«Облачные» технологии представляют собой специализированный спектр услуг по обработке и передаче данных, в котором компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю в виде интернет-услуг. Важную роль в применении «облачных» технологий играет виртуализация серверов, позволяющая эффективно использовать ресурсы программно-цифровой инфраструктуры банка (серверы, емкости для хранения информации, сетевое оборудование). Данные технологии коммерчески доступны уже около 20 лет и применяются практически повсеместно: около 95% компаний мира отмечают, что у них есть «облачная» стратегия.
«Облачные» технологии, или «облачный» сервис – это вид предоставления сетевого доступа к общему объединению ресурсов программных систем (приложений и сервисов, сетей, систем хранения данных). «Облачные» технологии широко используются для grid-вычислений, которые применяются для решения научных, математических задач, экономического прогнозирования, требующих значительных вычислительных ресурсов, а также могут применяться как бизнес-приложения нового поколения.
«Облачные» технологии обеспечивают преимущества для различных форм бизнеса из-за их упрощенного доступа к информационным системам высокой мобильности и надежности. Они используются в финансовой системе для хранения «больших данных» (Big Dates) и архивации файлов по кредитным историям клиентов банка, а также обеспечивают киберустойчивость банковской системы.
Формы и модели «облачных» технологий
«Облачные» услуги предоставляются провайдерами в следующих формах.
- В форме программного обеспечения. Такая форма является самой распространенной в силу наибольшей доступности для пользователей и минимальных требований к его технической осведомленности. В частности, на основе программного обеспечения «облачных» технологий функционируют:
- большинство почтовых сервисов: (Yandex, Mail, Gmail),
- социальные сети (VK, Facebook),
- бухгалтерские приложения, офисные пакеты,
- платформы для проведения вебинаров.
- При «облачных» услугах в форме платформы пользователь использует «облако» для создания или приобретения приложений, разработанных с помощью инструментов провайдера. Таким образом, клиент продвигает свои приложения на основе «облачной» инфраструктуры, эксплуатируя инструменты и язык провайдера. Эта модель носит узкоцелевой характер, поэтому многие вопросы решаются в техническом режиме.
- В случае оказания «облачных» услуг в форме инфраструктуры, провайдер предоставляет возможность пользователю самостоятельно управлять всеми вычислительными ресурсами. Эта форма, виртуально заменяя физическую информационную инфраструктуру организации, позволяет создавать свой интернет-сайт или интернет-магазин, организовать внутренний документооборот и т.д.
Выделяются также четыре модели развертывания услуг «облачных» технологий: частное «облако», общественное «облако», публичное «облако», смешанное «облако».
Частное «облако» предполагает ситуацию, когда соответствующая инфраструктура принадлежит или используется в интересах одного пользователя (чаще всего большой коммерческой организации) или нескольких связанных между собой лиц. Частное «облако» не обязательно должно располагаться на территории этого пользователя или принадлежать ему, важно, что его функционирование осуществляется в интересах одного лица или ограниченной группы лиц.
Общественное «облако» напоминает расширенное частное «облако», но используется субъектами с общими интересами. Это могут быть государственные или муниципальные органы или институты финансового сектора.
Публичное «облако» представляет собой инфраструктуру, используемую многочисленными пользователями на основе одних и тех же программ или физического оборудования.
А смешанное «облако» является миксом вышеперечисленных моделей, примером которого может служить, когда организация, использующая частное «облако», может перенаправить некоторые операции по обработке данных на публичное «облако», чтобы распределить вычислительную нагрузку.
От того, какая модель развертывания и форма «облачных» услуг используется пользователем, зависит степень управления и контроля предоставляемыми ресурсами.
«Облачные» технологии в банках
Банковская индустрия является ведущим потребителем «облачных» технологий, обеспечивая рост потребления примерно на 75% в год. Основным банковским рынком, потребляющим «облачные» технологии, является рынок США. Американские банки в среднем в четыре раза больше используют «облачные» услуги, чем банки всех остальных стран вместе взятые.
В банковской системе развитых стран предлагаются различные виды решений «облачных» технологий: SaaS, IaaS, Paas и Daas.
SaaS (Softwareas a Service) – «Программное обеспечение как услуга». Это модель использования программного обеспечения, где разработанное веб-приложение предоставляет заказчикам доступ к вычислительным системам банка через интернет с использованием «облачной» программы с защитой от несанкционированного доступа.
IaaS (Infrastructure as Service) – «Инфраструктура как услуга» используется исключительно организациями. Клиенту предоставляется разнообразная компьютерная инфраструктура в виде серверов, систем хранения данных, сетевого оборудования, а также программное обеспечение для управления этими ресурсами. В IaaS применяются технологии виртуализации, где конкретный компьютер может использоваться несколькими клиентами (например, разбивка сервера на виртуальные части и предоставление этих виртуальных частей разным заказчикам.
PaaS (Platformas Service) – «Платформа как услуга» представляет собой платформы с определенными характеристиками для разработки, тестирования, поддержки веб-приложений клиентов банка. Благодаря PaaS, весь перечень операций по разработке, тестированию и применению веб-приложений по банковским операциям можно выполнить в одной интегрированной среде в виде услуг хостинга для веб-сайтов.
DaaS (Desktop as a Service) – «Данные как услуга». При предоставлении услуги DaaS банки и клиенты получают полностью готовое к работе стандартизированное виртуальное рабочее место, где каждый клиент банка может настраивать ресурсы вычислительной системы под свои задачи. Клиент получает доступ не к отдельной программе, а к необходимому для полноценной работы программному комплексу. Клиент просто вводит свои данные (логин/пароль или другие средства аутентификации) и может работать, используя вычислительные мощности стороннего сервера.
По прогнозам, в ближайшие 5-10 лет большая часть информационных решений переместится в «облака» пяти различных типов, предоставляющие различные платформенные услуги:
- Google (тип 1);
- Microsoft (тип 2);
- IBM, Apple, HP и Amazon (тип 3);
- «облака» услуг (тип 4);
- внутренние «облака» крупных компаний (Fortune 1000) (тип 5), которые будут предоставлять услуги для внутреннего использования организациями-холдингами.
Узбекистан внедряет «облачные» технологии
Узбекистан один из первых среди стран Центральной Азии стал внедрять «облачные» технологии. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 03.07.2018 г. «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» ставится задача внедрения в отрасли экономики различных видов «облачных» технологий как одной из базовых направлений цифровизации на период до 2024 года. Далее о том, что уже сделано в этом направлении.
Национальный оператор связи АК O‘zbektelekom создала «облачный» дата-центр UZCLOUD (предоставление услуг проведения видеоконференций и дистанционной работы), который удовлетворяет растущий спрос со стороны государственных органов, учреждений, бизнеса, населения в хранении и передаче информации, а также в современных услугах на базе «облачных» вычислений.
На базе «облачного» дата-центра АК O‘zbektelekom в сотрудничестве с мировыми компаниями, представляющими интернет-сервисы, произведена локализация серверного оборудования и многочисленных сервисов IT-гигантов. Благодаря этому, интернет-пользователи в Узбекистане могут получать информацию и загружать данные гораздо быстрее.
O‘zbektelekom разработал также ряд «облачных» сервисов и услуг дата-центра, такие как «VDC Виртуальный дата-центр», «VDI Виртуальный рабочий стол», «ВКС – Видеоконференц-связь», Colocation, Webhosting, «Облачное видеонаблюдение» и другие, которые соответствуют стандартам международной системы Tier III по классификации Uptime Institute.
В сотрудничестве с российским VoD-сервисом IVI запущен эксклюзивный для территории Узбекистана проект https://ivi.uztelecom.uz – онлайн-кинотеатра с подпиской на каталог с более 95 тысячами фильмов с возможностью просмотра на любых устройствах для жителей Узбекистана. Кроме того, в 2019 году в Узбекистане был установлен игровой кластер одной из самых популярных компаний в мире Wargaming. Совместно с крупнейшими «облачными» провайдерами Российской Федерации осуществляется проект по цифровизации бизнеса в Узбекистане.
С учетом потребностей современной бизнес-среды, а также технических возможностей АК O‘zbektelekom предлагает следующие направления услуг: вычислительные услуги для В2G; интерактивный рынок В2С; интерактивный рынок малого и среднего бизнеса; крупный бизнес и финансовые институты; субпровайдерство.
Потребности цифровой экономики Узбекистана в «облачных» сервисах будут постоянно расти. Поэтому в рамках проекта «Развитие телекоммуникационной инфраструктуры АК O‘zbektelekom на 2021-2022 годы» предусматривается создание еще двух Центров обработки и хранения данных в Бухаре и Коканде общей емкостью каждая по 50 петабайт.
Заключение
Банковская система Узбекистана и экономика в целом в настоящее время развиваются в условиях обострения конкуренции на финансовых рынках. Дальнейшее эффективное развитие банковской индустрии и внедрение новейших технологий являются основой его конкурентоспособности. Но на сегодняшний день уровень использования «облачных» технологий в банках Узбекистана невелик. Поэтому внедрение и использование «облачных» технологий в банках является одним из ключевых направлений внедрения инноваций в финансовом секторе страны. При применении «облачных» технологий банки смогут предлагать более широкий спектр банковских услуг и тратить меньше ресурсов на поддержку информационных технологий и их защиту.
В заключение стоит отметить, что главная цель внедрения новейших информационных технологий в экономику Узбекистана, в частности в банковскую систему, будет способствовать снижению издержек производства, увеличению роста производительности труда и повышению качества предоставляемых услуг. В целях эффективного, поэтапного внедрения технологий цифровых инноваций в отрасли экономики необходимы обобщение и применение различных видов, форм и моделей «облачных» технологий, в первую очередь в банковской деятельности.
Особенности, которые необходимо учитывать
Рабочая группа IV по электронной торговле Комиссии ЮНСИТРАЛ на 55-й сессии в Нью-Йорке в конце апреля 2017 года выделила шесть особенностей «облачных» технологий, которые необходимо учитывать при предоставлении «облачных» услуг.
Первая – это широкий доступ к сети (доступ в любой момент из любой точки мира, где есть сеть интернет).
Вторая – количественное измерение услуги (по аналогии с коммунальными услугами).
Третья – работа в режиме коллективной аренды (выделение виртуальных ресурсов нескольким пользователям одновременно, чьи данные являются изолированными и недоступными для других).
Четвертая – самообслуживание по мере необходимости.
Пятая – быстрая адаптируемость (способность оперативно расширять и ограничивать масштабы доступа).
И шестая – это объединение ресурсов (провайдер может без ведома пользователя объединить как виртуальные, так и физические ресурсы для оптимизации обслуживания пользователя).
Исходя из этих особенностей, выделяются следующие преимущества «облачных» технологий: экономическая эффективность, мобильность, отсутствие потребности в собственной инфраструктуре, низкая стоимость обслуживания.
Недостатками являются отсутствие правового регулирования этого института, ограниченные возможности контроля за безопасностью.
В стране/Цифровая экономика
Аббас Шермухамедов, Дурдона Нарзуллаева, Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Дилора Абдуллаева, Ташкентский экономический университет
Журнал «Экономическое обозрение» №1 (253) 2021
Оставить комментарий