Вьетнамские дивиденды торговой войны

Вьетнамские дивиденды торговой войны

Торговая война между США и Китаем начинает постепенно менять ранее, казалось бы, неизменную структуру производства и поставок товаров из Азии на американский рынок. Теперь источником растущего товарного потока в США, который, по данным The Financial Times, вырос почти на 40% в первые четыре месяца 2019 г., становится Вьетнам. Рост обеспечивают возросшие объемы экспорта текстильной продукции, алюминия, морепродуктов, полупроводников, мобильных телефонов, компьютеров, одежды, обуви и аксессуаров для американских ретейлеров. При этом импорт из Китая в США упал на 13%.

По некоторым товарам рост вьетнамских поставок весьма серьезный. Так, импорт американцами за указанный период 2019 года произведенных во Вьетнаме мобильных телефонов вырос сразу в два раза, а компьютеров – на 79%. Для сравнения: импорт этих товаров из КНР упал на 27% и 13%, соответственно. Быстро идет наращивание импорта рыбы из Вьетнама – рост составил более чем 40%. Таким образом, можно говорить о целенаправленном изменении географии поставок американскими закупщиками.

Тарифное влияние

Из-за введения высоких тарифов администрацией Трампа целый ряд крупных американских, японских, тайваньских технологических компаний начали частично переводить производство из КНР во Вьетнам или рассматривать возможность переноса их в ближайшем будущем. Производитель автомобильных запчастей Mitsuba (Япония) уже перенес часть производств во Вьетнам. Ожидается, что японская Nintendo в скором времени также начнет перенос части производств своей игровой системы Nintendo Switch из Китая во Вьетнам.

Apple призвала крупных своих поставщиков рассмотреть возможность вывоза 15-30% производства iPhone из КНР и сама собирается провести пробное тестирование производства своих популярных беспроводных наушников AirPods во Вьетнаме. Как отмечают эксперты, обычно подобные испытания предшествуют массовому производству. Американские производители персональных компьютеров HP и Dell намерены перебазировать до 30% производства своих ноутбуков в Китае во Вьетнам и Филиппины.

По словам Питера Чанга, заместителя генерального директора Shun Far Land Development Co., которая является компанией-оператором промышленного парка Thuan Thanh II возле Ханоя, за последние три месяца шестьдесят производителей комплектующих из КНР, поставляющих их Foxconn Technology Group и Samsung Electronics Co., начали переговоры об открытии производств в его парке с целью обойти американские тарифы.

Показателем меняющихся в пользу Вьетнама трендов является высокий приток иностранных инвестиций в эту страну. В первом квартал 2019г. объем иностранных инвестиций вырос сразу на 86,2% до 10,8 млрд. долларов. Кроме того, правительство Вьетнама выдало инвестиционные лицензии более чем 1720 проектам в первые шесть месяцев текущего года, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Факторы привлекательности

По мнению экспертов, есть как минимум 5 факторов, которые позволили Вьетнаму за последние годы укрепить свою производственную и торговую базу, опираясь на которую он может довольно быстро наращивать объемы поставок в США и принимать у себя переносимые из КНР производственные цепочки.

Первым фактором выступает политика правительства страны, которая реализует целенаправленные меры по совершенствованию законодательства, защите прав инвесторов и созданию благоприятной и стабильной инвестиционной среды. В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2018 года Вьетнам занял 69-е место. По сравнению с 2017 годом? правительство достигло серьезного прогресса в трех сферах: начало бизнеса, уплата налогов и обеспечение соблюдения контрактов.

Второй фактор – целенаправленная политика последних лет по подписанию двусторонних соглашений о свободной торговле с целым рядом стран и экономических объединений, среди которых Евразийский экономический cоюз (ЕАЭС). В настоящее время Ханой ведет переговоры об открытии зон свободной торговли с ЕС, Израилем, Пакистаном и Украиной.

Третий фактор – инвестиции в развитие транспортных коммуникаций. Страна обладает развитой портовой инфраструктурой, однако для облегчения доступа всех провинций страны к международной торговле правительство реализует программы развития автомобильных, железнодорожных дорог, скоростных автомагистралей и строительства мостов, в которые будут направлены 54% из всего объема инвестиций в транспорт в период до 2027 года.

Четвертый фактор – это дешевая рабочая сила, которая является более конкурентоспособной, по сравнению с большинством провинций КНР, особенно приморскими регионами. Минимальная заработная плата во Вьетнаме в 2019 году в зависимости от региона составляет 125-180 долларов в месяц. Для сравнения: в Шанхае в апреле т.г. минимальная зарплата работника с полной занятостью составляла 360-369 долларов.

Преимуществом Вьетнама является и то, что, в отличие от Китая, в котором из-за старения населения ощущается нехватка рабочих рук, в этой стране отмечается выход на рынок труда растущих объемов молодой рабочей силы. Этим пользуются не только западные, японские и южнокорейские компании, но даже компании из КНР, которые открывают во Вьетнаме свои производства. Среди них можно отметить китайскую Esquel Group – крупнейшего мирового производителя одежды, шьющего около 100 млн. рубашек в год.

И, наконец, пятый фактор – это близость Вьетнама к Китаю, благодаря чему иностранные производители могут быстро и с минимальными издержками переносить свои производства.

Bloomberg сомневается

Перенос производств и непрекращающаяся торговая война между США и КНР, выступающая одним из драйверов для экономики Вьетнама, могут позволить прибавить к ВВП страны до 2% и довести его до 8-9% в год. Однако, к примеру, Bloomberg сомневается, что Вьетнаму удастся долго наращивать свои поставки на американский рынок столь быстрыми темпами по причине недовольства администрации Трампа расширяющимся торговым дефицитом США в торговле с этой азиатской страной. В 2018 году положительное торговое сальдо Вьетнама с США составило 40 млрд. долл., а в первые шесть месяцев этого года – 25,3 млрд. (+ 39%). Кроме того, Вашингтон подозревает Вьетнам в реэкспорте китайских товаров в США. В июле т.г. на экспорт стали из этой страны уже были введены 400-процентные американские тарифы, т.к. существовало подозрение, что через Вьетнам экспортировалась сталь из Южной Кореи и Тайваня.

В настоящее время Ханой пытается заверить Вашингтон в том, что он является честным торговым партнером и избегает валютных манипуляций. На наш взгляд, существует определенная вероятность того, что администрация Трампа воздержится от чрезмерного ужесточения тарифной политики в отношении Вьетнама, т.к. эта страна нужна ей для политики выдавливания производств из Китая в рамках идущей торговой войны.

Выводы для Узбекистана

Рассматривая эти усилия Вьетнама можем ли мы сказать, что сегодняшний вьетнамский опыт применим к Узбекистану, и что наша страна также способна извлечь дивиденды от меняющейся ситуации в структуре производственных и экспортно-импортных связей в рамках американо-китайских отношений? Пока еще можно ответить, скорее, да, чем нет. Но нужно иметь в виду, что окно возможностей не будет открыто вечно и конкуренция за прием у себя выводящихся из КНР звеньев цепочек добавленной стоимости и поставок уже началась в Азии. На них также претендуют Таиланд, Камбоджа, Индонезия и другие. Также нужно иметь в виду, что подобные окна возможностей крайне редко открываются в мировой истории и те, кто сумел быстро сориентироваться и войти в них, впоследствии демонстрировали рост благосостояния и промышленный, технологический, научно-образовательный рывок. Сам Китай является ярким примером использования окна возможностей, которое открылось в эпоху Холодной войны и противостояния США и СССР.

Узбекистану, конечно, придется приложить огромные усилия для быстрого улучшения делового и инвестиционного климата, а также повышения квалификации рабочей силы с прицелом на специфику компаний, выводящих или готовящихся выводить свои производства из Китая. Единственные серьезные отличия Узбекистана от Вьетнама – он не имеет выхода к морю и ему вряд ли удастся войти в структуру поставок товаров на рынок США, которые могут быть выведены из КНР. Это, в свою очередь, означает, что Узбекистану нужно будет искать рынки сбыта внутри Евразийского континента, и здесь может пригодиться опыт Вьетнама по заключению договоров о создании зон свободной торговли, открывающих доступ на рынки государств и межгосударственных экономических объединений.

Рустам Махмудов

Экономическое обозрение №8 (236) 2019

Поделиться постом

Похожие новости