Сфера услуг считается наиболее пострадавшей от введенного во многих странах карантина из-за пандемии коронавируса, так как предоставление услуг предусматривает скопление людей (места общественного питания, торговли, бытовых услуг, развлечения, спортзалы и др.) или связано с их передвижением (услуги транспорта, туристические, гостиничный бизнес и т.д.). Однако исключением здесь являются услуги телекоммуникационного сектора, которые предоставляются дистанционно. При определенных вызовах в условиях пандемии и карантина этот сектор получает и дополнительные возможности для своего развития.
Развитие услуг мобильной связи и интернета в Узбекистане
По информации, размещенной на сайте Мининфокома, в настоящее время в Узбекистане осуществляют свою деятельность 5 операторов мобильной связи и более 30 провайдеров, оказывающих телекоммуникационные услуги посредством проводных систем связи. Количество абонентов мобильной связи к настоящему времени выросло до 23 млн., пользователей интернета до 22 млн., в том числе мобильного – до 19 млн., а проводного – до 3 млн. человек.
Общая пропускная способность внешнего (международного) интернет-канала за последние два года была увеличена в 10 раз с 110 Гбит/с до 1200 Гбит/с. Тарифы для операторов и провайдеров за интернет-услуги с 1 января 2020 года были снижены на 34%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и в настоящее время составляют 56 тыс. сум. за 1 Мбит/с.
С целью развития сетей мобильной связи в 2019 году были установлены 6 тысяч новых мобильных базовых станций связи, в результате их общее количество превысило 26 тысяч. Расширение сети базовых станций мобильной связи позволило создать условия для предоставления услуг (довести охват) мобильной связи для 96% населения страны, а уровень охвата широкополосной (высокоскоростной) связью мобильной сети интернет до 70%. При этом следует отметить, что расширение сети станций мобильной связи происходит за счет установки новых станций, обеспечивающих работу сетей 3G/4G, то есть сетей 3-го и 4-го поколений. В частности, только в этом году было установлено и запущено более 2,2 тысячи таких станций. Установка станций для работы сетей 3G/4G позволит увеличить скорость используемого абонентами интернет-канала.
По данным сервиса Speedtest.net, который ежемесячно составляет рейтинг стран по скорости мобильного и проводного интернета Speedtest Global Index, за март 2020 года Узбекистан улучшил на одну позицию показатели по мобильному интернету, заняв 133-е место (скорость – 10,07 Мбит/c), и на семь позиций показатели по скорости фиксированного интернета, заняв в рейтинге 95-е место (скорость – 26,92 Мбит/c) из 176 стран мира. В течение года Узбекистан в данном рейтинге по показателю скорости фиксированного интернета поднялся на 36 позиций, увеличив ее почти в 2,3 раза с 11,62 Мбит/c в марте 2019 года до 26,92 Мбит/c в марте 2020 года.
Показатели сектора
Число зарегистрированных, действующих и вновь созданных предприятий в отрасли информационных технологий и связи ежегодно показывает рост, что говорит о ее динамичном развитии (см. табл. 1). При этом следует отметить, что если в первом квартале 2020 года было создано 24,1 тысячи предприятий, что меньше, чем за аналогичный период 2019 года, то в сфере «информация и связь», наоборот, в текущем году было создано 488 предприятий, что больше, чем в прошлом году.
Наибольшее число предприятий в отрасли оказывают услуги проводной и мобильной связи, подключения к интернету (2539 ед.), а также предоставляют услуги по компьютерному программированию (2519 ед.) (см. табл. 2). Затем следуют предприятия, занимающиеся издательской деятельностью (2519 ед.), а также в области информационного обслуживания (1238 ед.), в том числе обработки данных. При этом по всем указанным видам деятельности в первом квартале текущего года число предприятий выросло, снижение произошло только по виду деятельности «составление программ и телерадиовещание».
Количество всех созданных предприятий с иностранным капиталом в первом квартале 2020 года снизилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составило 668 единиц (см. табл. 3). При этом предприятий с иностранным капиталом в сфере «информация и связь», наоборот, было создано больше на одну единицу, чем в прошлом году, и составило 23 единицы, или 3,4% от общего количества созданных предприятий, что говорит о росте интереса у зарубежных инвесторов к данному сектору экономики Узбекистана.
Объемы предоставляемых услуг в сфере «информация и связь» (см. табл. 4) имеют устойчивую динамику к ежегодному росту, при этом их доля в общем объеме оказанных услуг практически не меняется и составляет в среднем 5,5-6%.
Наибольшую долю (80,2%) в объеме предоставленных услуг в сфере «информация и связь» занимают телекоммуникационные услуги, в том числе услуги проводной и мобильной связи, а также сети интернет (см. табл. 5). В связи с этим наращивание объемов предоставленных услуг по отрасли во многом зависит от развития предприятий, оказывающих указанные виды услуг.
Таблица 5. Показатели объема предоставленных услуг в сфере «информация и связь»
Использование возможностей сектора в условиях ограничений
Ввиду возможности дистанционного предоставления услуг телекоммуникационный сектор играет очень важную роль в поддержании экономической и образовательной активности в условиях карантина. Его возможности в этом направлении были широко использованы в правительственной политике, направленной на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.
В соответствии с Постановлением правительства Узбекистана от 23 марта 2020 года «О дополнительных мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции» в течение двух месяцев запрещено отключение граждан от услуг интернета и телефонной связи за неуплату.
В связи с этим телекоммуникационные операторы и провайдеры в течение двух месяцев не будут отключать абонентов от сети за несвоевременную оплату за услуги проводной телефонной связи (за исключением международных и мобильных звонков) и за услуги проводной и беспроводной интернет-связи. Таким образом, абонентам предоставляется возможность пользоваться услугами в долг, за который по истечении двух месяцев все равно придется расплатиться.
Кроме этого, телекоммуникационными операторами связи созданы возможности для бесплатного доступа:
- школьникам на веб-сайты образовательных ресурсов для осваивания школьных предметов в домашних условиях, а также начата телевизионная трансляция посредством отдельных телеканалов Uzdigital TV и кабельного IP-телевидения видеоуроков под рубрикой «онлайн-школа»;
- гражданам на наиболее читаемые новостные интернет-ресурсы, в том числе на официальный веб-сайт coronavirus.uz, а также для осуществления звонков на единый номер (1003) колл-центра Минздрава республики.
Телекоммуникационные операторы и провайдеры в условиях карантинного режима предоставили также новые, более выгодные тарифы и внедрили новые услуги, в том числе удобный порядок оплаты за услуги интернета.
Баланс «плюсов» и «минусов» в период пандемии
В период карантина роль услуг отрасли информационных технологий и связи значительно возросла. С введением карантина часть работников различных организаций и предприятий перешла на удаленный режим работы, совещания стали проводится в режиме видеоконференции, учебные процессы также перешли в режим онлайн. При этом технические условия для такой деятельности в удаленном режиме, в первую очередь, обеспечивают предприятия отрасли информационных технологий и связи. Находясь дома на карантине, работая и обучаясь удаленно, люди стали больше потреблять услуг связи и интернета, в результате используемый интернет-трафик у провайдеров увеличился в среднем на 10-20%. Казалось бы, сфера информационных технологий и связи от введения карантинных мер в период пандемии коронавируса только выиграла, однако это не совсем так.
Во-первых, сократился спрос на интернет-услуги в офисах фирм и компаний, которые приостановили свою работу или перешли на удаленный режим работы, а также в местах, где клиентам предоставлялись услуги Wi-Fi-интернета (кафе, рестораны, небольшие гостиницы, магазины и другие закрывшиеся заведения сферы услуг).
Так, по данным Госкомстата, в первом квартале этого года было создано на 4300 меньше предприятий торговли и на 480 меньше предприятий, представляющих услуги по проживанию и питанию, чем в первом квартале прошлого года. Даже если предположить, что 500 из указанных не созданных предприятий (10%) могли бы подключиться к интернету с самым дешевым тарифом 200 тысяч сумов в месяц, то интернет-провайдеры получили бы дополнительную прибыль в 100 млн. сумов. Если учесть еще число организаций, которые из-за карантина приостановили свою работу и расторгли договоры на покупку интернет-услуг, убытки интернет-провайдеров по итогам марта-апреля текущего года будут еще выше.
Во-вторых, значительно сократились поездки людей за границу и, следовательно, спрос на предоставление операторами мобильной связи своим абонентам услуг роуминга (англ. roaming от англ. roam – бродить, странствовать). Подключение услуги роуминга позволяет пользоваться мобильным телефоном за границей также, как и при нахождении в стране, только по специальному, более дорогому тарифу и использовать голосовую связь (голосовой роуминг) и/или получить доступ к интернету (интернет-роуминг).
Подключение интернет-роуминга позволяет абоненту быть на связи посредством мессенджеров (Тelеgram, Whatsapp, Skype и др.) при нахождении за границей, в случае отсутствия возможности пользоваться там услугами Wi-Fi-интернета. Предоставление бесплатных услуг интернета в режиме Wi-Fi довольно распространено в гостиницах, офисах компаний, госучреждениях, отдельных местах в городе, в связи с чем абоненты, в частности туристы, подключаются к интернет-роумингу реже, чем к голосовому.
При подключении абонентом услуг роуминга мобильная связь и доступ к интернету за границей ему автоматически обеспечивают местные телефонные компании, с которыми его мобильный оператор в Узбекистане имеет соответствующие соглашения о взаимном предоставлении услуг по роумингу. В свою очередь, телефонные компании в Узбекистане могут обеспечивать услугами связи и предоставлять доступ к интернету по соответствующему тарифу роуминга въехавшим в страну иностранным гражданам, которые являются абонентами зарубежного мобильного оператора-партнера.
Карантин привел к потерям от услуг роуминга
Спрос на услуги роуминга возрастает при увеличении числа граждан Узбекистана, выезжающих за границу, и иностранных граждан, въезжающих в страну. В январе-марте 2019 года в Узбекистан въехало 1,65 млн. иностранных граждан, из них 1,55 млн. – из стран СНГ и 98,2 тысячи – из дальнего зарубежья. Количество граждан Узбекистана, выехавших за рубеж в указанный период, составило 2,86 млн. человек, из них 2,73 млн. – в страны СНГ и 137,4 тысячи – в дальнее зарубежье.
Режим карантина и закрытие границ для передвижения людей стали действовать практически во всех странах СНГ и дальнего зарубежья примерно с 20 марта. Следовательно, в Узбекистан в среднем за истекший месяц действия карантина не смогло въехать порядка 500 тысяч иностранных граждан и выехать за границу около 700 тысяч граждан Узбекистана. Таким образом, телефонные компании лишились порядка 1,2 млн. потенциальных клиентов по продаже услуг роуминга, а с учетом сезонного фактора возможно и больше.
В соответствии с тарифами услуг международного роуминга, которые предоставляют мобильные операторы связи своим абонентам при их нахождении за границей, стоимость одной минуты входящего разговора составляет 5-10 тысяч сум. (0,5-1 долл.), а исходящего разговора в Узбекистан – 10-50 тысяч сум. (1-5 долл.), в зависимости от страны выезда. Стоимость услуг интернет-роуминга составляет 7-50 тысяч сум. (0,7-5 долл.) за использование 1 Мб интернет-трафика.
По практике зарубежных стран, из числа абонентов телефонной компании, которые выезжали за границу, обычно голосовым роумингом пользовались 30-50% и/или интернет-роумингом 15-25%. При расчете, что телефонные компании в результате карантинных мер потеряли по минимуму порядка 200 тысяч клиентов на голосовой и интернет-роуминг, которые могли покупать услуги в день примерно на 1 долл., то за 30 дней мобильные операторы потеряли около 6 млн. долл. выручки.
Таким образом, роль и значение отрасли информационных технологий и связи Узбекистана в условиях пандемии и связанных с ней ограничений значительно возросли, ее позиции в экономической и социальной жизни страны укрепились. Вместе с тем, отрасль несет и определенные издержки, по некоторым позициям весьма существенные. Тем не менее, в ходе карантинных мероприятий использование телекоммуникационных услуг бизнесом и населением значительно возросло, тем самым расширив масштабы их рынка сбыта, что предполагает весьма оптимистичные перспективы развития сектора в период поствирусного восстановления экономики Узбекистана. Впрочем, аналогичные прогнозы даются и в отношении мирового сектора телекоммуникаций.
Глобальное сокращение роуминга
В газете The Financial Times в апреле была опубликована статья «Падение империи роуминга», в которой сообщается, что международные телекоммуникационные компании могут потерять в 2020 году до 25 млрд. долл. из-за сокращения абонентами расходов на роуминг, в связи со снижением туристической активности в мире. При этом около 12 млрд. долл. будет утеряно в сезон летних отпусков, который, по всей вероятности, пройдет во многих странах без наплыва туристов.
Прогнозируется, что общемировая выручка мобильных операторов составит в 2020 году порядка 820 млрд. долл., в то же время услуги роуминга в них будут незначительными. Например, в связи с отменой в 2017 году оплаты за роуминг внутри Евросоюза выручка от роуминга у европейских операторов мобильной связи в настоящее время составляет около 1% от общей выручки. Плата за роуминг теперь поступает от европейских абонентов только при осуществлении ими телефонных разговоров за пределами ЕС или от их входящих разговоров в ЕС.
В США также не взимается плата за национальный роуминг, однако имеются лимиты на объемы передачи данных между различными операторами внутри страны, при превышении которых взимается дополнительная плата. В России в декабре 2018 года также был отменен внутрисетевой роуминг по всей территории страны, однако при этом многие россияне пользуются роумингом при выезде за ее пределы. При этом более 50% выезжающих за пределы страны россиян пользуются голосовым и/или 20% интернет-роумингом. В Индии с 2017 года, а в Китае с 2018 года также было отменено взимание платы за предоставление национального роуминга по территории страны.
Таким образом, во многих крупных странах такая услуга, как внутренний роуминг отменена, а в странах с небольшой территорией, в том числе в Узбекистане и соседних странах, он изначально не используется ввиду отсутствия в нем необходимости. В связи с отменой роуминга многие мобильные операторы стараются компенсировать свои потери разными путями, в том числе путем повышения стоимости тарифов, введения абонентской платы или увеличения цены на внешний роуминг.
Юрий Кутбитдинов, ЦЭИР
Экономическое обозрение №5 (245) 2020
Другие статьи автора
Оставить комментарий