Доступное жилье - фактор экономический

Доступное жилье - фактор экономический

Эксперт разъяснил подписанный на днях указ президента «О дополнительных мерах по обеспечению населения жильем за счет ипотечных кредитов на рыночных принципах».

Указ президента, подписанный 3 марта текущего года предусматривает масштабное расширение жилищного строительства в текущем году. О важности принятых мер в ракурсе стратегических целей развития Узбекистана.

С начала нового этапа реформ в Узбекистане особое внимание уделяется развитию жилищного строительства и доступности жилья для населения. Так, в 2019 был установлен исторический рекорд за все время существования Узбекистана в строительстве жилья - было введено в эксплуатацию 79,8 тысячи домов (112,2 тысячи квартир) общей площадью 14,5 млн. квадратных метров и 11,8 млн. квадратных метров жилья были сданы в эксплуатацию индивидуальными застройщиками.

За последние четыре года в рамках программ строительства доступного жилья в сельской местности и в городах возведено 140 тысяч единиц жилья. Это в 4-5 раз превышает среднегодовые значения жилищного строительства за предыдущий период. Однако, в прошлом году в связи с пандемией объемы строительства жилья снизились. Тем не менее, благодаря тому, что Узбекистан сумел успешно справиться с вызовами пандемии, сохранив, в том числе, положительные темпы экономического роста и укрепив экономический потенциал, в этом году появляется возможность вновь придать необходимую динамику развитию этой сферы. В текущем году в области жилищного строительства поставлены следующие ориентиры.

Если в 2020 году было построено 30 тыс. единиц доступного жилья, то в 2021 году планируется построить 45 тыс. Если в прошлом году из государственного бюджета было выплачено более 266,1 млрд. сумов субсидий на покрытие части первоначальной стоимости и процентов по ипотечным кредитам 5,5 тысячам семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, то в текущем году на эти цели выделяется 960 млрд сумов, которые получат 27 тысячам семей.

В прошлом году Министерством финансов на поддержку ипотечного кредитования было выделено коммерческим банкам 1,8 трлн. сумов, а уже в текущем году для выдачи ипотечных кредитов населению банкам будет выделено 8,1 трлн. сумов. По новому порядку ипотечные кредиты будут выделены на покупку 26 614 квартир (17 354 в городах и 9260 в сельской местности), что на 8 864 больше, чем в 2020 году (17 750), в том числе 1,5 трлн. сумов будут выделены на строительство и реконструкцию 6 500 индивидуальных жилых домов на земельных участках, находящихся в собственности населения.

Из государственного бюджета будет выделено 1,3 трлн. сумов на строительство 3 550 жилых домов для отдельных категорий граждан.

Кроме того, в сельской местности будет построено 8 336 единиц жилья за счет средств, выделяемых Азиатским и Исламским банками развития. Если в прошлом году такие дома строились только в сельской местности Андижанской, Бухарской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской и Ферганской областей, то в текущем году они будут построены во всех регионах.

Мультипликативный эффект строительства

Возникает вопрос: почему строительству жилья для населения уделяется столь пристальное внимание в деятельности руководства страны? Ответ на него достаточно прост – мы находимся на историческом этапе урбанизации, когда жилищное строительство является одним из ключевых факторов экономического роста и улучшения жизни населения. В Послании президента от 28 декабря 2018 года было подчеркнуто, что «на сегодняшний день уровень урбанизации в стране составляет 35,5%, и если не принять меры уже сегодня, то есть вероятность снижения данного показателя».

Здесь надо особо отметить, что одной из центральных задач в период урбанизации является обеспечение достойного жилья для всех. Однако, в 2001 г. обеспеченность жильем на одного человека составила в среднем 13,8 кв. метров, на 1 января 2010 года – 14,9 кв. м., в 2016 году – 15,4 кв. метра на человека. Жилищный фонд был представлен, в основном, индивидуальными жилыми домами.

Но уже начиная с 2017 г. правительством начала проводится активная политика по обеспечению населения доступным и комфортным жильем не только в городах, но и в сельской местности.

Тем не менее у населения до сих пор отмечается трудность в доступности приобретения квартир, особенно в новостройках, в связи с высокой процентной ставкой ипотечного кредитования. В то же время исследования показывают, что государственная помощь в приобретении жилья вносит значительный вклад в сокращение бедности и социального неравенства в стране.

Имеется еще один фактор, определяющий важное значение жилищного строительства для развития экономики. Практика зарубежных стран, в частности Китая, Южной Кореи и других развивающихся стран свидетельствует о том, что рост строительства жилья приводит к мультипликативному эффекту для всей экономики, обеспечивая развитие сопутствующих отраслей таких, как горнодобывающая промышленность, строительных материалов, резиновых и пластмассовых изделий, металлургической промышленности, производство электрического оборудования, а также и социальной сферы. Создаются дополнительные рабочие места, растет потребность в стройматериалах, в транспортных и торговых услугах. Кроме того, строительство в сельской местности сопровождается улучшением сопутствующей транспортной и коммунальной инфраструктуры.

Доступность жилья

Эксперт Центра глобальной практики по вопросам бедности и равенства Всемирного банка Уильям Зейтц в своем исследовании «Свобода передвижения и доступность жилья» оценил уровень доступности жилья в Узбекистане. По результатам исследования он пришел к следующим выводам. Для повышения доступности жилья необходимо расширение финансирования жилищного строительства, особенно для населения со средним уровнем дохода. Он приводит в пример Чили и аналогичные программы в Коста-Рике, подчеркивающие важность финансирования для стимулирования предложения жилья со стороны частного сектора населению со средним и низким уровнем дохода. При этом в быстроразвивающихся городах, как правило, необходимо увеличивать предложение земельных участков с предоставлением строительных услуг.

Также стоит указать что, результаты исследования Зейтца свидетельствуют о том, что политика стимулирования роста урбанизации пользуется огромной популярностью среди всех обследованных основных социальных групп Узбекистана, равно как и в сельских и городских районах.

Поэтому Узбекистан, как и большинство стран с развивающейся экономикой придаёт особое внимание строительству доступного жилья. Здесь надо особо отметить, что в числе центральных задач находятся: обеспечение достойного жилья для всех; поддержка уязвимых слоев населения, особенно женщин и малоимущих; обеспечение равного и справедливого доступа к основным городским службам.

Механизмы решения

По существующим расчётам для полного удовлетворения потребности населения Узбекистана в жилье необходимо ежегодно строить 100-150 тысяч квартир, и подобная проблема только за счет государственных средств в приемлемые сроки не решается. Поэтому с прошлого года государство начало передавать строительство доступных домов частному сектору, поддерживая при этом спрос на жилье через выделение населению ипотечных кредитов на оптимальных условиях. Следующим важным шагом в этом направлении является вышеуказанное решение, согласно которого ипотечные ссуды выдаются населению коммерческими банками сроком на 20 лет с 6-месячным льготным периодом.

Первоначальный взнос по ипотечной ссуде составит не менее 15% от стоимости приобретаемой квартиры. Дотации из государственного бюджета в размере 10% от сметной стоимости жилья будут выделены для покрытия части первоначальной стоимости ипотечных кредитов малообеспеченным людям в городской и сельской местности, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С 1 мая 2020 года будет введен порядок предоставления кредитов на строительство и реконструкцию жилья во всех регионах, согласно которому ссуды будут выдаваться в размере, не превышающем максимальную сумму ипотечной ссуды и не менее 15% от стоимости строительства (реконструкции) индивидуального жилья по первоначальной стоимости с льготным периодом 6 месяцев сроком на 20 лет. Также будут выдаваться кредиты на покрытие затрат на приобретение строительных материалов и строительство (реконструкцию) индивидуальных жилых домов, субсидироваться часть расходов малообеспеченных семей на арендную плату жилья.

Из бюджета будет выделено 1 трлн. сумов на субсидии для улучшения жилищных условий для 23,5 тыс. малоимущих семей.

Малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилья, будет выплачиваться субсидия в размере 10% (две трети) от 15% первоначального взноса (что означает, достаточно заплатить 5% первоначального взноса за жилье). В течение первых пяти лет будет субсидироваться также часть процентной ставки по кредиту, превышающей 12% в Ташкенте и 10% в других регионах. Благодаря этим льготам размер выплат для покрытия процентных расходов по ипотечным кредитам для населения будет снижен в 2 раза. Кроме того, на основе государственных субсидий дома будут выкупаться районными властями и предоставляться нуждающимся в виде «социальной аренды» на срок до 5 лет. Часть арендной платы малообеспеченных семей при этом также будет покрываться за счет субсидий.

Указом также предусмотрены меры по поддержке жилищного строительства. Земля под жилищное строительство будет выделяется вблизи центров городов, районных центров и производственных объектов, на участках имеющих доступ к электричеству, газу, воде, дорожной инфраструктуре. Земля под жилье в районных центрах и столице будет продаваться с аукциона, а в сельской местности – выделяться на основании решения местного совета. Многоквартирные дома будут строится в виде массивов зданий не менее 5 этажей в сельской местности, и 9 и более в городах. Строительство внешних коммуникаций к массивам будет осуществляться в селах за счет республиканского бюджета, а в городах - за счет местного бюджета.

Для удешевления, построенных частным сектором квартир, предусмотрено выделение земли предпринимателям для создания инфраструктуры в жилых массивах и снижения за счет этого стоимости процентов по кредитам на пополнение оборотных средств. На следующий год должны быть разработаны проекты создания крупных массивов в регионах с размещением на их территории детских садов, школ, поликлиник и промышленных объектов.

Заключение

Таким образом, широкий комплекс мер в области обеспечения населения доступным жильем, предусмотренный вышедшим Указом, очевидно доказывает, что испытания пандемии прошлого года отнюдь не влияют на проводимую политику продолжения и углубления экономических реформ, достижение поставленных стратегических целей.

При этом стоит подчеркнуть, что во всем мире пандемия привела к снижению покупательной способности людей с низким и средним доходом, что значительно снижает спрос на жилищное строительство, так как расходы на жилье обычно составляют значительную часть расходов населения. Снижение объемов жилищного строительства влечет за собой и снижение спроса на товары и услуги сопутствующих отраслей, негативно сказываясь на темпах экономического роста. И в этом ракурсе предусмотренные данным постановлением меры, стимулирующие рост спроса на жилье и стабильную работу строительного сектора, не только обеспечивают людям возможность приобретения комфортного и доступного жилья, что является весьма важным с социальной точки зрения, но и являются фактором, стимулирующим уверенный экономический рост. В конечном итоге масштабное увеличение объемов строительства будет способствовать дополнительному росту ВВП Узбекистана в диапазоне от 1,0% до 1,5%, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния населения.

Абатуров Виктор, ЦЭИР

для Узньюс

Поделиться постом

Похожие новости