Образование для туризма

Образование для туризма

Индустрия туризма считается одной из самых быстроразвивающихся и перспективных отраслей экономики. Туристической индустрии во всем мире требуются профессионально подготовленные кадры. На сегодняшний день в Республике Узбекистан в процессе реализуемых реформ по развитию туризма особое внимание уделяется подготовке кадров, повышению квалификации специалистов. Главным достижением в 2018 году в данном направлении является принятие Постановления Президента Республики Узбекистан «О создании международного университета туризма «Шелковый путь» № 3815 от 28 июня 2018 года. Но создание высшего учебного заведения в сфере туризма не решает проблему подготовки квалицированных работников для всех уровней сотрудников туристического комплекса в целом.

Кадровые проблемы

Реализация современной модели профессионального туристического образования в Узбекистане, нацеленной на обеспечение туротрасли квалифицированными кадрами, сдерживается по ряду причин. При нехватке квалифицированных кадров для туристической индустрии имеет место невостребованность выпускников профильных вузов из-за отсутствия у них практических навыков и должных знаний по конкретным специализациям.

В частности, в выводах группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при сотрудничестве Комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) и консалтинговой компании (DGP Research & Consulting), на основе анализа результатов комплексного исследования системы образования Республики Узбекистан, проведенного в январе-июне 2017 года, указывается на такие недостатки, как необеспечение целостности теории и практики в процессе высшего образования. «В результате неэффективной организации квалификационной практики студентов на производственных предприятиях значительная часть выпускников вместо того, чтобы выходить готовыми специалистами, после устройства на работу заново осваивает свою профессию, специальность».

В связи с увеличением количества высших и средних специальных учебных заведений, выпускающих специалистов туристического профиля, возрастает потребность в формировании квалифицированного преподавательского состава, обладающего современными профессиональными знаниями и опытом практической работы в отрасли. Однако, как указывается в вышеупомянутом исследовании, существует «нехватка квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях, недостаточное налаживание эффективного сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями». Можно также указать, что слабо привлекаются наиболее подготовленные работники туристической индустрии к проведению мастер-классов, чтению лекций и проведению семинаров, к руководству различного вида практик на предприятиях туризма.

Возрастает также потребность учебных заведений в адекватном методическом обеспечении учебного процесса, в освоении инновационных технологий профессионального образования, внедрении методов и средств дистанционного обучения. Отсутствует координация в вопросах обеспечения системы профессионального туристического образования современными учебниками и учебными пособиями, учебными программами по многим дисциплинам. Как правило, программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализуемые в системе профессионального туристического образования, не дают слушателям необходимых современных практических профессиональных знаний и навыков, носят формальный характер.

Кроме того, не отвечает современным требованиям участие отраслей экономики в процессах формирования заказов на подготовку кадров, в разработке квалификационных требований к выпускникам, в обеспечении качества подготовки специалистов, необходимых для отрасли. Работодателями не осуществляется системная работа по обеспечению соответствия программ высшего образования требованиям меняющегося рынка труда. Имеются разрывы в системе взаимосвязи высшее образование–наука–производство, не обеспечена их интеграция. Отсутствие системной подготовки квалифицированных научных и научно-педагогических кадров приводит к снижению научного потенциала высших образовательных учреждений.

Это привело к тому, что кадры, подготовленные в национальной системе образования, остаются не востребованными. На сегодняшний день лишь 53% выпускников СамИЭС по разным специальностям сферы туризма трудоустраиваются по своей специальности.

Качественно новый уровень развития туризма невозможно обеспечить без соответствующего законодательного сопровождения кадровой политики в туризме и профессионального туристического образования, без тесного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной власти, заинтересованными министерствами и ведомствами, научными организациями, представителями туристичекой индустрии (работодателями), региональными государственными структурами.

Специфика туристического образования

Специфика туристического образования заключается в его многогранности. Оно готовит кадры разных специальностей и направлений экономического, технического, технологического, управленческого, научного и других профилей. В результате туристическое образование представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся механизм, позволяющий активно внедрять инновационные программы для подготовки туристических кадров и использовать зарубежный опыт.

В практической подготовке кадров для сферы туризма важную роль играют региональные туристические кластеры, представляющие собой систему, которая включает в себя разноуровневые профессиональные учебные заведения и предприятия, расположенные в географической близости. В случае отсутствия какого-либо из уровней профессионального туристического образования необходимо его создание как системного элемента, без которого полноценная подготовка профессиональных кадров не может быть обеспечена.

Одним из важных механизмов в развитии системы профессионального образования является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями. Необходимость обращения к кластерному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности региональной системы профессионального образования.

Кластером является совокупность согласованно действующих на основе обшей цели субъектов, которые объединены определенными договорными отношениями, определяющими роли субъектов и регулирующими их деятельность. Образовательный кластер – это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли, с другой – система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука–технологии–бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.

Кластеры позволяют создать систему непрерывного туристического образования, представляющего собой многоуровневую матрицу, которая обеспечивает потребности человека в получении не только знаний более высокого уровня, но и дополнительных знаний на основе системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Основные элементы системы непрерывного профессионального образования следующие: довузовское образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки всех уровней, повышения квалификации специалистов в индустрии туризма и работников администраций, курирующих туристско-рекреационную деятельность); послевузовское профессиональное образование (докторантура).

Создать образовательный кластер в Самарканде

Формирование регионального туристического образовательного кластера начинается с определения структуры и границы его функционирования. В состав туристского образовательного кластера должны войти все учреждения образования – от общеобразовательных школ до высших учебных заведений. Основные задачи этих образовательных учреждений в составе регионального туристического образовательного кластера – повышение качества подготовки учащихся профильных образовательных учреждений региона, студентов высших учебных заведений, кадрового потенциала в школах региона.

В рамках туристического образовательного кластера будет организовано сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями туротрасли, что позволит учитывать практический аспект образовательного процесса, а также привлекать к процессу обучения специалистов, которые могут помочь приобрести обучающемуся новые умения и навыки.

Межотраслевой и межведомственный характер образовательного кластера предполагает вхождение в его состав учреждений следующих типов:

  • – органов власти (региональных, муниципальных), курирующих вопросы соответствующих экономических отраслей и образования (хокимият Самаркандской области, Департамент развития туризма Самаркандской области.);
  • – образовательных учреждений, профильных для отраслевых видов деятельности (Самаркандский институт экономики и сервиса, Самаркандский государственный университет, Самаркандский филиал Ташкентского университета информационных технологий, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Самаркандский государственный институт иностранных языков);
  • – «опорных» организаций (коммерческих структур), являющихся крупными работодателями в данных сферах экономической деятельности;
  • – некоммерческих профессиональных структур, объединений, ассоциаций, осуществляющих деятельность в профильных направлениях;
  • – коммерческих организаций, фондов и др., осуществляющих поддержку развития соответствующих отраслей экономики.

Особое внимание при формировании туристического образовательного кластера необходимо уделять взаимосвязям между его субъектами. В предложенной нами структуре главным инструментом взаимосвязей между элементами кластера служит информационная база. Она создается на основе системного подхода накопления, обработки и передачи по определенным каналам в определенном объеме информации, в зависимости от доступа к информационной базе субъектов кластера.

Решение задачи создания в Самаркандской области регионального туристического образовательного кластера выдвигает на первый план вопросы качества кадров и наличия у них требующихся профессиональных компетенций. Достижение данной цели возможно только с использованием системного подхода к процессу образования. Поэтому крайне важной является реализация мероприятий, направленных на становление специалиста на каждом этапе его обучения – от системы среднего общего образования до послевузовского.

В рамках регионального туристического образовательного кластера повысится эффективность координации и взаимодействия между участниками образовательного процесса: общего и среднего профессионального образования, высшего образования и профильных научных институтов, научной и образовательной сферы с туристическим бизнесом с целью обеспечения качественной подготовки различных категорий персонала, в т. ч. для органов управления туризмом.

Перспективы развития сферы туризма, связанных с ними кадровых потребностей, а также имеющийся потенциал и ресурсы для развития сферы туризма в Самаркандской области позволяют сделать вывод о своевременности и актуальности развития предлагаемого кластерного подхода сотрудничества для повышения качества образования в системе туризма.

Д. Асланова, Г. Саъдуллаева

Экономическое обозрение №12 (240) 2019

Поделиться постом

Похожие новости