Узбекистан – Китай: торговое сотрудничество в новой интерпретации

Узбекистан – Китай: торговое сотрудничество в новой интерпретации
Фото: Пресс-служба Президента РУз

Акмалхон Олимхонов, 1-секретарь по торгово-экономическим вопросам Посольства Республики Узбекистан в Китае об отношениях нового типа и переходе от физического спроса к онлайн среде.

Автор считает, что бум трансграничной электронной торговли в Китае открывает перед Узбекистаном новые и еще большие возможности для развития торговли.

К отношениям нового типа

Укрепляемое Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и Председателем КНР Си Цзиньпином стратегическое партнерство крайне важно обеим сторонам не только с точки зрения политики и экономики, но и обеспечения дружественных связей двух народов. Это «отношения нового типа», нацеленные на эффективное достижение конкретных результатов. За короткий период во взаимоотношениях двух стран был накоплен значительный потенциал, который в том числе способствовал и сведению к минимуму влияния пандемии на продвижение двухсторонней торговли в 2020г. и 2021гг.

Так, например, в 2020 г., несмотря на продолжающуюся пандемию, компании Узбекистана широко приняли участие в 3-й Китайской международной выставки импортных товаров (CIIE-2020), подписав ряд торговых и коммерческих соглашений на сумму 300 млн. долларов.

Ожидается, что объемы товарооборота между обеими странами в 2021г. возрастут за счет расширения поставок продукции следующих отраслей: топливо-минеральная, текстильная, шелковая и кожевенная, цветные металлы, химическая и нефтехимическая, сельскохозяйственная.

Узбекистан в настоящее время форсирует индустриальное развитие, наращивая производство продукции с высокой добавленной стоимостью. В данном контексте можно отметить активный рост импорта из Китая в Узбекистан механических машин, оборудования по глубокой переработке минерально-сырьевых ресурсов, технологических линий по выпуску в первую очередь продукции с высокой добавленной стоимостью для выхода на международные рынки.

Кроме того, пандемия коронавируса в 2020г. оказала негативное влияние на мировую промышленность. В условиях спада производства, растущих потребностей в товарах медицинского назначения Китай активно экспортировал в Узбекистан товары по борьбе с коронавирусом.

Как отметил Президент Республики Узбекистан в своём видеобращении к участникам церемонии открытия «Третьей Китайской международной импортной выставки ЭКСПО-2020», «Узбекистан видит большие перспективы в широком экономическом партнерстве с Китаем на основе взаимодополняемости наших экономик. Активно поддерживает инициативу «Один пояс — один путь», открывающую широкие перспективы для укрепления региональной и межрегиональной взаимосвязанности».

Китай сегодня является крупнейшим рынком и занимает первое место в мире по объемам розничной торговли продовольствием. Потребление продуктов питания и напитков в КНР составляет более 1 трлн.долл. США и продолжает увеличиваться.

Позитивной тенденцией становится не только количественное, но и качественное изменение структуры торговли за счет увеличения статей экспорта. Прежде всего, готовой и сельскохозяйственной продукции. Так, в 2020г. впервые из Узбекистана в КНР были экспортированы 10 новых видов товарной номенклатуры, Посольством Республики Узбекистан в КНР получено разрешение на ввоз 16 наименований сельхозпродукции, в том числе: маш, черешня, дыня, острый перец, арахис, гранат, горькая и сладкая абрикосовая косточка, грецкий орех, кунжут, виноградная косточка, сушеный абрикос, изюм, сушёный чернослив, мёд и др.

Наибольшим спросом среди китайского потребителя пользуется маш (зеленый мунг). Эта бобовая культура включена в рацион каждого китайца. Благодаря полезным свойствам маша в кулинарии его используют по-разному: готовят блюда, кондитерские изделия, муку, приправы, йогурты и различные напитки.

Из-за нехватки собственного урожая зелёного маша Китай импортирует его из других стран. В числе основных поставщиков —Узбекистан, Мьянма, Индонезия, Австралия и Таиланд. Объемы ежегодного потребления маша растут из года в год: если в 2018 г. его потребление составило 89 тыс. тонн, то в 2019г. и 2020гг. — 113 тыс.тонн и 205 тыс.тонн соответственно.

С учетом растущего спроса объемы экспорта узбекского маша в КНР увеличились почти в 3 раза — с 28 тыс. тонн в 2019 г. до 75 тыс.тонн в 2020 г. При этом доля Узбекистана в общих объемах импорта зеленого мунга в Китай выросла с 26% до 36,5%.

В перечне продуктов, на которые КНР кардинально увеличил объемы импорта — сушеный изюм (41% от общих объемов импорта) и экстракт корня солодки (100%).

Растёт интерес китайских компаний к импорту узбекских свежих и сушёных фруктов, переработанным продуктам питания (джем, консервы, сублимированная продукция), кондитерским изделиям и др.

Климатические условия Узбекистана позволяют выращивать свежие фрукты, овощи и ягоды в большом количестве и широком ассортименте — ежегодно в республике производится порядка 20 миллионов тонн плодоовощной продукции. Такие объемы позволяют стране успешно развивать отрасль переработки сельскохозяйственной продукции и входить в число крупнейших мировых производителей плодоовощных консервов, овощных и фруктовых соков, винодельческой продукции, безалкогольных напитков, фруктовых и овощных пюре, паст и сиропов, сушенных, сублимированных и замороженных фруктов и овощей.

В этой связи, в 2021 году Посольством Узбекистана в КНР активно прорабатываются вопросы получения доступа на китайский рынок ещё для 7 новых видов продукции. Это виноград, лимон, свежий чернослив, сушеная дыня, сушеная черешня, персик и мясопродукты.

При этом продукция, экспортируемая из Узбекистана в Китай, полностью отвечает санитарно-гигиеническим и фитосанитарным нормам, предусмотренным Протоколами о фитосанитарных требованиях, подписанными между Госинспекцией по карантину растений Узбекистана и Главным таможенным управлением КНР.

От физического спроса к онлайн среде

В условиях активного распространения коронавирусной инфекции и в период длительного режима «Оставайтесь дома!» Китай не просто увеличивал импорт продовольствия со всего мира, но и активно внедрял инструменты онлайн-торговли на фоне роста числа пользователей интернета и востребованности онлайн-покупок. Ожидается, что в 2021 году число пользователей сетью Интернет в Китае достигнет 1,1 млрд. Треть всех покупок в КНР совершается онлайн, и более половины китайских потребителей предпочитают искать информацию о продуктах в интернете.

Такой бум трансграничной электронной торговли в Китае открывает перед Узбекистаном новые и еще большие возможности для развития торговли.

Так, в целях увеличения объемов и номенклатуры узбекских товаров в КНР Посольством создан электронный портал www.uzchinaexport.com на китайском, узбекском и английском языках для использования представителями деловых кругов двух стран.

Кроме того, в центральной части зоны свободной торговли города Ляньюньган (провинция Цзянсу) на площади 500 кв.м.был создан Торгово-выставочный дом «Uzbekistan» с широким ассортиментом как продовольственной, так и других видов продукции.

Данная площадка объединила в себе выставочную и торговую платформы с бондовой (беспошлинной) выставкой, торговлей товарами и услугами таможенной очистки, включая офлайн выставочный центр, центр онлайн-торговли и зону потребления. Такой подход позволяет китайским потребителям приобретать высококачественные узбекские товары более удобным способом и по более низкой цене.

Учитывая высокую актуальность спроса, Посольством Узбекистана уже ведется работа по увеличению числа подобных торговых платформ в других провинциях и городах КНР, в том числе в Чжэцзян, Гуандун, Шанхай и др.

Подобная динамика развития узбекско-китайского сотрудничества даёт основание утверждать, что взаимоотношения между двумя странами будут лишь нарастать и набирать новые импульсы.

Акмалхон Олимхонов

1-секретарь по торгово-экономическим вопросам Посольства Республики Узбекистан в КНР

Поделиться постом

Похожие новости