конце 2020 года срок применения вышеуказанных изъятий, в соответствии с Протоколом к Договору, заканчивается и наша страна будет участвовать в данном Договоре, уже без указанных изъятий. Это означает, что изъятия, касающиеся не применения национального режима, а также условия урегулирования споров прекратят свое действие с 1 января 2021 года и Узбекистан не сможет пользоваться возможностью «защищать» свой рынок посредством не предоставления национального режима для стран-участниц ЗСТ СНГ. Следовательно, производители Узбекистана окажутся в более конкурентной среде с производителями из стран-участниц ЗСТ СНГ, не получив при этом дополнительных льгот для доступа на их рынки. В то же время, при вступлении в ЕАЭС, отечественные производители могли бы получить беспрепятственный доступ на рынки стран ЕАЭС.
Вместе с тем важно знать, как участие в ЕАЭС повлияет на все отрасли экономики Узбекистана, как отразится на производителях, потребителях и на бюджете республики.
В рамках исследования сотрудники ЦЭИР работали в тесном контакте не только с различными ведомствами и структурами, участвующими в экспортно-импортных операциях, но и с участниками реального сектора экономики. В процессе исследования были использованы различные методы экономического моделирования и анализа, а также передовые практики на основе международного опыта. Это была не кабинетная академическая работа, а практическое изучение каждого аспекта, затрагивающего сферу производства. Это исследование представляло собой масштабную работу, построенную на межведомственном взаимодействии государственных структур, вовлеченных в выработку мер, направленных на смягчение или минимизацию рисков вхождения Узбекистана в интеграционное объединение ЕАЭС. И здесь ЦЭИР в том числе служил своего рода связующим звеном между регуляторами, различными государственными ведомствами и предприятиями реального сектора. К примеру, когда исследовалось влияние вступления Узбекистана в ЕАЭС на отрасль сельского хозяйства, мы работали не только с профильным Министерством сельского хозяйства, но также и с Министерством экономики и промышленности, с Государственным комитетом по ветеринарии и развитию животноводства, с Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан, с Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан, с руководителями предприятий агропромышленного комплекса, с фермерами и дехканами. В исследование были вовлечены предприятия шелководства, пчеловодства, птицеводства, рыбоводства и др. И при выработке соответствующих предложений во внимание принимались интересы всех участников отрасли.
Точно таким же образом была построена работа по исследованию влияния вступления в ЕАЭС на другие отрасли экономики Узбекистана. Охват исследования был всеобъемлющим и касался не только ведомств, но и конкретных производителей. Исследование проводилось как на основе методов и собственных разработок ЦЭИР, так и на основе международных широко используемых методик.
В процессе исследования анализировались складывающиеся тенденции развития той или иной отрасли как внутри Узбекистана, так и в странах ЕАЭС и в мире, исследовались мировые и региональные рынки, на которых реализуется аналогичная продукция, производимая отечественными предприятиями, сравнивались цены внутренние и мировые, конкурентоспособность местных и иностранных производителей. Сравнивая цены внутри республики и в странах, входящих в ЕАЭС, мы изучили возможные изменения этих цен в случае вхождения Узбекистана в это экономическое пространство и выработали предложения, которые будут способствовать безболезненному переходу к новым экономическим условиям.
В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что в плане экономического развития участие Узбекистана в ЕАЭС может иметь много положительных последствий. Имеются и риски, которые неизбежны в краткосрочном периоде особенно для отдельных отраслей промышленности страны, но они преодолимы в среднесрочном и долгосрочном периоде. Отмечу, что в любом процессе экономической интеграции малые экономики всегда выигрывают в большей степени, чем более крупные. Узбекистан не является исключением, и наше вступление в экономический союз будет в первую очередь полезно нам самим, нашей экономике.
Узбекистан став участником ЕАЭС станет частью таможенного пространства, где действует Единый таможенный тариф (ЕТТ). Следовательно, у нас изменится ставка импортной пошлины в отношении третьих стран. По некоторым видам товаров мы имеем достаточно высокие пошлины для защиты собственных производителей, а в Таможенном союзе эти ставки могут быть ниже и, соответственно, может произойти увеличение импорта некоторой продукции. К примеру, в настоящее время в Узбекистане средние импортные таможенные пошлины на плодоовощную продукцию составляют 19,4% (2020 г.), а в ЕАЭС – 11,4%.
Есть некоторые риски для местного птицеводства. Птицеводы считают, что они не выдержат конкуренции с российскими и казахстанскими производителями. В планах развития отрасли – увеличение объемов производства в несколько раз, но при этом она полностью зависит от импортных кормов. Есть опасения стать неконкурентоспособными и у отечественных рыбоводов, поскольку процесс разведения рыбы, как в искусственных так и в естественных водоемах более затратен, чем ее вылов в морях. Здесь также существуют риски в краткосрочном периоде, однако в более долгосрочной перспективе это сулит открытый доступ к кормовой базе Российской Федерации и Казахстана, что в дальнейшем позволит расширить производство рыбной продукции и удешевит ее для внутреннего рынка.
В целом гармонизация санитарных и фитосанитарных стандартов (СФС) приведет к тому, что население станет потреблять более качественную агропродовольственную продукцию. Отечественные производители крупного рогатого скота (КРС), мелкого рогатого скота (МРС) и мяса из них, птиц и мяса птиц получат доступ к более дешевым и качественным кормам из стран ЕАЭС. Это снизит себестоимость продукции и повысит конкурентоспособность отраслей животноводства Узбекистана.
Преимущества, открывающиеся с участием Узбекистана в ЕАЭС существенно перевешивают существующие риски. Более того, данные преимущества способны компенсировать имеющиеся риски и превратить их в долгосрочной перспективе в плюсы. В основном эти преимущества связаны с тем, что мы получим гарантированные рынки сбыта для нашей экспортной продукции, получим возможность увеличить поток инвестиций в экономику Узбекистана, развивать кооперацию между производителями стран-членов союза и тем самым участвовать в региональных цепочках добавленной стоимости. Для сельского хозяйства преимущества заключаются в снижении себестоимости отечественной продукции из-за спада цен на импортируемую сельскохозяйственную технику, технологии, семена, удобрения, средства химической защиты, лекарственные препараты для животноводства и другие средства, необходимые для развития сельского хозяйства. Вообще следует отметить, что сельское хозяйство это именно та отрасль, которая больше всего выиграет от участия Узбекистана в ЕАЭС. Уже не вызывает сомнения тот факт, что благодаря налаживанию кооперации в рамках ЕАЭС, сельское хозяйство Узбекистана станет более конкурентоспособным, повысится эффективность использования земельных ресурсов и увеличится производство сельхозпродукции. Помимо этого, улучшится логистика доставки грузов и сократятся сроки поставки сельхозпродукции из-за устранения излишних требований и барьеров на границах. Увеличение экспорта может произойти и за счет снижения транспортных издержек и упрощения транзита скоропортящихся товаров по территории Казахстана и Российской Федерации.
Некоторый уровень защиты отечественного производителя в случае интеграции может быть достигнут в результате переговорного процесса. При возникновении рисков для внутреннего производителя можно будет настоять на сохранении для какой-то отрасли определенных льгот на переходный период, во время которого будет происходить адаптация отрасли к новым экономическим условиям. При этом со временем увеличение инвестиций в отрасль, создание совместных предприятий, чтобы перейти к более эффективным способам производства на основе интеграции и кооперации, сделают наших производителей более конкурентоспособными. В краткосрочном периоде для определенных отраслей хозяйства республики возможен определенный шок, однако в долгосрочном периоде законы рынка и конкуренции исправят искажения, повысят конкурентоспособность отечественных предприятий и следовательно будут служить повышению уровня жизни людей.
Один пример. Сегодня Казахстан ограничивает вывоз в Узбекистан поголовья крупного рогатого скота. Это так называемые нетарифные барьеры. В рамках ЕАЭС подобные ограничения по отношению к стране-члену союза применяться уже не должны. Снятие запретов на ввоз КРС и МРС и мяса из стран ЕАЭС приведет к увеличению их предложения на рынке Узбекистана. Произойдет увеличение импорта КРС и МРС и мяса, что приведет к снижению внутренних цен. В результате, вырастет благосостояние потребителей. Усилится конкуренция на внутреннем рынке птицеводческой продукции за счет роста импорта из стран ЕАЭС, что будет способствовать расширению предложения качественной продукции по более конкурентной цене. Произойдет модернизация отраслей птицеводства и рыбоводства Узбекистана.
В адрес действующих правил Таможенного союза можно услышать много критики в плане того, что, мол, они еще не работают в полной мере и что сам ЕАЭС трудно назвать уже сформировавшимся и полноценно работающим таможенным союзом. У многих вызывает обеспокоенность будущее наших действующих двусторонних договоренностей.
Во-первых, следует учесть, что ЕАЭС – является международной организацией региональной экономической интеграции на долгосрочную перспективу. Это новый интеграционный союз, который находится еще в начале своего развития, и если в этих правилах встречаются какие-то неточности, то в средне- и долгосрочном периодах эти шероховатости будут выравниваться. Узбекистан, если вступит в ЕАЭС, то как страна-член союза также станет участвовать в выработке общих правил ведения экономической деятельности организации, затрагивающих интересы наших производителей или потребителей. Участие страны в выработке общих для объединения правил прописано в Договоре о ЕАЭС, этот процесс происходит на основе консенсуса, только при согласии всех стран-участников.
Во-вторых, членство в ЕАЭС также не ограничивает права страны участвовать в любых других международных экономических организациях.
В третьих, действующие двусторонние соглашения не потеряют силу. Все зависит от уровня или стадии интеграции в самом ЕАЭС и от того какие сферы регулируются наднациональным законодательством стран-членов ЕАЭС. Например, в сфере двустороннего взаимодействия в нефтегазовой сфере между государствами – членами на период до вступления в силу международных договоров об общих рынках газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будут действовать двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок газа, нефти и нефтепродуктов, если государства–члены не договорятся об ином.
Другой пример. В ЕАЭС правовую основу налогообложения прямых налогов (налогообложение доходов юридических и физических лиц) составляют: 1) статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС; 2) двусторонние межправительственные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения (избежания) от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (капитал); 3) налоговые кодексы государств–членов ЕАЭС; 4) двусторонние Соглашения об обмене информацией между компетентными органами государств–членов ЕАЭС по вопросам соблюдения налогового законодательства.
У многих наших соотечественников вызывает беспокойство умышленно навязываемая информация о том, что вступление в ЕАЭС отсрочит вступление Узбекистана в ВТО. Однако, на наш взгляд, Узбекистан как суверенное государство и полноправный член международного сообщества имеет абсолютное и полное право на членство в обоих организациях. И вступление в обе эти организации должно рассматриваться вне геополитических интересов крупных стран и только с точки зрения экономических интересов самого Узбекистана. Я глубоко убеждена, что членство в ЕАЭС подготовит экономику Узбекистана к членству в ВТО.
Участие Узбекистана в ЕАЭС позволит более интенсивно развивать партнерские экономические отношения с соседними странами. Так, за 2016-2019 годы общий товарооборот Узбекистана со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вырос почти на 60%. Это обстоятельство еще раз подчеркивает важность стран-членов ЕАЭС в качестве основных торговых партнеров Узбекистана как в настоящем так и в будущем. Экономическая интеграция не только усилит интенсивность этих отношений, но и сделает их более прозрачными и экономически выгодными. Важным аспектом интеграции станет и то, что мы начнем снимать у себя некоторые нетарифные барьеры для производителей стран-участников союза, что откроет для них огромный рынок нашей страны. В то же время и мы, выравнивая стандарты по уровню союзных стран, будем соответствовать их требованиям и больше экспортировать своей продукции.
Для нас важно понять, что нам необходимо освоить производство товаров с более высокой добавленной стоимостью и закрепить их экспорт на рынках соседних стран. Это позволит диверсифицировать структуру экспорта и в будущем успешно осваивать рынки третьих стран. В Узбекистане сельское хозяйство составляет 28 процентов ВВП страны (2019 г.), в отрасли занято около 27 процентов трудоспособного населения. Именно для этой отрасли Узбекистана в результате интеграции в ЕАЭС существуют минимальные риски, по сравнению с некоторыми другими отраслями экономики. Наоборот, выигрыш сельского хозяйства страны более чем очевиден. Задачи и цели, поставленные в Стратегии развития сельского хозяйства Узбекистана 2020-2030 гг. могут быть достигнуты, в том числе, если мы станем участниками ЕАЭС.
Взять хотя бы ценовой аспект. Цены на сельхозпродукцию, производимую в Узбекистане, в странах ЕАЭС намного выше, соответственно, в случае вступления в союз наш производитель будет заинтересован в том, чтобы производить ее больше и эффективнее для экспорта. Вступление Узбекистана в ЕАЭС приведет к эффективной реализации незадействованного экспортного потенциала переработанной плодоовощной продукции и переработанной мясо-молочной продукции Узбекистана на рынках стран ЕАЭС. В Стратегии развития сельского хозяйства на 2020-2030 гг. поставлена целевая установка довести к 2030 г. объемы экспорта агропродовольственной продукции до уровня 20 млрд. долл. В настоящее время экспорт агропродовольственной продукции составляет 2,3 млрд. долл. Так вот участие в ЕАЭС сулит отличные перспективы тому, чтобы эта цель была достигнута.
При вступлении Узбекистана в ЕАЭС произойдет снижение импортных таможенных ставок на плодоовощную продукцию в Узбекистане (в среднем на 10-15%) до уровня ЕАЭС может привести к увеличению импорта (на овощи в Узбекистане средняя ставка импортной таможенной пошлины = 19,4% (2020 г.), в ЕАЭС = 11,4%; на фрукты в Узбекистане = 20 % (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 5%; на виноград в Узбекистане = 20 %, в ЕАЭС = 5%; на бобовые в Узбекистане = 20 %, в ЕАЭС = 10,5%; на масличные культуры (арахис) в Узбекистане = 20 %, в ЕАЭС = 0%).
Кроме того, есть вероятность, что вырастет импорт отдельной агропродовольственной продукции, которая не производится в Узбекистане, такой как, например, цитрусовые, финики, бананы и др. (на цитрусовые в Узбекистане средняя ставка импортной таможенной пошлины = 20 % (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 5% (но не менее 0,015 и 0,017 евро за 1 кг); на финики в Узбекистане = 10 % (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 5%; на бананы в Узбекистане = 20 % (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 4% (но не менее 0,015 евро за 1 кг)).
Увеличится импорт зерновых из стран ЕАЭС. По экспорту отдельных товаров страны ЕАЭС занимают лидирующие позиции в мире. Так по зерновым страны ЕАЭС уже традиционно входят в число ведущих мировых экспортеров. По пшенице – 1 место в мире, по ячменю – 3 место, по кукурузе – 5 место. По масличным культурам: по экспорту сафлора и льносемян – 1 место в мире, по экспорту подсолнечного масла – 2 место, по жмыхам – 5 место. По экспорту пшеничной муки и мороженой рыбы – 2 место в мире.
При возможном вступлении действующие условия взаимной торговли между Узбекистаном и странами ЕАЭС не меняются. Основными конкурентами производителей пшеницы и муки Узбекистана являются производители Казахстана. Следовательно, при вступлении в ЕАЭС произойдет увеличение импорта муки из Казахстана за счет более низкой себестоимости (на более 5%). В то же время у Узбекистана появится возможность увеличить экспорт муки в Афганистан при сохранении действующих тарифов для железнодорожных перевозок.
Для того, чтобы стимулировать узбекистанских предпринимателей производить и экспортировать больше плодоовощной продукции при вступлении Узбекистана в ЕАЭС можно будет добиться установления количественных квот на беспошлинный импорт (либо по заниженным ставкам) из третьих стран в ЕАЭС плодоовощной продукции, производимой в Узбекистане (томаты, лук репчатый, салат-латук, капусту, морковь, редис, репу, абрикосы, черешню, персики, яблоки, лимоны, бахчевые, виноград и др.). Договор о ЕАЭС предусматривает эту меру в интересах членов союза.
И такие точечные преференции могут быть весьма выгодными для нас, так как будут стимулировать наших производителей самим насыщать рынки стран союза. Следовательно, это стремление производителей будет побуждать их повышать эффективность производства, снижать себестоимость, увеличивать инвестиции, в том числе в человеческий капитал, привлекать новые технологии и встраиваться в международные цепочки производства. В настоящее время страны ЕАЭС являются крупным внешним рынком сбыта отечественной плодоовощной продукции. В случае вступления в ЕАЭС на рынке плодоовощной продукции Узбекистан станет: первым экспортером капусты (45%), моркови, свеклы и др. корнеплодов (37%), овощей бобовых сушеных (30%), винограда (34%), бахчевых (31%), свежих абрикосов, вишни, черешни, персиков, сливы и др. (30%), сухофруктов (51%); вторым экспортером лука репчатого, чеснока (25%); третьим экспортером огурцов (14%), овощей сушеных (11%), овощей прочих (20%).
Еще один плюс для узбекистанских производителей плодоовощной продукции – в долгосрочной перспективе для Узбекистана открываются отличные перспективы по наращиванию экспорта плодоовощной продукции в третьи страны ввиду перехода в дальнейшем к общим стандартам и техническим регламентам. Следовательно, в долгосрочном периоде отечественные производители и экспортеры получат больший доступ к третьим странам. Благодаря этому экспорт плодоовощной продукции Узбекистана может увеличиться в 3 раза.
Записал Александр Зотов.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева
No Comments
Оставить комментарий