Мобильные телефоны играют важную роль в нашем современном мире. Практически у каждого человека сейчас есть мобильный телефон. По мере того, как всё большая часть нашей личной жизни и профессиональной деятельности перемещается в онлайн, всё зависит от сети интернет.
Количество интернет-пользователей в мире на начало 2020 года выросло до 4,54 миллиарда, что на 7% больше значения предыдущего года (+ 298 миллионов новых пользователей в сравнении с данными на январь 2019 года).
В январе 2020 года в мире насчитывалось 3,80 миллиарда пользователей социальных сетей, аудитория социальных медиа выросла на 9%, по сравнению с 2019 годом (это 321 миллион новых пользователей за год). Сегодня более 5,19 миллиарда человек пользуются мобильными телефонами и, соответственно, приложениями — прирост на 124 миллиона (2,4%) за 2020 год.
Почти 60% мирового населения уже онлайн, и есть все основания полагать, что к 2022 году половина всех людей на планете будут пользоваться мобильными приложениями и социальными сетями.
Основная функция социальных сетей — обеспечивать поддержание связи между людьми, даже когда они находятся далеко друг от друга. Каждый человек может посредством социальных сетей легко общаться с друзьями и коллегами. По данным web-canape.ru, примерно половину из 3,7 часа в день, которые люди проводят с мобильными телефонами в руках, они тратят на приложения социальных сетей и мессенджеры. На мобильных устройствах и компьютере вместе взятых среднестатистический пользователь тратит на социальные сети 2 часа 24 минуты в день. Это означает, что на эти платформы уходит столько же времени, сколько на остальную мобильную активность.
Предоставленная статистика сильно варьируется от страны к стране. Филиппинцы по-прежнему являются самыми активными пользователями социальных медиа: средний пользователь в возрасте от 16 до 64 лет проводит почти 4 часа в день на социальных платформах. На другом конце шкалы рейтинга — Япония, жители которой сидят в социальных сетях всего по 45 минут в сутки.
Население Узбекистана также является активным пользователем интернета, социальные сети набирают всё большую популярность у нас в стране.
На сегодняшний день, по данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана, в республике пользуются интернетом 22 миллиона человек. Из них 19 миллионов используют мобильный интернет и общаются в мессенджерах. Наибольшей популярностью, как оказалось, в Узбекистане пользуются социальные сети Telegram и YouТube (табл. 1).
Также можно указать узбекские публичные каналы в Telegram с наибольшим дневным охватом:
Kanallani Dodasi (@kanallani_dodasi): дневной охват 4,8 миллиона. Главная тема – приятное времяпрепровождение, от забавных видео до рекламы развлекательных заведений и мероприятий в Узбекистане.
Kun.uz (@kunuzofficial): дневной охват больше 4 миллионов и больше 60 постов ежедневно. Такой интерес вызывают новости из мира экономики, бизнеса и международных отношений.
VAQT QADRI (@VAQTQADRI): Хотя канал классифицируется как развлекательный, его публикации затрагивают темы религии, духовности, места человека в мире и ежедневно охватывают 1,5 миллиона читателей.
Прикол (@prikol): дневной охват -1,2 миллиона пользователей. Этот канал постит приколы (узбекча янги приколлари) со скоростью 18 шт/день.
DARYO.UZ (@Daryo): дневной охват меньше миллиона. Ресурс собирает новости не только Узбекистана, но и других регионов.
Пользователи – о социальных сетях
Исследовательский центр компании HeadHunter провел социологический опрос 195 человек, проживающих в Узбекистане, которые рассказали о своем отношении к социальным сетям. Среди респондентов 63% – мужчины, 37% — женщины. Возраст наибольшего количества участников опроса приходится на 18-45 лет. Активными пользователями социальных сетей являются 95% опрошенных, из них 78% от общего числа заглядывают в социальные сети несколько раз в день, 9% — один раз в день. Самыми активными пользователями социальных сетей являются, в основном, подростки и молодые люди до 35 лет.
Свой распорядок дня 82% респондентов охарактеризовали как насыщенный. Судя по ответам, пребывание в мобильных приложениях и социальных сетях не мешает им в свободное от учебы и работы время общаться с семьей (35%), читать (23%) или слушать музыку (22%). Только 19% опрошенных в качестве основного занятия на досуге назвали сидение за компьютером.
Почти половина опрошенных (41%) проводят в социальных сетях от одного до трех часов в день. Меньше часа уделяют на это 35%, а больше трех часов — 13% узбекистанцев. Данная картина говорит о том, что люди практически на 50% зависят от социальных сетей. Термин «зависимость от социальных сетей» психологи выделили недавно, позже появились термины «зависимость от интернета», «зависимость от компьютерных игр» и т.д.
Наиболее важными аспектами интересов в социальных сетях являются:
- общение с друзьями и знакомыми людьми – 95% опрошенных;
- просмотр интересных фактов и страниц, прослушивание музыки, получение информации из социальных сетей – 60% опрошенных;
- интерес к изменениям и новостям, происходящим на их социальной странице, – 65%;
- желание сфотографироваться и тут же разместить свои фото в сетях – 20% опрошенных, желание сфотографироваться специально для социальной сети – 60%, 20% вообще не испытывают желания выставлять свои фото;
- 80% отмечают, что иногда общение в социальных сетях приятнее, чем в реальности, 12% считают, что никогда не заменят реальное общение социальными сетями;
- 72% респондентов утверждают, что никогда не ссорятся с близкими из-за проведения времени в социальных сетях, у 23% иногда возникают конфликты из-за времяпрепровождения в сети, часто возникают ссоры у 5% опрошенных;
- на рекламу в случае интересных предложений реагируют 56% респондентов.
Большая часть участников опроса (85%) считают, что мобильные приложения и социальные сети необходимы. Однако 54% респондентов считают, что могли бы отказаться от них. Оставшиеся 46% честно признались, что уже не могут жить без социальных сетей.
При этом граждане Узбекистана в целом не считают, что мобильные приложения и социальные сети влияют на них негативно. 31% опрошенных вообще не думают, что сети имеют на них какое-либо воздействие, 21% нашли с их помощью новых друзей, стали более раскрепощенными и общительными, а 4% даже обрели свою вторую половину. Еще 23% заявили, что мобильные приложения и социальные сети помогают им при поиске информации, товаров или услуг, при продвижении своего бизнеса, позволяют общаться со знакомыми за рубежом и просто скоротать время.
Заключение
В заключение можно сказать, что постепенный перевод реальных отношений в виртуальную сферу, видимо, будет происходить и дальше ввиду большего удобства последних и недостатка времени из-за ускоряющегося ритма жизни. Стремление к выстраиванию онлайновых коммуникаций очень точно характеризует фраза «я сейчас бегу, даже номер не успеваю твой записать, найди меня в соцсети», которая приобретает всё большую актуальность в нашем информационном обществе.
И это вряд ли можно изменить или жестко ограничить. Однако, учитывая, что социальные сети не только предоставляют новые возможности, но и несут с собой определенные вызовы, что не является предметом рассмотрения в настоящей статье, представляется целесообразным более тщательно прорабатывать вопросы нормативно- законодательного регулирования функционирования социальных сетей для минимизации возможных негативных аспектов этого явления среди населения.
В стране/Социальные коммуникации
Д.К. Нарзуллаева, Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Журнал «Экономическое обозрение» №7 (259) 2021
Оставить комментарий