Сельскохозяйственные ожидания

Сельскохозяйственные ожидания

При обсуждении вопросов влияния возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС нельзя обойти стороной сельскохозяйственную отрасль. Сельское хозяйство – одна из ключевых отраслей экономики Узбекистана. Валовой выпуск узбекской сельскохозяйственной продукции в 2018 г. составил 24,3 млрд. долларов, а за шесть месяцев 2019 г. – 10 млрд. долларов. На переработку плодоовощной продукции направляется 13,2% и на экспорт 7,7% всей произведенной продукции.

В то же время ЕАЭС является крупнейшим импортером сельскохозяйственной продукции и продовольствия, импорт товаров данной группы вдвое превосходит экспорт. В 2018 г. ЕАЭС импортировал товаров сельскохозяйственного происхождения на сумму свыше 42 млрд. долл. Наибольшие объемы импорта направляются в Россию – 77,4% от общего объема, в Беларусь – 7,4%, Казахстан – 4,8%, Кыргызстан – 5,4%, Армению – 3,7%. В структуре импорта ЕАЭС по сельскохозяйственным товарам около 25% приходятся на овощи и фрукты, 12% – на мясо различных видов, 5% – молочные продукты.

Поэтому снижение барьеров в торговле между Узбекистаном и ЕАЭС может наиболее существенно повлиять и на сельское хозяйство Узбекистана, и на рынки сельскохозяйственной продукции стран ЕАЭС.

Изменения режима торговли

В настоящий момент можно отметить следующие основные моменты в торговле сельскохозяйственной продукцией между странами ЕАЭС и Узбекистаном.

Импортные пошлины на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию между Узбекистаном и странами ЕАЭС не применяются в силу действия ЗСТ СНГ.

В странах ЕАЭС применяются акцизы на продовольственные товары, входящие в группу сельскохозяйственных товаров (табак, спирт, продукция виноделия и т.д.). В Узбекистане установлен акциз на молоко и сливки в размере 15%, на сыры и творог – 10%.

В России в отношении производителей плодово-ягодной продукции (включая виноград) и других продовольственных товаров (мясо, молоко, зерно, морепродукты, овощи) в настоящее время действует налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 10%. С 2019 г. для товаров, ввозимых и произведенных на территории Республики Беларусь, применяется ставка НДС в размере 10% на продукцию растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства, в том числе для продукции стран ЕАЭС. В Армении ставка НДС равна 20%, в Казахстане и Кыргызстане – 12%.

В Узбекистане применяется ставка НДС в размере 15%. Существующая разница в применяемых ставках НДС в Узбекистане и в странах ЕАЭС создает риск перетока сельскохозяйственных и продовольственных товаров в соседние страны, где товары облагаются по ставке НДС ниже, чем в нашей стране. При возможном вхождении Узбекистана в ЕАЭС отечественные импортеры сельскохозяйственной и продовольственной продукции будут производить таможенное оформление и уплату НДС в тех странах, где ставка НДС ниже. Следовательно, для того, чтобы не допустить перетока товаров в соседние страны, Узбекистану при вступлении в ЕАЭС следует снизить ставку НДС на сельскохозяйственные товары до 10-12% (до уровня России, Беларуси, Казахстана или Кыргызстана).

При вступлении в ЕАЭС Узбекистан станет частью единого таможенного пространства, где действует единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС. С 1 января 2020 г. средняя ставка импортных таможенных пошлин в Узбекистане на сельскохозяйственные товары составит 11,4%, в ЕАЭС действующая средняя ставка – 6,8%.

Узбекистану необходимо будет присоединиться к Соглашению, предусматривающему Единые требования к обращению семян сельскохозяйственных растений в ЕАЭС и тем самым гармонизировать национальное законодательство, регулирующее сферу государственного испытания сортов растений и семеноводства.

Узбекистану необходимо будет гармонизировать и реализовывать меры сельскохозяйственной политики в соответствии с Едиными карантинными фитосанитарными требованиями, предъявляемыми к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной территории и на таможенной границе ЕАЭС, и включить свою продукцию в Единый перечень карантинных объектов ЕАЭС.

Кроме того, необходимо будет присоединиться к Соглашению, предусматривающему Единые требования к обращению семян сельскохозяйственных растений в ЕАЭС и тем самым гармонизировать национальное законодательство, регулирующее сферу государственного испытания сортов растений и семеноводства.

Также Узбекистану необходимо будет присоединиться к Соглашению ЕАЭС о политике в области племенного животноводства и развивать животноводство в соответствии с селекционными требованиями.

Последствия для внутреннего рынка

Узбекская плодоовощная продукция имеет высокие конкурентные ценовые преимущества на внутреннем рынке, в связи с чем существенного увеличения импорта сельскохозяйственной продукции из стран ЕАЭС не ожидается.

Розничные цены на отдельную сельскохозяйственную продукцию в Узбекистане и странах ЕАЭС в 2019 г.

(долл. за 1 кг)

Наименование продукции

Средняя цена за 1 кг продукции

Узбекистан

ЕАЭС

РРазница в ценах (Узбекистан vs ЕАЭС)

Овощи

1.

Помидоры

0,6

1,2

ниже на 50%

2.

Морковь

0,2

0,5

ниже на 60%

3.

Лук репчатый

0,2

0,3

ниже на 33,3%

4.

Картофель

0,3

0,3

нет разницы

5.

Капуста

0,2

0,4

ниже на 50%

Фрукты

6.

Яблоки

0,8

1,2

ниже на 33,3%

7.

Абрикосы

0,7

1,2

ниже на 41,7%

8.

Персики

0,8

1,5

ниже на 46,7%

9.

Черешня

1,6

3,1

ниже на 48,4%

10.

Виноград

0,8

1,1

ниже на 27,3%

Источник: цены в Узбекистане, г. Ташкент (базар «Куйлюк ата»)

Вместе с тем, можно ожидать следующих последствий для внутреннего рынка.

Снижение импортных таможенных ставок на плодоовощную продукцию в Узбекистане до уровня ЕАЭС (на овощи в Узбекистане средняя ставка импортной таможенной пошлины = 19,4% (2020 г.), в ЕАЭС = 11,4%; на фрукты в Узбекистане = 20% (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 5%; на виноград в Узбекистане = 20%, в ЕАЭС = 5%; на бобовые в Узбекистане = 20%, в ЕАЭС = 10,5%; на масличные культуры (арахис) в Узбекистане = 20%, в ЕАЭС = 0%) может привести к увеличению импорта.

Тем не менее, учитывая, что узбекская плодоовощная продукция обладает высокой конкурентоспособностью как по качеству, так и по цене (по овощам и фруктам разница между розничными ценами в Узбекистане и ЕАЭС доходит до 60%), существенного увеличения импорта сельскохозяйственной продукции из третьих стран не ожидается.

Вырастет импорт продукции, которая не производится в Узбекистане, такой как цитрусовые, финики, бананы и др., их импорт увеличится однозначно (на цитрусовые в Узбекистане средняя ставка импортной таможенной пошлины = 20% (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 5% (но не менее 0,015 и 0,017 евро за 1 кг); на финики в Узбекистане = 10% (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 5%; на бананы в Узбекистане = 20% (но не менее 0,20 долл. за 1 кг), в ЕАЭС = 4% (но не менее 0,015 евро за 1 кг)).

Для того, чтобы стимулировать узбекских предпринимателей производить и экспортировать больше плодоовощной продукции, необходимо установить количественные квоты на беспошлинный импорт (либо по заниженным ставкам) из третьих стран в ЕАЭС плодоовощной продукции, производимой в Узбекистане (томаты, лук репчатый, салат-латук, капусту, морковь, редис, репу, абрикосы, черешню, персики, яблоки, лимоны, бахчевые, виноград и др.). Договор о ЕАЭС предусматривает эту меру в интересах членов союза.

По экспорту отдельных видов сельскохозяйственных товаров страны ЕАЭС занимают лидирующие позиции в мире. Так, по зерновым страны ЕАЭС уже традиционно входят в число ведущих экспортеров. По пшенице – 1-е место в мире, по ячменю – 3-е место, по кукурузе – 5-е место. По масличным культурам: по экспорту сафлора и семян льна – 1-е место в мире, по экспорту подсолнечного масла – 2-е место, по жмыху – 5-е место. По экспорту мороженой рыбы и пшеничной муки – 2-е место в мире.

Основными конкурентами производителей пшеницы и муки Узбекистана являются производители Казахстана. Следовательно, при вступлении в ЕАЭС произойдет увеличение импорта муки из Казахстана за счет более низкой себестоимости (на более 5%). В то же время у Узбекистана появится возможность увеличить экспорт муки в Афганистан при сохранении действующих тарифов для железнодорожных перевозок.

В Узбекистане внутренние потребности за счет собственного производства не покрываются не только в пшенице, но и в рисе, злаковых. Узбекистан на 76% обеспечивает внутренние потребности в рисе. В настоящее время в Узбекистане установлены нулевые таможенные пошлины на импорт риса. В ЕАЭС ставка таможенной пошлины на импорт риса из третьих стран составляет 10%. Следовательно, существует риск снижения импорта дешевого риса из третьих стран и рост поставок риса из ЕАЭС. Также увеличится риск импорта зараженной подкарантинной продукции, поступающей из Ирана и Китая (через Кыргызстан).

После ликвидации при вступлении в ЕАЭС таможенного контроля на границах с Казахстаном и Кыргызстаном ожидается увеличение объемов импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров из третьих стран (в т.ч. низкокачественных).

При этом также ожидается снижение цен на импортируемую сельскохозяйственную технику, технологии, семена, удобрения, средства химической защиты, лекарственные препараты для животноводства и другие средства, необходимые для развития сельского хозяйства, что приведет к снижению себестоимости отечественной сельскохозяйственной продукции.

При вступлении Узбекистана в ЕАЭС улучшится логистика доставки грузов и сократятся сроки поставки сельскохозяйственной продукции из-за устранения излишних требований и барьеров на границах, что будет способствовать увеличению экспорта плодоовощной и переработанной сельхозпродукции Узбекистана.

Экспортные возможности

Страны ЕАЭС являются основными внешними рынками сбыта для узбекской плодоовощной продукции. Экспорт Узбекистана по основным товарным группам сельхозпродукции в 2018 г. (за исключением хлопка-волокна) составил 992,7 млн. долл. Из них в страны ЕАЭС – 652,6 млн. долл., в третьи страны – 340,1 млн. долл. В экспорте сельскохозяйственной продукции Узбекистана на долю стран ЕАЭС приходятся 17,2%, в импорте – 9,7%. В частности, по данным Госкомстата РУз, в экспорте плодоовощной продукции из Узбекистана в страны ЕАЭС на долю России приходятся 25,7%, на долю Казахстана – 60,6%, на другие страны ЕАЭС – 13,6%.

При этом, сохраняется значительный потенциал по увеличению экспорта плодоовощной продукции, в том числе переработанной, на рынки стран ЕАЭС в силу значительного объема импорта плодоовощной продукции. Так, в 2018 г. объем рынка свежих фруктов в ЕАЭС составил около 1,26 млрд. долл. Из них в поставках абрикосов, черешни, персиков, сливы и др. в ЕАЭС на долю Узбекистана пришлось 33,4% (703,9 млн. долл.), на прочие свежие фрукты – 7,4% (40,9 млн. долл.).

Учитывая устойчиво растущий спрос на плодоовощную продукцию в ЕАЭС, вступление в эту организацию может способствовать увеличению экспорта плодоовощной продукции за счет: доступа отечественных предприятий к госзакупкам ЕАЭС; отмены нетарифных торговых барьеров; снижения транспортных издержек; упрощения процедур торговли и транзита скоропортящихся продуктов по территории стран ЕАЭС.

Реализация незадействованного экспортного потенциала переработанной плодоовощной продукции Узбекистана на рынках стран ЕАЭС позволит обеспечить полную загрузку производственных мощностей по переработке томатов, фруктов, яблок, винограда и др.

Более того, в долгосрочной перспективе для Узбекистана открываются отличные перспективы по наращиванию экспорта плодоовощной продукции в третьи страны в связи с переходом к стандартам ЕАЭС, которые признаются в третьих странах (Россия, Казахстан, Кыргызстан и Армения – члены ВТО). Следовательно, в долгосрочном периоде отечественные производители и экспортеры получат больший доступ к третьим странам. Благодаря этому экспорт плодоовощной продукции может увеличиться в 3 раза.

Что необходимо предусмотреть

Ввиду раскрывающихся возможностей наращивания экспорта в случае вступления в ЕАЭС следует предусмотреть сокращение площадей для выращивания экономически неэффективных культур с расширением площадей для выращивания экспортно-конкурентных культур.

Снижению барьеров в торговле товарами растительного происхождения, а также риска проникновения и распространения вредных организмов будут служить гармонизация санитарных и фитосанитарных мер (СФСМ), принятых в Узбекистане и в странах ЕАЭС, а также создание системы, по которой фитосанитарные меры, принимаемые в Узбекистане, должны будут основываться на научных данных и анализе фитосанитарного риска.

В Узбекистане целесообразно объединить функции по внешнему и внутреннему карантину растений в одном ведомстве, как это происходит в большинстве стран мира. То есть объединить в единый уполномоченный орган по карантину и защите растений две действующие организации – Государственную инспекцию по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан (с функциями «внешнего» карантина растений) и компанию «Узагрохимзащита» (которая уполномочена заниматься «внутренним» карантином). Это будет способствовать эффективной координации по внешнему и внутреннему карантину, устранит дублирование и сократит расходы на содержание отдельных ведомств.

Также необходимо наладить систему контроля за уровнем пестицидов и других химических элементов в пищевой продукции. Для этого необходима координация деятельности органа по карантину и защите растений с эпидемиологической и ветеринарной службами и другими соответствующими органами как на институциональном, так и на законодательном уровнях.

Кроме того, необходимо создать инфраструктуру фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и оснастить данные пункты пропуска специальным оборудованием по быстрому сканированию и выявлению фитосанитарных рисков и камерами хранения. Требуется подготовка специалистов в области фитосанитарии и карантина растений.

Требуется также построить ветеринарные лаборатории и оснастить их оборудованием по выявлению эпизоотических заболеваний: установить оборудование, позволяющее обнаруживать птичий грипп, свиной грипп, ящур, сибирскую язву и др. Требуется подготовка специалистов в этой сфере.

Также необходимо вести работу в рамках сотрудничества Узбекистана со странами ЕАЭС по гармонизации региональных фитосанитарных стандартов, по определению единого перечня вредных организмов в регионе и анализу и предупреждению связанных с ними рисков. Все это позволит снизить барьеры в торговле продукцией растительного происхождения и снизить риск проникновения и распространения вредных организмов в Узбекистане и странах ЕАЭС.

Стать участником МККЗР

В Узбекистане необходимы законодательные и институциональные реформы в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер

Законодательство государств-членов ЕАЭС в области ветеринарии, карантина и защиты растений основывается на положениях Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР), международных стандартах по фитосанитарным мерам (МСФМ), а также принципах Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам.

Соглашение ВТО не устанавливает конкретных стандартов, но ссылается на стандарты и рекомендации трех международных организаций, таких как Кодекс Алиментариус (по вопросам безопасности пищевой продукции), Организация по защите здоровья животных (в отношении ветеринарных мер и безопасности продукции животного происхождения) и Международная конвенция по защите и карантину растений (в отношении продукции растительного происхождения). Из них Узбекистан участвует лишь в двух – это Кодекс Алиментариус и Организация по защите здоровья животных.

Однако Узбекистан не является участником основной Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) – специальной международной площадки, где мировое научное сообщество разрабатывает стандарты (фитосанитарные меры) в области защиты растений, обменивается информацией, обучает новым методам страны-члены и т.д. При возможном вступлении в ЕАЭС, равно как и в ВТО, членство Узбекистана в МККЗР станет обязательным.

Здесь следует учитывать, что участие Узбекистана в МККЗР будет эффективным только при соответствующих законодательных и институциональных реформах в этой области. Для этого необходимо принять новый закон о карантине и защите растений в соответствии с принципами МККЗР, пересмотреть Закон «О защите сельскохозяйственных растений от вредителей, сорняков и болезней» с учетом новых изменений в Законе «О карантине растений» и одновременно проводить институциональную реформу: внедрять новые методы обучения в соответствующих вузах (особенно по анализу фитосанитарного риска и международным фитосанитарным стандартам), создавать и оснащать лаборатории, внедрять систему анализа фитосанитарного риска, систему экспертизы и т.д.

Лицензирование в ЕАЭС

В странах ЕАЭС действует нормативно-правовая база, которая устанавливает разрешительные процедуры, к которым относятся: лицензирование, выдача разрешений на ввоз товаров, оформление ветеринарных сертификатов, внесение предприятий, производящих (перерабатывающих) подконтрольную продукцию в Реестры.

Различия в разрешительной системе стран ЕАЭС существуют только в части лицензирования отдельных видов деятельности, относящихся к сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности.

В Беларуси установлен наибольший перечень лицензируемых видов деятельности, это: ветеринарная деятельность, производство и реализация алкоголя, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий.

В Казахстане лицензируются два вида деятельности: ветеринарная и услуги по складской деятельности с выдачей зерновых и хлопковых расписок, а также производство пестицидов (ядохимикатов).

В Армении, Кыргызстане и России лицензируется только производство лекарственных средств общего и ветеринарного назначения.

Остальные формы разрешительной системы унифицированы и регулируются наднациональным законодательством государств-членов ЕАЭС.

Наднациональным законодательством государств-членов ЕАЭС разрешительные процедуры применяются в отношении осуществления санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и перемещаемых по таможенной территории ЕАЭС товаров, включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю.

При ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС каждая партия подконтрольных ветеринарному контролю товаров должна соответствовать единым ветеринарным требованиям и иметь разрешение, выданное уполномоченным органом в области ветеринарии государства-члена, на территорию которого ввозятся указанные товары, и (или сопровождаться) ветеринарным сертификатом, выдаваемым компетентным органом страны отправления указанного товара.

Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов ЕАЭС, а также подкарантинных объектов.

При ввозе подкарантинной продукции на единую таможенную территорию ЕАЭС каждая ее партия, относящаяся к категории высокого фитосанитарного риска, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом и соответствовать карантинным фитосанитарным требованиям государств-членов ЕАЭС.

В настоящее время на территории государств-членов ЕАЭС действуют ряд технических регламентов, которые устанавливают обязательные требования в сфере безопасности пищевой продукции, применяемые к исполнению на территории государств-членов ЕАЭС. Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должны соответствовать требованиям принятых Технических регламентов.

Принятые и вступившие в силу Технические регламенты: «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О безопасности зерна», «О безопасности молока и молочной продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции», «Технический регламент на табачную продукцию».

В связи с тем, что разработка и принятие технических регламентов для каждого вида сельскохозяйственной продукции практически невозможна, в ЕЭАС, по всей вероятности, будет разработано Соглашение об общей безопасности продукции в ЕАЭС на основе аналогичной Европейской директивы (2001/95/ЕС), которое позволит учесть все аспекты безопасности и виды рисков, установить общие принципы и меры по обеспечению безопасности для всех видов продукции, в том числе для продукции, на которую не будут разрабатываться технические регламенты.

Тем не менее, в ЕАЭС актуальным остается решение проблемы гармонизации национальных и межгосударственной систем оценки качества продукции с международными и, при необходимости, со странами-импортерами.

Нодира Курбанбаева, ЦЭИР

Поделиться постом

Похожие новости