Укрепление макроэкономической стабильности в условиях глобальной пандемии за счет диверсификации национальной экономики

Укрепление макроэкономической стабильности в условиях глобальной пандемии за счет диверсификации национальной экономики

Диверсификация экономики является важным приоритетом макроэкономической политики страны. За последние 30 лет произошли кардинальные изменения в структуре экономики.

Так если в 1990 году наибольшую долю в валовой добавленной стоимости страны занимало сельское хозяйство – 38,12%, то к 2020 году наибольшую долю в валовой добавленной стоимости занимают услуги – 35,7% и отрасль промышленности – 29,5%.

Таблица 1 – Динамика валовой добавленной стоимости с 1990-2020 гг., млрд. сумов [1]

Внешняя тороговля

Рассматривая диверсификацию экономики Узбекистана, нельзя не затронуть внешнеторговую деятельность Республики. Так, в 2020 году в результате ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, внешнеторговый оборот Республики снизился на 13% по сравнению с 2019 годом и составила 36,3 млрд долл. При этом, стоит отметить, что экспорт снизился на 13,4% и составил 15 млрд долл., а импорт снизился на 12,8% и составил 21,2 млрд долл [2].

На сокращении экспорта большое влияние оказало снижение экспорта энергоносителей, так по итогам 2020 года экспорт нефти и газа снизился практически на 80%, экспорт товаров снизился на 19%. Однако, рост производства золота, производство промежуточных товаров и продовольственных товаров в 2020 году компенсировал спад промышленности и сферы услуг в государстве.

В 2001-2010 гг. в структуре товарного экспорта Узбекистана произошел ряд заметных изменений. При относительно умеренном росте экспорта хлопкового волокна на 75,3 %, его доля в общем товарном экспорте сократилась с 31,9 % в 2000 г. до 13,5 % в 2010 г. (Рисунок 3). Рост экспортной цены хлопкового волокна отчасти компенсировался сокращением объемов его экспорта. Объем экспорта хлопкового волокна сократился в силу сочетания таких факторов, как сокращение объемов производства хлопка и рост отечественной текстильной промышленности.

Кроме того, за 1990-2010 гг. объем экспорта продукции из Узбекистана увеличился в 35,2 раза, при этом на протяжении последних 13 лет стабильно обеспечивается положительное сальдо торгового баланса.

За годы независимости значительно изменилась структура экспорта Узбекистана, ликвидирована зависимость от экспортной монокультуры – хлопка, доля которого снизилась с 59,7% до менее 8%, кардинальным образом изменена география внешнеторговых поставок что, в целом, позволило существенно укрепить экспортный потенциал страны.

В связи с колебаниями объема экспорта золота имели место существенные колебания доли экспорта драгоценных металлов в общем товарном экспорте, в 2010 г. составлявшей 23,7 % по сравнению с 25,1 % в 2000 г.

Динамика экспорта золота Узбекистана с 1990-2020 гг., тонн. [3]

Согласно данным Государственного комитета по геологии Узбекистана, в настоящее время в стране имеется 63 крупномасштабных месторождения золота, общие запасы которых составляют более 2,5 тысячи тонн, а вероятные запасы (по категориям C1 и C2) — 5,99 тысячи тонн. Из них как минимум девять в настоящее время находятся в стадии разработки, и уже есть шансы, что количество таких месторождений увеличится в ближайшее время. Политика узбекистанского правительства предусматривает увеличение внутренней добычи золота и серебра почти в два раза к 2021-2022 году. В настоящее время годовой объем добычи золота в Узбекистане оценивается в 100 тонн (в 2017 году — 89,9 тонны; в 2019 году — 88,5 тонны) и в ближайшие годы значительно возрастет.

Больше всего золота Узбекистан экспортировал в 2019 году – 110 тонн, меньше всего – в 2012 году (только 10 тонн). Средние цены в это время тоже сильно менялись, к примеру, в том же 2012 году унция стоила $1668,9, в 2015-м подешевела до $1159,8, а в 2020 году выросла до $1771. Отметим, на данный момент золотовалютные резервы Узбекистана составляют $33 млрд.

2020 год стал наиболее тяжелым периодом практически для всех стран мира. Эпидемия коронавируса затронула всю глобальную экономику и привела к снижению ВВП практически во всех государствах.

В настоящее время Узбекистан является второй по размеру экономикой региона стран Центральной Азии, в Республике активно развивается сельскохозяйственная отрасль, легкая промышленность, увеличивается доля экспорта государства на мировом товарном рынке.

Период пандемии

Узбекистан, как и большинство стран мира, в период пандемии столкнулся с очевидными проблемами, повлиявшими на социально-экономическое развитие страны:

  • снизился уровень предпринимательской активности;
  • снизились доходы населения;
  • снизились показатели внешней торговли.
  • Несмотря на спад в мировой экономике, в Узбекистане в 2020 году был отмечен экономический рост.

По данным Всемирного банка пандемия оказала негативное влияние на экономический рост и снижение мирового ВВП в 2020 году на 4,3 % по сравнению с 2019 годом[4] и на 5,3% по сравнению с 2010 годом.

Динамика темпа ВВП Узбекистана с 1990-2020 гг., % [5]

Динамика умеренного экономического роста, сложившаяся в 2020 году в Узбекистане, формировалась под негативным влиянием рецессии мировой экономики. Поэтапное восстановление экономической активности субъектов предпринимательства и внутреннего спроса начиная со второй половины 2020 года позволили достичь роста ВВП в 1,6%[6].

Снижение экономической активности и как следствие ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, отразилось на состоянии рынка труда и государственного бюджета.

Согласно оценкам Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана, во время пандемии, средний уровень безработицы возрос с начала года с 9,4% до 13,2% [7] во втором квартале и снизился до 11,1% в третьем.

За 2020 год сальдо счета текущих операций сформировалось на негативном уровне 5,2%, а дефицит консолидированного государственного бюджета составил 4,4% по отношению к ВВП[8].

Согласно данным Госкомстата, рост объемов промышленного производства в январе-июне 2020 года был отрицательным и составил всего 1,9%, для сравнения в 2019 году данный показатель составлял 4,8%. При этом был отмечен рост обрабатывающей промышленности на 2,2%, в 2019 году данный показатель составлял 7,8%.

Таким образом, благодаря развитию промышленного и обрабатывающего производства доля обрабатывающей промышленности в структуре отраслей промышленного производства в первой половине 2020 года увеличилась до 81,2% [9].

Среди негативных моментов развития промышленности в 2020 году стоит отметить снижение темпов добычи газа и нефти, так добыча газового конденсата снизилась на 30,3% по сравнению с 2019 годом, природного газа на 17,1% по отношению к 2019 году. Данная тенденция усугубилась резким падением цен на нефть на мировом товарном рынке в 2020 году с 56,6 долл. за баррель до 25,7 долл. за баррель в апреле 2020 года.

Несмотря на стабилизацию цен на мировом рынке нефти к концу 2020 года и их рост до 51,8 долл. за баррель, доходы бюджета государства в 2020 году снизились на 5,2% по сравнению с 2019 годом и составили 161,7 трлн. сум., а расходы бюджета составили 187,4 трлн. сум. В результате снижения доходов бюджета Узбекистана и роста расходов дефицит государства составил 25,7 трлн. сум или 4,4% к ВВП.

Увеличение расходов бюджета Узбекистана в основном было связано с ростом расходов на социальную сферу в 2020 году было направлено 74,2 трлн. сумов бюджетных средств (более чем в 1,3 раза выше уровня 2019г).

Структура расходов бюджета Узбекистана в структуре расходов в 2020 году, % [10]

В результате роста дефицита бюджета Узбекистана в 2020 году увеличилась внешняя задолженность на 34,4% по сравнению с 2019 годом до 23,3 млрд. долл [11].

Таким образом, на фоне замедления темпов экономики и роста внешней задолженности страны, а также перспектив ухудшения состояния по внешним счетам, суверенный рейтинг Узбекистана в 2020 году сменился на негативный. Уровень государственных заимствований в республике остается низким и соответствует подтверждённому рейтингу.

Поддержка предпринимателей и населения в контексте глобальной пандемии

Для защиты и поддержки предпринимателей и населения в контексте глобальной пандемии проводилась поддерживающая монетарная и гибкая фискальная политика путем принятия более 20 Президентских и правительственных решений для поддержания макроэкономической стабильности и положительного роста экономики.

Среди фискальных мер государства Узбекистана следует выделить:

- создание Антикризисного фонда в размере 13,4 триллионов сумов. Данная мера способствовала проведению санитарно-гигиенических мероприятий, лечению инфицированных людей, сохранению на плаву наиболее пострадавших отраслей экономики и созданию новых рабочих мест;

- выделение дополнительных финансовых ресурсов (в виде субсидий, кредитов или пролонгации налоговых и таможенных платежей) хозяйствующим субъектам, в первую очередь, пострадавшим сферам;

- увеличение численности семей, получающих пособия;

Среди монетарных мер государства Узбекистана стоит выделить:

- меры, направленные на поддержание финансовой устойчивости банков и всей банковской системы в целом, так банки были обеспечены необходимой ликвидностью, а субъекты предпринимательства поддержаны использованием монетарных инструментов;

Для того, чтобы стабилизировать развитие банковского сектора в государстве была снижена базовая ставка Центрального банка с 16% до 14%, а процентные ставки по всем кредитам в национальной валюте (без учета процентных ставок по льготным кредитам и микрозаймам) снижены с 24,8% до 19,7%, кроме этого, были проведены операции РЕПО и валютных свопов по обеспечению банков ликвидностью[12].

В результате облегчения резервных обязательств со стороны Центробанка позволило коммерческим банкам направить дополнительные финансовые средства на развитие экономики и перспективно развивающиеся отрасли.

Так, только в 2020 году коммерческие банки предоставили хозяйствующим субъектам отсрочку по кредитным платежам на 26,5 трлн. сум, а объем выданных кредитов экономике составил 280,4 трлн. сум, что на 34,3% больше, чем в 2019 году.

Принятые своевременные антикризисные меры, в частности: укрепление системы здравоохранения, усиление мер социальной защиты, а также ведение скоординированной макроэкономической политики позволили смягчить негативное влияние пандемии.

Благодаря скоординированной макроэкономической политике, уровень инфляции снизился на 4,1 п.п. относительно показателя 2019 года (15,2%) и составил 11,1% в 2020 году[13].

Таким образом, ориентированность на производство продукции, а не на сферу добычи полезных ископаемых позволила Узбекистану закончить непростой 2020 год с ростом по промышленному сектору в целом.

Структура промышленного производства Узбекистана в 2020 году, % [14]

Из-за неблагоприятных условий в 2020 году, государственная политика в сфере внешней торговли была направлена на реализацию мер, которые обеспечили создание благоприятных условий для отечественных экспортеров по продвижению отечественных товаров на внешние рынки.

Так, в 2020 году была введена новая система возврата предпринимателям отрицательной суммы налога на добавленную стоимость. Данная мера способствовала возмещению предпринимателям 7,1 трлн. сум. Кроме того, была внедрена таможенная информационная система «Единое окно», в системе было зарегистрировано более 30 тыс. участников внешнеэкономической деятельности. Данная мера позволила сократить время регистрация на таможенном участке и повысить эффективность таможенного контроля.

При этом, следует отметить, что основным фактором экономического роста государства, как правило, является положительное сальдо внешней торговли. Так, в большинстве стран с высоким экономическим ростом: Японии, Кореи и Сингапуре политика государства была направлена на развитие промышленно-производственного сектора экономики и развитие модели импортозамещения, что позволило данным государствам, не имеющим природные богатства: нефти, металла и прочих природных ресурсов, достигнуть высоких показателей развития экономики.

Вектор экономической политики

Основная цель диверсификации экономики Узбекистана – это построение экспортно-ориентированной экономики, за счет развития внутреннего производства, перехода от аграрного сектора развития к индустриальному, а также повышения уровня конкурентоспособности продукции, реализуемой на внешний товарный рынок.

Результаты смены вектора экономической политики уже заметны по росту объемов экспорта Узбекистана, повышения инвестиционного климата, показателей экономического роста и роста промышленного производства.

Ключевыми мерами в сфере макроэкономической политики и реформы рыночных институтов в ближайшем будущем станут:

– сдерживание роста внешнего долга, с жёстким контролем за эффективностью использования заемных средств.

– эффективное использование внешних заимствований, направлением их преимущественно на финансирование бюджетного дефицита и инфраструктурных проектов и социальных объектов, имеющие прямой и вторичный эффект для роста экономики, обеспечением занятости населения и сокращения бедности в средне- и среднесрочной перспективе;

– совершенствование промышленной и конкурентной политики. Разработка и принятие Стратегии промышленной политики на среднесрочную перспективу с определением новых драйверов развития для привлечения прямых иностранных инвестиций и концентрацией финансирования «точек роста», стимулирования последовательного увеличения участия отечественных предприятий в международных цепочках добавленной стоимости, повышения конкурентоспособности на экспортных рынках, завершением процесса реформы государственных предприятий;

– рост производительности труда в экономике и каждой отрасли за счет оптимизации производственных затрат, внедрения современных технологий, цифровизации производственных процессов, конечной целью которых является рост удельной продукции на одного занятого и его заработной платы, повышение международной конкурентоспособности отечественной продукции

Сформировавшиеся тренды в экономике страны в 2020 году отражают тенденции спада и оживления экономической активности и параметров совокупного спроса и определяют базовые условия для достижения прогнозных параметров развития экономики в 2021 году.

По прогнозам, в 2021 году экономический рост Узбекистана составит не менее 5,1%.[15] Прогноз будет достигаться путем правильного и качественного продолжения начатых структурных реформ в отраслях и секторах экономики, прежде всего за счет:

- увеличения объемов промышленной продукции на 5,8%, посредством реструктуризации, роста уровня использования существующих и ввода новых производственных мощностей;

- обеспечения роста строительных работ на 6,5% и продукции сельского хозяйства на 3,5%.

Структурные реформы, запланированные на 2021 год, послужат фундаментом обеспечения устойчивого экономического роста не только в этом году, но и в последующих годах.

Важным достоинством диверсификации экономики является независимость отдельно взятых секторов экономики. Так, например, если в одной сфере начнутся проблемы, то они не приведут к падению всей экономики. С другой стороны, есть и недостатки, выражающиеся в необходимости тонкого расчета и учета всех параметров рынка и производственных факторов. Диверсификация является лучшим способом не только приумножения финансового капитала, но и позволяет сохранить уже имеющиеся средства. Данный инструмент широко используется Республикой Узбекистан для обеспечения стабильного развития и процветания.

Исходя из проведенного исследования укрепления макроэкономической ситуации в развитии внутренней экономики Узбекистана на основе диверсификации экономики, можно сделать следующие выводы:

Диверсификация экономики является перспективным инструментом для развития национальной экономики государства, что выражается в повышении экономического роста и изменении факторов развития внутренних процессов экономики.

Важным фактором является реализация политики импортозамещения, направленной на снижение уровня зависимости экономики от поставок строительных товаров, продуктов питания и пр.

Кроме того, в результате активной экономической и инвестиционной политики в государстве повышается инвестиционный климат, что создает благоприятные условия для притока иностранных и отечественных инвестиций в отрасли экономики.

Проведенная оценка уровня диверсификации экономической деятельности Узбекистана указывает на оптимальную диверсифицированность экономики государства за счет относительно равномерного размещения отраслей экономики и видов производства, внедрения современных технологий, повышения уровня инвестиционного климата, за счет чего обеспечивается рост выпуска экспортоориентированной готовой продукции.

Диверсификация промышленности показывает положительные результаты в деятельности Правительства Узбекистана, а Узбекистан сегодня остается одним из важнейших партнеров в мировом разделении труда.

Ж. Раджабов, Ф. Махсудов, Б. Абдулатипов

слушатели магистратуры Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан

Источники:

[1]Государственный Комитет Узбекистана по статистике: file:///C:/Users/1/Downloads/3.3%20Volume_GDP_by_type_activity_rus.pdf

[2] [9] [14] Государственный Комитет Узбекистана по статистике – URL: https://stat.uz/images/uploads/docs/vvp_dek_2020_ru.pdf

[3] По данным ЦБ Узбекистана

[4] По данным отчета ООН: https://tass.ru/novosti-partnerov/10634307

[5] ГКСУ: file:///C:/Users/1/Downloads/3.5%20Growth_GDP_rus.pdf

[6]Данные Всемирного Банка по статистике Узбекистана – URL: https://www.worldbank.org/en/country/uzbekistan/overview

[7] Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана – URL: https://mehnat.uz/ru/news/uroven-bezraboticy-v-uzbekistane-sostavil-132-procenta

[8] [10] [11] [12] [13] [15]Министерство финансов Республики Узбекистан – URL: https://www.mf.uz/media/file/30_11_2020/Budjet_21P_ru.pdf

Поделиться постом

Похожие новости