Расширение интеграции Узбекистана в мировую экономическую систему является важнейшим элементом проводимых структурных преобразований в экономике, обеспечивающим необходимые условия для устойчивого экономического развития. В стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан обозначена необходимость перехода страны и ее регионов на экспортоориентированную модель развития, включающую реализацию мер по повышению экспортного потенциала территорий, развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных видов деятельности, выход отечественных товаров и услуг на мировые рынки.
Вместе с тем, глава государства на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН также подчеркнул важность укрепления межрегионального сотрудничества стран Центральной Азии и выдвинул ряд конструктивных идей и инициатив по укреплению мира и безопасности, устойчивого социально-экономического развития в Центральноазиатском регионе.
В этом плане на сегодняшний день ставится задача реализации мер по укреплению межрегионального сотрудничества Узбекистана с зарубежными странами. С учетом этого в статье авторами рассмотрены вопросы укрепления межрегионального сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии как источника экономического роста страны и ее регионов.
Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений межрегионального сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии. Основными задачами работы являются: оценка внешнеторгового оборота, конкурентных преимуществ и потенциала страны, определение принципов и основных направлений межрегионального сотрудничества Узбекистана.
Опыт показывает, что межрегиональное экономическое сотрудничество способствует диверсификации видов деятельности, внедрению современных форм размещения производительных сил, устранению барьеров для реализации местной продукции и услуг, приобретения сырья и материалов, перемещения инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами стран [1].
Информационной базой послужили статистические бюллетени «Экспорт, импорт товаров и услуг» за 2017-2019 гг. Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. В исследовании применены методы сравнительной оценки, группировок, системного и структурного анализа.
Начатой в 2016 году в новой экономической политике одним из важнейших элементов структурных преобразований в экономике стала заметная активизация интеграции Узбекистана в мировую экономическую систему. Эффективное использование имеющегося природно-экономического потенциала страны и ее регионов дало возможность постепенно наращивать объемы внешнеторгового оборота со странами Центральной Азии.
Основными ориентирами развития внешнеэкономической деятельности Узбекистана в период 2017-2019 гг. были повсеместное укрепление экспортного потенциала, расширение масштабов привлечения иностранных инвестиций и углубления процессов импортозамещения. За анализируемый период внешнеторговый оборот Узбекистана со странами Центральной Азии увеличился в 2,9 раза, что выше общего значения торгового оборота страны (общий объем внешнеторгового оборота Узбекистанав этот период возрос в 1,5 раза). В результате этого вклад стран Центральной Азии во внешнеторговом обороте увеличился с 10,2% в 2017 г. до 19,1% в 2019 г., что свидетельствует об усилении межрегионального экономического сотрудничества (таблица 1).
Следует отметить, что, обладая особенностями и конкурентными преимуществами в отдельных видах экономической деятельности, Узбекистан занимает достойное место в экспорте товаров и услуг (доля стран Центральной Азии в экспорте товаров и услуг страны в 2019 г. составила 14,5%, что на 3,7 п.п. выше показателя 2017 г.).
При этом среди рассматриваемых стран основным импортером являются Казахстан (8,0% от общего объема экспорта) и Кыргызстан (3,8%). Таджикистан и Туркменистан отличаются умеренными показателями (1,9% и 0,8%, соответственно).
Анализ экспорта товаров и услуг в разрезе товарных групп выявил, что Узбекистан обладает конкурентными преимуществами в производстве и экспорте химической продукции и изделий из нее, машин и оборудования, продовольственных товаров (в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), а также черных металлов (экспорта в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) (таблица 2).
В то же время следует отметить, что Узбекистан является основным импортером энергоносителей и нефтепродуктов, цветных и черных металлов и прочей продукции из стран Центральной Азии.
В целом, на сегодняшний день между руководствами стран Центральной Азии подписаны соглашения о производственной и научно-технической кооперации, межрегиональном сотрудничестве, взаимном поощрении и защите инвестиций, взаимном признании документов об образовании и об обучении. Узбекистан видит хорошие перспективы сотрудничества в области машиностроения, глубокой локализации совместных производств, электротехнической, текстильной и пищевой промышленности.
Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан являются важными партнерами для Узбекистана, как с точки зрения экономического межрегионального развития, так и обеспечения экологической безопасности региона. Отношения между этими странами построены на исторической близости народов, взаимных политических и экономических интересах. Важным фактором расширения сотрудничества является успешная деятельность совместных и иностранных предприятий. В настоящее время в Узбекистане функционируют более 200 предприятий с участием казахстанского капитала (83% совместные и 17% предприятий со 100% казахстанским капиталом) и около 96 компаний с участием кыргызских инвесторов. В свою очередь, на территории Казахстана действует порядка 150 предприятий, Кыргызстана – более 200 совместных кыргызско-узбекских предприятий, специализирующихся на выпуске широкого ассортимента товаров и услуг.
Среди положительных стороны от реализации межрегионального сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии можно отметить следующее:
- реализация крупных инвестиционных проектов, организация территориальных кластеров, торговых зон;
- привлечение инвестиционных ресурсов в регионы с целью индустриального развития районов и городов в сфере разработки и внедрения высокотехнологичных видов экономической деятельности (машиностроение, фармацевтика, приборостроение, информатизация и связь);
- создание собственного бренда на местную продукцию, к примеру, текстильную продукцию, организация торговых домов и центров в странах Центральной Азии;
- выход местной продукции на внешние рынки, в частности, страны Центральной Азии в рамках реализации договоров о зонах свободной торговли;
- обмен опыта, передовых техники и технологий, ноу-хау в области образования, здравоохранения, развития предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности;
- развитие отдаленных и приграничных территорий (сельских районов) за счет реализации совместных проектов на базе местного потенциала и ресурсов и пр.
Оценка природно-экономического потенциала регионов, проведенная Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований в рамках реализации научно-исследовательских работ, позволила выявить перспективные направления в укреплении международного сотрудничества Узбекистана со странами Центральной Азии.
Во-первых, следует отметить, что промышленная политика государства, направленная на углубление перерабатывающего производства на основе внедрения современных форм размещения (хлопково-текстильные и агропромышленные кластеры) является резервом сокращения сырьевой направленности экономики и повышения экспортного потенциала готовой продукции (продукция сельского хозяйства, готовые плодоовощные, мясомолочные, текстильные изделия, фармацевтические препараты и пр.) страны и ее регионов. В этом плане реализация межрегиональных проектов может заключаться в привлечении иностранных инвестиций, предоставление накопленного опыта (например, опыта Ферганской долины по возделыванию земель, строительным работам и пр.), создании бизнес-центров и торговых домов для оказания помощи в реализации товаров и услуг в соседних странах.
Во-вторых, Узбекистан располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой для дальнейшего развития трансграничных перевозок пассажиров и грузов. Дальнейшая реализация проектов по восстановлению и модернизации важнейших транспортных коридоров, связующих страны Центральной Азии и выходящих на внешние рынки, развитию транспортной логистики позволят сократить транспортные издержки, повысит товарообмен между странами, откроет перспективы развития туризма по Великому Шелковому пути.
Кроме этого создание единого коридора целесообразно с точки зрения организации приграничной торговли, направленных на укрепление экономического взаимодействия приграничных территорий Узбекистана и соответствующих приграничных территорий соседних государств.
В-третьих, для Узбекистана, отличающегося относительной густонаселенностью территории и наличием трудовых ресурсов, актуальной проблемой сохраняется активная трудовая миграция населения. Внешняя трудовая миграция представляет собой отток рабочей силы, квалифицированных кадров из регионов страны в экономически более благополучные страны. В рамках организации межрегионального сотрудничества по обеспечению занятости населения Узбекистана со странами Центральной Азии может быть достигнуты выгодные для всех сторон сделки. В этом направлении также имеются возможности расширения сферы образования и здравоохранения с последующим обеспечением занятости.
В-четвертых, общей проблемой регионов Центральной Азии является рациональное использование водных и энергетических ресурсов, стабилизация экологический ситуации.
Возобновление единой энергетической системы позволит Узбекистану, Туркменистану, Казахстану, Таджикистану и Кыргызстану использовать общие мощности и устранить проблемы, связанные с энергоснабжением, в том числе, сельской местности. Единый рынок электроэнергии позволяет устанавливать прозрачные цены для потребителя электроэнергии и положительно повлияет на экономический рост государств-членов.
В рамках объединения совместных усилий в стабилизации экологический ситуации регионов Центральной Азии актуальными мерами остаются решения вопросов нехватки воды в «низовых» государствах (Казахстан, Узбекистан и Туркменистан), обеспечения стран «верховья» (Кыргызстан и Таджикистан) электроэнергией за счет гидроэлектростанций, а также снижения расходов воды за счет интенсификации сельского хозяйства.
Таким образом, усиление региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных и межтерриториальных экономических связей заключается в рациональных межрегиональных поставках ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержек их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках; в формировании единого научно-образовательного потенциала для ускорения инновационных процессов; развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли.
О.Олимжонов, доктор экономических наук, профессор
Э. Якубова, главный научный сотрудник
Список литературы:
- УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 07.02.2017 г.
- Лукин Е.В. Межрегиональное сотрудничество как фактор регионального развития. Ж.: Россия: тенденции и перспектива развития, 2016 г.
- Статистический бюллетень «Экспорт, импорт за 2019 год», Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.
- Отчет о научно-исследовательской работе «Совершенствование методологических основ рационального размещения производств и диверсификации экономики регионов», ИПМИ, 2017 г.
- Экологические проблемы Центральной Азии. Электронный источник: https://ural-eurasia.ru/pro-zasedaniya/news/159-ekologicheskie-problemy-tsentralnoj-azii.
Оставить комментарий