Всемирный банк опубликовал очередной выпуск «Обзора экономики региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА)». В рамках доклада анализируется текущее состояние экономик в 23 странах региона и даются прогнозы их социально-экономического развития в 2021 и 2022 гг. Ниже представлен анализ в рамках доклада в части, касающейся ситуации в Узбекистане.
Согласно прогнозам, в 2021 г. экономика Узбекистана частично восстановится от последствий кризиса, вызванного пандемией COVID-19 после резкого замедления темпов роста в 2020 г. До полного восстановления экономики необходимо продолжить предоставление поддержки социально уязвимым домохозяйствам и сильно пострадавшим предприятиям с целью смягчения влияния пандемии на их благосостояние.
Среднесрочные экономические перспективы страны остаются благоприятными по мере улучшения состояния экономик стран-торговых партнеров и мировой экономики в целом, а также осуществления властями реформ по снижению роли госпредприятий в экономике с целью стимулирования роста, движимого частным сектором, и повышения эффективности производства. Для ускорения процесса сокращения уровня бедности необходимо уделить внимание реформам, результатом которых станет увеличение официальной занятости населения, доходов и экономических возможностей для граждан.
Основные условия и вызовы
После завершения начального этапа рыночной либерализации Узбекистан переходит к следующей, более сложной фазе реформ, связанных с реформированием рынка прав пользования и владения землей, рынком труда и рынком капитала, а также трансформацией государственных предприятий.
Наиболее важной среднесрочной задачей станет обеспечение инклюзивности и прозрачности реформ. Снижение роли государства в экономике за счет ускорения реформ госпредприятий и создания конкурентоспособной и инклюзивной модели экономического роста, движимой частным сектором, поможет устранить наследие модели, движимой государством. Прошлая экономическая модель роста хотя и обеспечивала высокие темпы роста ВВП (в среднем около 6% в год в период с 2000 по 2016 гг.), но была не способна создать достаточное количество рабочих мест для быстрорастущего населения и экономические возможности для граждан.
Кризис, спровоцированный пандемией COVID-19, продемонстрировал еще большую важность перехода к рыночной экономике. Около 9% населения страны по-прежнему живет за чертой бедности (рассчитанной Всемирным банком для стран с уровнем доходов ниже среднего - 3,2 доллара в день на человека по паритету покупательной способности на 2011 г.). Ещё большее число людей живут близко к данной черте. В разгар карантинных ограничения эта проблема достигла еще больших масштабов – дополнительно почти один миллион граждан оказались за чертой бедности.
Для снижения данных рисков правительству, помимо обеспечения динамичного роста экономики, потребуется уделить внимание реформам по укреплению системы социальной защиты, улучшению условий на рынке труда и устранению препятствий для развития человеческого капитала посредством улучшения услуг здравоохранения и образования. Важным признаком успеха реформ будет более широкое участие и доля частного сектора в экономике, а также более высокое качество созданных рабочих мест. Решить эти проблемы при ограниченном административном потенциале будет сложнее из-за продолжающегося воздействия пандемии.
Последние тенденции
Рост ВВП в Узбекистане резко снизился с 5,8% в 2019 г. до 1,6% в 2020 г. Это было связано с введением карантинных ограничений и сбоем в торговых операциях по причине пандемии. Вместе с тем Узбекистан остался одной из немногих стран в регионе Европы и Центральной Азии, продемонстрировавших рост экономики по итогам прошлого года (см. Таблицу 1 ниже). Этому способствовали стабильный роста производства сельхозпродукции и существенные антикризисные меры правительства, позволившие увеличить расходы на здравоохранение и экономическую поддержку домохозяйств и предприятий.
Налогово-бюджетное стимулирование и сокращение объемов инвестиций, экспорта и импорта по причине пандемии создало ситуацию, при которой из компонентов ВВП росло потребление (государственное и частное) в 2020 г., сделав его основным драйвером роста экономики со стороны спроса впервые за более чем десять лет.
Уровень безработицы вырос с 9% в 2019 г. до 11,1% в сентябре 2020 г. Уровень бедности вырос до 9%, значительно превысив докризисный прогноз, составлявший 7,4% в 2020 г. Это связано с потерей рабочих мест, сокращением доходов населения и объемов денежных переводов трудовых мигрантов по причине пандемии. Существенное расширение программ социальной помощи предоставило определенную поддержку пострадавшим домохозяйствам страны.
Дефицит текущего счета платежного баланса сократился с 5,7% от ВВП в 2019 г. до 5,2% от ВВП в 2020 г., как результат роста экспорта золота на 18%, который помог ограничить сокращение общего объема экспорта до 15% в прошлом году. Импорт снизился на 17% в основном по причине резкого сокращения импорта машин, оборудования и товаров производственного назначения. Увеличение внешних заимствований помогло покрыть дефицит текущего счета платежного баланса.
Более низкие поступления доходов в госбюджет и более высокие расходы госбюджета стали причиной увеличения бюджетного дефицита с 3,9% от ВВП в 2019 г. до 4,4% от ВВП в 2020 г. Замедление роста ВВП и налоговые отсрочки и льготы в пакете государственных мер налогово-бюджетного стимулирования (в размере около 2,5% от ВВП) привели к сокращению доходов госбюджета, в то время как затраты в рамках этого пакета увеличили его расходную часть.
Более высокие доходы госбюджета в виде дивидендов от продажи золота, сокращение некоторых менее приоритетных государственных расходов и программ целевого кредитования существенно компенсировали влияние налогово-бюджетного стимулирования на госбюджет, предотвратив резкий рост его дефицита.
Увеличение иностранных заимствований для покрытия дефицита госбюджета увеличило внешний государственный и гарантированный правительством долг до 37,9% от ВВП в 2020 г. Золотовалютные резервы, эквивалентные 60% от ВВП, выступают в роле подушки безопасности на случай неблагоприятных внешних шоков.
Меньшие темпы роста регулируемых государством цен во время пандемии компенсировал небольшой рост цен на продукты питания, что привело к снижению годовой инфляции потребительских цен до 11% в декабре 2020 г. (по сравнению с 15,2% годом ранее). Тенденция снижения инфляции позволила Центральному банку Узбекистана понизить основную ставку с 16% до 14%. Рост объемов кредитования экономики замедлился с 52% в 2019 г. до 34% в 2020 г. в результате более высоких реальных процентных ставок, сокращения государственных программ субсидированного кредитования и влияния пандемии.
Предприятия и домохозяйства также получили существенные отсрочки по выплате кредитов в течение года. Коэффициент достаточности капитала банковского сектора снизился с 23,5% в конце 2019 г. до 18,4% в ноябре 2020 г. В результате пандемии проблемные кредиты увеличились втрое – до 4,5% от общих кредитов в ноябре 2020 г. Тем не менее, финансовая система Узбекистана обладает достаточными объемами капитала, чтобы справиться с возможными кредитными потрясениями.
Перспективы экономического развития
Согласно прогнозам, рост ВВП восстановится до 4,8% в 2021 г. Однако на темпы роста может повлиять неопределенность, связанная с темпами восстановления мировой экономики и успешностью национальной кампании вакцинации населения от COVID-19.
Постепенное восстановление торговли и потоков инвестиций, объемов денежных переводов трудовых мигрантов, богатый урожай сельхозкультур и вакцинация населения будут способствовать экономическому восстановлению и стимулировать дальнейшее сокращение безработицы и бедности. В 2022 г. прогнозируется более высокий рост ВВП (до 5,5%) по мере ускорения темпов вакцинации населения и ослабления сбоев в мировой экономике.
Прогнозируется, что дефицит текущего счета платежного баланса увеличится до 5,5% от ВВП в 2021 г. по мере восстановления объемов импорта машин, оборудования и других товаров производственного назначения в рамках крупных инвестиционных проектов. Несмотря на прогнозы частичного восстановлении объемов прямых иностранных инвестиций после их спада в 2020 г., ожидается, что государственные и частные заимствования продолжат финансирование большей части дефицита текущего счета платежного баланса.
Согласно прогнозам, сокращение доходов госбюджета, закупка вакцин, расширение социальной поддержки населения и увеличение объемов финансирования программ социально-экономического развития и государственного кредитования предприятий, увеличат бюджетный дефицит до 5,4% от ВВП в 2021 г. Он будет финансироваться в основном за счет увеличения государственных заимствований.
Ожидается, что государственный долг Узбекистана достигнет 42% от ВВП в 2021 г. и стабилизируется примерно на уровне 45% от ВВП в среднесрочной перспективе. По мере улучшения условий для домохозяйств и предприятий, постепенная отмена антикризисных мер приведет к сокращению дефицита госбюджета в среднесрочной перспективе.
Таблица 1. Сводное изложение предположений относительно темпов экономического роста в регионе Европы и Центральной Азии (рост реального ВВП в рыночных ценах (%), если не указано иное) |
Источник: Всемирный банк
Примечания: ВВП и компоненты расходов измеряются в ценах 2010 г. по рыночным обменным курсам, если не указано иное. Оценки Всемирного банка часто обновляются на основе новой информации и с учетом меняющихся обстоятельств (в мире). Следовательно, цифры, представленные в таблице, могут отличаться от тех, что содержатся в других документах Всемирного банка, даже если базовые оценки перспектив стран не отличаются в тот или иной конкретный момент времени.
Дополнительная информация доступна по ссылке www.worldbank.org/gep. О = оценка; П = прогноз.
Оставить комментарий