COVID-19: Европа бьет по вирусу из базуки

COVID-19: Европа бьет по вирусу из базуки

В своей новой рубрике «COVID-19 глазами экономистов» журнал «Экономическое обозрение» продолжает публиковать мнения ведущих международных и отечественных экспертов и аналитиков об опасностях пандемии и мерах поддержки экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Ведущие экономисты всего мира призывают к быстрым политическим действиям, чтобы смягчить экономический ущерб от глобальной пандемии коронавируса. В новой книге, которая содержит статьи, собранные британскими учеными Центра исследований экономической политики (CEPR) и аналитического портала VoxEU.org профессорами экономики Ричардом Болдуином и Беатрис Ведер ди Мауро, эксперты единодушны в том, что аргументы в пользу решительного и скоординированного бюджетного стимулирования неопровержимы.

В статье автор предлагает пакет на 500 миллиардов евро («базука» на языке министра финансов Германии Олафа Шольца) для борьбы с вирусом, стабилизации европейской экономики и защиты рабочих мест, пока экономика будет находиться в «морозильнике». Также обсуждаются источники финансирования.

Пакет имеет три цели:

  • Во-первых, чтобы помочь государствам-членам с расходами на здравоохранение, которые им необходимы для победы над этой пандемией.
  • Во-вторых, обеспечить финансовую поддержку компаниям, особенно малым и средним предприятиям.
  • В-третьих, поддержать схемы защиты занятости во всех государствах-членах, чтобы потеря рабочих мест была на минимуме.

Для финансирования данного пакета имеется три альтернативы:

  • Во-первых, статус-кво, когда государства-члены финансируют расходы, как и сейчас, с ЕЦБ, готовым вмешаться по мере необходимости, когда и если рынки столкнутся с риском финансирования растущего долга.

Однако этот «путь наименьшего сопротивления» на самом деле довольно рискованный, поскольку он может заставить ЕЦБ подойти слишком близко к пределам своего мандата.

  • Второе - и самое быстрое с юридической точки зрения и наименее политически затратное - ценные бумаги с государственными облигациями (SBBS), решение по которым принято Европейским парламентом в марте 2019 года, по которым отсутствует только одобрение Совета, которое может быть принято в сжатые сроки.
  • В-третьих, финансирование возможно через Европейский механизм стабильности (ESM), который, чтобы облегчить его использование, должен вступить в действие чрезвычайной процедуры.

Меры, объявленные Европейской комиссией на этой неделе, были направлены на достижение двух целей: в полной мере использовать гибкость в правилах финансовой и государственной помощи ЕС и мобилизовать европейский бюджет. Комиссия решила, что Европа не будет препятствовать принимаемым мерам стран-членов ЕС, но она не мобилизовала новые ресурсы для оказания помощи таким мерам .

Для достижения целей Европы в борьбе с коронавирусом 500 миллиардов евро распределены по основным приоритетам, которые наметила Комиссия:

  • Помогать государствам-членам взять на себя расходы на здравоохранение, в которых они нуждаются.

Увеличение расходов на здравоохранение на 5% в ЕС обойдется примерно в 50 миллиардов евро. Это обеспечило бы медицинское реагирование в масштабах ЕС в таких областях, как закупка медикаментов, набор медицинского персонала и переоснащение различных объектов для работы в качестве временных больниц.

  • Финансовая поддержка для компаний, особенно МСП. Такая программа обеспечит гарантии, кредитные линии и займы на пополнение оборотного капитала, чтобы МСП оставались ликвидными и могли вернуться в нормальное состояние, когда экономика будет «заморожена».

Это будет означать программу с уровнем амбиций немецкой «базуки». Уровень амбиций Германии повлечет за собой программу на уровне 2,2 трлн евро на уровне ЕС. Если предположить, тот уровень кредитного плеча, которого может достичь ЕИБ, потребуются гарантий в размере около 275 млрд евро.

  • Европейская программа Kurzarbeit - программа поддержки краткосрочных средств защиты занятости во всех государствах-членах.

Основной целью этих объектов будет обеспечение ликвидности предприятий без необходимости сокращение рабочих мест. Вместо этого, компании могли бы сократить рабочие часы (на 100%, если это необходимо) в рамках этих схем. Государство будет компенсировать рабочим (значительную часть) потерянную заработную плату.

Несмотря на то, что пакет будет финансироваться из государственных средств, если программа не будет работать в течение длительного периода времени, она в конечном итоге сэкономит деньги для налогоплательщика, поскольку будет поддерживать связь между работниками и фирмами и избегать риска глубокой рецессии.

Учитывая, что в 17 государствах-членах ЕС уже действуют четкие программы Курзарбейта, в остальном ему придется финансировать другие аналогичные программы поддержки занятости. Общее условие заключается в том, что связь между работником и работой не прерывается, поэтому договор остается в силе.

Такая программа также может стать трамплином к созданию Европейского перестрахования по безработице. Для этого согласованного пакета и при условии, что правительства ЕС профинансируют половину затрат на сокращение рабочего времени работников ЕС на 8% в течение трех месяцев, стоимость этого этапа составит около 175 миллиардов евро.

Источником финансирования данного пакета автор предлагает:

  • Вмешательство ЕЦБ
  • Создать европейский безопасный актив или
  • Интегрировать Европейский механизм стабильности в правовую базу ЕС.

Поделиться постом

Похожие новости