Центральная Азия и Саудовская Аравия

Центральная Азия и Саудовская Аравия

Королевство Саудовской Аравии (КСА) географически расположено в стратегически важной части Аравийского полуострова, что предоставляет стране большие возможности для развития торговли и сотрудничества со многими странами мира, включая страны Центральной Азии. КСА является самой крупной и конкурентоспособной экономикой в арабском мире, с высоким жизненным уровнем и стабильными темпами экономического роста и играет ключевую роль в OPEC.

Несмотря на то, что устойчивость экономического роста КСА в значительной степени зависит от глобального спроса и колебаний мировых цен на нефть, в рейтинге стран мира КСА занимает 22-е место по экспорту и 29-е по импорту товаров. Основными торговыми партнерами КСА являются Япония, Китай, Индия, Южная Корея, США, ОАЭ, Сингапур, Германия и др.

КСА продолжает оставаться огромным потребительским рынком для мировых экспортеров. Географически основные поставки товаров в КСА осуществляются из Китая, США, ОАЭ, Германии, Японии, а также Индии, Южной Кореи и Великобритании. Однако в этом списке страны Центральной Азии (ЦА) занимают очень низкие позиции: Узбекистан 89-е место; Казахстан 88-е, Кыргызстан 136-е место.

Обзор востребованной продукции

Наибольшие показатели по экспорту в КСА среди стран ЦА имеет Казахстан, за ним следует Узбекистан, далее Кыргызстан и другие страны. Внешнеторговые отношения Казахстана с КСА за последний пятилетний период демонстрируют нестабильную динамику. Главный продукт экспорта Казахстана в КСА – это металл (в основном, цинк и медь), а также металлоконструкции из черных металлов. Импорт Казахстана из КСА представлен в основном фармацевтическими продуктами, оборудованием, красителями, пластмассами и изделиями из них.

Внешнеторговые отношения Кыргызстана с КСА основаны на экспорте продовольственных товаров. Основным товаром, экспортируемым Кыргызстаном в КСА, является натуральный мед, который в 2017 году составил почти половину объема экспорта. Кроме этого, Кыргызстан экспортировал также в КСА орехи очищенные, конструкции сборные и др. В структуре импорта Кыргызстана из КСА присутствуют электрические машины и оборудование, эфирные масла, финики, лекарственные средства, изделия из пластмассы (полиэтилен), ковры и т.д.

Основу узбекского экспорта на рынок КСА составляют виноград, кишмиш, орехи, сухофрукты и другие виды плодоовощной продукции, а также транспортные и туристические услуги. Несмотря на то, что Узбекистан стал лидером среди 15 стран мира по экспорту сухофруктов на мировой рынок, поставки этих продуктов на рынок КСА пока еще остаются незначительными. Экспорт овощей и фруктов из Узбекистана составляет всего около 900 тыс. тонн в год (665 млн. долл.). Основными причинами низких показателей экспорта этой продукции являются плохо изученный рынок фруктов и овощей в КСА, высокие затраты на доставку и длительные сроки доставки. Доставка свежих фруктовых и овощных продуктов по воздуху была бы предпочтительнее, но стоимость доставки 1 кг товаров в КСА составляет 3 доллара США, а пассажиропоток для увеличения числа рейсов ограничен.

Если учесть тот факт, что КСА 75% своих потребностей в продовольствии удовлетворяет за счет импорта и является крупнейшим импортером сельскохозяйственной продукции, тут налицо огромные резервы для наращивания торговли в этом направлении.

В структуре импорта Узбекистана из КСА составляют услуги, пластмассы и изделия из них, органические химические соединения и другие.

Пути расширения торговых отношений

Сравнительный анализ экспортных возможностей экономик стран ЦА и потребностей КСА в импорте свидетельствует о перспективах наращивания поставок в КСА в больших объемах меди, овощей, фруктов и орехов, корнеплодов, предметов одежды, специальной пряжи, текстильных тканей, пассажирских автомобилей, обуви и др. Возможны перспективы импорта питьевой воды (из Кыргызстана), мяса (из Казахстана и Кыргызстана), экологически чистых овощей и фруктов (из Узбекистана).

Из перечисленных товаров положительная динамика роста экспорта наблюдается пока только по меди, овощам и фруктам. По остальным позициям имеются эпизодические случаи поставок товаров на рынок КСА.

Для расширения торгово-экономических отношений представляется целесообразным проведение глубокого изучения возможностей по увеличению поставок товаров и услуг между странами ЦА и КСА. В этом плане целесообразно создать совместные торгово-экономические комиссии, которые будут развивать двусторонние и многосторонние связи и организовывать совместную работу групп экспертов, состоящих из представителей правительственных и деловых кругов, таможенных служб, агентств по стандартизации и контролю над импортными товарами.

Представляется важным в рамках деятельности торгово-экономических комиссий решать вопросы проведения прямого маркетинга на территории заинтересованных стран иностранными компаниями и специальными торговыми агентами. Эти вопросы должны урегулироваться принятием специальных нормативно-правовых актов.

Для расширения внешнеэкономических связей весьма важным является развитие связей на основе культурно-религиозной общности. В этом плане отношения стран ЦА, в частности Узбекистана, с КСА пока еще не получили должного развития. Поэтому следует обратить внимание на академический и культурный обмен, а также развитие выездного туризма. В этом плане весьма важным является размещение в средствах массовой информации КСА информации об инвестиционном климате, торгово-экономическом и туристическом потенциале Узбекистана на арабском языке.

Туристический потенциал

КСА, с учетом уровня благосостояния населения, занимает одну из лидирующих позиций в мире по выездному туризму. При этом само КСА является одним из центров религиозного туризма. Как известно, большинство саудовских туристов путешествуют по таким странам, как Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, Турция, Иордания, Египет, Великобритания, Франция, США, Италия, Малайзия, Индия, Германия, Индонезия и Китай.

По оценке экспертов, туристы из КСА предпочитают совмещать осмотр культурных и исторических достопримечательностей с досугом на природе, пляжным отдыхом, охотой и др. Страны ЦА имеют достаточный развлекательный и рекреационный потенциал для удовлетворения потребностей саудовских туристов. При этом основные предпочтения саудовских туристов, такие как отсутствие визы или упрощенный порядок ее получения; наличие прямого авиасообщения; 4-5-звездочные отели; безопасность и стабильная обстановка в стране пребывания; наличие гидов и переводчиков с арабским языком; обеспечение халяльной продукцией, уже рассматриваются как приоритетные задачи в развитии туризма в странах ЦА, в том числе и в Узбекистане. В частности, в Узбекистане создаются соответствующие условия для семейных туристов, которые предпочитают останавливаться в гостиничных номерах квартирного типа с 2- и 3-спальными комнатами, залом и кухней.

Для туристов из стран ЦА основной проблемой является очень высокая стоимость саудовской визы. Например, однократная виза для граждан Узбекистана стоит $750. С узбекской стороны для развития сотрудничества и туризма открыты регулярные авиарейсы по маршруту Ташкент–Джидда–Ташкент, введен упрощенный порядок выдачи туристических виз гражданам КСА, которые могут оформить электронную туристическую визу стоимостью $35 (двукратная) и $50 (многократная). «Узбектуризм» в дальнейшем намечает проведение презентаций в крупных городах КСА, показ рекламных роликов по центральным ТВ-каналам, издание статей в газетах и журналах, распространение в социальных сетях видеороликов о туристическом потенциале стран ЦА, в частности, Узбекистана. Одним из таких проектов может быть Мавзолей имама Аль-Бухари и другие священные для мусульманского мира места, расположенные на территории Узбекистана.

Институциональная база сотрудничества

Однако в двусторонних связях стран ЦА с КСА пока еще не создана прочная экономическая основа, закрепленная соответствующей договорно-правовой базой. Такое положение препятствует эффективному использованию возможностей финансово-технического сотрудничества по линии Саудовского фонда развития (СФР) и Исламского банка развития.

Для существенного расширения торгово-экономических отношений стран ЦА с КСА предлагается осуществлять на обоюдной основе сильную маркетинговую политику, организацию национальных выставок-ярмарок промышленной продукции, открытие шоурумов, обеспечить активное участие компаний из стран ЦА в ежегодных международных выставках, организуемых в КСА: FoodExSaudi; SaudiTransTec; JITF 2018 – JeddahTradeFair и др.

Для развития двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений стран ЦА с КСА необходимо прилагать активные усилия для создания в крупных городах стран ЦА и КСА торговых домов, проведения бизнес-форумов в форматах G2G и B2B, обеспечения участия представителей бизнес-сообщества на проводимых выставках и ярмарках. Еще одним важным вопросом в данном направлении является создание логистических условий для транспортировки экспортируемых товаров.

В развитии торгово-экономических отношений немаловажное значение имеет непосредственное сотрудничество научно-исследовательских учреждений и «мозговых центров» КСА и стран ЦА. Их участие необходимо для информирования соответствующих государственных органов и бизнес-сообщества о потенциале и сравнительных преимуществах экономик, действующем торговом режиме и инвестиционном климате, проектах, направленных на расширение дальнейшего взаимовыгодного партнерства стран ЦА и КСА.

Существующий экономический и культурно-исторический потенциал КЦА и стран ЦА позволяет значительно расширить существующий уровень экономического и культурного сотрудничества между нашими странами при приложении необходимых усилий для этого со стороны правительств.

Шарофиддин Назаров

Экономическое обозрение №8 (236) 2019

Поделиться постом

Похожие новости