В своей рубрике «COVID-19 глазами экономистов» журнал «Экономическое обозрение» продолжает публиковать мнения международных и отечественных экспертов и аналитиков об опасностях пандемии и мерах поддержки экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для большинства стран мира. Чтобы приостановить распространение коронавирусной инфекции многие страны вводили карантин, а некоторые объявляли чрезвычайное положение. Тем не менее, результаты противодействия распространению коронавирусной инфекции в различных странах сильно различаются между собой. В одних странах достаточно быстро удавалось локализовать распространение заболеваний, а в других заболеваемость продолжает расти. Одной из наиболее успешно справляющейся с пандемией стран является Вьетнам, опыт которого в этом направлении может оказаться полезным для Узбекистана.
Эффективная реакция на COVID-19
Вьетнам считался очень уязвимым к пандемии, учитывая его длинную границу и обширную торговлю с Китаем, густонаселенные городские районы и ограниченную инфраструктуру здравоохранения. Но эпидемиологически эффективная стратегия сдерживания во Вьетнаме привела только к 352 подтвержденным случаям заболеваний. При этом страна одной из самых первых отменила практически все внутренние ограничительные меры.
Первый случай COVID-19 во Вьетнаме был зарегистрирован 23 января 2020 года. Пациентами были мужчина из Ухани и его сын, проживавший во Вьетнаме. Третьим пациентом и первым с вьетнамским гражданством была 25- летняя женщина, которая ездила в Ухань по делам и вернулась во Вьетнам 17 января 2020 года. Через неделю после подтверждения первого случая был сформирован национальный руководящий комитет для координации стратегии по борьбе с коронавирусом, включающий все правительство, который первоначально собирался каждые два дня.
В то время как лидеры многих стран на первых этапах преуменьшали угрозу COVID-19, правительство Вьетнама четко и решительно сообщило об опасностях этой болезни еще до того, как было сообщено о первом подтвержденном случае. 9 января Министерство здравоохранения впервые предупредило граждан об угрозе. С этого момента правительство постоянно общалось с общественностью, добавляя краткие сообщения к каждому телефонному звонку в стране, и пользуясь широким использованием социальных сетей. Во Вьетнаме 64 миллиона активных пользователей Facebook и у 80 процентов пользователей смартфонов во Вьетнаме установлено локальное приложение для социальных сетей Zalo.
В течение следующих четырех месяцев после достоверно установленного первого заболевания было выявлено чуть более 300 случаев при нулевой смертности. Подобный успех объясняется несколькими ключевыми факторами, которые включают хорошо развитую систему общественного здравоохранения, сильное центральное правительство и упреждающую стратегию сдерживания, основанную на всестороннем тестировании, отслеживании и карантине.
Вьетнам применил целенаправленный подход к выявлению заболеваний, усилив тестирование в районах с активным общением людей и введя три степени отслеживания контактов для каждого положительного случая. В результате этого сотни тысяч людей, включая международных туристов и тех, кто имел тесный контакт с людьми с положительным тестом, были помещены в карантинные центры, находящиеся в ведении правительства, что значительно сократило возможность распространения инфекции. Места с опасной долей распространения болезни были немедленно заблокированы.
Исходя из прошлого опыта
Столь успешная стратегия Вьетнама в борьбе с коронавирусом была основана на его опыте с предыдущими вспышками инфекционных заболеваний, таких, как острый респираторный синдром или атипичная пневмония в 2003 году. Исходя из этого опыта вопросы необходимости предотвращения распространения инфекции были определены более приоритетными, чем возникающие экономические проблемы. Необходимые меры в этом направлении оперативно осуществлялись с помощью военных, служб общественной безопасности и организаций местного управления, что свидетельствует о некоторых особенностях, уникальных для Вьетнама. Эффективные и прозрачные коммуникации позволили доносить всю необходимую информацию до населения в онлайн режиме.
Следует также отметить, что успехи Вьетнама в борьбе с коронавирусом и практическое отсутствие смертности обусловлены также тем, Вьетнам в течение многих лет вкладывает значительные средства в систему здравоохранения. Расходы на здравоохранение на душу населения в период с 2000 по 2016 год увеличивались в среднем на 9,0 процента в год. Эти инвестиции окупают себя благодаря быстрому улучшению показателей здоровья.
Вьетнам давно поддерживает надежные системы сбора и агрегирования данных от учреждений общественного здравоохранения и в 2009 году перешел на веб-систему в этой сфере, работающую практически в режиме реального времени. С 2016 года больницы обязаны в течение 24 часов сообщать о заболеваниях, подлежащих регистрации, которые вносятся в центральную базу данных. Благодаря этому министерство здравоохранения отслеживает эпидемиологические изменения по всей стране в режиме реального времени.
Экономические оценки
Не смотря на то, что Вьетнам успешно ограничил распространение COVID-19, он не защищен от его экономического воздействия. Ожидается, что более слабый внутренний и внешний спрос значительно замедлит экономический рост с 7 процентов в последние годы до 2,7 процента в 2020 году.
Однако ожидается, что негативный экономический эффект будет более слабым, чем в большинстве других стран региона. Перспективы восстановления выглядят блестящими, поскольку ограничивающие меры были достаточно быстро отменены, предприятия возобновили работу, а потребители посещают рестораны и магазины. Уже наблюдаются предварительные признаки восстановления на внутреннем рынке: розничные продажи и промышленное производство восстанавливаются с ранее достигнутых минимумов.
В то время как в большинстве стран с развитой экономикой для борьбы с пандемией была принята дорогостоящая стратегия массового тестирования, Вьетнам сосредоточился на случаях с высоким риском и подозрением и провел всего 350 000 тестов, что составляет относительно небольшую долю его населения. Тем не менее, около 1000 человек на каждый подтвержденный случай были протестированы, что является самым высоким показателем в мире. Правительство оценило бюджетные расходы на борьбу с пандемией примерно в 0,2 процента ВВП, причем около 60 процентов было потрачено на оборудование, а остальная часть - на мероприятия по локализации.
Выводы для Узбекистана
Уроки успешной стратегии раннего обнаружения и сдерживания пандемии во Вьетнаме заслуживают подробного изучения, чтобы другие страны могли применять их на собственной практике. На основе изучения опыта Вьетнама можно сформулировать следующие выводы.
У Узбекистана нет опыта борьбы с эпидемиями (птичьий грипп и т.д.), в том числе и ответственного отношения граждан к соблюдению карантинных требований, что необходимо для того, чтобы замедлить распространение вируса. Но Узбекистан может извлечь те же уроки из COVID-19.
Ранние действия, от закрытия границ до тестирования и блокировок, могут обуздать распространение пандемии до того, как она выйдет из-под контроля. Тщательное отслеживание контактов может помочь в разработке целевой стратегии сдерживания. Карантин, основанный на возможном воздействии, а не только на симптомах, может уменьшить бессимптомную передачу болезни.
Четкие коммуникации правительства с населением и бизнесом, доведение необходимой информации тоже имеют важное значение. Это позволяет более вовлекать в активное участие в реализации необходимых мер не только правительственные учреждения, но и бизнес, финансовые институты и население.
Страна должна инвестировать больше в инфраструктуру общественного здравоохранения, включая создание центров неотложной помощи, системы эпидемнадзора, что позволяет государству более успешно справляться с кризисами, вызванными эпидемиями.
Шахло Махкамова, Умидахон Нарзуллаева, Шохруххўжа Фахриддинхўжаев, Институт Бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан
Оставить комментарий