Проекты строительства «умных» городов (Smart City), внедряемых по всему миру, применяются в качестве эффективного метода решения социально-экономических проблем, с которыми сегодня в разной степени сталкиваются все страны. С учетом того, что больше половины всего населения планеты живет в городах (66%), вопрос внедрения и развития системы «Умный город» с каждым днем приобретает все большую важность.
Потребность в построении и развитии «умных» городов также связана с необходимостью повышения уровня научно-технического развития производительных сил, культурной и социально-духовной жизни общества.
Контуры «умного» города
Концепция «умного» города тесно связана с концепцией устойчивого развития страны и рассматривается с точки зрения развития людей, общества и технологий. В основе «умного» города лежит концепция интеграции информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и «интернета вещей» для управления объектами городской инфраструктуры, включая:
- городские активы,
- местные отделы информационных систем,
- школы,
- библиотеки,
- транспорт,
- больницы,
- электростанции,
- системы водоснабжения и управления отходами,
- правоохранительные органы и другие общественные службы.
«Умные» города создаются для улучшения качества жизни с помощью информационных технологий городской интеграции, позволяющих повысить эффективность обслуживания граждан. Система предоставляет возможность следить за тем, что происходит в городе, как город развивается и какие способы могут улучшить качество жизни.
За счет использования датчиков, интегрированных в режиме реального времени, накопленные данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются городскими властями. «Умный» город – это город с обширной интеграцией информационных технологий, таких как присутствие искусственного интеллекта, электронного правительства, «умного» транспорта и т.п.
В то же время «умный» город часто путают с таким понятием, как «цифровой город», который представляет собой сообщество, связанное с помощью различных инфраструктур коммуникаций. Здесь концепция smart city является более обширной и включает в себя как концепцию «цифрового города», так и «развитого города», «виртуального города», «повсеместного города».
Основными целями создания «умных» городов являются:
1) эффективное использование физической инфраструктуры;
2) повышение эффективности взаимодействия городских властей с населением;
3) оперативное и более эффективное реагирование на изменения в жизни города за счет использования автоматизированных систем.
Основные принципы подхода к созданию «умного города» – это улучшение качества жизни, урбанизация, цифровые технологии, персонификация (т.е. гражданин в центре внимания), модернизация инфраструктуры, виртуализация, социализация (создание необходимых условий для людей с ограниченными возможностями), мобильность.
«Умные» города в Барселоне и Берлине объединяют такие общие черты, как универсальный доступ к культуре, образованию, здравоохранению, дружественные условия для бизнеса и комфортная жизнь в столице. Нью-Йорк и Дубай имеют сходство в улучшении городских сервисов и объединении посредством сетей граждан, бизнеса и правительства. Сингапур планирует в 2025 году участие граждан в управлении городом.
По оценкам компании ARUP, мировой рынок «умных» городских услуг составил 400 млрд. долл. в год к 2020 году.
Smart City приходят в Узбекистан
Узбекистан, также следуя мировым тенденциям развития, взял курс на строительство и реализацию проектов «Умный город» в несколько этапов. В 2017 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев утвердил программу мер по реализации проекта «Безопасный город» на 2017-2023 гг., охватывающего весь Узбекистан.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №48 от 18 января 2019 года утверждены Концепция внедрения технологий «Умный город» в Республике Узбекистан и план практических мер по ее реализации на 2019-2030 гг., который будет реализовываться в четыре этапа.
Первый этап (2019-2021 гг.) – определение базовых подходов строительства «умного» города – включает в себя:
- формирование профиля территории;
- оценка существующей инфраструктуры;
- определение индикаторов развития;
- анализ доступных активов, существующих вызовов и историй успеха.
Второй этап (2022-2024 гг.) – разработка стратегии внедрения концепции «умного» города:
- вовлечение заинтересованных сторон;
- определение направлений мероприятий и планов;
- оценка рисков;
- формирование финансовой стратегии;
- определение ключевых показателей эффективности и целей.
Третий этап (2025-2027 гг.) – детализированное планирование строительства:
- бюджетирование;
- прогноз эффективности;
- определение возможностей автоматизации и внедрения информационных систем.
Четвертый этап (2028-2030 гг.) – внедрение и оценка эффективности:
- совместное (со всеми заинтересованными сторонами) внедрение;
- мониторинг эффективности;
- оценка и переоценка (анализ трендов, инвестиционных параметров), обеспечение развертывания (экспансии).
«Безопасный город»
Одним из главных факторов комфортности проживания в любом мегаполисе мира является безопасность. Также это ключевой момент для инвесторов, готовых вкладывать свои средства только туда, где эффективно функционирует система правопорядка и существуют надежные гарантии как персональной защиты, так и безопасности для бизнеса. Вопросы безопасности эффективно решаются в «умных» городах путем внедрения системы «Безопасный город».
Эта платформа представляет собой единую систему с центром управления, мониторинга и реагирования на кризисные ситуации. Она включает в себя инструментарий для сбора информации через видеокамеры и сенсоры, «облачную» платформу для обработки «больших данных» и командный пункт с визуализацией. Интеллектуальная система обеспечивает связь между специальными службами, передачу видео с места события в реальном времени, определение местоположения ближайших патрулей, учет транспортного потока, регулирование дорожного движения, проверку транспортных средств. Все данные стекаются в единый центр принятия решений.
В Ташкенте уже реализован один из элементов системы «Безопасный город»: на 120 перекрестках работают «умные» камеры видеонаблюдения, фиксирующие нарушения. Информация с камер передается в центр мониторинга правонарушений, который заработал в июле 2017 года. Этот проект полностью охватил Ташкент и реализуется в регионах, в частности, в Фергане, Самарканде. Дальнейшим развитием программного комплекса занимается Центр информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка. Создана должность замминистра по развитию ИКТ, ответственного за реализацию проектов «Безопасный город».
Комплекс интегрирован с информационными системами госорганов, системами видеонаблюдения, датчиков аналитики, центрами обработки данных. Создается Единая диспетчерская служба для МВД, МЧС, скорой помощи, пожарной безопасности, принимающая звонки по номеру 112 и сигналы SOS-кнопок. Все происшествия, зафиксированные датчиками и видеокамерами, отражаются в ситуационном центре, благодаря чему на интерактивной карте в онлайн-режиме анализируется состояние безопасности в столице. Также в Ташкенте внедрена аналитическая система видеонаблюдения в общественном транспорте и создаются парковки с онлайн-оплатой и системой распознавания номеров автомобилей.
При участии Huawei и IBM
В ходе визита в апреле 2019 года Президент Узбекистана посетил Центр исследований и инноваций Huawei в Пекине, где ознакомился с решениями китайской компании по созданию «безопасных» и «умных» городов, а также «умного» правительства на базе «облачных» платформ и «больших данных». Тогда стороны договорились о совместной разработке стратегии внедрения современных технологичных решений в Узбекистане. При этом важную роль в процессе реализации этой инициативы играет китайская компания Huawei.
«Узбекистан сегодня активно развивается и стремится привлечь как можно больше иностранных инвестиций. Для делового климата и инвестиционной составляющей очень важна безопасность, которая зачастую выступает ключевым фактором при принятии решений о реализации проектов в той или иной стране. Инвесторы идут только туда, где ситуация стабильна, и в данном контексте реализация проекта «Безопасный город» очень важна для Узбекистана, так как она поможет стране развивать свой инвестиционный потенциал», – отмечал в одном из интервью глава Huawei в Узбекистане Лю Цзяси.
Китайские компании намерены инвестировать на первом этапе порядка 300 миллионов долларов в реализацию этого проекта. На следующих этапах эта сумма может превысить 1 миллиард долларов. Эти средства пойдут на развитие электронного правительства, цифровой экономики, информационных технологий, телемедицины и IT-телефонии. Поставщиками оборудования и технологических решений выступят Huawei и другие компании из Китая.
Помощь по развертыванию программы «умных» городов в Узбекистане также окажет компания IBM Восточная Европа/Азия. Основными направлениями развития программы являются:
- развитие технологии «умных» городов;
- подготовка высококвалифицированных ИТ-специалистов;
- разработка программных продуктов;
- «облачные» технологии;
- поддержка и финансирование стартапов.
Заключение
Таким образом, «умный» город в Узбекистане – это единая система с центром управления, мониторинга и реагирования на кризисные ситуации. Реализация намеченных мер по развитию «умных» городов в Узбекистане приведет к повышению уровня безопасности населения, снижению уровня криминала, наращиванию туристического потенциала страны, улучшению ее инвестиционного климата и качества оказываемых государством услуг.
В стране/ Цифровое развитие
Дурдона Нарзуллаева, Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Дилора Абдуллаева, Ташкентский экономический университет
Журнал «Экономическое обозрение» №3 (255) 2021
Оставить комментарий