Промышленные приоритеты

 Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусмотрено повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей, продолжение институциональных и структурных реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике. О том, как решаются поставленные задачи в сфере промышленного производства.

 Динамика структурных изменений

  В рамках реализации Стратегии действий на 2017-2021 годы по развитию промышленности осуществляется процесс снижения уровня государственного участия в промышленности, вводятся в строй новые производственные мощности, идет процесс обновления и технологического перевооружения промышленных предприятий.   По основным показателям промышленного развития наблюдаются качественные изменения. Доля промышленности в ВВП с 2016 по 2018 гг. увеличилась с 18,1% до 23,3% (после пересмотра структуры ВВП).

 Темпы роста промышленности в 2017-2018 гг. оставались высокими: рост на 8% в 2017 г. и на 16,6% в 2018 г. Особенно высокие темпы роста наблюдаются в горнодобывающей промышленности – в 2018 г. на 32,4% (тогда как в 2016 г. только на 1%); в обрабатывающей промышленности темпы роста увеличились с 6,4% в 2016 г. до 15,6% в 2018 г. В секторе водоснабжения, канализации, сбора и утилизации отходов также отмечается ускорение производства с 12,3% в 2016 г. до 19,7% в 2018 г. В электроснабжении, подаче газа, пара и кондиционировании воздуха, напротив, рост в 2018 г. составил лишь 4,1% против 9,8% в 2016 г., а в 2017 г. и вовсе наблюдалось сокращение на 3,3%.

  В структуре промышленности в последние годы произошли существенные изменения.  Горнодобывающая промышленность увеличила свою долю в общем объеме промышленности с 9,6% в 2016 г. до 12,4% в 2018 г. Сократилась доля сектора электроснабжения, подачи газа, пара и кондиционирования воздуха с 9,4% в 2016 г. до 6,2% в 2018 г. Доля обрабатывающей промышленности фактически осталась без изменений, занимая 80,6%.

  В первой половине 2019 г. на промышленный сектор пришлись 50,7% от общего объема инвестиций. Большая часть, или 28% от общего объема инвестиций, пришлась на обрабатывающую промышленность, 14,2% – на электроснабжение, подачу газа, пара и кондиционирование воздуха, 7,4% – на горнодобывающую промышленность и 1,1% – на сектор водоснабжения, канализации, сбора и утилизации. Объем инвестиций в промышленность в процентах к ВВП увеличился с 11% в 2017 г. до 19,5% в первой половине 2019 года.

  В структуре обрабатывающей промышленности в последние годы наблюдаются значительные изменения. К примеру, два года подряд производство продуктов питания снижается, а его доля в общем объеме промышленной продукции сократилась с 20% в 2016 г. до 10,7% в 2018 г. Удельный вес объема производства электрического оборудования увеличился с 1,7% в 2016 г. до 3% в 2018 г. Кроме того, серьезные изменения также происходят в технологической структуре обрабатывающей промышленности. Доля низкотехнологичных отраслей снизилась с 49,4% в 2017 г. до 38,9% в 2018 г. В то же время доля средневысокотехнологичных отраслей  выросла с 21,7 до 29,7%.

 Отраслевые особенности

  В энергетике создан единый регулятор отрасли в лице Министерства энергетики, целью которого является реализация единой энергетической политики, направленной на обеспечение энергетической безопасности страны и удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики и населения страны в энергоресурсах. Дан старт разработке Концепции топливно-энергетического обеспечения страны на 2020-2030 годы.

 Запущена реорганизация всей электроэнергетической отрасли. АО «Узбекэнерго» реорганизовано, созданы три отдельных акционерных общества «Национальные электрические сети Узбекистана», «Региональные электрические сети» и «Тепловые электрические станции». Как ожидается, разделение единой управляющей компании на целевое управление по виду деятельности позволит повысить уровень и эффективность управления активами электроэнергетической отрасли. В энергетике ежегодно увеличивается выработка электроэнергии, достигнув в 2018 г. 62,4 млрд. кВт. ч. С учетом возрастающей потребности экономики страны в электроэнергетике реализуется ряд программ по значительному наращиванию генерирующих мощностей в ближайшие десятилетия. Ведутся работы по запуску строительства первой АЭС в стране, разработана и утверждена Концепция развития атомной энергетики на 2019-2029 годы. Особое внимание уделяется увеличению доли возобновляемых источников энергии и широкому внедрению энергосберегающих технологий на производстве и в быту.

 В нефтегазовой промышленности открыты новые месторождения газа, ведутся работы по добыче в значительной степени отработанных месторождений нефти. В последние годы увеличилось количество иностранных компаний, занимающихся добычей нефти и газа на территории Узбекистана. Вводятся в строй новые мощности по переработке углеводородов. В частности, введен в эксплуатацию Кандымский газоперерабатывающий комплекс. Растет добыча газа.

 В металлургии проводится последовательная модернизация оборудования, вводятся новые мощности по переработке руды на флагманах узбекской металлургической промышленности – АГМК, НГМК, Узметкомбинат. Внедряются эффективные методы управления на предприятиях. Строятся новые производственные мощности в черной металлургии, в частности Ташкентский металлургический завод. Доля металлургической промышленности в общем объеме увеличилась с 7,2% в 2016 г. до 13,3% в 2018 г.

 Отрасль автомобилестроения подверглась реформированию. Ликвидирована большая часть льгот, предоставляемых отечественному производителю легковых автомобилей, наблюдается частичное снижение монополизации отрасли за счет либерализации внешнеторговой деятельности. Удельный вес объема производства автотранспортных средств в общем объеме промышленности увеличился с 3,7% в 2016 г. до 11,3% в 2018 г. После сокращения производства в 2015-2016 гг. значительно наращивается производство в 2017-2018 гг. Ускоренно восстанавливается производство легковых автомобилей, после пересмотра ценовой политики для внешних рынков возобновлены экспортные поставки. Уверенными темпами растет производство автомобильных двигателей.

 Проведены первые IPO и SPO крупных промышленных предприятий, в частности АО «Кварц» и АО «Кокандский механический завод», результатом которых является повышение интереса к инвестированию средств в предприятия Узбекистана.

 Находятся в процессе решения

  В промышленном секторе остается достаточно высоким присутствие государства. Во многих отраслях сохраняется монополия, что ведет к снижению конкуренции, неэффективному управлению производственным процессом и издержками. Процесс разграничения регуляторных и хозяйственных функций в промышленности, и в частности в энергетике, также еще далек от завершения. В стране только формируются условия для укрупнения предприятий, их перехода в разряд среднего бизнеса, частный сектор практически не участвует в производственной деятельности крупных промышленных госпредприятий. Эти факторы негативно сказываются на расширении производственной деятельности предприятий, не позволяют достигать эффекта от масштаба производства, что сказывается на конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках и сдерживает экономический потенциал.

 Сохраняется низкий уровень производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью на базе переработки местных сырьевых ресурсов. В частности, переработка овощей от общего объема урожая составляет лишь 4,3%, фруктов – 20%, хлопкового волокна до готовой продукции – около 30%. Экспорт имеет сырьевую направленность.

 Продолжает оставаться низкой сырьевая база и сохраняется зависимость от импорта товаров промежуточного потребления в некоторых отраслях промышленности, в частности, черная металлургия, химическая промышленность.  Остается недостаточным уровень локализации производства, например, в автомобилестроении. Этим, в том числе, объясняется недозагрузка существующих производственных мощностей. В частности, загруженность мощностей по производству легковых автомобилей в 2018 г. составила 73%, грузовых автомобилей и автобусов – 60%, средний уровень загруженности мощностей нефтеперерабатывающих заводов – 34,2%.

 Изношенность основных фондов промышленных предприятий. В целом, уровень износа машин и оборудования в промышленности составляет 45,9%, а в обрабатывающей промышленности – 50,5%. В частности, доля морально устаревших основных фондов (используемых более 30 лет) в системе АО «Узбекэнерго» составляет 62,4%, 73,7% магистральных газопроводов подлежат реконструкции, на предприятиях пищевой промышленности износ оборудования достигает 65%. Износ основных фондов промышленности в подобных масштабах создает угрозу  остановки части производств, повышения издержек на текущий ремонт устаревшего оборудования и требует привлечения крупных финансовых вливаний только на обновление текущего парка промышленной техники.

  Несмотря на положительное изменение показателей технологичности промышленных отраслей республики и выравнивание между средневысокотехнологичными и средненизкотехнологичными отраслями, крайне низкой остается доля высокотехнологичных отраслей – 1,6% в 2018 г., и возможно понижение данного показателя в 2019 году.

  Недостаточность количества проводимых исследований, научных изысканий, опытно-конструкторских работ в области промышленного производства, создания нового технологичного производственного оборудования приводит к зависимости от иностранных научных достижений в области промышленного производства. Одной из причин сложившегося положения является отсутствие стимула у производителей вкладывать средства в разработки, недостаток финансирования в НИОКР со стороны государства, острая нехватка кадров в сфере инженерии и конструирования.

 Траектория движения

  Резюмируя сделанное в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям, можно констатировать, что  основными стратегическими направлениями в  области промышленности продолжают оставаться диверсификация промышленного производства, повышение производительности промышленного сектора, сокращение технологического отставания и экспортоориентированность промышленного производства при сохранении социально ориентированной политики обеспечения населения доступными энергоресурсами и товарами первой необходимости.

  В долгосрочной перспективе роль государства как в экономике, так и в промышленности постепенно сводится к регулирующим функциям, когда основной задачей государства становится формирование прозрачных правил рынка, где конкуренция выступает главным драйвером развития.  Поэтому будет продолжаться процесс разгосударствления промышленного сектора, демонополизации промышленных отраслей, реорганизации отраслей, где госпредприятия одновременно выполняют регулирующие и хозяйственные функции. В связи с этим предусматривается привлечение в область естественных монополий частного капитала с применением государственно-частного партнерства, а также имеется необходимость в разработке мер по созданию благоприятной институциональной среды для формирования средних и крупных предприятий в частном секторе.

  В государственном управлении экономикой будет возрастать роль вводимых государством мер по стимулированию отечественных производителей к снижению издержек, разработке и внедрению новых ресурсосберегающих технологий на производстве, эффективных методов управления производственным процессом.  Однако внедрение рыночных отношений в отраслях – естественных монополиях может вести к повышению цен на социально значимые товары, в частности на газ и электроэнергию.  В условиях социальной направленности государства это может сформировать долгосрочные вызовы перестройки сложившейся модели хозяйственного управления в промышленном секторе и потребует выработки мер, формирующих эффективный баланс между интересами производителей и потребителей.

  Одной из главных задач будет оставаться обеспечение промышленного производства достаточной сырьевой базой. В условиях возможной невосполнимости истощающихся в ходе добычи природных ресурсов и в частности энергетических ресурсов стратегической проблемой будет оставаться снижение ежегодно добываемых собственных ресурсов.  Для снижения сырьевого дефицита на производстве необходимо наращивать геологоразведочные работы по поиску источников сырья на территории страны, внедрять эффективные технологические решения по углубленному извлечению полезных ресурсов на действующих и отработанных месторождениях. Также представляется целесообразным проработать возможность по разработке месторождений в сопредельных странах отечественными компаниями на условиях раздела продукции, что позволит в меньшей степени использовать собственные ресурсы.

  Продолжат сохранять свою стратегическую важность для экономики страны задача скорейшего формирования выпуска средств производства, обеспечение промышленных предприятий отечественными машинами и оборудованием, что позволит снизить технологическую зависимость промышленного сектора от импорта. Кроме того, в условиях значительного износа основных фондов, недостатка оборудования, позволяющего выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, наращивание производства товаров с высокой добавленной стоимостью потребует не только обновления существующей производственной инфраструктуры, но и закупок нового оборудования предприятиями. Это обуславливает необходимость доступности для предприятий значительных финансовых ресурсов, как отечественных, так и иностранных. Это определяет одни из основных задач – скорейшее развитие рынка капитала и внедрение эффективных мер по привлечению средств населения в промышленное производство.

  Проводимые в настоящее время последовательная модернизация и обновление оборудования на стратегически важных предприятиях в сфере энергетики, металлургии требуют значительных финансовых ресурсов. При этом будет оставаться важным снижение привлечения на модернизацию и обновление ресурсов из госбюджета или иностранных заимствований под госгарантию в условиях роста внешнего долга. В связи с чем в краткосрочный период может возникнуть потребность в выработке мер по стимулированию предприятий к обновлению и модернизации промышленного оборудования за счет собственных возможностей. Наиболее приемлемым видится ускорение выхода крупных государственных компаний на рынки ценных бумаг с сохранением основной части ценных бумаг в руках государства относительно стратегических компаний. 

  Имеющее место технологическое отставание, как ожидается, будет преодолеваться форсированным внедрением инновационной составляющей в архитектуру национальной экономики. В краткосрочном периоде государство сосредотачивается  на формировании благоприятных условий, способствующих открытию на территории страны высокотехнологичных производств. Однако одним из основных вызовов для этого является несоответствие инфраструктурного развития страны, отсутствие приемлемой базы для качественного скачка к высокотехнологичному производству.  Поэтому формирование среды, стимулирующей приток инвестиций, технологий и знаний в Узбекистан, остается ведущим приоритетом.

 

 

Руслан Наилев

Экономическое обозрение №9 (237) 2019

 

 

 

 

 

 


Комментарии