В случае вступления

В случае вступления

Стратегия развития Республики Узбекистан ставит своей целью создание конкурентоспособной экономики, широкое использование отечественных ресурсов с привлечением инновационных технологий и новых методов рыночного управления. Важную роль в этом процессе играет активизация внешнеэкономической деятельности с другими странами и группами стран.

В последние годы в республике большое внимание уделяется взаимодействию со странами, входящими в такие структуры, как ВТО и ЕАЭС. 11 декабря 2020 года Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. В связи с этим в настоящее время приобретает важное значение изучение возможных последствий вступления Узбекистана в ЕАЭС на правах полноценного участника на экономику, ее отдельные отрасли и отдельные виды деятельности. Для того, чтобы определить эффекты от возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС, целесообразно рассмотреть сложившиеся тенденции внешнеторгового оборота страны за последние годы.

Узбекистан в торговле с ЕАЭС

В целом внешнеторговый оборот республики по итогам января-декабря 2020 г. достиг уровня 36 299,3 млн. долл. США и, по сравнению с 2019 годом, снизился на 13,1%. При этом экспорт продукции в 2020 г. составил 86,6%, а импорт – 87,2% от уровня 2019 года. Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота снизилось с 6 833,6 млн. долл. в 2019 году до 6 043,8 млн. долл. США в 2020-м. В 2020 году более половины экспорта составляло золото.

Падение активности внешнеэкономической деятельности во многом связано с негативными последствиями от принятых защитных мер, направленных на сдерживание распространения COVID-19. Последствия от принятых мер сказались и на торговых отношениях со странами ЕАЭС.

Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами ЕАЭС за январь-декабрь 2020 г. составил 9 829,5 млн. долл. США, из которых экспорт – 3 175,5, а импорт – 6 654,0 млн. долл. США (отрицательное сальдо – 3 478,5 млн. долл.). Доля Узбекистана в общем объеме внешнеторгового оборота стран ЕАЭС за январь-декабрь 2020 года составляла 27,1%, в экспорте – 21,0%, импорте – 31,4%.

Узбекистан экспортирует в страны ЕАЭС природный газ, хлопковое волокно, автомобили, текстиль, обувь, плодоовощную и другую продукцию. В структуре экспорта текстильной продукции в 2020 году наблюдались следующие тенденции:

- наибольшая доля экспорта текстиля приходится на Российскую Федерацию – 655,5 млн. долл., или 34,1% от общего объема экспорта данной продукции;

- доля экспорта текстиля в Кыргызстан составила 283,9 млн. долл. США, или 14,8% от общего объема экспорта;

- доля плодоовощной продукции в экспорте в страны ЕАЭС составила 6,7%. Наибольший объем экспорта данной продукции осуществлялся в Российскую Федерацию (25,3%), Казахстан (24,9%), Кыргызстан (18,0%) от всего объема экспорта плодов и овощей.

По итогам января-декабря 2020 года в структуре импорта объем машин и транспортного оборудования достиг 7 955,2 млн. долл. США и снизился, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, на 16,9%. В целом, удельный вес в общем объеме импорта составил 37,6%. Основными странами-партнерами, экспортирующими промышленную продукцию в Республику Узбекистан, являются: Российская Федерация (37,4%, или 1340,5 млн. долл. США), Казахстан (13,0%, или 467,5 млн. долл. США).

По предварительным итогам в январе-марте 2021 года структура внешнеэкономической деятельности существенно не изменилась. Объем общего внешнеторгового оборота республики достиг 7 105,1 млн. долл. США, который, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, снизился на 930,0 млн. долл. США (сокращение на 11,6%).

Объем внешнеторгового оборота Узбекистана со странами ЕАЭС за I квартал 2021 г. составил 2 392,2 млн. долл. США, из которых экспорт – 766,1, а импорт – 1 626,1 млн. долл. США (отрицательное сальдо – 860,1 млн. долл. США). Доля Узбекистана в общем объеме внешнеторгового оборота со странами данной международной организации за этот период составила 33,7%, в общем объеме экспорта – 31,9%, импорта – 34,5%. Узбекистан расширяет свое участие в торговых отношениях со странами ЕАЭС (доля республики возросла с 27,1% в 2020 году до 33,7% в I квартале 2021 года). Данная тенденция характерна как для экспорта, так и для импорта.

По-прежнему усиливается дисбаланс в торговых отношениях между Узбекистаном и Российской Федерацией (экспорт – 361,0, импорт – 916,5 млн. долл. США), Узбекистаном и Казахстаном (экспорт – 247,6, импорт – 619,1 млн. долл.). В торговых отношениях между Узбекистаном и Кыргызстаном, а также между Узбекистаном и Арменией сальдо торгового баланса сложилось положительным. Наибольшая доля экспорта текстильной продукции приходится на Российскую Федерацию (209,4 млн. долл. США, или 32,8%), Кыргызстан (84,0 млн. долл., или 13,2%).

За январь-март 2021 года общий объем импорта продукции в Узбекистан составил 4 707,0 млн. долл. США (снижение темпов роста, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, – 1,3%). Основную часть в его структуре занимают машины и транспортное оборудование (29,5%), промышленные товары (18,7%), а также химические вещества и аналогичная продукция. Среди импортируемой продукции наибольший рост отмечается по зерновой продукции (140,6%), табаку и табачным изделиям (107,0%), углю, коксу и брикетам (141,8%), растительным маслам и жирам (157,0%), медицинской и фармацевтической продукции (132,9%). За тот же период импорт чугуна и стали в Узбекистан увеличился на 18,7%, текстильной пряжи, тканей и готовых изделий – на 48,2%, специальных приборов и аппаратов – на 38,4%, различных готовых изделий – на 53,6%.

Возможные изменения при вступлении

Анализ структуры внешнеторгового оборота показывает, что у Узбекистана с Российской Федерацией, Казахстаном и Беларусью сложилось отрицательное сальдо взаимных поставок. В связи с этим при вступлении Узбекистана в ЕАЭС необходимо предусмотреть реализацию мер по сокращению дисбаланса в экономических отношениях с этими странами.

Учитывая состояние отраслей национальной экономики, сложившиеся тенденции во внешнеторговых связях, можно отметить, что при вступлении Узбекистана в ЕАЭС масштабы экспорта готовых изделий (одежда, обувь) и другой промышленной продукции из Узбекистана в страны ЕАЭС существенно не изменятся (за исключением группы «автомобилестроения»). Сложившаяся тенденция ускоренного развития экспорта сельскохозяйственной продукции будет и дальше расширяться.

В случае вступления Узбекистана в ЕАЭС (как и в ВТО) на правах полноправного члена этой организации, естественно, станет необходимым внесение изменений в систему налогообложения. Главное требование этих организаций – формирование одинаковых конкурентных условий для всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в странах-членах соответствующего сообщества.

Так как, согласно Договору о ЕАЭС (далее – Договор), на таможенной территории Союза должен применятся Единый таможенный тариф (далее – ЕТТ), то это, в свою очередь, обуславливает необходимость пересмотра таможенно-тарифной политики страны – кандидата в члены ЕАЭС, так как таможенный тариф этой страны должен соответствовать либо должен быть приведен в соответствие с требованиями ЕТТ ЕАЭС. Однако в настоящее время нельзя однозначно сказать, что ЕТТ в полном объеме применяется в торговле со всеми странами-участниками ЕАЭС.

Так, имеются многочисленные изъятия из ЕТТ у Армении, Кыргызстана и Казахстана, которые установили уровни импортных пошлин, отличающиеся от ставок ЕТТ. При этом если изъятия у Армении, Кыргызстана носят временный характер – до 2022 года, то для Казахстана перечень изъятий состоит из 3317 наименований и будет применятся на бессрочной основе. Это связано с обязательствами, установленными для Республики Казахстан в рамках вступления в ВТО.

Базовым Договором предусмотрено, что государство, присоединившееся к ЕАЭС, обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, по сравнению с ЕТТ, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства-члены без доплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров. Таким образом, вопреки требованиям Договора сегодня можно говорить только об условном выполнении требований ЕТТ и условном свободном передвижении товаров внутри ЕАЭС.

Необходимо также отметить, что, в случае вступления Узбекистана в ЕАЭС, следует ожидать согласования перечня изъятий при применении ЕТТ, и этот перечень может состоять из наименований товаров, на которые установлены более низкие ставки таможенных пошлин, чем в ЕТТ, или наоборот.

Что касается вопросов, касающихся использования косвенных налогов при импорте товаров, то в соответствии с Договором взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения. Предусмотрены применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена.

Поэтому, в случае вступления в ЕАЭС на правах полноправного субъекта, Узбекистану будет необходимо модернизировать национальный режим внутреннего налогообложения. С другой стороны, Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года также обязывал Узбекистан ввести согласованный национальный режим внутреннего налогообложения сроком до 31 декабря 2020 года.

Кроме того, согласно Договору, взимание косвенных налогов по импортируемым товарам осуществляется налоговым органом государств-членов ЕАЭС, за исключением товаров, маркируемых акцизными марками. Взимание акцизного налога по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, осуществляется таможенными органами, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена ЕАЭС. Следовательно, в нормативно-правовые акты Республики Узбекистан, регаламентирующие взимания косвенных налогов, также будет необходимо внести соответствующие изменения.

Статьей 52 Договора установлено, что порядок разработки и принятия технических регламентов, а также порядок внесения в них изменений и отмены определяются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). При этом технические регламенты ЕАЭС или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый ЕЭК единый перечень. Государства-члены ЕАЭС должны не допускать установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в данный перечень.

Таким образом, в случае вступления в ЕАЭС, вопросы технического регулирования, действующие на территории Республики Узбекистан, также должны претерпеть изменения. В связи с этим следует отметить, что вышеупомянутый Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года также обязывает Узбекистан привести все меры технического регулирования, санитарные и фитосанитарные меры в соответствие с принципами Соглашений ВТО по Техническим барьерам в торговле и Соглашением ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам. Необходимо отметить, что эти меры также уже должны были применяться в Узбекистане.

Как это было отмечено, вопросы разработки и применения технических регламентов, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинно- фитосанитарных мер входят в компетенцию органов ЕАЭС. Однако в реальности все вопросы, связанные с подготовкой стандартов, технических регламентов, процедур подтверждения соответствия, государственным контролем и надзором, метрологическим контролем и мерами ответственности, относятся к полномочиям национальных органов стран ЕАЭС. Имеет место двухуровневое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Выводы

В случае присоединения к ЕАЭС, Узбекистану также придется сталкиваться с проблемами в области технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер, имеющих место в ЕАЭС. Поэтому в целях избежания указанных проблем считаем необходимым привести в соответствие с общепризнанными международными стандартами и нормами международного права стандарты и нормативно-правовую базу Республики Узбекистан, регламентирующие вопросы технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер и практику их применения. Это касается и Соглашений ВТО по Техническим барьерам в торговле и Соглашений ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам, что даст более широкую возможность узбекским производителям экспортировать свои товары не только в страны ЕАЭС, но и во все государства, которые являются членами ВТО.

Учитывая то, что в случае вступления Узбекистана в ЕАЭС таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД может претерпеть существенные изменения, считаем целесообразным таможенным и налоговым органам произвести соответствующие расчеты в целях оценки потерь (приобретения) для Государственного бюджета по таможенным и налоговым платежам.

В заключение можно отметить, что Узбекистану первоначально целесообразно активизировать процесс вступления в ВТО, а затем уже в ЕАЭС. Это связано с тем, что практически все страны ЕАЭС (за исключением Республики Беларусь) являются членами ВТО. В этом случае Узбекистану уже не нужно вновь проводить существенные реформы в сфере налогово-таможенной политики, так как она будет практически распространяться на все страны ЕАЭС.

Вступление Узбекистана в ВТО (а также в ЕАЭС) будет способствовать существенному улучшению структуры экспорта и импорта в том случае, если будет правильно построена торговая политика страны, будут введены эффективные механизмы стимулирования и заключены выгодные условия для переходного периода для тех сфер деятельности, в которых у Узбекистана имеется существенный потенциал для развития.

В стране/Внешнеэкономическая деятельность

Воронин С.А., профессор РЭУ им Г.В. Плеханова в г. Ташкенте

Каххаров А. С., Амонов Р.Н., Институт бюджетно-налоговых исследований

Журнал «Экономическое обозрение» №7 (259) 2021

Поделиться постом

Похожие новости