Спустя 12 лет разработана новая Стратегия Европейского Союза по Центральной Азии. Об отношениях стран Центральной Азии с европейскими странами и о том, что может дать новая стратегия Узбекистану.
Европейским Союзом (ЕС) разработана новая Стратегия по Центральной Азии (ЦА) «ЕС и ЦА: новые возможности для укрепления партнерства», которую планируется представить 7 июля 2019 года в г.Бишкеке на очередной, 15-й по счету, встрече министров иностранных дел стран ЦА и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности (последняя встреча проведена была в ноябре 2018 года в Брюсселе).
Новая Стратегия должна будет заменить действующую с 2007 года Стратегию «ЕС и ЦА: новое партнерство в действии», которая заметно способствовала укреплению связей между ЕС и странами ЦА по многим сферам сотрудничества. По мнению официальных представителей ЕС, необходимость принятия новой Стратегии обосновывается возникшими новыми геополитическими реалиями, а также растущими потребностями и возможностями в расширения сотрудничества.
Новая Стратегия подготовлена в соответствии с «Глобальной Стратегией ЕС по внешней политике и политике безопасности», принятой в конце 2016 года. В этой Стратегии, в частности, отмечается важность Азии для Европы и Европы для Азии, говорится, что мир и стабильность в Азии являются необходимыми предпосылками для процветания Европы, указывается, что в связи с этим будет активизирована экономическая дипломатия и расширено участие ЕС в сфере безопасности в Азии.
Кроме этого, новая Стратегия ЕС по ЦА также увязывается с разработанным в 2018 году Еврокомиссией и Верховным представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности «Совместным сообщением: соединяя Европу и Азию – строительные блоки для стратегии ЕС». В этом сообщении излагается видение ЕС новой и всеобъемлющей стратегии по усилению взаимодействия Европы и Азии. В стратегии отмечается, что Азия включает в себя разные регионы со странами, имеющими различные экономические модели и уровни развития, в связи с чем ЕС будет работать с ними в трех следующих основных сферах:
- создание транспортных связей, энергетических и цифровых сетей и укрепление взаимосвязи между людьми;
- предложение партнерских связей между странами и организациями в Азии;
- продвижение устойчивого финансирования путем использования разнообразных финансовых инструментов.
Контуры новой стратегии
Проект новой Стратегии в форме Совместного коммюнике под названием «ЕС и ЦА: новые возможности для укрепления партнерства» был подготовлен Еврокомиссией и Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности и размещен на сайте Евросоюза 15 мая 2019 года.
В документе, в частности, отмечается, что в результате реализации «Стратегии ЕС по Центральной Азии», принятой в 2007 году, между ЕС и странами ЦА достигнут высокий уровень сотрудничества. Важность для ЕС поддержания партнерских отношений со странами Центральноазиатского региона обуславливается следующими факторами:
- стратегическим географическим положением региона на перекрестке Европы и Азии;
- значимой долей региона в объеме импорта энергоносителей в страны ЕС;
- рыночным потенциалом региона с населением более 70 миллионов жителей;
- заинтересованностью ЕС в региональной безопасности.
В связи с этим ЕС выступает в поддержку происходящих в ЦА изменений, связанных с активизацией регионального сотрудничества, которое получило новый импульс на неформальном саммите глав государств ЦА в марте 2018 года в Астане и привело к расширению торговли, кооперационных связей и возможностей по взаимным поездкам граждан.
Учитывая наличие у стран ЦА общих региональных проблем, опыт ЕС в области выработки совместных решений может быть для них актуален. Интересам региональной безопасности отвечают инициативы стран ЦА по укреплению сотрудничества с Афганистаном, что также создает новые условия для усилий ЕС по содействию мира в этой стране. Кроме этого, более активная роль отдельных стран ЦА в участии по решению как региональных, так и глобальных вопросов также расширяет возможности для сотрудничества с ЕС в достижении общих целей.
В докладе отмечается, что ЕС для стран ЦА может рассматриваться как ведущий донор и партнер, заинтересованный в процессе реформ и экономических преобразований, источник качественных инвестиций и современных технологий и сторонник расширения регионального сотрудничества стран региона и их интеграции в мировую торговую систему.
Стратегия ЕС по сотрудничеству со странами ЦА направлена на создание более прочного и современного партнерства, которое не носит характера исключительности, базируется на том, чтобы регион развивался самостоятельно как устойчивое и взаимосвязанное экономическое и политическое пространство.
В связи с этим сотрудничество ЕС со странами региона ЦА будет основываться на следующих взаимосвязанных приоритетах.
- Партнерство во имя устойчивости предусматривает прогнозирование и рассмотрение вызовов, затрагивающих социально-экономические цели и безопасность стран региона, а также расширение их возможностей по проведению реформ и модернизации. При этом ЕС будет содействовать продвижению демократии, прав человека и верховенства права, активизировать сотрудничество по выполнению парижских климатических обязательств и решению трансрегиональных экологических проблем с тем, чтобы превратить их в возможности, а также активизировать сотрудничество в области миграции.
- Партнерство во имя процветания, содействующее созданию здорового и открытого инвестиционного климата, развитию конкурентоспособного частного сектора, а также навыков, исследований и инноваций, особенно среди молодежи. При этом будет осуществляться содействие по устранению структурных ограничений внутрирегиональной торговли и инвестиций среди стран региона и их устойчивому взаимодействию, а также поддержка вступлению в ВТО государств ЦА, которые стремятся стать членами данной организации.
- Улучшение совместной работы будет включать в себя укрепление архитектуры партнерства со странами ЦА, активизацию политического диалога и создание возможностей для участия гражданского общества. При этом ЕС будет укреплять общественную дипломатию, чтобы показать преимущества партнерства для стран региона и его граждан.
Учитывая специфику развития каждой страны региона, ЕС будет стремиться к углублению своего взаимодействия с теми из них, которые желают и способны развивать отношения. Кроме этого, ЕС будет стремиться работать также с третьими странами и международными организациями, если такое расширенное участие будет способствовать достижению общих целей ЕС и его Стратегии.
В обновленной Стратегии ЕС по ЦА также указывается, что новые двусторонние «Соглашения об углубленном партнерстве и сотрудничестве» (Enhanced Partnership and Cooperation Agreement - EPCA), которые ЕС подписал с Казахстаном и может подписать с другими странами ЦА, будут являться основой для перехода партнерства на новый уровень сотрудничества.
Двусторонний формат отношений
При заключении с другими странами двусторонних соглашений о сотрудничестве в соответствии с установленными процедурами, ЕС, прежде всего, обращает внимание на достигнутый в стране уровень демократии, соблюдения прав человека и верховенства права, выполнения международных протоколов и конвенций в области охраны труда, защиты окружающей среды, а также на интенсивность проводимых в стране реформ по улучшению показателей в указанных сферах. При этом подписанное соглашение вступает в силу только после его одобрения всеми странами-участниками ЕС и его ратификации Европарламентом.
В настоящее время ЕС на двустороннем уровне имеет действующие соглашения о сотрудничестве со всеми странами ЦА, в частности:
- Казахстан в декабре 2015 года заключил с ЕС новое «Соглашение о расширенном (углубленном) партнерстве и сотрудничестве (СРПС) (действует с мая 2016 года), которое заменило просто «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), действовавшее с 1999 года (подписано в январе 1995 года);
- Кыргызстан в феврале 1995 года заключил СПС с ЕС (действует с июля 1999 года), а с декабря 2017 года ведет с ним переговоры по заключению нового соглашения об углубленном партнерстве;
- Узбекистан в июне 1996 года заключил СПС с ЕС (действует с июля 1999 года), а в 2017 году предложил обновить данное соглашение. В связи с этим в ноябре 2018 года с ЕС официально начаты переговоры по заключению нового соглашения об углубленном партнерстве;
- Таджикистан в октябре 2004 года заключил СПС с ЕС (действует с января 2010 года), а в ноябре 2018 года выразил желание провести с ним переговоры по заключению нового соглашения о сотрудничестве;
- Туркменистан с августа 2010 года сотрудничает с ЕС по «Промежуточному соглашению по вопросам торговли», в то же время подписанное еще в 1998 году СПС до сих пор не ратифицировано странами-членами ЕС и Европарламентом.
В странах ЦА, имеются представительства Евросоюза, в Туркменистане планируется его открытие в 2019 году.
По информации представителя ЕС по вопросам международного сотрудничества и развития, объем помощи, предоставленной странам ЦА со стороны ЕС на обеспечение верховенства права, управление границами, стимулирование торговли, защиту окружающей среды и водных ресурсов в период с 2014 по 2020 годы превысит 1 млрд. евро (долгосрочный бюджет ЕС рассчитывается на 7 лет, в связи с этим программы содействия также составляются на семилетний период).
На 2019 год ЕС объявил о новом наборе региональных программ для ЦА на сумму 124 млн. евро для поддержки частного сектора, торговли и инвестиций в регионе, помощи в защите окружающей среды, противодействия изменению климата, а также для содействия в области верховенства права и регионального сотрудничества.
Источник: сайт ЕС «ЕС строит прочные современные партнерские отношения с ЦА»
Показатели внешнеторгового оборота стран ЦА с ЕС, РФ и КНР (млрд. долл.)
Страны | Общий внеш. торг. оборот (ТО) | с Евросоюзом | с Россией | с Китаем | |||
ТО | Уд. вес (%) | ТО | Уд. вес (%) | ТО | Уд. вес (%) | ||
Казахстан | 84,4 | 37,7 | 45 | 17,6 | 21 | 11,7 | 14 |
Узбекистан | 33,9 | 3,7 | 11 | 5,7 | 17 | 6,4 | 19 |
Кыргызстан | 6,0 | 0,5 | 8 | 1,9 | 32 | 2,0 | 33 |
Таджикистан | 4,3 | 0,3 | 7 | 0,9 | 21 | 1,5 | 35 |
Туркменистан | 17,9 | 1,6 | 9 | 0,5 | 3 | 8,4 | 47 |
Источник: статданные указанных стран и материалы публикаций в сети интернет
Среди стран ЦА наибольший объем товарооборота с ЕС имеет Казахстан, для которого ЕС является первым торговым партнером с удельным весом 45% от общего товарооборота. При этом Казахстан – единственная страна, которая продает в ЕС больше (почти в 5 раз), чем покупает, в основном, за счет экспорта энергетических продуктов (минеральное сырье и топливо).
Остальные страны ЦА имеют значительное отрицательное сальдо в торговле с ЕС и первым торговым партнером для них является Китай, а вторым – Россия. Для Туркменистана основной торговый партнер Китай, на долю которого приходятся 47% внешнего товарооборота за счет поставок природного газа. При этом, по заявлениям туркменских представителей, ЕС также проявляет интерес к поставкам туркменского газа на европейский рынок и готов содействовать привлечению инвестиций для строительства Транскаспийского газопровода (из Туркменистана по дну Каспийского моря в Баку и далее в Турцию и Грузию), что даст возможность нарастить товарооборот с ЕС. В то же время Туркменистан с 15 апреля 2019 года возобновил поставки газа в Россию, товарооборот с которой по итогам 2018 года составил всего 444 млн. долларов.
Режимы преференций в торговле с ЕС
Развивающимся странам (экономика с низким или средним уровнем дохода – ВНД на душу населения ниже 4036 долл.) ЕС предоставляет таможенные льготы на экспорт товаров на европейский рынок по «Generalized System of Preferences» (GSP) – «Всеобщей системе преференций» (ВСП) по стандартной номенклатуре товаров (около 3000 наименований, охватывает почти все промышленные товары и часть сельскохозяйственных товаров) и ВСП+ (включает более 6200 наименований аналогичных товаров).
Из стран ЦА Казахстан, где ВНД на душу населения превысил установленный порог, в 2014 году был выведен из списка получателей преференций. Кыргызстан с 2016 года после выполнения дополнительных условий (ратификация 27 международных конвенций в области прав человека и трудовых прав, окружающей среды и эффективного управления) получил преференции ВСП+, что позволило ему значительно нарастить экспорт в ЕС (в 2018 году на 40%). А Узбекистан и Таджикистан пользуются в настоящее время стандартной ВСП и предпринимают соответствующие меры для получения ВСП+.
Кроме этого, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в торговле с ЕС используют также режим «Наиболее благоприятствуемой нации» (НБН) – (Most-Favored Nation – MFN), который предоставляет одинаковые условия для торговли по сравнению с другими странами без какого-либо ущемления. При этом, если наименование товара входит в перечень (ВСП+), то таможенная ставка на импорт данного товара в ЕС по данному режиму, как правило, будет ниже, чем по режиму ВНП. При этом следует учитывать, что Кыргызстан и Таджикистан являются членами ВТО и для экспорта товаров на рынок ЕС по режиму НБН они пользуются равными с другими странами-членами ВТО условиями.
Источник: публикация гендиректората по торговле Еврокомиссии «ВСП Евросоюза» за февраль 2019 г.
Какие из режимов (ВСП или НБН) использовали Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в торговле с ЕС в 2017 году можно увидеть из приведенной диаграммы, которая показывает, что Узбекистан преимущественно пользовался стандартным режимом ВСП, тогда как Кыргызстан – в основном, НБН, а Таджикистан – в равной степени обоими режимами.
Узбекистан в торговле с ЕС
По данным публикации ЦБ, в 2018 году внешнеторговый оборот Узбекистана по торговле товарами, с учетом торговли золотом и корректировок, составил 29,6 млрд. долл., из них объемы экспорта и импорта составили, соответственно, 11,4 млрд. долл. и 18,3 млрд. долл., а отрицательное сальдо торгового баланса – минус 6,9 млрд. долл. При этом немонетарного золота было экспортировано на 2,9 млрд. долл. (70 тонн), а природного газа – на 2,66 млрд. долл. (14,87 млрд. куб. м).
Из стран Европы в 2018 году наибольший объем товарооборота Узбекистана пришелся на Швейцарию – 3151 млн. долл. (из них экспорт – 3001 млн. долл. (28,2%), импорт – 150 млн. долл. (0,8%)), а также на Турцию – 1844 млн. долл. (из них экспорт – 721 млн. долл. (6,8%) и импорт – 1123 млн. долл. (5,9%)). Обе эти страны не входят в Евросоюз. При этом в Швейцарию экспортировалось, в основном, немонетарное золото, а в Турцию – черные и цветные металлы на 560,4 млн. долл. и химическая продукция на 106,3 млн. долл.
Товарооборот Узбекистана со странами ЕС в 2018 году составил 3,73 млрд. долл. (в 2017 г. – 3,1 млрд. долл.). При этом импорт составил 3,4 млрд. долл., почти в десять раз превысив экспорт – 0,33 млрд. долл., а отрицательное сальдо в торговле составило минус 3,01 млрд. долл. Из стран ЕС в пятерку лидеров по товарообороту с Узбекистаном вошли Германия, Литва, Латвия, Италия, а также Франция, которая оказалась единственной страной ЕС, куда Узбекистан продал больше, чем купил.
Показатели внешней торговли Узбекистана с странами ЕС в 2018 году (млн. долл.)
| Страны ЕС | экспорт | уд. вес (%) | импорт | уд. вес (%) | Сальдо товаро-оборота | Товаро-оборот |
1 | ГЕРМАНИЯ | 22 | 0,2 | 852 | 4,5 | - 830 | 874 |
2 | ЛИТВА | 14 | 0,1 | 781 | 4,1 | - 767 | 795 |
3 | ЛАТВИЯ | 36 | 0,3 | 461 | 2,4 | - 425 | 497 |
4 | ИТАЛИЯ | 12 | 0,1 | 328 | 1,7 | - 316 | 340 |
5 | ФРАНЦИЯ | 164 | 1,5 | 103 | 0,5 | 61 | 267 |
6 | ПОЛЬША | 36 | 0,3 | 117 | 0,6 | - 81 | 153 |
7 | НИДЕРЛАНДЫ | 10 | 0,1 | 130 | 0,7 | - 120 | 140 |
8 | АВСТРИЯ | 0 | 0,0 | 101 | 0,5 | - 101 | 101 |
9 | ЧЕХИЯ | 4 | 0,0 | 87 | 0,5 | - 83 | 91 |
10 | БЕЛЬГИЯ | 4 | 0,0 | 81 | 0,4 | - 77 | 85 |
11 | ЭСТОНИЯ | 16 | 0,1 | 43 | 0,2 | - 27 | 59 |
12 | ИСПАНИЯ | 1 | 0,0 | 51 | 0,3 | - 50 | 52 |
13 | ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | 8 | 0,1 | 42 | 0,2 | - 34 | 50 |
14 | ВЕНГРИЯ | 0 | 0,0 | 46 | 0,2 | - 46 | 46 |
15 | СЛОВЕНИЯ | 0 | 0,0 | 32 | 0,2 | - 32 | 32 |
16 | ФИНЛЯНДИЯ | - | 0,0 | 29 | 0,2 | - 29 | 29 |
17 | ИРЛАНДИЯ | - | 0,0 | 24 | 0,1 | - 24 | 24 |
18 | РУМЫНИЯ | 1 | 0,0 | 23 | 0,1 | - 22 | 24 |
19 | БОЛГАРИЯ | 3 | 0,0 | 17 | 0,1 | - 14 | 20 |
20 | ДАНИЯ | 0 | 0,0 | 15 | 0,1 | - 15 | 15 |
21 | ШВЕЦИЯ | 0 | 0,0 | 10 | 0,1 | - 10 | 10 |
22 | СЛОВАКИЯ | 0 | 0,0 | 9 | 0,0 | - 9 | 9 |
23 | ГРЕЦИЯ | 1 | 0,0 | 3 | 0,0 | - 2 | 4 |
24 | ЛЮКСЕМБУРГ | - | 0,0 | 4 | 0,0 | - 4 | 4 |
25 | ПОРТУГАЛИЯ | 2 | 0,0 | 1 | 0,0 | 1 | 3 |
26 | КИПР | 0 | 0,0 | 1 | 0,0 | - 1 | 1 |
27 | ХОРВАТИЯ | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0 |
28 | МАЛЬТА | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0 |
| ИТОГО | 334 |
| 3391 |
| - 3057 | 3725 |
Источник: публикация ЦБ «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Республики Узбекистан»
По итогам 2018 года из стран ЕС в первую двадцатку стран, в которые Узбекистан экспортировал хлопко-волокно и плодоовощную продукцию, вошла только Латвия, куда было поставлено указанных видов товаров всего на 0,5 и 4,6 млн. долл. соответственно. Текстильной продукции из Узбекистана в 2018 году было экспортировано на 1,6 млрд. долл., в то же время из стран ЕС данная продукция была поставлена только в Польшу на 22,8 млн. долл., Италию на 9,3 млн. долл. и Германию на 4,6 млн. долл. Основную долю экспорта Узбекистана в страны ЕС составляет продукция химической отрасли и промышленные товары, которые по итогам 2017 года составили 53% и 27% соответственно.
При этом, несмотря на то, что в 2018 году экспорт плодовоовощной продукции из Узбекистана составил 874,5 млн. долл., доля экспорта данной продукции на европейский рынок крайне незначительна, так же, как и доля экспорта текстильной продукции. В связи с этим улучшению условий для наращивания экспорта указанных видов продукции на европейский рынок может способствовать также скорейшее получение Узбекистаном преференциального режима (ВСП+), что даст возможность беспошлинно ввозить в ЕС товары более 6200 наименований.
Источник: публикация на сайте ЕС «Отношения ЕС–Узбекистан. Справочный материал»
В соответствии с утвержденной Еврокомиссией «Многофункциональной индикативной программой для Узбекистана на 2014-2020 гг.» приоритетным направлением сотрудничества в указанный период выбрано содействие развитию сельских регионов, потенциал которых, по мнению авторов документа, имеет большие резервы и его раскрытие может сыграть ключевую роль в решении вопросов занятости, повышения уровня благосостояния, продовольственной безопасности и охраны природных ресурсов. В рамках данной программы на семилетний период ЕС выделено 168 млн. евро (ежегодно около 24 млн. евро) на реализацию проектов, связанных с устойчивым управлением природными ресурсами, занятостью и созданием источников доходов в сельской местности.
В частности, в апреле 2019 года был запущен пятилетний проект по развитию в Узбекистане животноводства, на реализацию которого ЕС выделил 15 млн. евро, а Всемирный банк 150 млн. долл. Кроме этого, в целях расширения прав и возможностей населения по получению качественных госуслуг, в том числе в сельских районах, на реализацию проекта «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских регионах» в текущем году ЕС выделено 10 млн. евро.
Актуальные направления сотрудничества
Возвращаясь к тексту новой «Стратегии ЕС по Центральной Азии», следует отметить, что для Узбекистана актуальными являются также следующие вопросы, по которым ЕС заинтересован оказывать странам ЦА содействие:
- поддержка трансформации экономики с целью ослабления зависимости от сырьевых товаров или экспорта с низкой добавленной стоимостью, а также от денежных переводов трудовых мигрантов в диверсифицированную и конкурентоспособную экономику частного сектора, которая может создавать рабочие места, интегрироваться в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки и предоставлять равные условия и возможности для всех хозяйствующих субъектов;
- поощрение и поддержка вступления в ВТО, что будет способствовать повышению международной конкурентоспособности страны и ее интеграции в глобальные производственно-сбытовые цепочки;
- развитии действующих торговых коридоров между Европой и Азией, а также расширение Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) на соседние страны ЕС с целью достижения сбалансированных и устойчивых наземных транспортных связей между Востоком и Западом, а также Севером и Югом;
- расширение сотрудничества в цифровой экономике, придание особого внимания расширению доступа к недорогим, открытым и безопасным широкополосным соединениям и цифровой инфраструктуре, продвижение цифровой грамотности и навыков, развитие цифрового предпринимательства и создание рабочих мест, а также развитие таких областей, как электронное правительство (e-Government) и электронное образование (e-Education);
- поддержка межрегионального и внутрирегионального сотрудничества для наращивания потенциала и повышения качества образования, высшего образования и профессионального образования, а также обучения, способствование синергии между системами образования и рынком труда, а также цифровым образованием.
В то же время как старая, так и новая стратегии Евросоюза нацелены, в основном, на стимулирование и оказание странам ЦА большей частью технического содействия для разработки и принятия ими самими соответствующих стратегий и долгосрочных программ развития. Это должно повышать заинтересованность и ответственность самих стран, в том числе органов госуправления, а также частных структур в проведении в стране необходимых реформ, способствующих ускоренному развитию.
Юрий Кутбитдинов
Экономическое обозрение №5 (233) 2019
Оставить комментарий