Распространение коронавируса в Италии: задачи смягчения последствий

Распространение коронавируса в Италии: задачи смягчения последствий

Ведущие экономисты всего мира призывают к быстрым политическим действиям, чтобы смягчить экономический ущерб от глобальной пандемии коронавируса. В новой книге, которая содержит статьи, собранные британскими учеными Центра исследований экономической политики (CEPR) и аналитического портала VoxEU.org профессорами экономики Ричардом Болдуином и Беатрис Ведер ди Мауро, эксперты единодушны в том, что аргументы в пользу решительного и скоординированного бюджетного стимулирования неопровержимы.

_______________________________________________________________________________________________________________

О ситуации в Италии профессоры экономики Оливье Бланшар, Альберто Алезина и Франческо Джавацци

Медицинская ситуация в Италии сегодня тяжелая. По состоянию на 15 марта уровень распространения вируса на миллион человек составил 350 в Италии, 56 в Китае, 160 в Южной Корее и 150 в Иране.

Правительство Италии приняло такие же строгие ограничения на мобильность людей, которые были приняты в провинции Хубэй (КНР). Однако, правительство не посылало армию на улицы, поскольку итальянцы следовали новым правилам с большим чувством дисциплины.

Тем не менее, по мнению ряда экономистов для того, чтобы максимально ограничить негативные последствия пандемии, правительство должно сосредоточиться на следующем:

Расширение возможности больниц

Правительство Италии должно уделять большое внимание расширению возможности больниц. Как объяснил профессор Гоуринчас, сдерживание распространения вируса тесно связано с возможностями системы здравоохранения. Согласно данным ОЭСР, в настоящее время по количеству больничных коек на 1000 жителей, Италия близка к Финляндии, выше, чем Испания и Израиль, но намного ниже Японии, Южной Кореи и Германии.

Фискальное вмешательство Центрального банка Италии в виде «вертолетных денег»

Один из инструментов избегания падения спроса во время экономического кризиса является гарантия правительства, которая обеспечит доход своим гражданам. Таким образом, люди будут чувствовать уверенность в своих доходах и не будут сокращать свои потребления.

Наряду с этим, правительству необходимо направить финансовую помощь на предприятия, которые сильно пострадали от пандемии. Особенно это касается туристической индустрии, на долю которой приходится 13% ВВП Италии.

Центральный Банк может выполнить эту задачу путем предоставления юридическим и физическим лицам безвозвратную помощь для покрытия их расходов без увеличения финансовых обязательств. Такой вид фискальных вмешательств называется «Вертолетные деньги», и это очень мощный инструмент. Однако, политикам следует прибегать к ним только в чрезвычайных ситуациях, когда другие варианты неизбежно окажутся неэффективными или вызовут текущие или будущие нежелательные последствия.

Однако, фискальная интервенция в виде «вертолетных денег» создаст следующие проблемы в применении:

  • За короткий промежуток времени трудно определить размер перевода, на который будет иметь право каждое предприятие или физическое лицо;
  • Такое вмешательство может считаться незаконным во многих юрисдикциях. В частности, тот факт, что временная денежно-кредитная политика определяется требованиями фискальной власти, может восприниматься как явное нарушение принципа независимости Центрального банка;
  • Использование такой политики правительствами может стать источником инфляции и вызвать изменения в поведении индивидов.

Привлечение дополнительного финансирования от Европейского центрального банка

Принятые меры по борьбе с Коронавирусом в Италии будут иметь большие экономические и финансовые издержки. По мнению Оливье Бланшара, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и его члены должны смягчить свои требования и помочь правительству Италии справиться с пандемией. Так как долговая устойчивость экономики Италии не в опасности и даже значительное увеличение коэффициента задолженности при нынешних низких процентных ставках не создает опасности для долговой устойчивости экономики Италии.

Однако существует вероятность того, что процентные ставки могут возрасти из-за страха частных инвесторов к неуплате им долгов со стороны государства, что приводит к самому кризису. Таким образом, требуется совместная работа европейских стран и вмешательство ЕЦБ для финансирования дефицита бюджета Италии и поддерживания низких ставок. ЕЦБ может выполнить эту задачу путем количественного смягчения.

Методы вмешательства ЕЦБ в работу рынка:

  • Программа прямых денежных операций (ППДО). Это программа Европейского центрального банка, в рамках которой банк совершает покупки на вторичных рынках суверенных облигаций при определенных условиях, выпущенных государствами-членами Еврозоны. Поскольку для этого требуется согласие как Италии, так и всех стран-членов Евросоюза, другие страны могут отказаться из-за морального риска, и таким образом ППДО требует времени.
  • Как и Банк Японии, ЕЦБ может напрямую покупать государственные облигации Италии по заданному курсу. Однако объем вмешательства зависит от «ключа капитала», который определяется размером доли стран-членов в ЕЦБ и лимитом (33%) на долговые активы ЕЦБ страны.

Таким образом, отмечает Бланшар, Европейский центральный банк должен ослабить свои требования и вмешаться в итальянскую экономику, в противном случае произойдёт еще один евро кризис.

Поделиться постом

Похожие новости